ФИО Афанасьева Римма Ахатовна
Место работы МКОУ «Унъюганская СОШ №1» с. п. Унъюган
Учитель обществознания
Конспект урока по обществознанию в 5 классе
Тема: Как человек оценивает себя и других
Цели:
. Самовоспитание.
Представление о добре и зле для оценки и самооценки
Познакомить учащихся с самооценкой и её разновидностями: самоуважение и самоуничижение
Формировать умение самостоятельно оценивать себя и свои поступки.
формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Способствовать развитию познавательных интересов.
Оборудование:
Презентация к уроку «Как человек оценивает себя и других».
Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.
Оформление доски:
Тема: «Как человек оценивает себя и других».
План урока:
1. Как мы оцениваем себя и других.
2. Понятие самооценки.
Словарь: Самооценка. Мораль. Способности.
Задачи урока
1) Образовательные:
Закрепить знания об интересах человека и их видах;
Узнать, что человек существует в оценках других людей и в оценке самого себя;
доказать, в жизни важно опираться на нормы морали.
2) Развивающие:
развитие способности к исследовательскому типу мышления;
развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;
умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;
формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;
развивать умение использовать ИКТ.
3) Воспитательная:
активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе;
учить соизмерять свои потребности с возможностями.
В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия, выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.
Предметные | Метапредметные | |||
Как человек оценивает себя и других
| регулятивные | коммуникативные | познавательные | личностные |
Обучающие смогут: объяснить значение понятия самооценка и какой она бывает, способности и мораль. | Обучающие смогут: с помощью схемы объяснить смысл понятия «самооценка» | Обучающиеся смогут оценить себя в соотношении с другими людьми, при этом критически и объективно относится к себе | Обучающие смогут объяснить, как влияют моральные нормы, представления о добре и зле на собственную оценку и оценку других людей. |
ХОД УРОКА
Название этапа урока | Содержание этапа | Вспомогательный материал | |
1. | Организационный момент | Добрый день, прошу садиться Мы сейчас начнем учиться! Я надеюсь, что у вас Настроенье – просто класс! ( смайлы на парте у каждого) Если это так – поднимай скорее знак Смайл с улыбкой вижу я Все в порядке у тебя! Если равнодушен ты – Знак с полоской подними Буду я настороже Все внимание тебе! Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте! | Слайд № 1 |
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока | Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока. — Что такое интерес? ( Осознанная потребность в чем либо, или в ком-либо.) — Какие бывают интересы? (Деловыми, корыстными.) (эмоциональными, бескорыстными). — Как интересы проявляются в деятельности людей? (Интересы пробуждают наши чувства, мысли, желания. Они организуют нашу деятельность. Отсутствие интересов делает нашу жизнь скучной, неинтересной и бессодержательной. Скука ведет к одиночеству.) У каждого человека существует своя иерархия интересов. А что такое иерархия? (иерархия – последовательное расположение частей (элементов) от низшего к высшему, от неглавного к главному. Так же я вам задавала составить свою иерархию интересов на сегодняшний день. Давайте послушаем некоторых из вас.
|
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд №4
|
2. | Сообщение темы урока | I. Скажите мне, а смогут ли одноклассники, учителя, и просто знакомые , узнав наши интересы оценить нас?….Конечно!….А вы сможете оценить себя?……Правильно!… Ребята, тема нашего сегодняшнего урока — «Как человек оценивает себя и других». Откроем тетради, напишем число и тему нашего сегодняшнего урока. Дискуссия: «Как мы оцениваем других людей?» Совершенно верно. Мы оцениваем людей автоматически. Даже для того чтобы сделать какие-то действия, например чтобы поставить стакан с водой, мы сначала думаем, как его надо держать, чтобы не пролить, холодная или горячая вода, смотрят ли на меня взрослые при этом, культурно ли я выгляжу. И чем дольше живет человек, тем больше нам приходится совершать оцениваний. Наша жизнь в обществе пронизана миллионами оценок – вы оцениваете себя и других, другие оценивают вас и по результатам своего оценивания строят с вами соответствующие отношения….например, если вас оценили как болтуна, знайте, что вам мало кто будет доверять свои тайны. |
Слайд № 5
|
3. | Работа с учебником Работа над новой темой
| II. а как вы думаете, Нужно ли знать себя? Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?» Начнем нашу беседу с ответов на вопросы. — Что лучше: переоценить или недооценить себя? — Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»? — Как вы думаете, знаете вы себя? (Дети высказывают свои предположения.) Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым. Игра в группах «Кто я? Какой я?» — Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.) А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ. Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут). — А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу? (Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.) — Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя? Дети отвечают. Вот то, что вы сейчас проделали – называется самооценкой. Давайте запишем в тетради понятие самооценка – Самооценка это – оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей. Самооценка бывает заниженной и завышенной. — Как вы думаете, как можно объяснить завышенная самооценка?……(преувеличение, своих возможностей). — А заниженная? (неуверенный человек принижает свои способности, хотя у него для этого есть все задатки). |
Слайд № 6
СЛАЙД №7
СЛАЙД №8 |
4. | Продолжение работы над новой темой Работа в учебниках и в тетрадях. | III. Мини-лекция «Что такое самооценка?» — Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка — это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе. Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца. И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих. Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой. Если есть за что вас похвалить (способности, успехи)это состояние называется самоуважением. А если, напротов, вы находите в себе множество недостатков, это называется- самоуничтожением. — Давайте с вами прочитаем об этом в учебнике на стр.29 IV. Тест «Самооценка» — Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя. Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе. Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания. А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку. Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. | СЛАЙД №9 |
5. | Физическая пауза
| Ау кого вызвал интерес проведенная на прошлом уроке физкультминутка?….а хотите ее снова повторить? Под осенние напевы | СЛАЙД №10 |
6. | Работа над новой темой | Продолжим с вами урок. А как вы оцениваете свои поступки?….Например, если вы сделали что-то не так, плохо…или, наоборот, предложили кому-то свою помощь Так вот, взрослея, человек все больше оценивает свои поступки с точки зрения – морали. Давайте запишем что такое мораль. Мораль это – принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлении о добре и зле…. Не будь моральных норм, мы бы зависели только от мнения окружающих. К примеру, ваш друг назвал вас предателем, но у вас были на то причины., так как вы посчитали что его поступок был нарушен с честью и достоинством. И как быть?…Важно в жизни опираться на нормы морали «Не укради», «Не лги» «Не убий», «Относитесь к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе. | СЛАЙД №11 |
| Обобщение по новой теме | Так скажите мне. Как вы понимаете фразу, «Человек существует в оценке других людей?» А можете объяснить смысл понятия самооценка?… |
|
| Домашнее задание | §4 Ответить на вопросы. 1-3. Практикум под цифрой 1. | СЛАЙД №,12,13 |
10. | Итог урока Подведение итогов (рефлексия)
| — Подведем итоги урока — Была ли вам интересна тема познания себя? — Что вы узнали о различных вариантах самооценки? — Как может верная самооценка помочь человеку в жизни? — Что нового узнали вы сегодня о себе? — Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой? — Понравился ли вам урок? Примерные ответы детей: — Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере. — Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется. — Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. — Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы. — Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.
| Запись домашнего задания в тетради и дневниках |
Используемая литература:
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебное пособие для 5 кл. – М.: Русское слово, 2009.
Поурочные разработки по обществознанию. 5класс. К УМК А.И. Кравченко. ФГОС» (Сорокина Е.Н.)