Интегрированный урок «Государственный строй современной России».
Предметы: история, обществознание.
Цель: дать учащимся знания о политической системе Российской Федерации, формировать у них ценностные ориентиры.
Оборудование: учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 класс» под ред. Л.В. Полякова., компьютер, мультимедийный проектор, презентация (приложение I), Конституция РФ.
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме «Особенности русской политической культуры»
Устный опрос (вопросы 1, 2 на стр. 220; письменное задание № 4 на стр. 222, взаимопроверка выполнения письменного задания)
Переход к новой теме.
Каждая стана имеет свой особенный путь развития, что отражается на ее политической культуре и политической системе. Но в процессе глобализации начинает вырабатываться общий набор элементов, которые влияют на политические процессы в любой стране. При этом они будут немного отличаться. Не является исключением и наша страна, которая своеобразным образом пришла к установлению основ демократии.
Задача урока: выяснить особенности государственного строя в России.
Изучение новой темы.
План урока:
Особенности политической системы РФ.
Основные полномочия Президента РФ.
Российский парламент.
Особенности политической системы РФ.
Рассказ учителя об элементах составляющих политическую систему (в рамках учебника на стр. 223)
— Ознакомьтесь со ст. 1 Конституции РФ.
— Какое территориальное устройство в нашем государстве? (федеративное) Что это значит? (Россия состоит из автономных субъектов, власть которых избирается местным населением). Особенность Российской Федерации в том, что она, как государство была образована не с помощью договора, заключенного между ранее существовавшими государствами (как США), а в результате принятия Основного закона. Поэтому такая федерация называется конституционной.
— Какой государственный строй установлен Конституцией РФ? (президентско-парламентская республика)
Сегодня вы начнете заполнение схемы «Политическая система РФ», которую закончим на следующем уроке:
2. Основные полномочия президента.
Президент – глава государства, «является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» (ст. 80 Конституции РФ). Глава государства обладает полномочиями, позволяющими обеспечивать единство в действиях трех ветвей власти.
Учитель рассказывает о полномочиях президента в рамках учебника, учащиеся заполняют схему.
3. Российский парламент.
Какая форма правления, согласно ст. 1 в нашей стране? (демократия)
Форма демократического правления зародилась на Руси очень давно, еще в X – XI вв. в Новгородской республике существовало народное собрание – вече, принимавшее общим голосование важнейшие дела, назначавшее и смещавшее князе. После объединения Московского государства о демократии на долго забыли, и лишь к ХХ веку будет сделана попытка введения Государственной Думы, история которой очень интересна:
Доклад наиболее подготовленного учащегося, сопровождающийся презентацией (Приложение I).
(слайд 2) 17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями. По новому указу, регламентирующему выборы в Думу все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Не участвовали в голосовании женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий; каждое сословие имело свои нормы представительства. Выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.
(слайд 3) Первое заседание I Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. «Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян». Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые.
В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы, поэтому не были в ней представлены.
Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Она просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. За время работы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.
(слайд 4) Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. Народ прозвал ее «Дума народных надежд».
(слайд 5) В начале 1907 года были проведены выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин.
Вскоре представился повод для ее разгона. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев. Народ прозвал ее «Обреченная» Дума.
(слайд 6) Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. Состояла в основном из сторонников монархии и правительства. Из 442 депутатов, было 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока — III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Однако получила прозвище «Дума недостаточной достаточности».
(слайд 7) 15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны она стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко. А народная молва прозвала ее «Парадокс истории».
Вопрос учителя: Почему первые Думы получили такие названия? (слайд 8)
В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члены Политбюро.
После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе (слайд 9).
Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы (слайд 10).
Откройте Конституцию РФ прочитайте статью 103, п. учебника на стр. 226 – 227 «Устройство российского парламента». Заполните в схеме колонку «Законодательная власть».
Закрепление пройденного материала.
Почему государственный строй в Российской Федерации называется «президентско-парламенсткая республика»?
Домашняя работа.
Прочитать текст учебника на стр. 223 – 227, ответить на вопросы 1 – 3.
Источники:
Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 класс» под ред. Л.В. Полякова.. М.: Просвещение – 2007;
Поляков Л.В., Иоффе А.Н. Обществознание: глобальный мир в XXI веке. 11 класс: Методическое пособие. — М. : Просвещение, 2008;
https://nsportal.ru/vuz/istoricheskie/razvitie-parlamentarizma-v-rossii;
https://ru.wikipedia.org/wiki.