Урок на тему: «Международное гуманитарное право как источник праворегулирования»
Автор: учитель истории и обществознания
МАОУ-СОШ №11 им. В.В. Рассохина
г. Армавир Краснодарский край
Целевая аудитория — учащиеся 9-11 классов
Форма урока: Изучение проблемы с опорой на знания учащихся и коллективный поиск решения. Подготовка к ЕГЭ.
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Международное гуманитарное право как источник праворегулирования».
Развивать умения учащихся работать с неадаптированными текстами, анализировать общественные явления и процессы с различных позиций, вырабатывать коммуникативные умения.
Способствовать развитию и укреплению гражданских и патриотических позиций учащихся, формировать толерантность.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок на основе методики аналитического мышления.
Формы работы: фронтальная, дифференцированная групповая.
Методы работы:
словесные: рассказ, беседа; решение познавательных задач; работа с первоисточником; метод учебной дискуссии; создание эмоционально – нравственных ситуаций.
Основные понятия темы:
Международное гуманитарное право, жертвы войны.
Термины: вооруженный конфликт, военные преступления.
Оборудование:
Конституция РФ, федеральные законы РФ (выдержки), инструктивная карта, аналитические таблицы.
Ход урока
1.Орг. Момент: Знакомство с классом, приветствие учащихся. Деление класса на группы (политики, социологи, журналисты).
— Здравствуйте! Меня зовут Инна Владимировна. Сегодня нам предстоит провести урок обществознания. И для начала предлагаю вам поделиться на группы. Наименования групп перед вами. Прошу!
— Вы — молодые, креативные люди, находитесь сегодня на пороге выбора. Чем заниматься? Куда пойти? Какой путь выбрать? Перед вами огромные трудности и перспективы. И, как я полагаю, вы неспроста выбрали для себя определенную группу. Думаю, сегодня у вас появится возможность продемонстрировать свои знания и мировоззрения.
2.Актуализация опорных знаний:
-Предлагаю вам ответить на вопрос. Что для вас современный мир и, каким он должен быть? (ответы учащихся)
— Мир без войны, мир благополучия и радости. Не утопия ли это? (ответы учащихся)
— Что может помешать нам построить «рай на Земле»? (ответы учащихся).
— Глобальные проблемы, войны и т.д.
— Можно ли регулировать этот механизм? Если да, то, каким способом?(ответы учащихся)
Тема нашего урока «Международное гуманитарное право как источник праворегулирования».
Какова наша миссия на урок? (уч-ся формулируют цель урока и задачи)
— Россия – мощное государство. 20 век вошел в мировую историю под красным флагом. Кровавые войны, локальные конфликты, терроризм, дискриминация… Политики и дипломаты всех стран пытаются решать эти проблемы. Попробуем и мы.
3. Новый материал:
ВОВ завершилась давно, а кровь проливается по сей день. Яркий пример тому «Украинский конфликт». Что вам о нем известно? (ответы уч-ся)
Прежде чем мы приступим к основной работе, обратите внимание на фронт работы в группах:
Политики – предложите в процессе урока пути разрешения конфликта, найдите выход из ситуации, охарактеризуйте её. Вам в помощь источники МГП.
Социологи – выясните причины конфронтации, решите социологические задачи, представьте значение конфликта для мирного населения, предположите результаты борьбы.
Журналисты – выясните причины конфликта, определите предполагаемых зачинщиков, проведите собственное расследование на базе имеющегося материала (газетные статьи, реальные факты, видеосюжеты).
— Предлагаю вам посмотреть видеоролик. В процессе просмотра попытайтесь решить поставленные перед вами задачи. Фиксируйте полученные данные в таблице. Демонстрация видеоролика
№ | Проблема | Анализ и решение проблемы |
1 | Нормы и источники, регулирующие гуманитарное право? |
|
2 | Методы решения конфликта и актуальные способы дипломатии? |
|
3 | Инициаторы и провокаторы конфликта? |
|
4 | Лица, способные урегулировать конфликт? |
|
5 | Значение «Украинского конфликта» в рамках мирового политустройства? |
|
ВНИМАНИЕ! В процессе дискуссии опирайтесь на Закон. Будьте тверды в своей точке зрения. Ведите дипломатическую беседу. Давайте четкие аргументированные ответы. Постарайтесь убедить оппонента. |
№ | Проблема | Анализ и решение проблемы |
1 | Причины конфронтации?
|
|
2 | Трагедия и потери? (Культура, образование, нравственность, ценности, уровень жизни)
|
|
3 | Варианты переустройства общества? Что ожидает народ Украины?
|
|
4 | Дети и война? Жертвы войны?
|
|
5 | Значение «Украинского конфликта» для общества в целом? |
|
ВНИМАНИЕ! В дискуссии принимайте активное участие. Вы – защитники народа. Задавайте интересующие вас вопросы политикам и журналистам, чтобы решить свои. | ||
| ||
ЖУРНАЛИСТЫ | ||
№ | Проблема | Анализ и решение проблемы |
1 | Кто инициатор конфликта?
|
|
2 | История войн и конфликтов? (Примеры: революция 1917г., Косовский конфликт и др.) |
|
3 | Что говорят масс-медия?
|
|
4 | Факты и мнения? Почему несоблюдается Женевская Конвенция? Как быть? |
|
5 | Кто несет ответственность? Как восстановить справедливость? |
|
ВНИМАНИЕ! Проанализируйте данные СМИ о событиях в Украине. Опирайтесь на факты. Приведите примеры и итоги локальных войн. Ведите беседу настойчиво. Пусть политики ответят на ваши вопросы. |
— Приступим к обсуждению.
Вы увидели, что мнения в отношении событий, происходящих в Украине, разнятся. Как соблюдается МГП? Как урегулировать конфликт? Кто виноват? Чем чреваты военные действия? Что дальше будет? Кто в ответе? Нам предстоит найти ответы на эти вопросы. Предлагаю начать.
— Слово самым любопытным — группе журналистов…(идет дискуссия)
— Слово социологам…
— Слово политикам…
Работа дискуссионного клуба
4. Итог урока:
— Время обсуждения вышло. Давайте подведем итог.
1. Мы выяснили, что
Существует два противоборствующих лагеря.
В стране действует нелегитимная власть и наемники.
Закон не соблюдается.
Нормы МГП искажаются и несоблюдаются.
Есть жертвы.
Население деструктивно.
Уничтожаются памятники культуры.
2. Каковы пути решения конфликта с вашей точки зрения? (ответы уч-ся)
3. Как использовать изученный сегодня материал при сдаче ЕГЭ по обществознанию?
5. Домашнее задание: Составьте план по теме «Сущность международного права» по примеру задания ЕГЭ С8 – план. Помните, вам необходимо раскрыть не менее трех пунктов плана.
Автор: Бузан Инна Владимировна