Конспект урока в 11 классе.
Арикайнен Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания,лицей № 488, Выборгского района, г. Санкт-Петербург.
Тема: « Семейное право»
Задачи урока:
cистематизация и углубление знаний о семейном праве;
конкретизация представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;
выработка умений учащихся получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Форма урока: практикум.
Оборудование урока: Презентация по теме « Семейное право»,тексты-распечатки с фрагментами из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, карточки с заданиями для деловой игры, тестовые контрольные задания.
На изучение данной темы отводится два часа. На первом уроке идёт работа с теоретическим правовым содержанием: учащиеся углубляют свои знания, полученные ими в основной школе об источниках семейного права, условиях вступления в брак, порядке его расторжения, субъектах семейных правоотношений, личных правах супругов. Второй урок – преимущественно практическая отработка теоретических знаний.
Мобилизующее начало урока:
постановка целей урока;
настрой учащихся на реализацию задач урока;
вступительное слово учителя.
Актуализация.
Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы с вами изучали тему , связанную с вопросами брака и семьи.. Сейчас я хочу задать несколько вопросов по пройденному материалу.
2 слайд
Что такое брак?
Каким образом производится регистрация брака?
Каковы условия вступления в брак?
Не допускается брак между…
3 слайд
Из привёдённых ниже пословиц отметьте знаком «-» устаревшие и знаком «+» актуальные для наших дней.
«Одному с женой радость, другому – горе».
— «Муж задурит – половина двора сгорит, а жена задурит- и весь сгорит».
— «Жена мелет, а муж спит; жена прядёт, а муж пляшет».
— «У мужа жена всегда виновата».
— « Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад».
4 слайд
Тема нашего урока « Семейное право»
Эпиграфом нашего урока будут слова:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
5 слайд
Откройте тетради и запишите определение семейного права
Семейное право-система правовых норм,
регулирующих личные и
производные от них
имущественные отношения,
возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.
Принципы семейного права гласят:
-признаётся только брак, зарегистрированный государством;
-добровольность заключения и расторжения брака;
-равенство прав и обязанностей супругов;
-особая защита несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
6 слайд и 7 слайд
Брак порождает права и обязанности супругов
Имущественные и личные — смотрим на слайд- найдите обязанности супругов.
8слайд
Немаловажным моментом в семейных отношениях является режим имущества супругов, который делится на законный и договорной. Я хотела бы остановиться на договорном режиме имущества супругов.
Кузнецовой Я. Было задано домашнее задание опережающего характера об истории возникновения брачного договора.
Работа с документом « Брачный договор». Выдержки из семейного кодекса, а к ним вопросы. Если бы Вам пришлось составлять брачный договор, то какие бы пункты вы в него включили?
Какой вопрос нельзя внести в брачный договор. Ответ –дети.
9 слайд
С появлением в семье детей, как у родителей, так и у детей –только гораздо позже возникают права и обязанности.
Работа с документом.
10 слайд
На слайде: ответить на вопрос
Какие качества из перечисленных ниже
в большей мере определяют ответственность родителей за судьбу своих детей.
А) честность
Б) смелость
В) покладистость
Г) верность слову
Д) юмор
Е) бережливость
Ж) жадность
З) милосердие
И) доброта
Хорошо, когда брак длится всю жизнь. Помните? Жили они долго и счастливо и умерли в один день. При определённых условиях брак может быть прекращён, признан недействительным. Давайте рассмотрим причины прекращения брака.
Работа с документом.
Сообщение одного из учеников об основных изменениях в российских семьях (по статистическим данным):
11 слайд
Закончить наш сегодняшний урок хотелось бы на оптимистической ноте обсуждение притчи.
12 слайд
Домашнее задание