Конспект урока по Обществознанию «Введение в философию» 10 класс

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе (профильный уровень)


учитель обществознания — Жихарева Юлия Викторовна

МАОУ Гимназия №104 « Классическая гимназия » город Екатеринбург

Данная методическая разработка предназначена для проведения вводного урока по обществознанию в 10 классах (профильный уровень) по теме «Введение в философию». Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.

Отличительная черта: урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся межпредметных и внутрипредметных знаний, достаточного кругозора, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала. Предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию.

Введение

«…Люди, для того, чтобы быть людьми должны философствовать…»

Иногда говорят, что философия — не школьная наука, ее может постичь только человек, умудренный жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность — лучшее время для начала? Философия любит спрашивать, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. Но детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее, чем вопросы людей зрелых. Подросток еще не включился в «систему», он зачастую критически относится к миру взрослых, хочет его понять и оценить. И здесь его союзник — философия.

Цель урока:

  • сформировать у учащихся понимание важности философского мировоззрения, собственную позицию по данному явлению. Реализуя данную цель, потребуется решить следующие задачи:

  • активизировать учащихся;

  • сформировать положительное отношение друг к другу;

  • способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.

  • сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;

  • привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам);

  • научить использовать дополнительную информацию в разных источниках.

В настоящее время информационные технологии занимают прочное место в образовательном процессе. Это позволяет разнообразить даже самый скучный урок. Более того тема урока, которая для учащихся звучит как абстракция, требует иллюстративности и наглядности, что подкреплено мультимедийной презентацией к уроку. По типу данный урок- урок изучения нового материала в комбинированной форме (лекция и самостоятельная работа) с использованием современных информационных технологий (в частности мультимедийная презентация для самостоятельной работы во второй части , урока).

При составлении методической разработки урока использовались принципы создания педагогических разработок В.З. Рылова. Время урока — 90 минут учебного времени.

Термины и понятия, используемые в теме: мировоззрение, философия, онтология, гносеология, этика, аксиология, эстетика, философская антропология.

Общая характеристика урока.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о сущности философского мировоззрения, его важности как основе выбора, целеполагания, определения смысла жизни.

  • Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала.

  • Представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

Обучающая цель: Обеспечить изучение нового материала по теме «Введение в философию», научить выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Развивающая цель: Развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

Воспитательная цель: Воспитать внимательное отношение к любого рода источникам, стремление к сотрудничеству, толерантному отношению друг к другу, умению слушать и слышать.

К концу урока учащиеся смогут:

  • связно и логично излагать свои мысли;

  • систематизировать информацию;

  • находить и использовать дополнительную информацию;

  • развить навыки практической и аналитической деятельности.

Место и роль темы во всем курсе: Данная тема открывает курс профильного преподавания обществознания в 10 классе. Она приобщает ученика не только к выводам общественных наук, но и определяет потребность в самоактуализации, подводит учащегося к выявлению личностных жизненных смыслов, приучает анализировать, аргументировать, систематизировать полученную информацию.

Устремленность к высшим формам бытия, быть может, главное, что отличает человечество от всего живого на земле. «Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласен жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы». ( Ф.М. Достоевский «Дневник»).

Оборудование и материалы, применяемые на уроке:

  • Мультимедийный проектор, ПК

  • Мультимедийная презентация «Введение в философию» – призвана активизировать внимание учащихся, нацелить их на изучение нового материала, способствовать развитию творческого мышления и умению систематизировать информацию.

  • Распечатки — напоминание «Рекомендации для написания обществоведческого эссе», которые предназначены для самостоятельной работы с новым материалом урока.

Методы и приемы, используемые на уроке:

  • Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.

  • Взаимопроверка позволит преподавателю проверить работы учащихся на уроке.

  • Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.

  • Инструктирование применяется для организации более продуктивной работы учащихся по заданию.

  • Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

Содержание урока «Введение в философию»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Цели

1. Организационный момент

(2 мин.)

Сообщает тему и цели урока, выясняет наличие учащихся, объясняет работу, которую предстоит выполнить на уроке, принципы оценивания.

Готовятся к уроку, слушают, задают вопросы

Организационный

Настроить на работу

2. Мотивация учебно-познавательной деятельности

(2 мин.)

