Муниципальное казённое образовательное учреждение
Сурковская средняя общеобразовательная школа
Тогучинского района Новосибирской области
Тема урока:
Выборы в демократическом обществе (2 ч.).
Тип урока: урок-практикум
Класс: 11
Автор: учитель истории
МКОУ Тогучинского района
Сурковской СОШ
Залевская Наталья Ивановна
Адрес: 633423
Новосибирская область
Тогучинский район
с. Сурково
с. Сурково.
Цель урока: Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.
Задачи урока:
Образовательная задача:
Расширить знания обучающихся о сущности демократических выборов;
Познакомить с принципами избирательного права;
Сформировать представления об избирательном процессе и избирательных системах.
Развивающая задача:
Продолжить формирование у учащихся умений использовать дополнительные источники, делать обобщения, выводы, формулировать и аргументировать свою точку зрения;
Развивать умение оперировать терминами и понятиями по данной теме, раскрывать на примерах важнейшие теоретические понятия и приводить примеры явлений, действий, ситуаций связанных с реализацией избирательного права.
Воспитательная задача:
Формировать отношение обучающихся к себе, как гражданам России, будущим избирателям;
Способствовать формированию активной жизненной позиции и пониманию обучающимися необходимости активного участия в выборах;
Воспитывать толерантность и чувство гражданского долга
В области знаний:
— Обучающиеся познакомятся с основами избирательного права в РФ, принципами избирательного права в демократическом обществе.
— Учащиеся получат представление об основных этапах избирательного процесса и избирательных системах.
В области умений:
— Смогут обобщить высказывания исторических деятелей и сформулировать выводы.
— Проанализируют информацию по основным этапам избирательного процесса и обработают ее на основе заданных критериев.
— Выскажут свое мнение по поводу значения участия в выборах и последствиях неучастия в избирательной кампании.
— Проанализируют конкретные ситуации избирательной кампании 2013 г. и соотнесут их с нормами избирательного права.
В области опыта:
— Обучающиеся получат опыт встреч с членами муниципальной избирательной комиссии.
— Получат опыт применения правовых норм при анализе ситуаций, возникающих во время избирательной кампании.
— Приобретут навыки работы с разного рода информацией.
— Смогут обобщить статистические данные по результатам опроса части ученического и педагогического коллективов.
В области отношений, ценностей, внутренних установок:
— Высказать свое отношение по вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны.
План урока:
Первый этап — организационный момент.
Второй этап – проверка домашнего задания. На этом этапе идет обсуждение результатов опроса среди учащихся и педагогов «Знакомы ли вам эти люди?», результаты анкетирования среди педагогов. В результате анализа данных учащиеся определяют противоречие в ценностных установках и делают вывод о том, как это может повлиять на развитие государства и общество в целом. Также здесь формируются основные проблемы, которые будут рассматриваться на уроке: «Что мы знаем о выборах? Нужно ли идти на выборы? Почему граждане не хотят воспользоваться своим правом избирать и быть избранным? Что будет, если выборы не состоятся?» и т.п.
Третий этап – актуализация знаний. На этом этапе идет обсуждение результатов опроса и используется ролик «Что такое выборы?» с целью создания «метафорического контекста» для изучения процедуры выборов, знакомства с избирательным процессом в целом.
Четвертый этап — основной. Он построен на основе деятельностного подхода. Учащиеся, опираясь на представленные схемы и таблицы, аудиозаписи, презентации, определяют основные действия в рамках ролевой позиции избирателя.
Пятый этап – закрепление изученного материала (практический этап). Здесь идет обсуждение высказываний исторических и политических деятелей о выборах, а также идет решение практических задач. Школьники обсуждают ситуации, предлагают решения, не нарушающие избирательное законодательство.
Шестой этап — рефлексия. В ходе заключительной части урока учащиеся актуализируют полученные знания, представляя собственную позицию и отношение к выборам и избирательному процессу.
Седьмой этап – получение домашнего задания. Здесь учащимся предлагается самостоятельно выбрать домашнее задание различного уровня сложности.
