Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
муниципального образования Каневской район
Коваленко Ирина Александровна
учитель обществознания
2013г.
Урок обществознания в 8классе.
Тема: Права потребителей.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с правами потребителей и основными положениями Закона «О защите прав потребителя»; сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области.
2. Развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.
3. Воспитательная: формирование правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; воспитание толерантного отношения друг к другу; владение грамотными способами защиты прав потребителей.
Словарь урока: потребитель, права потребителей.
Оборудование: ФЗ РФ «О защите прав потребителей», Правила торговли( Общие положения, п.30 № 55 от 19 января 1998 г.). м/презентация «Права потребителей», Плакат: «Потребитель — стань контролером рынка и качества товаров!».
Ход урока:
I Организационный момент.
II Переход к изучению новой темы.
Ребята, прочитайте, пожалуйста, ситуацию на слайде №1 и определите тему урока.
«Светлана приобрела в магазине красивые сапоги. Примерив их дома, она решила, что они ей немного велики и отнесла их в магазин с требованием возврата денег».
Вы все совершаете покупки в магазине и на рынке, пользуетесь услугами различных фирм и транспорта. И не все из вас задумывались, что являются потребителями, что все вы имеете одинаковые права, которые дает вам «Закон о Защите прав потребителя». К сожалению, в жизни приходиться сталкиваться с такой ситуацией, в которой ваши права и интересы бывают нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей и каким образом в повседневной жизни защищаются законные интересы потребителей. Эта тема особенно актуальна, в связи с вступлением России во Всемирную Торговую организацию. Насколько грамотно вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и качество услуг. Эпиграфом к уроку предлагаю слова У. Черчилля
« Кто владеет информацией, тот владеет миром.» Слайд №2
III Новая тема.
Работа с новыми понятиями.
Потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных (бытовых)нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Потребитель- это физическое лицо. Если товары или услуги приобретает организация (юридическое лицо), то в этом случае применяются нормы общегражданского законодательства.
Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем являются продавец, изготовитель и исполнитель.
Продавец— организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли- продажи.
Изготовитель— организация или индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Исполнитель— организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Рассказ учителя о содержании Закона РФ «О защите прав потребителей»
В случае, когда покупатель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, государство защищает его права.
Закон «о защите прав потребителей» был принят в 1992г. В 1996 году была принята его новая редакция. В 1999г. в него внесены новые положения и изменения, которые привели его в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ.
К числу наиболее значимых статей относятся:
Ст.18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества(Слайд №3)
Ст.19,22. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатка товара. (Слайд №4)
Ст.21,25. Замена товара ненадлежащего качества(Слайд №5)
Ст.24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества(Слайд №6)
Работа в группах:
Задание для 1 группы: решите ситуационную задачу в соответствии с Правилами торговли( Общие положения, п.30 № 55 от 19 января 1998 г.).
Покупатель приобрел женские сапоги 15 февраля . 17 марта был выявлен скрытый дефект (отклеилась подошва). В этот же день покупатель обратился к продавцу с претензией и потребовал замены товара на качественный или возврата уплаченной суммы. Продавец требования покупателя не удовлетворил.
Проанализируйте ситуацию в соответствии с Правилами торговли (п. 30). Дайте заключение о правомерности действий продавца
Задание для 2группы:
Однажды Светлана купила родителям в подарок электрочайник. Но ей не повезло: во вскипяченной воде чувствовался запах пластмассы, так что пару раз попив «электрочайку», старики отказались пользоваться прибором. Как вы думаете, есть ли смысл обращаться в магазин? На какие статьи закона необходимо ссылаться, доказывая обоснованность своего требования?
Задание для 3 группы:
Недавно Оксана пожаловалась другу:
-Представляешь, моя затея с высшим образованием потерпела фиаско. Не вуз оказался, а шарашкина контора. Обещали золотые горы, а на мамом деле уровень ниже некуда: ни часов, сколько обещано, ни преподавателей, которых мы хотели послушать. Как они вообще студентов находят, не пойму…
— И что, думаешь бросать?
-Да. Я фактически уже бросила, только деньги они не возвращают.
— А договор заключала?
-Нет, заплатила через банк- и все дела.
Обязан ли институт вернуть стоимость обучения?
Выступления групп
IV Закрепление.
Слайд№8
Задание:
Являются ли потребителями следующие лица:
-гражданин Турции, ожидающий очереди в стоматологической поликлинике станицы Каневской?
-служащий автосервиса, приобретающий на заводе запчасти для ремонта автомобилей своих клиентов?
-служащий банка, покупающий черепицу для своего дома?
-житель города Краснодара, заключивший договор с фирмой в станице Каневской о ремонте своей квартиры?
Задание: Выполнить в тетради синквейн(Слайд №9)
Подобрать слова, характеризующие на сегодняшнем занятии понятие Потребитель; Изготовитель.
V Подведение итогов. Оценки.
В своей жизни мы часто приобретаем товары и услуги для своих нужд. Так мы становимся потребителями. Закон устанавливает права потребителей и защищает их.(Слайд №10)
VI Домашнее задание.
Творческая работа: Придумать житейские ситуации на тему «Как я смогу защитить свои потребительские права?».(Слайд №11)