Автор: Куликова Наталья Сергеевна Место работы: ГОУ гимназия № 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Должность: учитель истории, краеведения, обществознания Образование: РГПУ им. А. И. Герцена, выпуск 2004 г., магистр образования по направлению «Социально-экономические знания» Персональный сайт: https://www.new-teacher.ru/
Конспект урока по Обществознанию, 6 класс
Урок № 2.
Тема урока: Человек родился.
План урока:
Проверка домашнего задания.
Мотивация.
Отличия человека от животного.
Наследственность. Можно ли влиять на наследственность.
Зачем мы рождаемся?
Выводы, закрепление материала.
Домашнее задание.
Оборудование урока:
учебник
наглядность
Дидактические единицы:
наследственность
человек – биологическое и социальное существо
Домашнее задание:
§1
с. 15 в. 1,2 (у)
выучить термины
ПРТ § 1,5,8 (п), 6, 9 (по желанию)
Источники:
https://oboi.kards.qip.ru/list/download/72267/1280×1024/gorilla.htm
https://nnm.ru/blogs/barbas/neandertalcy_umnee_chem_schitalos/
Конспект урока № 2.
Модуль, пункт плана | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Проверка домашнего задания.
| ? Что такое общество? ? Что такое обществознание? ? Какие дисциплины изучают общество и процессы в нем? ? Для чего надо изучать Обществознание? |
|
2 | Мотивация.
| На доске иллюстрации – обезьяна, горилла, первобытный человек, современный человек. ? На каких картинках изображен человек? Как вы это определили? | ЗАПИСЬ: Человек родился. |
3 | Отличия человека от животного. | ? Попробуйте дать ответ на вопрос «Что такое человек?» Существует легенда, согласно которой Диоген Синопский, на определение древнегреческого философа Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», общипал курицу и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с широкими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». В Википедии дается такое определение: «Человек разумный (лат. Homo sapiens) (в биологии) — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время.» С одной стороны, человек – животное, биологическое существо. ? Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе? ? Но все это признаки животного. А что же отличает нас от животных? Отличия человека от животного: * владеет речью (неоднозначное отличие, дельфины, например, тоже разговаривают)
Но есть еще самое главное отличие!!! Прочитать текст «Волчонок Балу» из методички с. 24. ? Этот найденный мальчик человек или волк? Свое мнение обоснуйте. ? Почему дети-маугли не становятся людьми? Что нужно ребенку, чтобы он развивался как человек? Человек может стать человеком ТОЛЬКО в человеческом обществе!!!!!
| Рождается, растет, стареет, умирает, дышит, необходимы пища, тепло, вода и т.д. Схема в учебнике с. 10 ЗАПИСЬ: схема — переписать в тетрадь ЗАПИСЬ: Человек становится человеком ТОЛЬКО в человеческом обществе. |
4 | Наследственность. Можно ли влиять на наследственность.
| ? На кого в семье вы похожи? ? Почему о родственниках часто говорят «похожи как две капли воды»? Если перед вами разложить фотографии малышей и их родителей, то вы без труда определите, где, чей ребенок. Почему? Все дело в НАСЛЕДСТВЕННОСТИ — способности организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. А наследственность – это биологический признак или нет? ? А можно ли повлиять на наследственность? Ученые, изучающие близнецов, провели многолетние исследования, и пришли к такому выводу. Двое одинаковый близнецов, живя в разных условиях, развиваются по-разному и даже часто начинают друг от друга отличаться. Наследуемые людьми биологические признаки отличают их от представителей всех других живых организмов. ? А передаются ли по наследству такие качества: вежливость, уважение к старшим, законопослушность, патриотизм? Нет, это уже социальные качества человека. Этому человек должен учиться! ? Прокомментируйте такое высказывание: «Человек, родившийся среди себе подобных, должен научиться быть человеком». Здание: прочесть текст в учебнике — с.13, последний абзац-с.14. ? Можно ли сказать, что Ольга Ивановна Скороходова родилась дважды? Своё мнение аргументируйте. | Они будут похожи. ЗАПИСЬ: Наследственность — способность организмов передавать свои признаки потомству. Читают текст в учебнике — с.13, последний абзац-с.14.
|
5 | Зачем мы рождаемся?
| ? Для чего мы рождаемся? ? Какой смысл в нашей жизни? Прочтите высказывания писателей М.М.Пришвина, А. де Сент-Экзюпери, Л.Н.Толстого. ? Как вы понимаете их слова? ? Какая ответственность лежит на человеке? | Читать учебник с. 11, абзацы 2-3 |
6 | Вывод, закрепление материала. | ? Какой вывод мы сделаем в конце нашей беседы? Человек – это существо как биологическое, так и социальное. Чтобы стать человеком, не достаточно просто родиться. Рождение человека происходит в процессе его воспитания и обучения, жизни среди людей. Человек рождается не для зла, горя, безделья и лжи. Человек рождается для труда, любви, радости и подвига. | ЗАПИСЬ: Человек – существо биологическое и социальное (общественное). |
7 | Домашнее задание.
|
|
|