Оборудование урока: доска, мультимедийный проектор, ПК, документы, карточки с ситуациями.
Предварительная подготовка: учащиеся проводят опрос и анкетирование, готовят сообщения по теме урока; учитель готовит необходимые печатные материалы, аудио-видеозаписи, приглашает председателя УИК.
Методика проведения урока: используются элементы урока-лекции, элементы игры (учащиеся выполняют роль социологов, юристов), приемы ИКТ, осуществляется деятельностный поход, технология уровневой дифференциации.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель (зачитывает эпиграф к уроку): “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”. Эти слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок. Как эти слова соотносятся с темой нашего урока: «Выборы в демократическом обществе?» (учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель: Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой на этом уроке?
(учащиеся высказывают свое мнение; н-р, выяснить, как проходит процедура выборов в демократическом обществе, чем она отличается от процедуры выборов при других политических режимах и т.д.).
Проверка домашнего задания.
Учитель: «Мы выбираем. Нас выбирают…» — так пелось в одной хорошей песне. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить о демократических выборах, об избирательном праве и избирательных системе. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в современном демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов и многое другое. Ведь демократические выборы требуют повышения политической культуры всех их участников — избирателей, кандидатов, членов избиркомов, наблюдателей. Актуальность этой темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах снижается. Не все граждане пользуются своим правом избирать. Почему? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне выборов, которые состоятся 10 марта 2013 г. Для начала выслушаем главного социолога и узнаем результаты опроса, который вы провели.
Ученик (в роли социолога) рассказывает о том, как проходил опрос, каковы его результаты (диаграммы на слайде, Приложение №1).
Актуализация знаний.
Учитель: Так что же такое выборы? Я предлагаю вашему вниманию небольшой ролик, где на этот вопрос пытаются ответить маленькие дети (демонстрация ролика, Приложение №2).
Учитель: А какой вы вкладываете смысл в понятие «выборы?» (учащиеся высказывают свое мнение).
Основной этап.
Учитель: За годы существования РФ избирательное право сложилось как часть конституционного права. В узком смысле, избирательное право понимается как право избирать (активное право) или быть избранным (пассивное право). О сути избирательного права в широком смысле расскажет группа «юристов». Ваша задача – записать основные тезисы рассказа.
Ученик (в роли юриста): Чтобы была учтена воля всего народа, нужно, чтобы большая часть населения приняла участие в выборах и имела к ним доступ независимо от пола, расы, национальности, положения в обществе. Таким образом, главные принципы демократических выборов: 1) выборы должны быть всеобщими (участвуют все граждане с 18 лет), равные (независимо от пола, национальной принадлежности). Каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует на равных основаниях. Формула: Один избиратель — один голос. Прямые (каждый избиратель голосует непо-средственно за избираемого кандидата без посредников), с тайным голосованием (такой порядок, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей, чтобы избежать давления различных политических сил). Таким образом, выборы являются представительными, т.е. это выборы, в которых участвует большинство населения. Но человеческое общество, положив много сил в борьбе за эти демократические принципы, столкнулось с проблемой неявки на выборы электората (избирателей) — абсентеизмом (от лат. absens (absentis) — «отсутствующий», уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.
2) Свобода и добровольность выборов. В РФ закон не требует 100% явки граждан для голосования.
3) По окончании выборов нужно принять решение, какие политические силы в итоге будут у власти. Вполне справедливо правило большинства (к власти придут те, кто набрал наибольшее количество голосов). Тем самым и выражается воля большей части населения. Меньшинство подчиняется большинству. Но так ли уж это справедливо? Допустим, какое-то решение принято 51% голосов? А остальные 49% оказались в меньшинстве, хотя разница всего в 2%! Какой выход из ситуации? Выход один. Установить следующее правило: права меньшинства, несогласного с решением большин-ства должны быть гарантированы, защищены. Они могут быть уверены, что за инакомыслие не будут преследоваться властью, большинством и могут иметь реальный шанс победить на следующих выборах. Меньшинство имеет право быть в оппозиции по отношению к власти.
