Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 233
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Конспект урока по теме:
«Семья»
подготовила
учитель начальных классов
Чередниченко Инна Вячеславовна
Санкт-Петербург
2014г.
Цель урока: продолжить знакомство с традиционными религиями мира и их отношением к семье.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях;
раскрыть значение семьи в жизни каждого человека;
Воспитательная: формировать уважительное отношение к членам семьи, семейным ценностям;
воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи»;
Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
формировать навыки самостоятельности в мыслительной сфере и способствовать развитию творческих способностей учащихся;
Виды деятельности: беседа, рассказ учителя, закрепление изученного материала.
Оборудование: толковый словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова; плакат со словами; карточки с заповедями; лепестки с пословицами; учебник «Основы мировых религиозных культур» Беглов А.Л., Саплина Е.В.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
— Наш урок мы начнём с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.
2.Вводная беседа.
-Вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на уроках. (любовь, доброта, милосердие и т.д.
-Какие качества вы бы хотели видеть в человеке, живущем рядом с вами?
-А как вы понимаете слова «люди, живущие рядом»? (семья)
-Что такое семья? Давайте вместе прочитаем:
Мы будем сегодня говорить о семье, потому что:
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ — родительский дом!
В семейном кругу ещё корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи.
3.Словарная работа.
— Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова.
(Семья – группа живущих вместе близких родственников.)
— Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью.
4.Актуализация знаний о семье.
—Из каких же близких родственников состоит семья? Отгадайте загадки о членах семьи:
Излучает она свет,
от улыбки — ямочка…
никого дороже нет,
чем родная…(мамочка)
Угадайте, кто же это?
Галстук, ноутбук и шляпа…
Жду, друзья, от вас ответа.
Молодцы! Конечно (папа)
Всё хозяйство: лебеда,
да хохлатка Рябушка.
Но яичницей всегда
Нас накормит…..(бабушка)
Мочит в тёплом молоке
он кусочек хлебушка.
Ходит с палочкой в руке
наш любимый…..(дедушка)
Надарили безделушек —
семь матрёшек и бобрёнка…
Но дороже всех игрущек
для меня моя….(сестрёнка)
Подскажите, кто разлил на скатерть любимую мамы чернил.
Кто же этот шалунишка? Это младший мой….(братишка)
— Назовите всех членов вашей семьи.
-Чем они отличаются друг от друга? (возраст, привычки…..)
5.Работа с учебной статьёй.
-Каждый из вас имел возможность высказать свою точку зрения относительно семьи. А как же относятся к семье традиционные религии мира? (чтение учебной статьи учащимися вслух с остановками в конце каждого абзаца и комментариями учителя)
-Как именуется семья в православии?
— Почему её называют малой Церковью?
— Где устраивали свои храмы первые христиане?
— Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.
— Прочитайте , как рассматривает брак ислам?
— На первое место мусульмане ставят создание крепкой семьи. Ислам предписывает строить семью на основе согласия и любви. Семья для человека должна стать источником радости, спокойствия, наслаждения жизнью. Супруги обязаны заботиться о воспитании своих детей. Дети, в свою очередь, должны почитать родителей своих.
Физкультминутка.
Какое значение вкладывает в понятие брак иудаизм?
— Брак и рождение детей — одна из главнейших заповедей в иудаизме. Бездетность считается огромным наказанием, равносильным смерти. В еврейской семье родители должны быть во всём примером для детей. Они воспитывают ребёнка, как человека, который продолжает традиции своего народа.
— Вспомните, на какие группы делятся все верующие в буддизме?
— Почему для мирян в буддизме семья является важнейшей частью их жизни?
— В буддистской семье родители должны стать наставниками для своих детей, разъяснить им великую мудрость. Дети желают счастья своим родителям, заботятся о них.
-Что значит почитать родителей?
Почитать (уважать) родителей значит:
в детстве их слушаться;
в молодости советоваться;
в зрелом возрасте заботиться.
— Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили?
6. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку, на которой записаны заповеди о родителях и семье.
— Прочтите эти заповеди. Составьте собственную заповедь, которой вы будете следовать.
«Почитай отца твоего и мать твою» Ветхий Завет. Книга Исход.
«Чти родителей и прародителей своих, и всё сотворённое ими чти и почитай» (Д. Лихачев)
Свято храни честь своей семьи.
Никогда не бездельничай, когда родители трудятся.
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.
— Какую заповедь вы составили?
7.Игра «Пословицы разбежались».
-О семье как о ценности можно найти мысли и в устном народном творчестве. Попробуйте собрать пословицы:
Вся семья вместе, когда в семье лад.
На что и клад, коли в семье вражда.
Не будет добра, до первого взгляда.
Ссора в своей семье- так и душа на месте.
-О чём все эти пословицы? В любой семье должен быть мир и согласие.
8.Рефлексия.Подведение итогов.
-Сегодня на уроке вы узнали, что семья это — любовь и обязанность, заповедь и ответственность, нежность и справедливость. А как вы думаете, есть у нас ещё одна семья?
-Правильно, это наш класс, наша школа. В ней хорошо учиться и уютно каждому, как в семье, когда каждого любят, уважают, ценят, независимо от учебных успехов, за то, что он — человек.
— Подводя итог урока, я предлагаю вам закончить предложение
«Семья нужна человеку………»
9.Домашнее задание.
-Найти и прочитать стихотворения о семье (по желанию выучить);
-Подготовить презентацию на тему «Моя семья»
Список использованной литературы
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур.- М, «Просвещение» 2012.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. «Азбуковник» 2001.
https://makrina.ucoz.ru/publ/tradicii_pravoslavnogo_vospitanija_v_seme/1-1-0-1
https://vislame.2x2forum.ru/t27-topic#64
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.https://www.coolreferat.com/
2. https://makrina.ucoz.ru/publ/tradicii_pravoslavnogo_vospitanija_v_seme/1-1-0-1