Маркова Светлана Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ-СОШ №23 города Армавира
Краснодарского края
Тема: «Публичная жизнь».
Тип урока:
игровое занятие
Цели урока:
— Определить, что такое политическая и правовая культура человека;
— Рассмотреть, что такое выборы, референдум и публичное право;
— В игровой форме выяснить, как гражданин может участвовать в политике и управлении;
— Развивать у учащихся актёрские способности, монологическую речь, умение задавать вопросы и отвечать на них, работать с документами.
— Продолжать воспитание политически грамотной, активной и сильной личности.
Основные понятия и термины:
Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и обязанности.
Депутат – выбранный представитель, член представительного государственного учреждения.
Выборы – избрани путём голосования (депутатов, главы государства, должностных лиц, членов организации).
Кандидат – лицо, которое предполагается к избранию, назначению или к приёму куда-нибудь.
Публичная жизнь – жизнь гражданина в качестве участника политики (например, избирателя).
Публичное право – политическое право, на котором базируется публичная жизнь гражданина.
Референдум – всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса.
Оборудование урока:
Конституция Российской Федерации, «В помощь наблюдателю», закон Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, «Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии»;
Оборудование класса в соответствии с требованиями к подготовке избирательных участков: столы со списками избирателей для работы участковой комиссии, бюллетени для голосования с печатью и подписью двух членов избирательной комиссии, закрытые кабинки для голосования, места для наблюдателей и охраны, стационарные урны и т. д.
Предварительная подготовка:
Из класса выбирается 2-3 человека, желающие стать старостами класса. Начинается подготовка к выборам. Класс делится между претендентами с помощью простой лотереи: каждый из претендентов получает номер 1, 2 или 3; заранее готовятся листочки с номерами 1, 2, 3 по количеству учащихся в классе, а затем ребята вытаскивают листочки с номерами и таким образом каждый претендент получает свою группу поддержки. Претенденты могут просто поделить между собой класс, формируя группы поддержки самостоятельно.
Далее каждый претендент начинает работать непосредственно со своей группой поддержки. Выделяются ребята, которые будут
— помогать кандидату в подготовке предвыборной программы;
— готовить и проводить предвыборную рекламу (проспекты, листовки, интервью, митинги);
— по одному наблюдателю;
— по одному охраннику на участке.
Ребята изучают важнейшие документы о правилах подготовки и проведения выборов.
Создаётся избирательная комиссия во главе с учителем из учащихся, которые печатают бюллетени и следят за правильностью их оформления, делают стационарные урны, готовят печати для них, уточняют списки избирателей, устанавливают закрытые кабинки.
Учащиеся готовятся к проведению выборов старосты: готовят ксерокопии паспортов, изучают предвыборные программы кандидатов и правила проведения выборов.
Ход урока.
Основное содержание урока | Формы и методы | Прим. время | |
1. | Организационный момент урока.
| Слово учителя. | 1-2 |
2. | Сообщение темы, цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Слово учителя. | 2-3 |
3. | Подготовка класса к проведению выборов.
| Беседа с учащимися по вопросам | 5-7 |
4. | Переход к игре. 1 этап «Подготовка к выборам старосты 9 «А» класса». Класс заранее украшается рекламными проспектами, газетами, фотографиями кандидатов в депутаты. Перед ребятами выступают кандидаты с изложением своих программ, отвечают на вопросы избирателей. Далее следует выступление представителей политических партий в защиту то или иного кандидата, которые тоже отвечают на вопросы рядовых избирателей. Перед началом второго этапа игры все плакаты снимаются, агитация прекращается и рядовым избирателям даётся несколько минут, чтобы ещё раз обдумать своё решение.
| Выступле- ние учащихся | 10-12 |
5. | 2 этап «Выборы кандидата на должность старосты 9 «А» класса». А теперь нам предоставляется возможность реализовать своё конституционное право: выбрать достойного кандидата на пост старосты вашего класса. Избирательная комиссия занимает своё место и готовит списки избирателей. В установленное время избирательный участок открывается и учащиеся, с документами, удостоверяющими личность, голосуют. Наблюдатели-эксперты внимательно следят за работой комиссии и отмечают все ошибки. Охранники внимательно следят за порядком, за оставленными бесхозными вещами и т. д. Причём, все участники выборов: и члены избирательной комиссии, и охранники, и наблюдатели-эксперты, могут принять участие в выборах. Когда время, отведённое для проведения выборов, закончилось, избирательный участок закрывается. Члены избирательной комиссии под контролем наблюдателей проверяют целостность печатей на урнах, вскрывают их и подсчитывают голоса. Председатель избирательной комиссии составляет отчёт о работе избирательной комиссии.
|
Слово учителя. | 7-10 |
6. | Подведение итогов выборов. — Выступают наблюдатели-эксперты, отмечают все замечания по проведению выборов. — Выступают учащиеся — рядовые избиратели, высказывая свою точку зрения о проведении выборов. — Подводится итог выборной компании и, если не было серьёзных нарушений, в проведении выборов, оглашается имя победившего кандидата. — Поздравление победителя и его выступление перед одноклассниками.
| Беседа с учащимися по вопросам. | 3-5 |
7. | Подведение итогов урока. Комментирование и выставление оценок.
| Слово учителя. | 1-2 |
8. | Постановка и комментирование домашнего задания. Подумайте над вопросами:
| Слово учителя. | 3-5 |