4) Выборы явление свойственное также для тоталитарных и авторитарных режимов. Но там они носят скорее символичный характер и оказываются прикрытием для произвола и бесправия в обществе. Так называемый «карманный парламент». Например, в СССР выборы всегда были всенародным праздником, на который приходили 99,9% избирателей. Но на таких выборах не было самого выбора.
5) Поэтому следующее правило: альтернативность (состязательность, конкурентность). Возможность выбора из нескольких кандидатов. Все политические силы имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать перед избирателями по телевидению, в СМИ, радио и т.п. В тех же недемократических странах решение о новых выборах принимается произвольно лидером страны или группой людей. К каким последствиям может привести эта ситуация? Если нет смены руководителей, злоупотребления неизбежны. При демократии осуществляется ситуация передачи власти по итогам выборов. При этом должны быть четкие гарантии, что после проигрыша на вы-борах прежних руководителей и их сторонников не будут преследовать, не будут дискредитировать в средствах массовой информации.
6) Периодичность выборов. Она устанавливается законами.
7) И если в течение выборов не было установлено, что нарушался закон, нужно признать законность этих выборов, т.е. их результаты, даже если они не устраивают какую-то часть общества или бывшую власть не должны пересматриваться. Это седьмой принцип — окончательность выборов.
Учитель: Мне интересен принцип свободы и добровольности выборов. Данный принцип действует во многих демократических странах. А в Италии, например, конституционно закреплено, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение даже предусматриваются юридические санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы. Как вы считаете, совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями? (учащиеся высказывают свое мнение).
Учитель: Мы познакомились с принципами проведения выборов. Сейчас мы познакомимся с такими понятиями, как «избирательный процесс» и «избирательная система». Слово «юристам».
Ученик (в роли юриста): Авторы учебной литературы представляют избирательный процесс как процедуру, то есть официально установленный порядок действий. По мнению авторов учебника «Обществознание» А.Ф. Никитина, И.А. Галицкой и др., в любом обществе существуют силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии положение спасают хорошо разработанное законодательство, четкая его реа-лизация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, то есть процедурам. Процедура – это порядок, без которого в любом деле возможны различные нарушения, неувязки; без которого трудно достичь необходимого и достоверного результата. Но процедура тогда обеспечивает те благие результаты, к которым мы стремимся, когда ее придерживаются неукоснительно. Обратившись к юридической литературе, понятие «избирательный процесс» представлено, как совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность, как «избирательно-процессуальное право». С точки зрения Федеральных Законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан РФ», «О выборах президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно более де-тально рассмотреть положения входящие в понятие «избирательный процесс».
Согласно выше перечисленных нормативно-правовых актов, избирательную деятельность (процесс) осуществляют граждане, избирательные комиссии, общественные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие заинтересованные субъекты. Избирательная деятельность имеет определенную последовательность, конкретные действия и осуществляется в соответствии со стадиями избирательного процесса. Целью и предполагаемым результатом избирательного процесса является формирование органов публичной власти с результатами, не вызы-вающими недоверия, поскольку они должны быть получены в соответствии с нормативными правовыми актами. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования, порядок подсчета голосов, возможность пользоваться услугами СМИ и источниками финансирования. Деятельность слагается из конкретных действий граждан, осуществляющих их как индивидуально, так и в определенном коллективе. Появление индивидуальных или коллективных форм деятельности граждан зависит от ряда факторов, в том числе от выбранной избирательной системы. Например, ряд коллективных форм, таких как избирательные объединения (блоки), может не использоваться или ограниченно использоваться при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе. Каждая конкретная форма деятельности в процессе выборов направлена на реализацию совершенно определенных функций. Так, избиратели осуществляют свое избирательное право, а избирательные комиссии организуют и проводят выборы. Таким образом, можно говорить об индивидуальных и коллективных субъектах избирательного процесса, выполняющих определенные функции. В зависимости от конкретной цели в определенный момент субъекты избирательного процесса совершают характерные действия, например, после регистрации в качестве кандидата в целях привлечения внимания избирателей осуществляют предвыборную агитацию. Характер действий в конкретный период позволяет выявить этапы (стадии) де-ятельности.
