Правительство г.Москвы
Московский комитет образования
Восточный Учебный Округ
Средняя Общеобразовательная Школа №1200
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИСКОГО ЯЗЫКА
111672 Москва, ул. Суздальская, 24Б Телефон-факс: 701-05-00
Конспект урока
по теме: Общение и его роль в жизни человека»
Урок дан
Учитель: Зобина Ольга Александровна
Цель: охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; в процессе изучения данной темы развивать качества, как внимательность, толерантность и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
Оборудование: на доске высказывания – « Через других мы становимся самими собой» Л.С. Выгодский, « Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» Л. Фейербах.
Ход занятия
1. Игра « На острове»
Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. По какой-то неизвестной причине ( ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит тёплая погода.
Из письма дяди вы узнаёте, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чём нужды. Но есть одно условие – вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им всё что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу.
Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?
После ответов ребят учитель называет тему и цель занятия.
2. Вопросы и задания.
1. Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор? Что значит общение с природой? Сделайте вывод о том, что мы понимаем под общением.
2. Для чего человек общается?
Все ответы учеником учитель кратко записывает на доске, затем систематизирует и обобщает высказанные идеи.
3. Как вы понимаете следующие высказывания которые даются на доске? Дополните теперь вывод о роли общения.
3. Игра «Общественная мнение»
Минисоциологический опрос «Общительный ли я человек?» Подведение итогов, кто в классе самый общительный.
4.Мини-практикум «Средства общения»
1. Ученики разбиваются на пары выполняют задание. Первые номера рассказывают вторым о своём увлечении, любимом занятии. Вторые номера должны внимательно следить за выражением лица, интонацией партнера, а затем описать то, что заметили.
Вторые номера рассказывают о своем увлечении, а первые стараются выполнить задание учителя. ( «Не смотрите в глаза, ведите себя так, кА будто вам скучно и неинтересно»). После этого вторые номера описывают, что мешало им общаться с партнером.
Задание: сформулировать правила, помогающие общению:
Интерес к человеку;
Уступчивость, тактичность;
Уважение другого человека, его взглядов, чувств, вкусов;
Доверие, вера в хорошее в человеке.
5. Игра: «Испорченный телефон».
Одна группа ребят выходит из класса, а другая придумывает текст из 4-5 предложений. Ученики из первой группы, по очереди заходят, первому зачитывают текст, он пересказывает содержание второму вошедшему, тот третьему и т.д. В конце то «сообщение», которое «дойдёт» до последнего участника, сравнивают с первоначальным текстом.
«Наблюдатели» анализируют, насколько сложно или просто общаться самым распространенным способом – вербально, т.е. с помощью устной речи.
6. Игра «Слепой – немой – глухой».
Предлагаем передать определённую информацию в разном порядке: немой-глухому и слепому; слепой – глухому и немому, глухой – слепому и немому.
По ходу игры ученики должны ответить на вопрос: какие средства общения могут использовать люди?.
6. Подведение итогов.
Рефлексия на занятие: что понравилось, что не понравилось, ваши предложения.
Литература:
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.: книга для учащихся. – М., 1991.
Безруких М. Я. Я и другие я, или Правила поведения для всех. – М., 1991.
Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? – М. 1991.
Дубровина И. В. Мы живём среди людей. Кодекс поведения. –М., 1989.