Конспект урока по Обществознанию «Политические партии и движения» 9 класс

МБОУ СОШ № 177

Куйбышевского района г.о. Самара









Конспект урока обществознания

в 9 классе

Выполнила

Дашкова Мария Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 177

Куйбышевского района г.о. Самара









г. Самара

2013

Конспект урока обществознания

учителя Дашковой Марии Николаевны



Тема: «Политические партии и движения»

Класс: 9

Продолжительность: 4 минут

Цель урока

Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока

образовательные:

  • рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических  партий;

  • изучить сущность и типологию партийных систем;

  • продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

  • закрепить умение ставить и формулировать проблему;

  • продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; 

  • способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

  • стимулировать мотив к поиску новых знаний; 

  • способствовать формированию толерантного мышления;

  • воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ и других СОТ.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:

  • компьютер

  • мультимедийная установка

  • интерактивная доска.


Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

Подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока.

Учитель: Британский премьер министр Уильям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем туда войти». Однако мы понимаем, что каждому из нас придётся войти в этот «лабиринт». Как же не заблудиться в нём? В греческом мифе Тезей смог пройти по запутанным переходам лабиринта с помощью нити Ариадны. Что же для нас сможет стать той нитью? Что даст нам возможность разобраться в калейдоскопе политических событий, партий, движений. Вот на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке. Тема нашего урока «Политические партии и движения» (Слайд 1).


  1. Проверка домашнего задания (7 мин.)

Фронтальный опрос

  1. Какую сферу общества мы изучаем? (политическую)

  2. Политика неотделима от власти. А что такое власть?

(власть – это влияние на основе закона и традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая)

  1. Какие разновидности государственной власти вы знаете?

(исполнительная, законодательная, судебная)

  1. В каком государстве мы живем? (Демократическое государство;

Федеративное государство. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. С республиканской формой правления).

  1. Назовите формы участия граждан в политической жизни общества.

(Выборы, референдум, обращение в органы власти, участие в общественных объединениях – политических партиях, движениях).

  1. Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы? (Это наша возможность влиять на формирование власти, мы выбираем депутатов Государственной Думы. а они принимают законы. по которым живёт страна. Мы выбираем Президента, а он руководит внешней политикой нашего государства. Значит прямые выборы — наше влияние на политику. Самое главное — референдум. На референдуме 12 декабря 1993 на всенародном голосовании по особенно важным вопросам, бала принята Конституция России! Выборы и референдум — наша основная возможность участвовать в политике).

  1. Изучение нового материала (16 мин.)

  1. Работа с таблицей

На ваших партах лежат листочки, на которых вы видите таблицу (Слайд 2). Пожалуйста, в первой колонке напишите то, что вы знаете о политических партиях и движениях. Во второй то, что вы хотели бы узнать. И третью колонку мы заполним в конце урока, в ней зафиксируем то, что мы узнали на уроке (время выполнения задания – 2 минуты).

Учащиеся зачитывают первую колонку и комментируют вторую колонку, называя основные пробелы в своих знаниях по теме «Политические партии и движения», и совместно с учителем составляют план урока (Слайд 3).

2. Работа в группах

Те ребята, кто выбрал красные жетоны, это группа 1; жёлтые – группа 2; зелёные – группа 3; синие – группа 4.

А сейчас внимание на экран.

1 группа: подумайте, какие ассоциации у вас возникают со словом «партия»? (Слайд 4 — 5).

2 группа: работа с термином «политическое движение».

Учащиеся выполняют задание «Понятийное колесо (Слайд 6 — 7).

3 – 4 группы работают с документом «Федеральный закон «Об общественных объединениях»».

3 группа: прокомментировать работу ребят из 1группы.

4 группа: прокомментировать работу 2группы с точки зрения закона.

В итоге представители 1-ой и 2-ой групп выполняют работу на интерактивной доске и комментируют свой ответ. Участники 3-ей и 4-ой групп комментируют правильность их ответов устно.

3. Работа в тетрадях

А теперь я попросила бы ребят из всех групп назвать основные отличия политических партий от движений, и заполнить таблицу в тетради (Слайд 8). Справиться с работой вам поможет материал учебника на странице 61.

Один из учащихся заполняет таблицу на интерактивной доске.

  1. Работа в парах. Заполнение таблицы. Взаимопроверка.

Учитель: В начале апреля 2012 года в России вступил в силу закон, упростивший процедуру регистрации политических партий. Он, в частности, предусматривает снижение в 80 раз — с 40 тысяч до 500 человек — минимального количества членов партии, необходимого для ее регистрации – и это естественно привело к увеличению количества партий с 11 до 44. Ребята, а какие партии вы знаете? (Ответ учащихся)

У вас на партах есть конверты с заданием №3, это же задание вы видите на экране. Ваша задача, работая в парах, заполнить таблицу (Слайд 9 – 10).


Политические партии РФ

Название

Лидер

Идеология

Год образо-

вания

Числен-

ность

КПРФ







Февраль

1993 г.

157 тысяч человек


Учащиеся выполняют задание, затем меняются таблицами с другими парами. Ответы на экране. Критерии оценки:

  1. ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

  1. Работа в тетрадях: принципы классификации политических партий.

Учитель: Я думаю, работая над таблицей, вы увидели, что все партии очень разные. А чем же они отличаются друг от друга? Посмотрите, пожалуйста, на экран и дополните схему. Учащиеся записывают принципы классификации политических партий в тетрадь (Слайд 11- 12).




IV. Закрепление изученного (8 мин.)

  1. Выполнение теста по теме «Политические партии и движения» (Приложение №6).