Преподаватель объясняет важность данной темы

Слушают,  задают вопросы

Монологический

Заинтересовать в изучении заявленной темы

3. Актуализация опорных знаний (5-7 мин.)

Организует мозговой штурм по предложенному понятию. Комментирует задание и критерии оценок.

Отвечают на вопросы, работают по карточкам-заданиям, проводят взаимопроверку.

Метод припоминания, взаимопроверки, инструктирования

Обдумать предложенный материал, используя внутрипредметные и межпредметные знания.

4. Формирование новых знаний (30 мин.)

Нацеливает учащихся на работу.
Лекция учителя.

Составляют краткий конспект лекции учителя, отвечают на вопросы.

Монологический, беседа, рассказ

Усвоение новой информации

5. Применение новых знаний (35 мин.)

 Организует работу по просмотру презентации, обмену информацией и устно опрашивает по заданию.

Анализируют предложенное задание в презентации, формулируют и записывают ответ в тетради, зачитывают ответы по заданию

Групповое сотрудничество
Прием «Подумай- поделись с партнером».

Развить умение проявить, сформулировать и аргументировать собственную точку зрения

6. Итоги

(10 мин.)

Подводит итоги урока, выставляет оценки,  задает и комментирует домашнее задание

Задают вопросы, записывают домашнее задание.

Монологический, беседа

Слушают, записывают домашнее задание.



ХОД УРОКА

1. Оргмомент (2 мин.)

Тема сегодняшнего урока «Введение в философию». Сегодня на уроке вы:

  • Ознакомитесь с новым материалом.

  • Ответите на предложенные вопросы.

  • Сформулируете собственную позицию и опишите ее в эссе.

В конечном итоге за урок вы получите две оценки.

2. Мотивация (2 мин.)

Иногда говорят, что философия — не школьная наука, ее может постичь только человек, умудренный жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность — лучшее время для начала? Философия любит спрашивать, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. Но

детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее, чем вопросы людей зрелых. Подросток еще не включился в «систему», он зачастую критически относится к миру взрослых, хочет его понять и оценить. И здесь его союзник — философия.

3. Актуализация (5 мин.)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, попробуйте построить цепочку ассоциаций, возникающих при слове «философия» или «философы». Представьте, что вы дипломированный философ, что вы делаете? Каков конечный продукт вашей профессиональной деятельности? (Ассоциации учащихся зависят от уровня личной и интеллектуальной зрелости, кругозора и тд. Учащиеся могут предложить различные подходы для выполнения этого задания – от обыденно — бытового до научного.)

4. Формирование новых знаний. (по ходу лекции учащиеся делают записи в тетради)

Философия – «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость — это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать.

Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всего самому.

Люди не были бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житейской интуицией, которые нас часто подводят.

Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое собственное место и предназначение в обществе и место человека в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают — изучение этих дисциплин делает человека специалистом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть умным — значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.

Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, так нельзя его представить без философии. Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, которые ищут последние причины существования человека, общества, мира в целом, пытаются понять — куда идет человеческое общество, есть ли прогресс в истории, ожидает ли человечество конец или разум всегда будет существовать во Вселенной; что такое сама Вселенная и как может человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и во времени, ее законы, — будучи сам ничтожной, исчезающе малой величиной в сравнении с ее величием. Без этих поисков человеческое общество прекратило бы развиваться.

Философски мыслящим должен быть физик, изучающий законы происхождения и развития Вселенной; биолог, пытающийся понять, как возникла жизнь и чем живое отличается от неживого; лингвист, постигающий тайное родство человеческих языков и приходящий к мысли, что не мы говорим языком, а он, язык, говорит нами и через нас. Но философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно

заведенному автомату, марионетке в чужих руках, а хочет сам докопаться до сути своего дела, своих отношений с другими людьми, хочет быть самобытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь.

Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них — общество или

ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно выковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно — ведь

большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал, ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому ты еще не сделал добра, потому что делать добро — это искусство, а благими намерениями вымощена дорога в ад.

Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство.

Не только философия учит человека быть человеком, этим же занимаются литература, живопись, музыка, этим же занимается религия, воспитывая человека и смягчая его нравы. В отличие от них, философия пытается найти методы познания природы и общества, обобщить духовный опыт человечества и выявить в его истории некоторые закономерности. При этом философия пытается выразить свои прозрения и откровения

через понятия, систему категорий, и здесь она уподобляется любой конкретной науке, такой, например, как физика или биология, и это часто дает повод называть философию наукой. Но если понимать под наукой наличие строгих и четких, логически связанных и верифицируемых (проверяемых на опыте) понятий и законов, то философия, конечно, совершенно особая область знания. Большинство философских положений опытом не доказываются и из опыта не вытекают: нельзя доказать опытным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя доказать, что Бог есть основа мира, нельзя доказать, что человеческая свобода с необходимостью вытекает из человеческой природы и т.д. Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования могли бы быть однажды доказаны раз и навсегда.

Такими главными философскими вопросами великий немецкий философ И.Кант считал следующие: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек? На эти вопросы нельзя никогда дать окончательного ответа, каждая эпоха их решает по-своему, и каждый человек пытается на них по-своему ответить. Если физика со времен античности ушла далеко вперед в разгадке тайн материи, то философия снова и снова возвращается к этим «проклятым» вопросам, и только мучаясь над ним и пытаясь на них ответить, человечество продолжает существовать.

Попытки построения философии, — считал другой, не менее выдающийся немецкий философ А. Шопенгауэр, — были столь долго безуспешными потому, что ее пытались создать на пути науки, а не искусства (в данном случае имеется в виду искусство не как художественная деятельность, а как искусство жить, искусство познавать, искусство делать добро). Для философа категории и понятия — то же самое, что мрамор для скульптора, но так как всякое изложение в понятиях есть знание, то в этом смысле философия — наука: собственно говоря, считал Шопенгауэр, она есть нечто среднее между искусством и наукой

или, вернее, нечто, объединяющее и то, и другое.

В той мере, в какой философия пытается быть наукой, подражать науке, брать на вооружение научные обороты и понятия, она является носителем знаний. Но знаний в философии мало: мы знаем годы жизни тех или иных философов, знаем основные понятия и категории, в которых пытались выразить свои идеи античные или средневековые мыслители. В той мере, в какой философия является искусством, она является носителем тайны. Тайна -это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — это

тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процессы, но как к нам в голову приходит мысль — это тайна. Если бы мы ее знали, мы бы все были гениями. Самой большой тайной является сам человек, и вся его история — это процесс выяснения, что он есть такое. Как только он это выяснит, история, возможно, закончится. И главную роль в этом выяснении играет философия.

Когда-то философия была матерью всех наук. Собственно, никаких наук не было, а была одна философия, и первые философы назывались мудрецами. Они много, по тем временам, знали из области математики, физики, астрономии и в том числе занимались философскими вопроса ми. По мере роста конкретных знаний, когда их уже стало невозможно держать в одной голове, науки отпочковывались от философии, становились самостоятельными. Физика и математика, прежде всего геометрия, были первыми самостоятельными науками. В Новое время появились как отдельные науки биология, химия. Этот процесс шел до XX века. Во многих западных странах до сих пор в дипломе физика или биолога пишется — «бакалавр философии», хотя к философии эти науки уже не имеют никакого отношения. Последними науками, отделившимися от философии, стали психология и социология.

Что же осталось на долю философии, если все науки от нее отпочковались? Остались проклятые вечные вопросы, и среди них самый главный — что такое человек? В чем смысл его существования? В сравнении с этим вопросами, говорил лауреат Нобелевской премии французский мыслитель и писатель Альбер Камю, все научные, технические и социальные достижения и изобретения являются детскими игрушками. «Познай самого себя» — главный призыв всей философии. Но познать самого себя не означает узнать, сколько у меня ферментов в желудке или нейронов в коре головного мозга. Познать самого себя — значит открыть свою истинную природу, которая не сводится ни к ферментам, ни к нейронам, ни к нашей физиологии, ни к психологии. Истинная человеческая природа — это природа сверхчеловеческая. Подобным образом рассуждает любая религия — чем человек ближе к Богу, тем более он человек, а чем ближе к животному — тем меньше в нем человеческого. Бог в этом смысле — идеальный человек, недостижимая вершина человеческого развития.

Точно также и для философии — чем больше в человеке сверхчеловеческого, тем больше в нем человеческого.

Философия начинается, как считал античный мыслитель Аристотель, с удивления. С удивления тем, что на свете вообще существует нечто, а не ничто? С удивления тем, что многие наши качества — совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода — никак не вытекают ни из нашей биологии, ни из физиологии, ни из психологии, то есть они никак материально, естественно не обусловлены. Нет таких законов в мире, по которым мы должны любить друг друга или делать добро. Нет естественных причин для любви — я люблю, потому что не могу не любить; нет естественных причин для добрых поступков, я их совершаю, потому что я добр. Но всегда есть причины для поступков злых, подлых, коварных (я украл, потому что был голоден, убил, спасая свою жизнь, и т.д.). С этой точки зрения всех истинно человеческих качеств, делающих нас людьми, — добра, совести, любви и т. д. — не должно было бы быть вообще, — а они есть. Они как туман, который нельзя измерить, потрогать, испытать, это не физические или физиологические процессы, но если нет этих человеческих качеств, то нет и человека. Пока хоть один человек живет по законам совести, человечество будет продолжаться. В этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное существо, не вкладывая в этот термин никакого религиозного смысла.

«Любовь к мудрости». Просто, правда? Но кто же не любит мудрость? А если и не любит, то вряд ли в этом признается. Но ведь не все же люди — философы! Конечно, нет. И все-таки каждый из нас хочет знать и то, как устроен мир, и что собой представляют люди, хочет понять и себя, разобраться в законах, по которым идет вокруг него жизнь, — а всем этим занимается как раз философия. Знакомство с философией каждого из нас начинается раньше, чем мы узнаем название данной науки. Не верите? Давайте убедимся в этом.

Философия входит в каждую жизнь незаметно, постепенно, исподволь, в семейных разговорах, на уроках, в играх и спорах с товарищами, со страниц детских книжек, из наблюдений за всем, что нас окружает.

Прочитаем стихотворение С. Маршака «Мыльный пузырь»:

А был такой надменный,

Заносчивый такой!

Хвалился, что из пены

Родился он морской.

В нем столько красок было,

Была такая спесь,

А он — воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Его я не жалею…

По правде говоря,

Стихи о нем длиннее

Всей жизни пузыря!

Разве это только о мыльном пузыре стихи? И разве только для детей они написаны? Эти стихи, говоря языком философских трудов, ставят и разбирают на конкретном примере проблему соотношения сущности вещи и ее обманчивой видимости. За многими замечательными стихами так и закрепилось определение «философские». Есть такие произведения у Пушкина и Тютчева, Некрасова и Маяковского, у Блока и Есенина, Твардовского и многих современных поэтов — Бориса Слуцкого, Расула Гамзатова, Вадима Шефнера и других.

Из чего твой панцирь, черепаха? Я спросил, и услыхал в ответ: Он из пережитого мной страха. Ничего прочнее в мире нет.

Б. В. Заходер

Леонид Киселев, поэт, умерший совсем юным:

Ну что ж, так исстари ведется:

Бывают пятна и на солнце.

Конечно, это неприятно,

Но солнце — солнце даже в пятнах.


Азербайджанский поэт прошлого века Мирза Шафи Вазех:

Речь громкая умом порой не блещет,

Речь тихая бывает речью вещей.

Вращается неслышно круг судьбы,

А колесо арбы гремит, скрежещет.


Или вот вспомните рассказ «Горячий камень» Аркадия Гайдара.

Нашел мальчик Ивашка Кудряшкин камень с надписью, обещавший тому, кто его разобьет, вторую молодость и еще одну жизнь «сначала». Но старик, которому Ивашка предлагает разбить этот камень, отвечает: «На что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно».

И уже от себя автор заключает, прикинув, не стоит ли ему самому вернуть молодость: «Э-э! — думаю, скажут, увидев меня помолодевшим, соседи. — Вот идет: молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня. И пошел прочь своей дорогой».

Перед нами — подлинно философская притча о смысле жизни. Ведь смысл жизни и есть один из главных вопросов, над которыми думали философы всех времен и народов.

А вот маленькое стихотворение А.С.Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Это не только крошечная философская притча, оканчивающаяся философским вопросом-напоминанием к читателю, но и рассказ о конкретном случае, знаменитом в истории древнегреческой философии.


Э.Асадов. «Что же такое счастье?»


Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье —
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!



А.А.Ахматова.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.


Б.Л.Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво».



Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.


И еще одна притча.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
— Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же. — Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе. — Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее,- улыбнувшись, ответил третий каменщик.

Таким образом, предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте содержания и смысла. Философия направлена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство составных частей, элементов мира.

Философия обозначила те темы, к которым рано или поздно возвращаются мудрецы во все времена:

— Единое — природа всегда предстает познанию в виде отдельных явлений. Чтобы составить из этих частей целое, следует их каким-то образом связать. Философия дает большой спектр решений этой проблемы.

— Бытие — в поисках наиболее общих понятий философия обратила внимание на понятие бытия, которое позволяет обозначить в целом все возможные миры. Философская дисциплина, рассматривающая общую структуру бытия, называется онтологией.

— Истина — «Что есть истина?» — этот вопрос всегда принадлежал к числу главных для философии. Философские дисциплины, занимающиеся теорией познания, называют гносеологией или эпистемологией.

— Добро — есть ли объективные законы добра? Оправдывает ли благая цель средства ее достижения? Могут ли добрые чувства заменить принцип долга? Совместимы ли долг и наслаждение? Есть ли то, что выше добра? Как соотносятся сила, право и добро? Философская дисциплина, изучающая эти вопросы, называется этикой. В рамках этики возникают и специальные теоретические ответвления, например, деонтология — наука о долге, аксиология — наука о ценностях.

— Красота — сам феномен красоты уже требует философской разгадки: что это — внешняя форма? Внутренняя форма? Чувственный сигнал о возможной пользе? Приятное? Гармоничное? Философская дисциплина, изучающая эти проблемы, называется эстетикой.

— Человек — проблема человека, по сути, является центром, к которому, как к городской площади, сходятся многообразные пути других философских размышлений. Философская антропология отвечает на следующие вопросы:

— Из каких элементов состоит феномен человека?

— Что правит человеком — свобода или необходимость?

— Человек по отношению к обществу — это часть или целое?

— Что такое личность? Как должен относиться человек к смерти? Философия растворена в нашей жизни, как золото в морской воде, где в каждой капле есть миллиардные доли грамма золота.

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. Мировоззрение – это общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально- политическую, философскую, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа мировоззрения — житейское (обыденное), философское и религиозное. Все эти типы мировоззрения выявляют некое единство, охватывая определенный круг вопросов. Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов.

Всякое мировоззрение складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т. д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т. д. Это — активная позиция за или против каких-то других убеждений. Нередко, и в истории мы видим эти примеры, люди гибли за свои убеждения, оплачивая свои мировоззренческие позиции самой жизнью.


5. Применение знаний

А сейчас вы приступите к выполнению следующих заданий:

Обдумайте и самостоятельно ответьте на вопросы.

Выслушайте других учащихся.

Кратко занесите ответы в тетрадь.

Вопросы для самостоятельной работы.

1. Можете ли вы привести пример какой-либо тайны (таинственного, непонятного события, необъяснимого явления), с которой вы столкнулись в жизни?


2. Считаете ли вы, что в детстве, еще до школы, вы были другим человеком? И если да, то вспоминаете ли вы о том, другом человеке с сожалением или радуетесь, что вышли из детства, стали взрослыми? Почему так происходит, о чем сожалеете?


3. Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере — они связаны, сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени на стене люди считают за единственно возможный мир. На ваш взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?


4. Часто ли вам бывает скучно, и если да, то как вы боретесь со скукой? Считаете ли вы, что скука — ненормальное состояние, от которого надо как можно быстрее избавиться, или это неизбежный и постоянный спутник нашей жизни?


5. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой-то высший смысл, или он появится, когда вы вырастете и добьетесь чего-нибудь существенного в жизни?


6. Какое детство, по вашему мнению, лучше: детство безмятежное или трудное, когда надо постоянно преодолевать препятствия и закалять волю?


7. Как вы понимаете вышеприведенную фразу. «Человек — сверхъестественное существо»? Ведь обычно под сверхъестественным понимают нечто сказочное, фантастическое, а философия утверждает, что любой человек — сверхъестественен.


8. Посмотрите предложенные фрагменты мультфильмов, удивитесь и подумайте, есть ли в них в них философское содержание.


9. «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать? Значит ли это, что если я не философствую, то я не человек. Это тема домашнего эссе.

6. Итоги

Какие выводы можно сделать по изученному?

(Вывод формулируют учащиеся, представляет целесообразным вернуться к ассоциациям к термину «философия», высказанным учащимися в начале урока).


«Философия — не школьная наука, ее изучать слишком рано…»

(Учиться мудрости никогда не поздно, как и не рано… Опыт подсказывает, что самые вдумчивые философы — дети. Еще Аристотель написал, что философия произошла от удивления… Так, Беркли сделал свое основное открытие еще студентом. Шеллинг становится магистром философии в 17 лет. Гегель читает, и не без успеха, свою философию гимназистам Нюрнберга, Ницше становится уважаемым профессором в 24 года…)


«Философия — это слишком сложно…»

( Философия не требует специальных знаний. Конечно, это не значит, что они не требуют труда. Бывают вещи, трудные именно потому, что они просты: их нельзя свести к чему-то другому, более понятному, объяснить через что-то иное. Знание делает сложное простым, но что нам делать с простым? Тут-то и начинается философия.)

«Философию лучше отложить на потом. Сначала — положительные, бесспорные науки». (Если предлагать вопросы с готовыми решениями, недолго и отучить от азарта поиска.)


«Философия бесполезна».

( Философия дает человеку целостный взгляд на мир и на его собственное место в нем. Она дает нам увидеть мир, найти, где причины, где следствия, разобраться в том, что Маркс назвал обманчивой видимостью вещей. Подсмеиваться над философами было модно еще две с половиной тысячи лет назад. Фалес Милетский решил раз и навсегда доказать: если философы и не наживают богатства, то только потому, что не хотят этого. И доказал! Он угадал с помощью метеорологических наблюдений, что на следующий год будет большой урожай оливок. Он занял денег, скупил по дешевке все давильни для изготовления оливкового масла в своей местности, а когда урожай был собран, владельцам оливок пришлось выкупать у философа эти давильни. Так Фалес разбогател — но для него дело было не в этом, он только хотел доказать, что может разбогатеть: не просто как некий Фалес, а как один из философов.)


«Философии, как и искусству, нельзя научить».

(Далее если вы не увлеклись философией, вы можете научиться видеть проблему там, где ее не заметят другие, и в то же время, не делать трагедии из факта одновременного существования несовместимых способов действительности; поймете, как полезно слушать собеседников, терпеливо сносить их «инакомыслие», формулировать и выражать свои идеи, стремясь к пониманию.)

Заключение

В результате проведения урока учащиеся ознакомитесь с новым материалом. Обдумали и сформулировали собственную позицию по изложенному на уроке материалу, ответили на предложенные вопросы, сделали выводы. Соответственно, цели, поставленные перед ними, они выполнили.

В процессе урока у ребят сформировалось представление о философском понимании картины мира, и оформилась собственная позиция относительно изученной темы. А значит, были выполнены цели самого урока.

Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как:

  • связно и логично излагать свои мысли;

  • систематизировать информацию;

  • находить и использовать дополнительную информацию;

  • развить навыки практической и аналитической деятельности.

Таким образом, можно сделать общий вывод по проведенному уроку: урок в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса. Данный урок рекомендуется для освещения заявленной темы.

Глоссарий:

Мировоззрениесистема взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Онтология — философская дисциплина, рассматривающая общую структуру бытия.

Гносеологией или эпистемология — философские дисциплины, занимающиеся теорией познания.

Этика — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.

Деонтология — наука о долге.

Аксиология — наука о ценностях.

Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Философская антропология — философское учение о человеке, его природе, сущности..

Философияособая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.



Литература:

  1. Философский энциклопедический словарь, М., 1989.

  2. Аблеев С.Р. Лекции по философии. М.: Высшая школа, 2005

  3. Губин В.Д. Основы философии. М.: Форум-Инфра-М, 2007.

  4. Доброхотов А., Введение в философию. Рабочая тетрадь, М.¸ Открытый мир,1995

  5. Академический школьный учебник. Обществознание 10 класс (профильный уровень) под ред. Л.Н. Боголюбова. Издательство «Просвещение,2007.

  6. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. М., «ВАКО» 2011.

Свежие документы:  Конспект интегрированного урока по психологии и обществознанию в 5 классе «Одноклассники, сверстники, друзья»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: