Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Курасовская основная общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему:
« Права и свободы человека и гражданина в России».
Учитель истории и обществознания
МБОУ « Курасовская ООШ»
Алексеев Евгений Алексеевич
11 марта
2013/2014 учебный год
Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России».
Учитель: Алексеев Евгений Алексеевич
Предмет: обществознание
Класс: 9
Дидактическая цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов.
Задачи:
Обучающая: ознакомиться с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говориться в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации в жизни.
Развивающая: способствовать формированию интереса учащихся к нравственно-правовым вопросам; развивать умение излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы урока: Изучение новой темы с составлением проектной работы фронтальная, групповой урок – практикум.
Методы обучения:объяснительно-иллюстративный
Основной учебник: Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2011.
Оборудование: компьютеры и проектор, Конвенция о правах ребёнка (преамбула) Конституция РФ,презентация.
Основные понятия: Декларация, Конституция, Конвенция, права ребёнка.
Структура урока:
I блок – целевой – 5 мин.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Мотивация
Целеполагание
II блок – процессуальный – 35 мин.
Введение новой информации.
Осознание и осмысление полученной информации.
Закрепление знаний и умений.
III блок – аналитический – 5 мин.
Подведение итогов урока.
Этап информированности учащихся о домашнем задании.
Этап рефлексии.
Заключительный этап.
Ход урока.
I блок – целевой.
Организационный этап.
Приветствие учителя и учащихся; отчёт дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.
Актуализация знаний по теме.
Учитель проводит актуализацию знаний учащихся с помощью вопросов:
Всегда ли люди были равны?
Что такое дискриминация личности?
Должны ли люди быть равны в своих правах и почему?
Что значит правовое государство?
В чём заключается высшая ценность государства?
Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы?
В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства?
Какой документ называют «законом высшей юридической силы»?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Подводим мини-итог: Государство обязуется обеспечивать единство законов. Конституция – это закон, который имеет высокую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью человека и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.
Учитель мотивирует учащихся на необходимость изучения данного материала.
Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.
Учитель знакомит учащихся с темой урока.
Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в России». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?
Учащиеся участвуют в определении задач урока.
II блок – процессуальный.
Введение новой информации.
Работа в тетради.
Запишите число и тему урока
Рассказ с элементами беседы
ВСПОМНИТЕ
О каких правах человека и гражданина вы уже знаете? Какие права ребёнка вам известны? Что означает выражение «Права человека закреплены в законе»?
ПОДУМАЙТЕ
Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?
Вы уже знаете, как высоко подняла статус человека Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).
Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.
Современная наука убедительно доказала, что все самые сложные государственные и правовые проблемы в конечном счёте отражаются на состоянии прав человека, а значит, на условиях его существования.
Что такое права человека. Если вы помните, при определении понятия «право» ключевым является слово «норма» («право – это совокупность норм, установленных…»). Когда речь заходит о правах человека, также имеются в виду некие законодательно закреплённые нормы. Но какие и в чём их особенность?
Можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека. Или несколько шире: эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни. Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.
Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в целом ряде международно-правовых документов (о них – разговор впереди) и конституциях правовых государств.
Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.
Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.
Права человека носят всеобщий характер – они основаны на принципе равноправия, т. е. равного объёма прав для каждого человека. Это значит, что мера свободы одинакова для всех и ни у кого нет никаких привилегий в сфере права. Ни один человек в силу его субъективных особенностей – расы, национальности, веры, языка, пола, социального положения – не может быть ущемлён в правах.
Работа с документом (Всеобщая Декларация прав человека(слайд-5 Учитель делит учащихся на группы по 2-3 человека, инструктирует учащихся по изучению материала:
— прочитайте основные статьи Декларации прав человека и дайте краткую характеристику:
— какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?
— зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говориться об ответственности гражданина перед обществом.
Учащиеся изучают материал и отвечают на вопросы учителя.
Основополагающими в этом пакете являются документы, получившиеназвание Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).Центральное место среди этих документов занимает Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 г. Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства, каждый человек и каждый орган власти должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к её выполнению – так было решено на той исторической Ассамблее.
Работа с учебником.
Учитель даёт задания учащимся, учащиеся выполняют задания.
Откройте учебник на с. 121 и прочитайте 1-3 абзацы. Выделите основные аспекты понятия права человека.
Сформулируйте кратко для записи в тетрадь.
Права и свободы человека и гражданина РФ. Эти высшие ценности демократического правового государства, как было отмечено на прошлом уроке, закреплены в главе 2 Конституции РФ. Причём каталог прав, изложенный в этой главе, отвечает самым высоким требованиям (как говорят, стандартам) международных документов по правам человека, в первую очередь рекомендациям Всеобщей декларации прав человека. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2.
Прежде всего подчеркнём, что единая система прав, закреплённая в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Каталог прав человека, соответствующий этим сферам, закреплён в статьях Конституции: гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54; политические права и свободы – в статьях 29-33; социальные и экономические – в статьях 36-42; культурные – в статьях 43-44 (см. схему).
Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.
Конституционные
права и свободы
Социальные
Политические
Гражданские
Экономические
Культурные
(ранее предлагалось прочитать самостоятельно конституционные права,подумать над анализом,выводом)
Учитель делит учащихся класса на пять групп.
Работа с документом (Конституция РФ (слайд)
Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».
1 группа: получает задание изучить политические права человека.
2 группа: получает задание изучить экономические права человека.
3 группа: получает задание изучить гражданские права человека.
4 группа: получает задание изучить социальные права человека.
5 группа: получает задание изучить культурные права человека.
Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. III этап: исследование.
Учащиеся изучают права и заполняют соответствующую колонку.
Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права | |
|
|
|
|
|
На экране памятка: В помощь вам.
Экономические права — возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности. |
Культурные права — обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом. |
Социальные права — притязания на достойный уровень жизни и благосостояние. |
Политические права — возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления. |
IV этап: представление результатов исследования, отчет.
Представления результатов могут быть разными, например: Начать представление с памятки…
(продолжается дискуссия,дополнения)
(В итоге) Проект: «Права гражданина РФ».
Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права | |
Право на жизнь | Право на участие и управления делами государства | Право на частную собственность и ее наследование | Свобода труда, право на труд в нормальных условиях | Свобода творчества и преподавания |
Право на защиту чести и достоинства | Право на объединение, свобода союзов,партий и т.п. | Свобода экономической деятельности | Право на отдых | Право на участие в культурной жизни,на пользование культурными учреждениями доступ к культурным ценностям |
Право на свободу и личную неприкосновенность | Право на собрания, митинги, демонстрации, шествия,пикетирования |
| Право на социальное обеспечение |
|
Право на неприкосновенность личной жизни | Право избирать и быть избранным |
| Право на жилище |
|
Право на неприкосновенность жилища | Равное право к любым должностям |
| Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
|
Право на свободу передвижения и выбор места жительства | Право обращений в государственные органы |
| Право на благоприятную окружающую среду |
|
Свобода совести , вероисповедова-ний | Право на информацию |
| Право на образование |
|
Свобода мысли, слова |
|
|
|
|
Уголовно-правовые и процессуальные гарантии |
|
|
|
|
Беседа Обсуждение проекта:
Вопрос: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в
первую очередь?
Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и
неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив
частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных
собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)
Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы
понимаете равенство прав и обязанностей?
Вывод:
В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства.
Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство).
И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин)
Классификация прав, с которой мы вас познакомили, широко известна в науке, хотя и не является единственной. Существует также классификация, в основе которой лежит выраженная в правах свобода человека: свобода от… свобода для… . На этой основе все права предлагается условно разделить на три группы.
В первую включают права, которые лучше всего обозначить словом ограждающие: права на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и др. Если вы вдумаетесь, то увидите, что эта группа прав, образно говоря, создаёт правовую крепость вокруг человека, защищает его от любого вмешательства в частную жизнь, в том числе со стороны государства и общества. Суть и предназначение этой группы прав состоит в том, что они обеспечивают человеку свободу от вмешательства других в его частную жизнь.
Вторая группа прав предполагает свободную активность самого человека: право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право участвовать в управлении государством, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию и др. Эта группа прав может быть реализована только в том случае, если человек сам активно действует, конечно, не нарушая законов. Внимательно подумав, вы и сами сможете определить, что эта группа прав обеспечивает человеку свободу для активных действий.
И третья группа прав обязывает государство и общество заботиться о человеке, создавать ему социальную (общественную) защищённость: право на охрану здоровья, на жильё, на достаточный жизненный уровень и другие права, которые принято называть социально-экономическими. Их можно ещё определить так: они выражают защищённость человека от плохой, унизительной для человеческого достоинства жизни – от безработицы, бездомности, нищеты, беспомощности, немощности и т. д.
Надеемся, вы уже осознали, что все виды прав одинаково важны. И только в своей совокупности они открывают человеку свободу выбора, возможности полноценной, разносторонней деятельности во всех сферах общественной жизни.
Далее логично обратиться к обязанностям гражданина России. Сразу подчеркнём, что каталог основных обязанностей закреплён в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.
Он включает следующие обязанности:
соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
платить налоги и сборы (ст. 57);
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
защищать Отечество (ст. 59).
Список короткий, но, если хорошо вдуматься в эти требования, можно сделать такой вывод: перед каждым из нас стоит святая обязанность – хранить своё Отечество.
Юридические гарантии и система защиты прав человека. Вполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать – осуществить, исполнить, претворить в жизнь?
На этот вопрос Конституция даёт прямой ответ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).
Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймёте главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда,причинённого незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.
Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определённая система органов защиты прав человека – механизмов защиты, как говорят юристы.
Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета – изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.
Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).
Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача – способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.
И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека – судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворён решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше – вплоть до Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ. А далее, если сочтёт необходимым, он может обратиться в Европейский Суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты.
Ситуация. В начале 2007 г. в СМИ прошла информация: Евгений Веденин (из Татарстана) получил 1 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. По ложному обвинению в убийстве он провёл в заключении 4 года. Поскольку смертная казнь в России временно приостановлена, обвиняемого приговорили к 15 годам строгого режима. Оправдали его после того, как случайно был арестован и выявлен подлинный преступник. Суд признал судебную ошибку. А если бы смертная казнь у нас не была приостановлена?
И всё-таки именно суд в конечном итоге сумел защитить права Е. Веденина.
Права ребёнка. Ребёнок располагает ровно тем же объёмом прав и свобод, что и взрослый. И всё-таки между ними есть различия, причём в пользу ребёнка. И это понятно: ведь каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту». Так было записано в Декларации прав ребёнка, принятой ООН в 1959 г. Можно считать, что этот короткий документ (всего 10 статей – принципов) открыл «эпоху прав ребёнка». Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства…».
Однако данная Декларация – это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её немедленно подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.
Работа с документом. (Конвенция о правах ребёнка (преамбула).(Приложение 1.)
Учитель дает задание:
— ознакомьтесь с Конвенцией о правах ребёнка.
Учащиеся знакомятся с информацией и отвечают на вопросы учителя.
— В каком году вышел данный документ? (1989 г.)
— Каковы его цели? (закрепить правовой статус ребёнка и обязанности государств-участниц)
— Скажите, пожалуйста, объем прав зависит от возраста?
Из содержания Конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели:
закрепить правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав;
закрепить обязанности государств-участников.
Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребёнком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.
Далее излагался каталог прав ребёнка. На первое место, конечно же, поставлено право ребёнка на жизнь (ст. 6) и на всё то, что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.
Что касается государств-участников, Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребёнка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребёнка.
Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребёнка. В связи с этим в отечественное законодательство (семейное, гражданское, трудовое, уголовное право) вносятся изменения, учитывающие права ребёнка. В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава – «Права несовершеннолетних детей» (гл. 11). Подробнее с её содержанием вы познакомитесь на следующих уроках.
Осознание и осмысление полученной информации
Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:
С какими документами мы с вами познакомились на уроке?
Что является основой этих документов?
Может ли человек защищать свои права?
Есть ли у человека обязанности и какие?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Закрепление знаний и умений.
Класс делиться на группы по 2-3 человека.
Учащиеся выполняют задание модуля ЭОР (П-типа)
Учитель проверяет выполнение задания.
Ш блок – аналитический.
Подведение итогов урока.
Учитель и учащиеся формулируют общие итоги.
Вывод по уроку:познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребёнка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.
Учащиеся фиксируют вывод в тетради.
Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся; аргументирует выставляемые отметки, даёт замечания по уроку.
Этап информированности учащихся о домашнем задании.
Учитель объясняет домашнее задание:
— параграф 14-15, ответить на вопросы, выполнить задания модуля ЭОР (К-типа)
Учащиеся записывают домашнее задание.
Этап рефлексии.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью вопросов.
Желающие зачитывают ответы и сдают учителю.
Заключительный этап.
Учитель благодарит за работу, прощается.
— Спасибо за урок. До свидания.
Учащиеся прощаются.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Класс: 9
Дидактическая цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов.
Задачи:
Обучающая: ознакомиться с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говориться в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации в жизни.
Развивающая: способствовать формированию интереса учащихся к нравственно-правовым вопросам; развивать умение излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы урока: Изучение новой темы с составлением проектной работы фронтальная, групповой урок – практикум.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Основной учебник: Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2011.
Оборудование: компьютеры и проектор, Конвенция о правах ребёнка (преамбула) Конституция РФ, презентация.
Урок истории в 9-м классе. Обучающихся 3 человека отсутствовавших не было. При разработке урока учитывались возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся. Формой мероприятия: изучение новой темы с составлением проектной работы. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, работа с документами.
Цели:
Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства;
правовое просвещение, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека;
формирование навыков практического использования знаний;
развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.
формировать умение анализировать правовые ситуации.
В качестве оборудования использовался учебник, мультимедийный проектор, магнитно-маркерная доска, ПК, презентация Конвенция о правах ребёнка (преамбула) Конституция РФ. В разработке имеется подробное описание хода урока, содержание проекта. Продумана групповая форма работы с обучающимися, им были предложены различные вопросы (задания) из истории, использовались древнегреческие мифы, вопросы на знание конституции и других международных правовых актов. Также были продуманы практические задания, но их не удалось проработать из-за нехватки времени.
На занятии обучающиеся работали активно, с интересом к предмету, были дисциплинированы и организованны. Урок прошёл в быстром темпе. Дети вели себя открыто дружелюбно, помогали друг другу, была создана рабочая благоприятная атмосфера.
Я считаю, что цели занятия были достигнуты, хотя и были определённые недочёты. На последующих занятиях продолжим формирование правовых и практических знаний, а также будет сделана работа над ошибками.