“Твоя свобода размахивать кулаками
ограничена носом твоего соседа”.
Английская пословица
Цель: раскрыть содержание понятия «права человека», помочь учащимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью демократического общества и правового государства.
Для проведения урока учащимся необходимо ориентироваться в Конституции РФ.
После изучения темы учащиеся должны:
знать, что такое права человека, что такое свобода, что такое основные права и свободы человека;
уметь разъяснять какие существуют международные документы по правам человека
знать, какие нормы-принципы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека.
Основные понятия: Конституция, Всеобщая декларация прав человека, права человека.
Вспомогательные понятия: правовой статус, медиация, свобода человека.
Материалы для урока:
учебник Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. Т.1: учеб. Пособие для 8-11 кл. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000. – 512с.;
распечатанные карточки «Экспресс-рефлексия» (каждому учащемуся);
распечатанные «Правила медиации», «Этапы медиации» (каждому учащемуся);
распечатанные карточки «Ситуация в поезде» (каждому учащемуся).
Ход урока | |
| Фронтальный опрос:
Вывод: Конституция РФ – основной закон жизни нашего государства. Она отображает не только основные конституционные нормы, но и условия для реального их выполнения. |
II. Изучение нового материала II. 1.Постановка учебной задачи
Целеполагание | Ситуация. «В купе вбежал паренек странного вида: в лаптях. В полосатых штанах, в красной рубахе навыпуск, повязанной толстой веревкой, волосы — копна соломы. Он плюхнулся рядом с востроносой старушкой, сидевшей на нижней полке, и давай махать кому-то в окно. -Ты чего это сел на мою лавку? – вдруг взъерепенилась бабка. – Где твое место? На верхней полке! Вот лезь туда и сиди! — Да мне же там сидеть неудобно…- начал оправдываться паренек. — Ничего не знаю! У тебя верхнее место куплено! Вот сейчас огрею по спине батогом-то! Спорщик какой. Паренек не стал дожидаться исполнения угрозы, а залез на верхнюю полку и, свесив ноги прямо перед носом бабки, начал ими болтать. В этот момент поезд неожиданно резко дернулся, и бабка получила удар лаптем в глаз. Бабка взвизгнула, запричитала, а под ее глазом начал набухать синяк… — Хулиганы! Избивают! На помощь! Милиция! – кричала она. Сбежавшиеся пассажиры и проводница насилу ее успокоили. Проводница принесла даже какие-то примочки, а паренька отвели в соседний вагон, подальше от бабки. Та долго еще ворчала: — Вот приеду, заявлю в милицию на этого хулигана!» Что же произошло? (Нарушение прав человека)
|
Сегодня мы выясним содержание понятия «права человека» и к чему приводит их нарушение
| |
II. 2. Поиск решения учебной задачи
Актуализация знаний
Конструирование понятия
Рефлексивный контроль | 1.Задание Подобрать слова-ассоциации к словосочетанию «права человека». Сгруппировать записанные слова. (Дети в парах подбирают синонимы, проводится фронтальная проверка, список слов составляется на доске учителем, список соотносится со слайдом). Вывод: слова-ассоциации, подобранные вами, ребята, показывают, что вы хорошо знакомы с Конституцией РФ, вам известны основные конституционные правовые и моральные нормы. 2.Задание (корзина идей, понятий, имен) Что вам, ребята, уже известно о правах человека?
|
Попытайтесь, ребята, самостоятельно дать определение понятию «права человека». Обсуждение. Кроме прав существуют и обязанности. Без обязанностей не может быть прав. Эта тема будет обсуждаться нами, ребята, на следующем уроке.
Обсуждение. Вывод: Мы с вами, совместно обсудив, вывели определение «права человека» и поняли, что без прав не может быть обязанностей, как и без обязанностей не может быть прав.
| |
3. Задание (прием «Инсерт», пометки на полях) «v» — информация, которая мне известна; «+» — новая, впервые встречается; «-» — то, что идет вразрез имеющимся представлениям; «?» — то, что осталось непонятным. Учащиеся делятся на 4 группы: 1 группа работает с информацией по правам человека (стр.79-82 учебника «Обществознание 9 класс», Боголюбов Л.Н.); 2 группа работает с документами о современных международных документах по правам человека (стр.82-85 учебника «Обществознание 9 класс», Боголюбов Л.Н.); 3 группа работает с информацией о современном содержании понятий «основные права и свободы человека» (стр.85-87 учебника «Обществознание 9 класс», Боголюбов Л.Н.); 4 группа – с информацией о Совете Европы (информационная справка). По окончании работы по 1 человеку от группы (спикер) выходят к доске с докладом о результатах работы. Остальные группы – оценивают по следующим критериям:
Вывод: Внимательно изучив представленные документы, отражающие информацию по правам человека не только в российском, но и международном масштабе, мы изучили новую информацию, которая впервые встречается, обсудили информацию, которая идет вразрез с вашими представлениями, «столкнулись» с информацией, которая еще вам не знакома. Незнакомую информацию мы с вами отправляем в «копилку вопросов», с которой будем работать на следующих уроках, пытаясь найти ответ на вопросы. | |
II.3. Применение полученных знаний в практической ситуации
| Вспомним случай в поезде. Как можно решить эту ситуацию? (обратиться в суд) А если мы решим обратиться в суд, то в какой? (Европейский суд по правам человека ООН) Как еще можно решить ситуацию? (найти компромисс) А можно еще прибегнуть к услугам медиатора На экране – «портрет» медиатора. МЕДИАЦИЯ – ОСОБАЯ ПРОЦЕДУРА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ С УЧАСТИЕМ НЕЙТРАЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА На портрете отображены основные функции медиатора: «О» — овал лица – организация процесса медиации «а» и «с» — уши – активное слушание «в» и «э» — серьги в ухе — вентилирование эмоций «Г» и «П» — брови – генерирование предложений «Э» и «Ф» — глаза – отделение эмоций от фактов «Р» и «Р» — усы- расширение ресурсов «О» — нос – обучение сторон эффективному поведению на переговорах «???» — шевелюра – тестирование реальности с помощью проясняющих вопросов «С» — рот- проверка соглашения «Бабочка» — обеспечение эффективной обратной связи между участниками процесса. ЭТАПЫ МЕДИАЦИИ 0 – вступительная часть 1 – выступление сторон 3 – формулирование повестки дня 2 – прояснение интересов 4 – выдвижение предложений 5 – выбор решения ПРАВИЛА МЕДИАЦИИ 1 – нейтральность медиатора 2 – добровольность участия сторон 3 – конфиденциальность информации Учащимся выдаются карточки с этапами и правилами медиации для вклеивания в тетрадь. Вывод: мы с вами познакомились с разными способами решения правовых ситуаций, узнали о методе медиации как особой процедуре ведения переговоров с участием нейтрального собеседника. На следующем уроке вы сами будете медиаторами и разрешите непростую ситуацию. |
III. Домашнее задание | «Я – медиатор». Рассмотреть ситуацию в поезде, используя этапы медиации и правила медиации. Учащимся выдаются карточки с описанием ситуации в поезде. |
IV. Экспресс-рефлексия | Учащиеся заполняют карточку «Мое отношение к теме»:
Мое понимание учебного материала урока:
|
| Урок закончен |
7