Конспект урока по Обществознанию «Как человек оценивает себя и других» 5 класс

ФИО Афанасьева Римма Ахатовна

Место работы МКОУ «Унъюганская СОШ 1» с. п. Унъюган

Учитель обществознания



Конспект урока по обществознанию в 5 классе

Тема: Как человек оценивает себя и других

Цели:

. Самовоспитание.

Представление о добре и зле для оценки и самооценки

  • Познакомить учащихся с самооценкой и её разновидностями: самоуважение и самоуничижение

  • Формировать умение самостоятельно оценивать себя и свои поступки.

  • формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

  • Способствовать развитию познавательных интересов.

Оборудование:

  • Презентация к уроку «Как человек оценивает себя и других».

  • Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.

Оформление доски:

Тема: «Как человек оценивает себя и других».

План урока:

1. Как мы оцениваем себя и других.
2. Понятие самооценки.

Словарь: Самооценка. Мораль. Способности.

Задачи урока

1) Образовательные:

  • Закрепить знания об интересах человека и их видах;

  • Узнать, что человек существует в оценках других людей и в оценке самого себя;

  • доказать, в жизни важно опираться на нормы морали.

2) Развивающие:

  • развитие способности к исследовательскому типу мышления;

  • развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;

  • умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;

  • формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;

  • развивать умение использовать ИКТ.

3) Воспитательная:

  • активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе;

  • учить соизмерять свои потребности с возможностями.


В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия, выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.





Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные

Метапредметные

Как человек оценивает себя и других


регулятивные

коммуникативные

познавательные

личностные

Обучающие смогут: объяснить значение понятия самооценка и какой она бывает, способности и мораль.

Обучающие смогут: с помощью схемы объяснить смысл понятия «самооценка»

Обучающиеся смогут оценить себя в соотношении с другими людьми, при этом критически и объективно относится к себе

Обучающие смогут объяснить, как влияют моральные нормы, представления о добре и зле на собственную оценку и оценку других людей.


ХОД УРОКА

№ 
п/п

Название этапа урока

Содержание этапа

Вспомогательный материал

1.

Организационный момент

Добрый день, прошу садиться

Мы сейчас начнем учиться!

 Я надеюсь, что у вас

Настроенье – просто класс!

( смайлы на парте у каждого)

Если это так – поднимай скорее знак

Смайл с улыбкой вижу я

Все в порядке у тебя!

Если равнодушен ты –

Знак с полоской подними

Буду я настороже

Все внимание тебе!

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!

Слайд № 1

2

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний по предыдущей теме урока

Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока.

— Что такое интерес? ( Осознанная потребность в чем либо, или в ком-либо.)

— Какие бывают интересы? (Деловыми, корыстными.) (эмоциональными, бескорыстными).

— Как интересы проявляются в деятельности людей? (Интересы пробуждают наши чувства, мысли, желания. Они организуют нашу деятельность. Отсутствие интересов делает нашу жизнь скучной, неинтересной и бессодержательной. Скука ведет к одиночеству.)

У каждого человека существует своя иерархия интересов. А что такое иерархия?

(иерархия – последовательное расположение частей (элементов) от низшего к высшему, от неглавного к главному.

Так же я вам задавала составить свою иерархию интересов на сегодняшний день. Давайте послушаем некоторых из вас.





Слайд № 2



Слайд № 3


Слайд №4


2.

Сообщение темы урока

I. Скажите мне, а смогут ли одноклассники, учителя, и просто знакомые , узнав наши интересы оценить нас?….Конечно!….А вы сможете оценить себя?……Правильно!…

Ребята, тема нашего сегодняш­него урока — «Как человек оценивает себя и других».

Откроем тетради, напишем число и тему нашего сегодняшнего урока.

Дискуссия: «Как мы оцениваем других людей?»

Совершенно верно. Мы оцениваем людей автоматически. Даже для того чтобы сделать какие-то действия, например чтобы поставить стакан с водой, мы сначала думаем, как его надо держать, чтобы не пролить, холодная или горячая вода, смотрят ли на меня взрослые при этом, культурно ли я выгляжу. И чем дольше живет человек, тем больше нам приходится совершать оцениваний. Наша жизнь в обществе пронизана миллионами оценок – вы оцениваете себя и других, другие оценивают вас и по результатам своего оценивания строят с вами соответствующие отношения….например, если вас оценили как болтуна, знайте, что вам мало кто будет доверять свои тайны.


Слайд № 5






















3.

Работа с учебником

Работа над новой темой


II. а как вы думаете, Нужно ли знать себя? Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

— Что лучше: переоценить или недооценить себя?

— Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «са­моиспытание»?

— Как вы думаете, знаете вы себя?

(Дети высказывают свои предположения.)

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче об­щаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индиви­дуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

— Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

(Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.)

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

— А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

(Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.)

— Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают. Вот то, что вы сейчас проделали – называется самооценкой.

Давайте запишем в тетради понятие самооценка – Самооценка это – оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей.

Самооценка бывает заниженной и завышенной. — Как вы думаете, как можно объяснить завышенная самооценка?……(преувеличение, своих возможностей).

— А заниженная? (неуверенный человек принижает свои способности, хотя у него для этого есть все задатки).









Слайд № 6


СЛАЙД №7




































СЛАЙД №8

4.

Продолжение работы над новой темой

Работа в учебниках и в тетрадях.

III. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

— Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку.

Самооценка — это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, само­уверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уве­ренно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоин­ство и жить в ладу с самим собой.

Если есть за что вас похвалить (способности, успехи)это состояние называется самоуважением. А если, напротов, вы находите в себе множество недостатков, это называется- самоуничтожением.

— Давайте с вами прочитаем об этом в учебнике на стр.29

IV. Тест «Самооценка»

Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих лис­точках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше распо­ложить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисо­ваны в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует пра­вильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для даль­нейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

 СЛАЙД №9

5.

Физическая пауза



Ау кого вызвал интерес проведенная на прошлом уроке физкультминутка?….а хотите ее снова повторить?

Под осенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой
Посмотри перед собой.

 СЛАЙД №10

6.

Работа над новой темой

Продолжим с вами урок. А как вы оцениваете свои поступки?….Например, если вы сделали

что-то не так, плохо…или, наоборот, предложили кому-то свою помощь Так вот, взрослея, человек все больше оценивает свои поступки с точки зрения – морали.

Давайте запишем что такое мораль. Мораль это – принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлении о добре и зле….

Не будь моральных норм, мы бы зависели только от мнения окружающих. К примеру, ваш друг назвал вас предателем, но у вас были на то причины., так как вы посчитали что его поступок был нарушен с честью и достоинством. И как быть?…Важно в жизни опираться на нормы морали «Не укради», «Не лги» «Не убий», «Относитесь к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.

СЛАЙД №11


Обобщение по новой теме

Так скажите мне. Как вы понимаете фразу, «Человек существует в оценке других людей?»

А можете объяснить смысл понятия самооценка?…





Домашнее задание

§4 Ответить на вопросы. 1-3.

Практикум под цифрой 1.

 СЛАЙД №,12,13

10.

Итог урока

Подведение итогов (рефлексия)


Подведем итоги урока

— Была ли вам интересна тема познания себя?

— Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

— Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

— Что нового узнали вы сегодня о себе?

— Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

— Понравился ли вам урок?

Примерные ответы детей:

Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

— Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

— Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

— Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

— Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.


Запись домашнего задания в тетради и дневниках

Используемая литература:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебное пособие для 5 кл. – М.: Русское слово, 2009.

  2. Поурочные разработки по обществознанию. 5класс. К УМК А.И. Кравченко. ФГОС» (Сорокина Е.Н.) 

Свежие документы:  Конспект урока по СБО "Культура поведения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: