Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Моторская средняя школа
Конспект урока по обществознанию
«Государство»
6 класс
подготовила
учитель истории и обществознания
Немкова Вера Николаевна
Моторское 2014
Технология Словесно- диалектическое обучение (СДО)
Тема: «Государство» (Урок изучения нового материала).
Цели урока:
Образовательно-развивающие:
1.1 Усвоение новых понятий: монархия, республика, суверенитет.
1.2 Применение опорных понятий: государство (демократическое, недемократическое, суверенное, светское, монархия, республика), признаки: единая территория, суверенитет, аппарат управления, законы, гражданство, налоги, задачи государства (внутренние и внешние), город-полис
1.3. Овладение универсальными учебными умениями: оперировать понятиями: определять понятия, формулировать вопросы понятия, вопросы суждения, суждения на сравнение, формулировать умозаключения
1.4. Овладение специальными умениями: распознавать виды государств по форме правления, по взаимоотношению народа и власти (по политическому режиму),
Воспитательная:
Формирование мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее – единичное, явление- сущность.
Оборудование:
раздаточный материал (карточки №1, №2, №3),
Заявка на оценку:
«5» более17
«4»13-16 баллов
«3» -9- 12 баллов
Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся | |
I. | Оргмомент. |
|
|
I. | Оргмомент. |
|
|
1.1.
| Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1,2, 6, письменных принадлежностей) — От Вас, ребята, на уроке требуются знания и активность. | 1 мин |
|
1.2.
| Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора) — За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов. — Баллы будете проставлять в тетради на полях. Желаю всем удачи! | 1мин сек. |
|
II | Изучение нового материала |
|
|
2.1 | Задание: Прочитать текст с. 101-103: причины и время возникновения государства. Используя (к-6) составить 5 вопросов- суждений, ответ дайте в форме умозаключения. | 12 мин.
По 2 б- за каждый вопрос- суждения По 3б — за умозаключение | Вопрос. 1.Чем объяснить, что государство как важнейший институт общества появилось 5-6 тысяч лет назад? Ответ: Первые государства появляются тогда, когда появляется неравенство. Государство призвано обеспечить правопорядок и организовать жизнь людей. Следовательно, государство появилось для обеспечения правопорядка, и организовать жизнь людей. Вопрос. 2.Как доказать, что государство призвано обеспечить правопорядок? Ответ: Государство обеспечивает правопорядок на всей территории и охраняет жизнь людей внутри страны и за ее пределами.. Государство создает специальные органы, которые помогают решать разные вопросы: суды разбирают правовые конфликты, армия защищает от нападения врагов, министерства занимаются хозяйственными проблемами. Таким образом, государство посредством специальных органов обеспечивает правопорядок и организует жизнь людей. Вопрос. 3.В каком случае государство становится суверенным? Ответ. Все зависимые государства с оружием в руках борются за свою свободу. Объединившись вместе, люди на общем собрании создают новые органы власти, провозглашают суверенитет. Таким образом, все освободившиеся государства, избравшие свои органы власти, и провозгласившие национальную независимость становятся суверенными. Вопрос. 4.Почему первыми суверенными государствами считают всемирно известные города Венецию и Флоренцию? Ответ. Первыми суверенными государствами были города- государства Северной Италии в 15-16 в т.к. были самоуправляющимися общинами Флоренция и Венеция города государства северной Италии в 15- 16 веках, в которых впервые самоуправление Следовательно, Венеция и Флоренция первые суверенные государства.
|
2.2. | Задание к тексту: прочитать текст учебника (с. 103). Сравнить демократическое и недемократическое государство и найти общее и особенное ( работу выполнить письменно, при ответе использовать К-3, ) Индивидуальный труд
Самооценка | 8 мин
1б — за сравнение 1б — за каждую выделенную особенность
5б | Как демократические, так и недемократические государства являются государствами. По сравнению с демократическим государством, в котором народ участвует в управлении им, принимает важнейшие решения, может критиковать действия властей, контролировать их. В недемократическом власть находится в руках одного человека или группы людей, народ отстранен от участия в осуществлении власти, правительство может не считаться с его интересами. |
2.3
| 1.Давайте вернемся к названию темы нашего урока.
Задание: сформулируйте вопрос-понятие к названию темы, (карточка №1).
2.Вспомните структуру содержания понятия.
На доске Понятие = родовой признак + видовые признаки.
3.— Назовите в определении государство родовой признак. 4.- Назовите видовые признаки государства. 5. Самооценка:
| 5 мин
4б – по 1 за каждый
|
Вопрос. Что называется государством?
Ответ. Государство- организация верховной власти стоящей над обществом, систему учреждений, обладающую верховной властью на определенной территории.
— Родовой признак: государство- организация верховной власти — Видовые признаки: обладающая верховной властью на определенной территории.
|
2.4 | Задание: Прочитайте текст на с. 105-106. Выпишите признаки государства в тетрадь.
а) индивидуальный труд б) самопроверка в) самооценка
| 6 мин
0,5б
4б | Признаки государства: Единая территория Суверенитет Аппарат управления Налоги Законы Гражданство Атрибуты государства
|
2.5 | Задание: прочитайте текст с. 103- 104. 1.Найдите виды государств и определите основания деления. 2. Составьте 2 вопроса понятия (к-1), к видам государства. 3. Запишите определения в тетрадь.
а) индивидуальный труд б) фронтальная проверка в) самооценка
4. Учитель: в учебнике вы прочитали, что большинство современных государств являются республиками. Как доказать, что Россия является республикой? | 8 мин
2б 4б 6б
3б | Виды государств: монархия и республика. Основания деления: по способу получения власти Вопрос. Что называется монархией? Ответ. Во главе государства стоит король или царь и его власть передается по наследству. Вопрос. Что считается республикой? Ответ. При республике верховную власть осуществляют органы, которые избираются народом на определенный срок.
Государство, в котором определенный срок правят выборные органы власти, считается республикой. Россия является государством, в котором определенный срок правят выборные органы власти, следовательно, Россия — республика
|
III
|
Итог урока. Оценка за урок. Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.
|
|
|
Список используемой литературы :
1. Кравченко А.И., Певцовой Е.А.Обществознание. Учебник для 6 класса.- «Русское слово»., 2012.