По окончании работы учащиеся занимаются самопроверкой теста и согласно критериям оценивают свои работы (Слайд 13).


  1. Подведение итогов (5 мин.)

Заполнение таблицы №1.

В начале урока мы с вами заполняли таблицу №1, где указывали, что мы уже знали, что хотели бы узнать, а теперь запишите, что нового вы узнали о политических партиях и движениях. Учащиеся, заполнив таблицу, зачитывают ее.

Вопросы на закрепление материала:

  1. Есть ли польза от политических партий? В чем она может проявляться?

  2. Чем политические партии отличаются от других объединений?

  3. Зачем создаются политические партии? Каковы их цели?

  4. В чем сущность оппозиционных партий?

VI. Домашнее задание. (Слайд 14) (3 мин.)

Оценка

Задание

3

( удовлетворительно)

1.Прочитать параграф 7.

2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7.

3. Записать в словарь определения «общественно – политические движения», «партия», «многопартийность», «оппозиция».

4

(хорошо)

1.Прочитать параграф 7.

2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7.

По выбору:

1.Кроссворд из 10 слов по теме «Политические партии и движения», используя учебник, параграф 7.

2. Составление синквейна со словами «партия» и «движения»

5

(отлично)

1.Прочитать параграф 7.

2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7.

По выбору:

1.Сделать презентацию по теме, раскрывающую деятельность одной из политической партии в РФ.

2.Написать эссе по теме «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Шоу).

2.Рассказать об одной партии согласно схеме «Классификации политических партий»


VII. Рефлексия (Слайд 15) (3 мин.)

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Как вы себя чувствовали на уроке?

  3. Какие трудности у вас возникли в ходе урока?


Использованные ресурсы

  1. Учительский портал

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев. Обществознание: учеб. кн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

  4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»















ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали









Приложение №2




Политические движения





Приложение №3


Отличия политических партий от других объединений.

Политические партии

Общественные объединения

и движения












Приложение №4


Политические партии РФ

Название

Лидер

Идеология

Год образо-

вания

Числен-

ность

КПРФ



Февраль 1993 г.

157 тысяч человек

ЛДПР





Март

1990 г.

146 тысяч человек

Справедливая Россия





Октябрь 2006 г.

500 тысяч человек

Единая

Россия





Декабрь 2001 г.

740 тысяч человек

Патриоты

России





Июль

2005 г.

83 тысячи человек



ЛИДЕРЫ:

  1. Жириновский В.В.

  2. Зюганов Г.А.

  3. Семигин Г.Ю.

  4. Медведев Д.А.

  5. Миронов С.М.

ИДЕОЛОГИИ:

  1. Последовательная и твёрдая защита законных интересов и прав всего российского народа и каждого гражданина. «Патриотизм выше политики!»

  2. Закрепить реальные права на достойно оплачиваемый труд и занятость, поднять уровень оплаты труда в 3 раза.

  3. Построение социализма: общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства.

  4. Участие граждан РФ в политической жизни общества и выражение их политической воли.

  5. Восстановление статус России как Великой Державы. Достойные условия жизни для всех


Приложение №5.

Ответы для проверки:

Политические партии РФ

Название

Лидер

Идеология

Год образо-

вания

Числен-

ность

КПРФ

2

3

Февраль

1993г.

157 тысяч человек

ЛДПР

1

5

Март 1990г.

146 тысяч человек

Справедливая Россия

5

2

Октябрь 2006 г.

500 тысяч человек

Единая

Россия

4

4

Декабрь 2001 г.

740 тысяч

Патриоты

России

3

1

Июль

2005 г.

83 тысячи человек

Приложение №6.

Тест по теме «Политические партии»

А1. Политическое объединение, которое характеризует обязательное участие в выборах:

  1. профсоюз

  2. политическая партия

  3. политический клуб

  4. общественно-политический союз

А2. Что является признаком, отличающим общественно-политическое движение от политической партии?

  1. пестрота социального состава

  2. стремление повлиять на власть

  3. участие в выборах

  4. четкая организованная структура

А3. Верно ли, что:

А) политическая партия объединяет всех недовольных существующим режимом;

Б) политические партии представляют разные идеологические направления?

  1. верно только А 

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения 

  4. оба суждения неверны

А4. В чем отображено многообразие политических мнений в нашей стране?

  1. в идее правового государства

  2. в светском характере государства

  3. в свободной рыночной экономике

  4. в многопартийности

А5. Политические партии и партийные блоки создаются только для того, чтобы эффективно провести избирательную кампанию

  1. да

  2. нет

А6. Партия, противостоящая правительству:

  1. легальная

  2. политическая

  3. кадровая

  4. оппозиционная

В1. Соотнесите партийные системы и страны:


Партийные системы

Страны

А. однопартийная

Б. многопартийная

В. двухпартийная

1. Германия 4. Куба 7. Колумбия

2. Китай 5. США 8. Англия

3. Россия 6. Канада 9. Италия



Ответы:

А1. 3

А2. 1

А3. 2

А4. 4

А5. 2

А6. 4

В1:

А-2, 4

Б-1, 3, 9

В – 5, 6, 8


Задания уровня «А» — 1 балл, задания уровня «В» — 2 балла.

Критерии оценки:

Менее 4 баллов – «2»

4 балла – «3»

5 — 6 баллов – «4»

7 – 8 баллов – «5»


Правила написания синквейна

В синквейне 5 строк:

1. понятие (одно слово)

2. прилагательные (два слова)

3. глаголы (три слова)

4. предложение (из четырех слов)

5. существительное (одно слово)

 

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие,

а предложение – иметь смысловой характер.


1



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: