Урок обществознания в 11 классе профильной группы
Тема: «Социальный конфликт и пути его преодоления»
(Урок-практикум)
Учитель истории и обществознания МБОУ «Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова» Усова С.П.
Цели: Закрепить материал по классификации, этапам протекания и способам преодоления конфликта. Учить умению разрешать конфликт и делать правильный выбор, вести диалог, осознавать последствия нарушения социальных норм; научиться моделировать ситуации, приобрести практические умения для плавной интеграции в реально существующее общество.
Развивать умение выступать перед аудиторией, защищая свою работу.
Воспитывать стремление строить бесконфликтные отношения.
Оборудование: Компьютер, диск «Обществознание 8-11 класс», тестовые задания в форме ЕГЭ, компьютер, презентации, созданные учащимися.
Ход урока:
«Худой мир лучше доброй ссоры»
Орг. момент.
Учитель: Эпиграфом нашего урока служит пословица «Худой мир лучше доброй ссоры». Почему, даже непрочный мир, предпочтительнее ссоры?
(Во время мирного сосуществования оппоненты имеют возможность проанализировать недостатки своего поведения и принять решение об укреплении дальнейших отношений)
2.Повторение.
А. (используя локальную сеть, учащиеся индивидуально выполняют тестовые задания в форме ЕГЭ на тему «Конфликт», осуществляя самопроверку)
Примеры заданий:
1. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Укажите две положительные черты социального конфликта.
Б. — Работа с текстом: фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа. (учебник с. 76)П
ор Элементы теории социального конфликта. с источником
Р. Дарендорф (род. в 1938 г.).
Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур…
Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того — как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.
Вопросы и задания к источнику. 1) Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов? 2) На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. 3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.
В. Работа по закреплению классификации конфликтов.
На экран проецируются: фрагмент видео «Военный конфликт», иллюстрации – «Одноклассники в ссоре», «Утро стрелецкой казни», «Жириновский и Немцов в программе «Один на один», «Восстание на броненосце «Потёмкин» «Морозовская стачка», «Конфликт в Госдуме» «В кабинете начальника», «Корниловский мятеж», «Детская ссора», «Милые бранятся» «Свобода, ведущая народ на баррикады».
? Определить к какому типу конфликта относятся предложенные сюжеты?
Задание: Послушайте и определите, какой вид конфликта мы видим в стихотворении?
Учитель читает стихотворение.
« Моцарт и Сальери»
В руке у Моцарта сужается бокал,
Как узкое лицо Сальери,
Вино отравлено. Об этом Моцарт знал,
Но думал об иной потере.
Вино отравлено. Чего же Моцарт ждал,
На узкое лицо не глядя?
В слезах раскаянья и вдребезги бокал,
Сальери бросится в объятья?
Вино отравлено. Печаль – и ничего,
Распахнутые в звезды двери.
Взгляд не Сальери прячет от него,
Но Моцарт прячет от Сальери,
Вино отравлено. А Моцарт медлил, ждал,
Но не пронзила горькая услада,
Раскаянья рыдающий хорал,
Тогда тем более выпить надо.
Все кончено! Неотвратим финал!
Теперь спешил он скорбный час приблизить.
Чуть запрокинувшись, он осушил бокал,
Чтобы собрата взглядом не обидеть.
Фазиль Искандер.
?? какой тип конфликта мы видим в стихотворении?
— какая категория причин (личностные или социальные) легла в основу конфликта? (Социальное неравенство (неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и др. социальных ресурсов)
— На примере героев стихотворения проследите фазы данного конфликта.
-Охарактеризуйте этапы решения конфликта на примере данной ситуации.
Учитель: Вы получили задание подготовить презентации, где вы, на примере художественных произведений, должны будете проанализировать этапы выхода из конфликтной ситуации.
Защита презентаций учащимися:
Этап анализа: Какая работа на ваш взгляд точнее и объемнее представила этапы выхода из конфликтной ситуации?
3. Подведение итогов
Какие рекомендации вы можете дать своим товарищам для предотвращения конфликта?
Д/З: Изобразить в виде схемы рекомендации по предотвращению конфликта. (В электронном варианте)