Конспект урока по обществознанию в 5 классе «Юные граждане России»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области.




Конспект урока по обществознанию
в 5 классе

«Юные граждане России»



подготовила

учитель истории

Карпова Любовь Николаевна





с. Кваркено

2014







Список использованных интернет — источников:


  1. https://www.4stupeni.ru

  2. Обществознание. Учебник для 5 класса. Кравченко А.И. 9-е изд. — М.: 2011

  3. https://ru.wikipedia.org/

  4. https://www.constitution.ru

  5. https://www.rfdeti.ru




















Тема: Юные граждане России.

Цель: формирование у молодых граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.

Задачи:


  1. Выяснить, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека и что ученики уже сейчас являются гражданами своей страны;

учащиеся узнают, на что в общественной жизни они могут повлиять на результат.

  1. Развивать аналитическое мышление, устанавливать причинно – следственные связи, сформировать умения анализировать факты, делать выводы;

  2. Воспитывать толерантные отношения в классе, патриотические чувства долга и ответственности перед Родиной.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые учебники и учебные пособия: Обществознание для 5 класса

Используемая методическая литература: Примерная образовательная программа образовательного учреждения (ФГОС основная школа)

Используемое оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал

Используемые ЦОР: тексты к заданиям, тесты.

Основные понятия: Гражданство, гражданин, права человека, паспорт.

Дидактические единицы урока: Граждане. Гражданство. Конституция РФ о гражданстве .Паспорт. Права человека. Юные граждане России: права и обязанности.

Виды учебной деятельности: Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.

Объяснение и конкретизация примерами смысла понятиий «гражданство», «гражданин». Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации).

Планируемый результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные:

Учащиеся смогут объяснить значение понятий гражданин, гражданство, права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ, ученики смогут назвать права человека, которые он получает от рождения.

Метапредметные:

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, учащиеся смогут назвать права, которыми, уже пользуются.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

На основе парной работы учащийся научится задавать вопросы, контролируя партнера (меняясь ролями: контролер, исполнитель)

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Организация пространства:

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа, деятельностная дискуссия.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный этап

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Мороз и солнце. День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный!

Пора, красавица. проснись:

Откройте знаньям путь – дорогу!

Оставьте позади тревогу.

(Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны.)

Приветствуют учителя.

Что мы можем извлечь из услышанного?


Внутренняя позиция школьника.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель.

Формулирование темы урока.


Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока.

На прошлом уроке мы выяснили свою национальную принадлежность, а сегодня мы постараемся выяснить нашу принадлежность к стране, в которой мы живем.


Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

ГРАЖДАНИН своей страны!


-Итак, в чем заключается смысл данного стихотворения?

— Какое ключевое слово?

Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы?

Проблемный вопрос?

Анализируют стих. Формулируют тему урока.

Ставят проблемный вопрос

























Человек является гражданином своей страны


Гражданин


Юный гражданин России.

Кто такой гражданин, какие права он имеет?






Знать ранее изученный материал

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III. Актуализация знаний

Цель.

«Открытие новых знаний» на основе ранее изученного материала.

Организует повторение изученного и изучение нового материала.

— А, кто такой гражданин?

— А, какие права он имеет?

— Давайте сравним, ваши предположения с текстом учебника на стр. 113(со слайдом)

— А как называется государство, в котором мы живем?

Вы не раз слышали, что Россия – многонациональная страна. Как вы это понимаете? Многонациональная?

Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока.

Кто может напомнить тему?

— 2 человека работа с карточками ( 2 мин.)


— Что такое национальность?

— Чем один народ отличается от другого?

— Докажите на конкретных примерах, что туризм способствует развитию добрососедских отношений между людьми разных наций

— Обратите внимание на слайд, все ли тут указано верно?

Благодаря чему происходит знакомство с культурным своеобразием разных народов? А что такое миграция?

Проверим ваше высказывание со слайдом.

Истории известны мирные и немирные сосуществования народов, а вот, чтобы не было национальных конфликтов как нужно относиться?

А что такое толерантность?

(Вспомнили, что такое национальная принадлежность, о том, что мы должны быть терпимее друг к другу.)

Возвращаемся к нашему ключевому слову. А какое оно у нас?

С какого момента начинается жизнь человека?

Казалось, бы с момента рождения. Но сердце ребёнка начинается биться в утробе матери задолго до его появления на свет. И вот уже с этого момента государство начинает заботиться о своем будущем гражданине.

— а как вы думаете, если родители граждане РФ, то ребенок будет являться гражданином РФ?

Докажите!

Самое главное, что вам необходимо запомнить, это (СЛАЙД) НИКТО, НИКОГДА, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ МОЖЕТ ЛИШИТЬ ВАС ГРАЖДАНСТВА РОССИИ.

У каждого гражданина есть свои права и обязанности. А что они в себя включают, вам предстоит узнать.

— Я вам, предлагаю объединиться с соседом в пару и совместно заполнить таблицу, которая лежит у вас на столах.

— Вам необходимо, с помощью учебника, на стр. 114 выяснить, какие есть права и обязанности у человека.

Но прежде, чем перейти к следующему этапу урока, немного отдохнем, не забывая тему урока.

Работа с карточками (разноуровневые)

*Карточка№1

Продолжи предложение

Карточка №2

Выбор правильного ответа

Фронтальный опрос.

Оформляют работу, выступают перед классом

Формулируют понятие, сравнивают ответы и оценивают правильность выполнения работы.






Ответы учащихся




Принадлежность человека к определенному государству

РОССИЯ


Запись в тетради

(Пометьте карандашом, дома запишите в тетрадь.)





Национальная принадлежность

Национальность -принадлежность к какой – либо нации, народу





















Уважительно, толерантно.


Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, чувствам, традициям, верованиям, мнениям.




Гражданин.
















Паспорт(14 лет)

Свидетельство о рождении

Уметь думать и размышлять.












анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

Физминутка

Физминутка

1. Право на отдых. (Песенка льва и черепахи.)

Я на солнышке сижу,

Я на солнышко гляжу…Все сижу и сижу-у и на солнышко гляжу.

2. Право на учебу (Буквы разные писать).

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе учат в школе учат в школе

Вычитать и умножать

Малышей не обижать

3. Право на труд.

«Монтажники — высотники

Не кочегары мы не плотники

И сожалений горьких нет, как нет

А, мы монтажники — высотники !

И с высоты вам шлём привет


Физминутка

Физминутка

Физминутка

Физминутка

IV. «Открытие»учащимися новых знаний и первичное усвоение новых знаний

Цель.

Познакомить с понятиями, что такое знание и познание. Какие бывают способы. Проверить знания в полученном материале.


В форме поводящего диалога организует наблюдение за работой учащихся.

— Вернемся к дискуссии.

Права, которые человек получает от рождения, называются естественными. Естественные права свойственны любому человеку. Они ни при каких обстоятельствах не могут быть отняты. Среди них – право на жизнь, право на достоинство личности, прав на свободу, право на личную неприкосновенность.

— У вас у каждого на столах лежит листок со статьями из конституции РФ.

— А что такое конституция?

— Начинаем работать со статьями, читаем и анализируем.


— А пока вы работаете (Петя) решит другую важную задачу, из песни мы еще раз убедились, что мы имеем право на образование – это одно из главных ваших прав – представляет собой целый набор прав, а каких именно, Петя сейчас определит из предложенных вариантов. (Составит кластер на доске с помощью магнитов)

Работают в группах по учебнику.


















Ответы учащихся.

Индивидуальная работа ученика у доски















Заполнют таблицы


— Проверка заполнения таблиц.

— работа ученика с оборудованием.














Конституция – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Уметь определять, охарактеризовывать.Личностное самоопределение

сотрудничества, самоконтроль Уметь выделять главную мысль.

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний;

подведение под понятие;

-использование общих приемов решения задач ;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;


V. Первичная проверка понимания

Цель.

Проверить умения в определении главной мысли

Самоконтроль усвоения знаний.


Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

— Зачитывают статьи и охарактеризовывают их.

-Пользуясь текстом конституции Р Ф , объясните, что такое «достоинство личности». Зачем оно необходимо человеку?

Молодцы!

-Главное, что жизнь человека – высшая ценность. — Государство через свою судебную систему и правоохранительные органы защищает права человека.

— а теперь проверим Петю, правильно ли он охарактеризовал право на образование.

право на образование вам гарантирует государство.

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.









Уметь выделять главное по тексту. Умение работы в коллективе

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

рефлексия способов и условий действия

VII. Первичное закрепление.

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

— Вернемся к проблеме нашего урока.

Определите, кто такой гражданин, какие права он имеет?

Человек с рождения имеет естественные права, важнейшим из которых является право на жизнь. Жизнь человека – это высшая ценность. Имеет право на образование. Государство должно защищать права своих граждан, а граждане – выполнять определенные обязанности перед государством.

















Уметь применять изученные

Извлечение необходимой информации;

использование общих приемов решения задач;

построение речевых высказываний;

подведение итога урока

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Давайте посмотрим, на ваше настроение.

А теперь постараемся оценить всех кто активно работал.












адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Параграф 16, термины учить

*в. 3, стр. 119 письменно, написать мини сочинение на тему: почему паспорт называют «Путевкой в жизнь»

Урок закончен. Встали все. Спасибо за работу.

https://www.constitution.ru

https://www.rfdeti.ru




Если останется время.



Завершите предложение: «Я, как гражданин России, обязан хорошо учиться, потому что…»

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на натрадиционном лететельном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)


1. Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).

2. Кощей Бесмертный (нарушил право на свободу).

3. Дедушка Чипполино (у него нарушено право на свободу).

4. Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища).

6. Красная шапочка (колобок) (нарушила право на личную неприкосновенность)

7. Медведь (Теремок) — (нарушил право на неприкосновенность жилища).

8. Волк (три поросенка) — (нарушил право на неприкосновенность жилища).

9. Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).

10. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).

11. Барон Мюнхаузен (воспользовался правом свободы передвижения).

14. Знайка (воспользовался правом на образование).

15.Буратино (воспользовался правом на образование).

16. Герои простоквашино (воспользовались правом на отдых).

18. Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).

20. Наф-наф (воспользовался правом на труд).





Приложение.


Карточка №1

Фамилия, имя __________________________

Вставь пропущенные слова в предложении:

  1. Россия – одно из самых …………….. государств в мире (17 букв). Большинство населения составляют русские.

  2. Разнообразие мира породило многочисленные путешествия, а в наши времена – целую отрасль — …… (6 букв). Люди платят немалые деньги, для того, чтобы познакомиться с обычаями и традициями других народов, с их историческими памятниками.

  3. Чтобы не было национальных конфликтов, к представителям других народов нужно относится с уважением, а значит,……….

(10 букв). Терпимо к чужому образу жизни, чувствам, традициям.



Карточка № 2

Фамилия, имя_____________________________

Дайте определение следующим терминам:

  1. МИГРАЦИЯ –



  1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ –



  1. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ –







Для работы со схемой «Права и обязанности»


Для работы со статьями из конституции.










Конституция Российской Федерации.


Статья 20

  1. Каждый имеет право на жизнь…


Статья 21

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию…


Статья 22

  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.


Статья 23

  1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

  2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.















Свежие документы:  Проект "Малые олимпийские игры"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: