Конспект урока по Обществознанию «Права человека» 9 класс

Урок обществознания в 9 классе

Тема. «Права человека»

Твоя свобода размахивать кулаками

ограничена носом твоего соседа”.

Английская пословица

Цель: раскрыть содержание понятия «права человека», помочь учащимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью демократического общества и правового государства.

Для проведения урока учащимся необходимо ориентироваться в Конституции РФ.

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать, что такое права человека, что такое свобода, что такое основные права и свободы человека;

  • уметь разъяснять какие существуют международные документы по правам человека

  • знать, какие нормы-принципы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека.

Основные понятия: Конституция, Всеобщая декларация прав человека, права человека.

Вспомогательные понятия: правовой статус, медиация, свобода человека.

Материалы для урока:

  • учебник Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. Т.1: учеб. Пособие для 8-11 кл. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000. – 512с.;

  • распечатанные карточки «Экспресс-рефлексия» (каждому учащемуся);

  • распечатанные «Правила медиации», «Этапы медиации» (каждому учащемуся);

  • распечатанные карточки «Ситуация в поезде» (каждому учащемуся).



Этапы урока

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания










Фронтальный опрос:

  • Укажите общие черты и различия правовых и моральных норм;

  • Перечислите условия, необходимые для реального выполнения норм Конституции РФ;

  • Какие конституционные нормы иллюстрируют фотографии.

Вывод: Конституция РФ – основной закон жизни нашего государства. Она отображает не только основные конституционные нормы, но и условия для реального их выполнения.

II. Изучение нового материала



II. 1.Постановка учебной задачи





























Целеполагание







Ситуация.

«В купе вбежал паренек странного вида: в лаптях. В полосатых штанах, в красной рубахе навыпуск, повязанной толстой веревкой, волосы — копна соломы. Он плюхнулся рядом с востроносой старушкой, сидевшей на нижней полке, и давай махать кому-то в окно.

-Ты чего это сел на мою лавку? – вдруг взъерепенилась бабка. – Где твое место? На верхней полке! Вот лезь туда и сиди!

— Да мне же там сидеть неудобно…- начал оправдываться паренек.

— Ничего не знаю! У тебя верхнее место куплено! Вот сейчас огрею по спине батогом-то! Спорщик какой.

Паренек не стал дожидаться исполнения угрозы, а залез на верхнюю полку и, свесив ноги прямо перед носом бабки, начал ими болтать. В этот момент поезд неожиданно резко дернулся, и бабка получила удар лаптем в глаз. Бабка взвизгнула, запричитала, а под ее глазом начал набухать синяк…

— Хулиганы! Избивают! На помощь! Милиция! – кричала она.

Сбежавшиеся пассажиры и проводница насилу ее успокоили. Проводница принесла даже какие-то примочки, а паренька отвели в соседний вагон, подальше от бабки. Та долго еще ворчала:

— Вот приеду, заявлю в милицию на этого хулигана!»

Что же произошло? (Нарушение прав человека)


Сегодня мы выясним содержание понятия «права человека» и к чему приводит их нарушение


II. 2. Поиск решения учебной задачи













Актуализация знаний

















Конструирование понятия









Рефлексивный контроль





1.Задание

Подобрать слова-ассоциации к словосочетанию «права человека». Сгруппировать записанные слова.

(Дети в парах подбирают синонимы, проводится фронтальная проверка, список слов составляется на доске учителем, список соотносится со слайдом).

Вывод: слова-ассоциации, подобранные вами, ребята, показывают, что вы хорошо знакомы с Конституцией РФ, вам известны основные конституционные правовые и моральные нормы.

2.Задание (корзина идей, понятий, имен)

Что вам, ребята, уже известно о правах человека?

  • Сначала учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме (2 мин.)

  • Затем происходит обмен информацией в парах. Учащиеся делятся друг с другом известными им знаниями.

  • Затем каждая пара называет какое-то одно сведение (не повторяясь), учитель записывает его на доске.

  • Подведение итога (1 учащийся)

Попытайтесь, ребята, самостоятельно дать определение понятию «права человека».

Обсуждение.

Кроме прав существуют и обязанности. Без обязанностей не может быть прав. Эта тема будет обсуждаться нами, ребята, на следующем уроке.

  • Кто должен регулировать отношения человека и государства, человека и власти?

  • Кто кому служит: государство человеку или человек государству?