Таким образом, избирательный процесс можно определить как регулируемую правовыми и иными социальными нормами деятельность, состоящую из совокупности объединенных ближайшей целью действий индивидуальных и коллективных субъектов, направленную на формирование путем прямых выборов органов публичной власти, результаты, которых не вызывают недоверия, поскольку были получены в соответствии с нормативными правовыми актами.
Учитель: Подведем итоги: избирательная система – совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования (учащиеся фиксируют в тетрадях данное определение).
Учитель: У вас на партах лежат схемы. Задача – проанализировать и выделить этапы избирательного процесса (учащиеся работают со схемами, Приложение №4).
Учитель: Что же у вас получилось?
Ученик: Избирательный процесс состоит из нескольких этапов:
— Установление даты выборов
— Составление списков избирателей (ознакомление не позднее, чем за 20 дней до выборов)
— Образование и утверждение избирательных округов и участков
— Формирование избирательных комиссий
— Выдвижение, регистрация кандидатов
— Предвыборная агитация
— Голосование
— Подсчет голосов и установление результатов выборов
Учитель: Для организации и проведения выборов разного уровня создаются избирательные комиссии. Какие? Об этом мы узнаем из интервью Ю.Ф. Петухова, председателя Областной избирательной комиссии. Ваша задача – прослушать отрывок из интервью и составить структуру избирательных комиссий (Приложение №5).
Ученик: Структура избирательных комиссий:
— Центральная Избирательная комиссия РФ (действует постоянно)
— Избирательные комиссии субъектов РФ
— Окружные избирательные комиссии
— Территориальные избирательные комиссии
— Участковые избирательные комиссии
Учитель: Дополню: Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок полномочий- 4 года, состоит из 15 человек: пять назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом РФ. Вопрос: кто является Председателем Центризбиркома РФ?
(Учащиеся отвечают, что В.Е. Чуров).
Учитель: Каковы функции избирательных комиссий? Послушаем еще один отрывок из интервью Ю.Ф. Петухова (Приложение №6). Ваша задача – выделить функции Центризбиркома и участковых избирательных комиссий (учащиеся слушают интервью и делают записи в тетрадях).
Учитель: Итак, что же получилось в итоге?
Ученик: Функции Центральной избирательной комиссии:
— Руководство деятельностью избирательных комиссий
— Контроль за соблюдением избирательных прав
— Издание нормативных актов
— Оказание правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям
— Регистрация уполномоченных представителей политических партий
— Регистрация кандидатов и выдача удостоверений
Участковые избирательные комиссии:
— Работают со списками избирателей
— Производят подсчет голосов и устанавливают итоги выборов
— Обеспечивают подготовку помещений для голосования
— Организуют голосование
Учитель: Подробнее остановимся на типах избирательных систем. Существует несколько избирательных систем (Приложение №7):
Мажоритарная избирательная система. Ее особенности:
Территория страны разбивается на территориальные единицы – избирательные округа. От каждого округа как правило избирается только один депутат (одномандатные округа), но иногда и более (многомандатные округа). Округа равны по численности. Избиратели голосуют за личность ( представитель партии, движения или независимый кандидат). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов по этому округу. Выделяют две разновидности мажоритарной системы: 1) абсолютное большинство (50% + 1 голос); 2) относительное большинство (побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников). При мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура, во втором туре участвуют два кандидата, набравших большинство голосов.
Достоинства: Прочные связи между депутатом и избирателями.
Недостатки: Голоса избирателей, отданные за непобедившего кандидата пропадают, а победитель иногда имеет поддержку явного меньшинства.
Например: А-25% , Б – 38% , В – 35%, голоса за кандидатов А и В – пропали.
Пропорциональная избирательная система. Ее особенности: при использовании пропорциональной системы учитывается количество подан—ных голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах в парламент. Территория страны — единый избирательный округ.
Выдвигают кандидатов политические партии и союзы (блоки). Избиратели голосуют не за личности в той или иной партии, а за партию в целом. Партии получают места в представительном органе четко пропорционально поданным за них голосам.
Достоинства: Более справедливое соотношение мест в парламенте.
Недостатки: Если много партий – раздробленность, поэтому во многих странах устанавливается барьер (в России не менее 5% голосов). Голоса партий, набравших менее 5% -делятся пропорционально между партиями, набравшими большинство.
3) Смешанная избирательная система.
До 2007 года выборы в Государственную думу проходили по 225 одномандатным округам (мажоритарная система), и 225 депутатов выбирали по единому общенациональному округу (пропорциональная). Сейчас — только пропорциональная система (по партийным спискам).
Учитель: Вспомните прошедшие выборы в Государственную Думу. Какие партии преодолели барьер?
Ответ учеников: 1. «Единая Россия»
2. «Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)»
3. «ЛДПР»
4. «Справедливая Россия»
V. Закрепление изученного материала.
Учитель: Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Так почему же государство идёт на это? (примерные ответы учащихся: с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. п.).
Учитель: А сейчас вернемся к нашим схемам. У вас на партах лежит карточка с заданием. Опираясь на схемы, вам нужно составить таблицу «Особенности проведения выборов в Российской Федерации». Время работы – 15-20 минут.
Ответственные | Сроки | |
|
|
|
(учащиеся работают со схемами, составляют общую таблицу).
Учитель: Проверяем, что у вас получилось.
Ученики показывают свою работу и анализируют ее.
Примерный ответ:
Ответственные | Сроки | |
Назначение дня выборов | Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица. | Не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов. |
Образование избирательных округов | Представительный орган государст-венной власти, орган местного самоуправления. | Не позднее, чем за 60 дней до го—лосования. |
Выдвижение и регистрация кандидатов | Политические партии. Обществен-ные движения. Самовыдвиженцы. |
|
Предвыборная агитация | СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатные, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом) | Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования. |
Голосование | Участковые избирательные комиссии | 8.00 – 20.00 |
Учитель: Как же происходит процедура выборов? Подчеркну, что установлены четкие сроки проведения выборов. В нашей стране они назначаются указом Президента РФ и проводятся, как правило, в воскресенье. Точно расписаны сроки проведения различных этапов избирательной компании: время создания и действия избирательных комиссий, время работы избирательных участков в день выборов, время, отпущенное на подсчет голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Один из таких участков находится в здании нашего Дома культуры. Избирательные участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 избирателей. Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном избирательном участке, нужно проживать на его территории. 10 марта у нас состоятся выборы Главы Сурковского сельсовета. Двое из вас впервые смогут принять в них голосование: это Лена и Ксения. Знаете ли вы, что нужно делать в день выборов, как себя вести, какие у вас права, как избирателей? (учащиеся отвечают на вопросы).
Учитель: Чтобы вам помочь в этом нелегком деле – впервые участвовать в выборах – я пригласила к нам на урок председателя участковой избирательной комиссии Елисееву Т.И. Она подробно познакомит вас с тем, как работает участковая комиссия, и что вам нужно делать, как первоголосующим избирателям.
Елисеева Т.И. рассказывает о работе участковой избирательной комиссии.
Примерный рассказ: в день голосования, в установленный законом час председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются (учитель показывает переносной ящик для выборов и как он опечатывается).
Избиратели делают свой выбор, и результаты выбора заносят в бланк голосования, заполнение бланка происходит в специально отведенной кабинке (учитель показывает образец бюллетеня и как правильно его заполнять). Заполненные бланки опускаются в урну для голосования. Члены участковой избирательной комиссии дожидаются определенного законом часа, чтобы приступить к подсчету голосов. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. В присутствии наблюдателей и других аккредитованных лиц составляется протокол по итогам голосования, который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. До дня голосования избиратель может познакомиться с тем, какие именно его данные внесены в список избирателей.
Учитель: Вы можете задать вопросы председателю комиссии, а мы попробуем с Татьяной Ивановной ответить на них.
Ученики задают вопросы на интересующие их темы.
Учитель: Участие в выборах добровольно. Закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования. Мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее ее экономическое, социальное, политическое развитие.
В заключение нашего занятия предлагаю вам решить ряд заданий, которые дадут вам возможность проверить свои знания в области избирательного права.
Какие из перечисленных ниже должностей являются выборными:
А) министр, Б) командующий армией, В) депутат городской думы, Г) мэр города, Д) завуч школы, Е) Президент РФ.
Ответ: В, Г, Е
Решите задачу. 11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы). Какой принцип выборов был нарушен?
Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.
Суд города Н. рассмотрел жалобу гражданина С. на решение участковой избирательной комиссии, отказавшейся в день выборов депутатов Государственной Думы РФ выдать ему избирательные бюллетени на том основании, что он не имеет регистрации по указанному в списке избирателей адресу. Гражданин С. заявил, что ранее проживал по этому адресу, однако ко дню выборов переехал на новую квартиру, выписавшись из прежней. Какие принципы избирательного права были нарушены?
Ответ: нарушение принципов избирательного права отсутствует в данной ситуации. Наоборот, разрешив голосовать по месту старой прописки, избирательная комиссия нарушила бы принцип равного избирательного права. Каждый избиратель наделяется всего лишь одним голосом.
Прочитайте цитаты и определите, какие идеи заложены в данных высказываниях.
Цитаты:
Избирательный бюллетень сильнее пули. А. Линкольн
Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.
Отто фон Бисмарк
Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют.
Джордж Джин Нейтан
При тирании у нас нет выбора, зато при демократии мы можем выбирать сразу из нескольких зол. Сергей Федин
Ничто так не объединяет умных и дураков, как право избирать и быть избранными, и ничто так не разъединяет, как результаты голосования.
Михаил Мамчич.
«Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов». О. фон Бисмарк.
«Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей — людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности». Дж. Мэдисон
(Примерный ответ учащихся: в практически всех цитатах речь идет о выборах и их результатах, причем к праву избирать не всегда относятся ответственно. Последствия отказа от выбора может привести к изменению политического режима. Выборы — это ответственный выбор представителей власти и т.д. и т.п.).
VI. Рефлексия.
Учитель: Подведем итоги нашего двухчасового урока. Каковы ваши впечатления от всего увиденного, услышанного? Остались ли у вас вопросы, может, что-то вам не совсем понятно? (учащиеся высказывают свое мнение).
Я предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. На карточке поместите флажки там, где вы считаете нужным, и выставьте себе оценку. Затем выставьте оценку друг другу, а я выставлю свою оценку. Прокомментируйте выставленные баллы (полученный результат суммируется, делится на три и средний балл выставляется в журнал).
Ученики по очереди комментируют выставленные оценки, как себе, так и другим учащимся. Учитель также комментирует выставленные оценки.
Интересно Личная активность Продуктивность
активность
VII. Домашнее задание.
Учитель: Я предлагаю вам выбрать самостоятельно два задания из числа предложенных. Первое задание обязательное для всех: написать эссе по одной из предложенных выше цитат. Эссе проверяется по критериям, предъявляемыми к нему ЕГЭ. При выполнении всех условий выставляется оценка «5». Второе задание выбираете из нескольких предложенных.
На оценку «5»: 1) написать рассказ или стихотворение о выборах, вашем отношении к выборам. Условие: объем рассказа – 1 лист формата А4, объем стихотворения – не менее 4 четверостиший или 16 строк; 2) подготовить вопросы и ответы для викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 20 вопросов с 4 вариантами ответов); 3) составить сканворд или кроссворд по теме «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с ответами. Условие: не менее 20 слов.
На оценку «4»: 1) написать рассказ или стихотворение о выборах, вашем отношении к выборам. Условие: объем рассказа – 1 лист формата А4, объем стихотворения – не менее 3 четверостиший или 12 строк; 2) подготовить вопросы и ответы для викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 15 вопросов с 4 вариантами ответов); 3) составить сканворд или кроссворд по теме «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с ответами. Условие: не менее 15 слов.
На оценку «3»: 1) написать рассказ или стихотворение о выборах, вашем отношении к выборам. Условие: объем рассказа – 0,5 листа формата А4, объем стихотворения – не менее 2 четверостиший или 8 строк; 2) подготовить вопросы и ответы для викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 10 вопросов с 4 вариантами ответов); 3) составить сканворд или кроссворд по теме «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с ответами. Условие: не менее 10 слов.
При оценивании творческих работ оценивается оригинальность исполнения, оформление работы, работы должны быть авторскими и не заимствованными из сети Интернет.
А закончить урок я хочу стихами. Их автор – ученица 11 класса Горбань Екатерина.
Я голосую за мир на земле!
Я голосую за лучик в окне.
Мой голос услышать не сможете вы,
Но он очень важен для нашей страны.
Избрав кандидата на пост президента,
Я крестик поставлю и жду перемен.
Когда все подсчеты закончатся где-то,
И будет по – честному все, без подмен.
Чтоб старые бабушки жили в достатке,
А не с копейками шли в магазин.
Когда – то все силы отдали стране без остатка
На благо, теперь страна пусть поможет им.
Чтоб детям жилось легко и спокойно,
В любой институт поступить по желанью смогли,
Родители наши всем были б довольны,
А мы бы гордиться страною могли.
Давайте же дружно России поможем,
Ведь все в этом мире зависит от нас,
Кого изберем, на кого все возложим,
Чтоб жизнь наша лучше была, чем сейчас.
Подумайте над этими словами, и сделайте свой, правильный выбор! Спасибо за урок!
Список используемых ресурсов
3. Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Лазебникова .Обществознание. 11 кл: учебник для образоват. учрежд: профильный уровень. М., «Просвещение», 2012 г.
4. Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах. М., 2007 г.
Приложение 1.
Опрос «Знакомы ли вам эти люди?»
Лицо №1.
Лицо №2.
Лицо №3.
Результаты опроса учащихся.
Были опрошены учащиеся:
8 класс – 12 человек
9 класс – 7 человек
11 класс – 8 человек
Лицо №1 и №2 не назвал никто. Лицо №3 узнали 11 из 27 человек, что составило менее 50%.
Результаты опроса среди педагогов
Были опрошены 10 из 18 педагогов (из них 2 человека – члены избирательных комиссий).
Анкета для педагогов
Вопросы: 1. Ходите ли вы на выборы?
2. Какие выборы состоятся 10 марта 2013 г.?
3. Хотели бы вы поучаствовать в выборах в качестве: а) кандидата; б) наблюдателя; в) члена комиссии?
Результаты анкетирования:
№1. «Да» — 10 человек (100%)
«Нет» — 0 человек
№2. «Выборы Главы Сурковского сельсовета» — 10 человек (100%)
№3. «В качестве кандидата»: «да» — 2 человека (20%)
— «нет» — 8 человек (80%)
«В качестве наблюдателя»: «да» — 8 человек (80%)
— «нет» — 2 человека (20%), т.к. являются членами избирательной комиссии.
«В качестве члена избирательной комиссии»: «да» — 7 человек (70%)
«нет» — 3 человека (30%)
Приложение №2
(См. на электронном носителе)
Приложение №3.
Схема №1. Принципы проведения выборов в Российской Федерации.
Приложение №4
(См. на электронном носителе)
Приложение №5
(См. на электронном носителе)
Приложение №6
(См. на электронном носителе)
Приложение №7