АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«СОДРУЖЕСТВО»
Автор: Чистякова Е.В., учитель истории и обществознания
Методическая разработка итогового урока по обществознанию в 11 классе:
Социальные группы и их классификация
Цель урока:
Образовательная: сформировать понятие «социальное взаимодействие», «социальная общность», показать их место в организации общественных отношений, выявить ведущие признаки понятия «социальная группа», определить его сходные и отличительные черты с другими родственными понятиями, конкретизировать их соответствующими примерами.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать ряд обществоведческих терминов с выделением лишних или обобщающих терминов, проводить сравнение, определять фактические и оценочные суждения, умение вычленять из большого объема текста необходимую информацию.
Воспитательная: способствовать развитию навыка устанавливать правильный контекст тех или иных социальных явлений и давать им мировоззренческую оценку.
Этапы урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Актуализация знаний | Фронтальный опрос:
| Ответы на поставленные вопросы обществом можно считать: • обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира; • совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений; • продукт совместной жизнедеятельности людей; • форму и способ совместной жизнедеятельности людей Выделяют 4 сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную и духовную. Социальная сфера состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий. Социальные связи и взаимодействия охватывают все сферы жизни общества, они могут служить для коммуникации, а по своему характеру являться партнерскими или конкурентными. |
2. | Объяснение нового материала | Учащимся предлагается ознакомиться с отрывком из Универсального справочника по обществознанию, посвященным классификации социальных групп и составить карту урока, в которой наглядно отразились бы основные признаки изучаемого понятия. Учащимся напоминаются основные принципы составления карты урока: Определение наиболее общего термина темы Уточнение структурных элементов или частных случаев, раскрывающих тему Выявление характерных признаков отдельных элементов Приведение конкретных примеров Через 15-20 минут – осуществляется фронтальная проверка правильности выполнения задания | Составление карты урока Устный рассказ по основным пунктам составления карты урока |
3 | Закрепление материала | Решение заданий в формате ЕГЭ | Примеры заданий части А, В и С приведены ниже |
4. | Этап самоконтроля и разбора заданий | Часть А сдается на проверку учителю, часть В и С проверяется в классе при фронтальном обсуждении | Участвуют в обсуждении уместности приводимых примеров части С, еще раз разбирается вопрос о фактических и оценочных суждениях |
5 | Домашнее задание | Написание эссе «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд). |
|
Содержательные элементы урока, подлежащие проверке
В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2014 года проверке подлежат следующие понятия:
3.2. Социальные группы
3.3 Молодежь как социальная группа
3.4 Этнические общности
Виды заданий:
Часть А
1.Молодёжь как социальную группу отличает(-ют)
1) общность быта
2) единство политических взглядов
3) однородность, отсутствие дифференциации
4) сходные черты сознания и поведения
2. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется
1)малой
2)большой
3)формальной
4) референтной
3.Какие социальные группы образованы по политическому признаку?
1) менеджеры и банкиры
2) бизнесмены и работники
3) избиратели и парламентарии
4) публика и актеры
4. По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители?
1) демографическому
2) конфессиональному
3) этносоциальному
4) территориальному
5. Малой социальной группой считается
1) семья
2) нация
3) партия
4) интеллигенция
6. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Любая социальная группа — это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.
Б. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А.Социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки.
Б. Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Образование, профессия могут стать основанием для объединения в социальную группу.
Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. В ходе одного из интернет-опроса был задан вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, основные причины, заставляющие людей мигрировать?» Результаты опроса представ лены в приведенной ниже диаграмме (в %).
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1) Главной причиной миграции, по мнению опрошенных, является материальное положение.
2) Одинаковое количество опрошенных назвали причиной миграции недовольство политической ситуацией и профессиональную нереализованность.
3) Опрошенных, назвавших в качестве причины миграции профессиональную нереализованность, меньшинство.
4) Большинство опрошенных связывают миграцию с недовольством политической ситуацией
Часть В
B 1 Запишите слово, пропущенное в схеме.
B 2 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».
1) Народность 2) племя 3) нация 4)род 5) каста 6) государство.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
B 3 . Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| |
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ | КРИТЕРИИ |
А) сибиряки | 1) территориальный |
Б) православные | 2) этносоциальный |
В) белорусы | 3) религиозный |
Г) горожане | |
Д) русские | |
Е) протестанты | |
B 5 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(A) Средний класс в современных западных обществах — это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду . (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется основой стабильного развития общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
Часть С
C 5 Назовите любые три причины объединения людей в группы.
____________________________________________________________________________
Текст для анализа
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Принадлежность к группе
В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом…
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны…
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».
Р. Бэрон
C 1 Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.
C 2 Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.
C 3 Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.
C 4 Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.
Какие навыки и умения закреплены в ходе урока
В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2014 года закреплению во время урока подлежат следующие умения и навыки:
2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
3.4 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
Из опыта проведения урока
Рассмотрение вопросов части А практически не вызывает затруднений у школьников, так же как и у части В. Анализ проведенных работ показал 100% выполнение тестовых заданий с выбором 1 правильного ответа из 4-х, и 90% выполнение заданий части В. Задание части С вызвало некоторое затруднение. Типичной ошибкой была конкретизация своих выводов. Процент справившихся с этой работой – 75%.
При обсуждении выполненных заданий затрагивались вопросы, требовавшие мировоззренческой оценки, в том числе связанные с современной структурой общества в РФ и маргинальными слоями населения.
Список литературы:
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2010.
Кишенкова О.В., Семке Н.Н. Обществознание. Универсальный справочник. – М.:ЭКСМО, 2010.
Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2010. – М.: Экзамен, 2010
Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2011. – М.: Экзамен, 2011
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С., Брандт М.Ю. Обществознание. Вступительные испытания. – М.:Экзамен, 2010
Обществознание. Практикум. 11 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: Просвещение, 2008.
Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. — М.: ВАКО, 2010,