Обсуждение.

Вывод: Мы с вами, совместно обсудив, вывели определение «права человека» и поняли, что без прав не может быть обязанностей, как и без обязанностей не может быть прав.




3. Задание

(прием «Инсерт», пометки на полях)

«v» — информация, которая мне известна;

«+» — новая, впервые встречается;

«-» — то, что идет вразрез имеющимся представлениям;

«?» — то, что осталось непонятным.

Учащиеся делятся на 4 группы:

1 группа работает с информацией по правам человека (стр.79-82 учебника «Обществознание 9 класс», Боголюбов Л.Н.);

2 группа работает с документами о современных международных документах по правам человека (стр.82-85 учебника «Обществознание 9 класс», Боголюбов Л.Н.);

3 группа работает с информацией о современном содержании понятий «основные права и свободы человека» (стр.85-87 учебника «Обществознание 9 класс», Боголюбов Л.Н.);

4 группа – с информацией о Совете Европы (информационная справка).

По окончании работы по 1 человеку от группы (спикер) выходят к доске с докладом о результатах работы. Остальные группы – оценивают по следующим критериям:

  • обоснованность;

  • актуальность.

Вывод: Внимательно изучив представленные документы, отражающие информацию по правам человека не только в российском, но и международном масштабе, мы изучили новую информацию, которая впервые встречается, обсудили информацию, которая идет вразрез с вашими представлениями, «столкнулись» с информацией, которая еще вам не знакома. Незнакомую информацию мы с вами отправляем в «копилку вопросов», с которой будем работать на следующих уроках, пытаясь найти ответ на вопросы.

II.3. Применение полученных знаний в практической ситуации



































Вспомним случай в поезде. Как можно решить эту ситуацию? (обратиться в суд)

А если мы решим обратиться в суд, то в какой?

(Европейский суд по правам человека ООН)

Как еще можно решить ситуацию?

(найти компромисс)

А можно еще прибегнуть к услугам медиатора

На экране – «портрет» медиатора.

МЕДИАЦИЯ – ОСОБАЯ ПРОЦЕДУРА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ С УЧАСТИЕМ НЕЙТРАЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА



На портрете отображены основные функции медиатора:

«О» — овал лица – организация процесса медиации

«а» и «с» — уши – активное слушание

«в» и «э» — серьги в ухе — вентилирование эмоций

«Г» и «П» — брови – генерирование предложений

«Э» и «Ф» — глаза – отделение эмоций от фактов

«Р» и «Р» — усы- расширение ресурсов

«О» — нос – обучение сторон эффективному поведению на переговорах

«???» — шевелюра – тестирование реальности с помощью проясняющих вопросов

«С» — рот- проверка соглашения

«Бабочка» — обеспечение эффективной обратной связи между участниками процесса.

ЭТАПЫ МЕДИАЦИИ

0 – вступительная часть

1 – выступление сторон

3 – формулирование повестки дня

2 – прояснение интересов

4 – выдвижение предложений

5 – выбор решения



ПРАВИЛА МЕДИАЦИИ

1 – нейтральность медиатора

2 – добровольность участия сторон

3 – конфиденциальность информации

Учащимся выдаются карточки с этапами и правилами медиации для вклеивания в тетрадь.

Вывод: мы с вами познакомились с разными способами решения правовых ситуаций, узнали о методе медиации как особой процедуре ведения переговоров с участием нейтрального собеседника. На следующем уроке вы сами будете медиаторами и разрешите непростую ситуацию.

III. Домашнее задание

«Я – медиатор».

Рассмотреть ситуацию в поезде, используя этапы медиации и правила медиации.

Учащимся выдаются карточки с описанием ситуации в поезде.

IV. Экспресс-рефлексия

Учащиеся заполняют карточку «Мое отношение к теме»:


    1. Она меня лично волнует

    2. Она безразлична мне

    3. Считаю ее актуальной, но лично она меня не волнует

    4. Считаю ее не актуальной, не важной для человечества


Мое понимание учебного материала урока:

  1. Материал показался мне непосильно сложным, трудным для понимания

  2. Материал был доступный, хорошо воспринимался

  3. Материал был насыщенным, отличался новизной

  4. Материал был сухим, скучным, ничего нового


Урок закончен








7


Свежие документы:  Конспект непосредственно образовательной деятельностив области «Познание», «Коммуникация» в средней группе «Проделки Бабы Яги»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: