Конспект урока по Обществознанию «Социальные группы и их классификация» 11 класс

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«СОДРУЖЕСТВО»

Автор: Чистякова Е.В., учитель истории и обществознания

Методическая разработка итогового урока по обществознанию в 11 классе:

Социальные группы и их классификация

Цель урока:

  1. Образовательная: сформировать понятие «социальное взаимодействие», «социальная общность», показать их место в организации общественных отношений, выявить ведущие признаки понятия «социальная группа», определить его сходные и отличительные черты с другими родственными понятиями, конкретизировать их соответствующими примерами.

  2. Развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать ряд обществоведческих терминов с выделением лишних или обобщающих терминов, проводить сравнение, определять фактические и оценочные суждения, умение вычленять из большого объема текста необходимую информацию.

  3. Воспитательная: способствовать развитию навыка устанавливать правильный контекст тех или иных социальных явлений и давать им мировоззренческую оценку.

Этапы урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

  1. что такое общество?

  2. Какие сферы общества вам известны?

  3. Охарактеризуйте социальную сферу жизни общества, каковы ее главные элементы

  4. Какие социальные связи вам известны.

Ответы на поставленные вопросы

обществом можно считать:

обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира;

совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;

продукт совместной жизнедеятельности людей;

форму и способ совместной жизнедеятельности людей

Выделяют 4 сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную и духовную.

Социальная сфера состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий.

Социальные связи и взаимодействия охватывают все сферы жизни общества, они могут служить для коммуникации, а по своему характеру являться партнерскими или конкурентными.

2.

Объяснение нового материала

Учащимся предлагается ознакомиться с отрывком из Универсального справочника по обществознанию, посвященным классификации социальных групп и составить карту урока, в которой наглядно отразились бы основные признаки изучаемого понятия.

Учащимся напоминаются основные принципы составления карты урока:

Определение наиболее общего термина темы

Уточнение структурных элементов или частных случаев, раскрывающих тему

Выявление характерных признаков отдельных элементов

Приведение конкретных примеров

Через 15-20 минут – осуществляется фронтальная проверка правильности выполнения задания

Составление карты урока

Устный рассказ по основным пунктам составления карты урока

3

Закрепление материала

Решение заданий в формате ЕГЭ

Примеры заданий части А, В и С приведены ниже

4.

Этап самоконтроля и разбора заданий

Часть А сдается на проверку учителю, часть В и С проверяется в классе при фронтальном обсуждении

Участвуют в обсуждении уместности приводимых примеров части С, еще раз разбирается вопрос о фактических и оценочных суждениях

5

Домашнее задание

Написание эссе «Мар­ги­наль­ность — это ре­зуль­тат кон­флик­та с об­ще­ствен­ны­ми нор­ма­ми» (А. Фаржд).




Содержательные элементы урока, подлежащие проверке

В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2014 года проверке подлежат следующие понятия:

3.2. Социальные группы

3.3 Молодежь как социальная группа

3.4 Этнические общности

Виды заданий:

Часть А

1.Молодёжь как со­ци­аль­ную груп­пу от­ли­ча­ет(-ют)

1) общ­ность быта
2) един­ство по­ли­ти­че­ских взгля­дов
3) од­но­род­ность, от­сут­ствие диф­фе­рен­ци­а­ции
4) сход­ные черты со­зна­ния и по­ве­де­ния

2. Со­ци­аль­ная груп­па, по­ло­же­ние и по­ве­де­ние чле­нов ко­то­рой ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся нор­ма­тив­ны­ми до­ку­мен­та­ми, на­зы­ва­ет­ся

1)малой
2)боль­шой
3)фор­маль­ной
4) ре­фе­рент­ной

3.Какие со­ци­аль­ные груп­пы об­ра­зо­ва­ны по по­ли­ти­че­ско­му при­зна­ку?

1) ме­не­дже­ры и бан­ки­ры
2) биз­не­сме­ны и ра­бот­ни­ки
3) из­би­ра­те­ли и пар­ла­мен­та­рии
4) пуб­ли­ка и ак­те­ры

4. По ка­ко­му при­зна­ку вы­де­ле­ны такие со­ци­аль­ные груп­пы как го­ро­жа­не, се­ля­не, про­вин­ци­а­лы, сто­лич­ные жи­те­ли?

1) де­мо­гра­фи­че­ско­му
2) кон­фес­си­о­наль­но­му
3) эт­но­со­ци­аль­но­му
4) тер­ри­то­ри­аль­но­му

5. Малой со­ци­аль­ной груп­пой счи­та­ет­ся

1) семья
2) нация
3) пар­тия
4) ин­тел­ли­ген­ция

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных груп­пах?

А. Любая со­ци­аль­ная груп­па — это кол­лек­тив не­по­сред­ствен­но вза­и­мо­дей­ству­ю­щих друг с дру­гом людей.

Б. Одним из кри­те­ри­ев раз­ли­че­ния в об­ще­стве боль­ших со­ци­аль­ных групп яв­ля­ет­ся раз­мер бо­гат­ства и форма по­лу­че­ния до­хо­да.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ной груп­пе?

А.Со­ци­аль­ная груп­па — это объ­еди­не­ние людей, име­ю­щих общие со­ци­аль­но зна­чи­мые при­зна­ки.

Б. От­но­ше­ния в любой со­ци­аль­ной груп­пе обя­за­тель­но ре­гу­ли­ру­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми до­ку­мен­та­ми.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных груп­пах?

А. Об­ра­зо­ва­ние, про­фес­сия могут стать ос­но­ва­ни­ем для объ­еди­не­ния в со­ци­аль­ную груп­пу.

Б. От­но­ше­ния в со­ци­аль­ных груп­пах обя­за­тель­но ре­гу­ли­ру­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми до­ку­мен­та­ми.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны

9. В ходе од­но­го из ин­тер­нет-опро­са был задан во­прос: «Ка­ко­вы, на Ваш взгляд, ос­нов­ные при­чи­ны, за­став­ля­ю­щие людей ми­гри­ро­вать?» Ре­зуль­та­ты опро­са пред­став лены в при­ве­ден­ной ниже диа­грам­ме (в %).

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы?

1) Глав­ной при­чи­ной ми­гра­ции, по мне­нию опро­шен­ных, яв­ля­ет­ся ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние.
2) Оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство опро­шен­ных на­зва­ли при­чи­ной ми­гра­ции не­до­воль­ство по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ци­ей и про­фес­си­о­наль­ную не­ре­а­ли­зо­ван­ность.
3) Опро­шен­ных, на­звав­ших в ка­че­стве при­чи­ны ми­гра­ции про­фес­си­о­наль­ную не­ре­а­ли­зо­ван­ность, мень­шин­ство.
4) Боль­шин­ство опро­шен­ных свя­зы­ва­ют ми­гра­цию с не­до­воль­ством по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ци­ей

Часть В

B 1 За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

B 2 Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «эт­ни­че­ская общ­ность».

1) На­род­ность 2) племя 3) нация 4)род 5) каста 6) го­су­дар­ство.

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

B 3 . Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми общ­но­стя­ми и кри­те­ри­я­ми их вы­де­ле­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.



СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ОБЩ­НО­СТИ

КРИ­ТЕ­РИИ

А) си­би­ря­ки

1) тер­ри­то­ри­аль­ный

Б) пра­во­слав­ные

2) эт­но­со­ци­аль­ный

В) бе­ло­ру­сы

3) ре­ли­ги­оз­ный

Г) го­ро­жа­не


Д) рус­ские


Е) про­те­стан­ты


B 5 Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­де­лен­ной бук­вой.

(A) Сред­ний класс в со­вре­мен­ных за­пад­ных об­ще­ствах — это наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ная часть об­ще­ства. (Б) Ви­ди­мо, не­воз­мож­но вы­де­лить еди­ный, уни­вер­саль­ный кри­те­рий при­над­леж­но­сти к сред­не­му клас­су. (В) В ка­че­стве кри­те­ри­ев ис­поль­зу­ют­ся и уро­вень до­хо­дов, и стан­дар­ты по­треб­ле­ния, и уро­вень об­ра­зо­ва­ния, и спо­соб­ность к ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­му труду . (Г) Сред­ний класс вклю­ча­ет мел­ких пред­при­ни­ма­те­лей, вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих, спе­ци­а­ли­стов сферы об­слу­жи­ва­ния, ад­ми­ни­стра­тив­ный пер­со­нал, ин­тел­ли­ген­цию и дру­гие груп­пы. (Д) Сред­ний класс пред­став­ля­ет­ся ос­но­вой ста­биль­но­го раз­ви­тия об­ще­ства.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ния

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

Часть С

C 5 На­зо­ви­те любые три при­чи­ны объ­еди­не­ния людей в груп­пы.

____________________________________________________________________________

Текст для анализа

Прочитайте текст и вы­пол­ни­те задания С1-С4.

Принадлежность к группе

В со­ци­аль­ной психологии под груп­пой понимается двое или более индивидов, име­ю­щих общие цели и устой­чи­вые отношения, а также в опре­де­лен­ной степени вза­и­мо­за­ви­си­мых друг от друга и вос­при­ни­ма­ю­щих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы на­хо­дят­ся группы, со­сто­я­щие из людей, ко­то­рые работают вме­сте в те­че­ние многих лет. Очевидно, что они удо­вле­тво­ря­ют всем усло­ви­ям определения. На дру­гом конце на­хо­дят­ся люди, име­ю­щие лишь крат­ко­вре­мен­ные взаимоотношения друг с другом…

Люди объ­еди­ня­ют­ся в со­ци­аль­ные группы по раз­ным причинам. Пре­жде всего, груп­пы помогают удо­вле­тво­рить важные пси­хо­ло­ги­че­ские или со­ци­аль­ные проблемы, например, по­треб­но­сти во вни­ма­нии и любви, пе­ре­жи­ва­нии чувства принадлежности. Это труд­но различимые, но очень важ­ные потребности: пред­ставь­те себе жизнь в пол­ной социальной изоляции! По­на­ча­лу вы бы не воз­ра­жа­ли против этого, но в конце кон­цов почувствовали бы себя ужас­но одинокими.

Группы по­мо­га­ют в до­сти­же­нии целей, ко­то­рые мы не смог­ли бы осу­ще­ствить в одиночку. Со­труд­ни­чая с другими, мы спо­соб­ны выполнить задачи, с ко­то­ры­ми одному че­ло­ве­ку не справиться… При­над­леж­ность к груп­пе часто обес­пе­чи­ва­ет нас зна­ни­я­ми и информацией, ко­то­рые в про­тив­ном случае были бы для нас недоступны…
Наконец, груп­по­вое членство спо­соб­ству­ет формированию по­зи­тив­ной социальной идентичности, ко­то­рая становится ча­стью «Я-концепции». И чем боль­ше число пре­стиж­ных групп с огра­ни­чен­ным доступом, к ко­то­рым человек смог присоединиться, тем боль­ше укрепляется его «Я-концепция».

Р. Бэрон

C 1 На­зо­ви­те при­зна­ки со­ци­аль­ной груп­пы, ука­зан­ные в тек­сте.

C 2 Вы­де­ли­те ука­зан­ные ав­то­ром при­чи­ны объ­еди­не­ния людей в груп­пы. На­зо­ви­те три при­чи­ны.

C 3 Про­ана­ли­зи­руй­те с точки зре­ния на­ли­чия или от­сут­ствия ос­нов­ных при­зна­ков со­ци­аль­ной груп­пы такую груп­пу, как пас­са­жи­ры од­но­го авиа­рей­са. Кон­кре­ти­зи­руй­те один из своих вы­во­дов.

C 4 Как вы по­ни­ма­е­те вы­дви­ну­тое ав­то­ром по­ло­же­ние о роли груп­пы в фор­ми­ро­ва­нии «Я-кон­цеп­ции»? От­веть­те на этот во­прос, ис­поль­зуя свои зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния.



Какие навыки и умения закреплены в ходе урока

В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2014 года закреплению во время урока подлежат следующие умения и навыки:

2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

3.4 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

Из опыта проведения урока

Рассмотрение вопросов части А практически не вызывает затруднений у школьников, так же как и у части В. Анализ проведенных работ показал 100% выполнение тестовых заданий с выбором 1 правильного ответа из 4-х, и 90% выполнение заданий части В. Задание части С вызвало некоторое затруднение. Типичной ошибкой была конкретизация своих выводов. Процент справившихся с этой работой – 75%.

При обсуждении выполненных заданий затрагивались вопросы, требовавшие мировоззренческой оценки, в том числе связанные с современной структурой общества в РФ и маргинальными слоями населения.

Список литературы:

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2010.

  2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. Обществознание. Универсальный справочник. – М.:ЭКСМО, 2010.

  3. Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2010. – М.: Экзамен, 2010

  4. Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2011. – М.: Экзамен, 2011

  5. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С., Брандт М.Ю. Обществознание. Вступительные испытания. – М.:Экзамен, 2010

  6. Обществознание. Практикум. 11 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: Просвещение, 2008.

  7. Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

  8. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. — М.: ВАКО, 2010,

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие `Пойдем в музей!`3 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: