Конспект урока по уголовному праву в 9-11 классах
Игонина Анастасия Павловна,
студентка IV факультета истории и юриспруденции
Елабужского института
Казанского (Приволжского) федерального университета
Научный руководитель: Кондрашина Валентина Анатольевна
Тема урока: «Уголовная ответственность».
Конспект урока
Тема урока: Уголовная ответственность
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные
Сформировать представление об ответственности за правонарушения и преступления;
показать взаимосвязь и сущность изучаемых понятий, раскрывая их структуру;
углубить знания о правовой системе РФ
познакомить с конкретными статьями УК РФ и показать на примерах как они работают в современном обществе.
Развивающие
развить навык правильно употреблять изучаемые юридические термины;
развить навыки работы с законами (УК Ф), нормативно-правовыми документами и выработать навыки их практического применения;
сформировать умение давать правовую оценку поступков людей и собственных действий.
Воспитательные:
развитие гражданственности и чувства патриотизма, ответственности;
воспитать уважение к закону и к социально-правовым нормам;
развитие чувства уважения к правам и свободам других граждан.
Учебно-методический комплекс к уроку
Кочои С.М. Учебник: Уголовное право. Общая и Особенная части. Краткий курс. 2010.
Уголовное право России. Общая часть. Под ред. Ревина В.П. — Учебник —2010.
Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 (с изм. и доп.)
Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учебник.2003.
Ход урока.
Приветствие. Проверка присутствующих. Проверка готовности к уроку.
Для повторения некоторого пройденного материала, для первичной систематизации знаний два ученика вызываются к доске для составления схем. (Приложение 1.) ( применяется такой метод диагностирования, как индивидуальное задание у доски).
В это время проводится устный фронтальный опрос (даются короткие ответы на заранее подготовленные по небольшому объему материала) по вопросам:
Дать определения понятий право, закон, правоотношения.
Назовите субъекты правоотношений.
При каком условии физические лица могут стать активными участниками правоотношений?
Что такое дееспособность, с какого возраста наступает?
Чем преступления отличаются от проступка?
Наиболее активные ученики получают оценки.
Далее идет этап актуализации, где учитель акцентирует внимание ребят на том, что нам предстоит решить сегодня на уроке ( Используется метод вводной беседы, которая предваряет изучение новой темы).
Затем, начинается непосредственно изучение новой темы. Ученикам раздается Уголовный кодекс РФ (глава 4, статьи 19-23).
Фронтальная работа с источником (документом). Разбор статьи 19 УК РФ. Применяется традиционный прием работы с документами, т.е. комментированное чтение. Статья читается вслух, разбирается по заранее подготовленным вопросам учителя.
Далее прием работы усложняется. Ученикам предлагается самостоятельная работа со статьей (ст. 20 УК РФ). Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы учителя.
Ученики затем рассуждают, отстаивают свою позицию, с помощью учителя делают выводы, обобщения по данной статье.
Учитель совместно с учащимися предлагает разобрать конкретную ситуацию.
Петров вместе с Ивановым украли сладости из супермаркета на сумму 265 рублей. На момент кражи им было 14 и 16 лет соответственно.
Вопрос:
Ребята, как вы думаете, можно ли считать поступок граждан Петрова с Ивановым преступлением? Должен ли он нести ответственность?
А как это определить? Правильно, надо обратиться к закону, к Уголовному кодексу. Откройте ст.158 УК РФ (примечание).
В результате сотворчества учителя и учеников разрабатывается план дальнейшей самостоятельной работы.
План.
Какую статью Уголовного кодекса можно применить
Вид преступления
Категория преступления
Смягчающие и отягчающие обстоятельства
Наказания
Далее следует этап самостоятельной работы над решением проблемных ситуаций.
Происходит в форме групповой работы.
Каждая группа получает набор дидактических материалов: текст правовой задачи, Уголовный кодекс РФ (глава 4, статьи 19-23). У каждой группы своя задача, заранее подготовленная учителем (карточки с заданиями). (Приложение №2)
В группе происходит мини– обсуждение с целью поиска верного решения.
Группы работают самостоятельно в течение 5–7 минут.
Для организации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективной является технология группового обучения с элементами уровневой дифференциации.
Работают несколько групп, сформированных на основе учета уровня способностей учащихся. Каждая группа получает одно из заданий, которое адаптировано к определенному уровню знаний и умений учащихся.
Этап представления ответов и совместного обсуждения ситуаций.
Один участник из группы зачитывает ситуацию и поводит ее разбор по предложенному плану.
Члены группы имеют право дополнить основной ответ или дать разъяснение по ходу.
В случае затруднения в решение проблемы включаются другие группы, в ходе устного обсуждения группы приходят к правильному ответу.
Учитель подводит итог обсуждения каждой ситуации, отмечает недостатки и корректирует ответы в случае затруднения класса.
Подводятся итоги работы в группах. Учитель высказывает свое мнение и после краткого комментария объявляет окончательную оценку каждой группе.
Этап закрепления и проверки усвоенных знаний и умений.
Проводится обобщающая заключительная беседа.
Подводятся итоги урока. Выставляются оценки. Дается домашнее задание в виде тестов. (Приложение №3).
Приложение №1.
Классификация правонарушений.
Схема «Система права Российской Федерации»
Право
Публичное Частное
Конституционное, административное, гражданское, семейное,
уголовное, уголовно-процессуальное и т.д. трудовое, земельное и т.д.
Приложение №2
Задача1. Маленький сын Андрея Соколова был болен. Однажды Андрей с сыном отправились в лес за грибами. Внезапно мальчику стало плохо, он покраснел, начал задыхаться. Андрей сунул руку в карман и понял, что оставил лекарство дома. Он подхватил сына на руки и побежал к шоссе. На просеке он увидел машину. Понимая, что дорога каждая минута, Андрей выбил стекло, забрался в машину, завел ее, соединив два проводка, и повез сына в больницу. Как оценить поведение Андрея? Будет ли он нести уголовную ответственность?
Решение. Жизни сына Андрея угрожала опасность: он мог умереть от удушья. Андрей должен был его спасти. Он воспользовался чужой машиной. Конечно, он не хотел ее угонять и собирался вернуть машину владельцу, но такие действия называются «неправомерное завладение автомобилем без цели хищения» (ст. 166 УК) и влекут за собой уголовную ответственность. Но Андрей угнал машину для того, чтобы спасти жизнь своему сыну, он находился в безвыходном положении. Действия были совершены в состоянии крайней необходимости, когда ради спасения одного блага (жизнь ребенка) нужно пожертвовать другим (неприкосновенность частной собственности). Такие действия являются непреступными. Следовательно, Андрей не подлежит уголовной ответственности за угон автомобиля.
Задача2. Костя (16 лет) возвращался поздно вечером домой. Во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 рублей за проход. Костя успел заметить в руках одного из них нож. Видя Костино замешательство, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга. Как оценить поведение Кости?
Решение. Подростки угрожали жизни и здоровью Кости. При такой угрозе любые действия по обороне не будут являться преступными. То, что совершил Костя, называется действия в состоянии необходимой обороны (см. ст. 37 УК). Несмотря на то, что он причинил вред здоровью «рэкетира», он не подлежит уголовной ответственности.
Приложение №3
Тесты
Тесты
1.Верны ли суждения
А. Граждане обладают дееспособностью с момента рождения
Б. Гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности только с 18 лет
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли суждения
А. Главным признаком преступления является противоправность
Б. И преступления и правонарушения одинаково опасны для общества
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3.Нормы уголовного права применяются, если
1) нарушен порядок усыновления
2)произошло незаконное увольнение
3)совершено хищение
4) не выполнен договор
4. Преступлением называется
1) отказ от участия в выборах
2) общественно -опасное деяние
3) дисциплинарный проступок
4) религиозный фанатизм
5.Видом уголовного наказания является
1) лишение гражданских прав
2) обязательные работы
3) предупреждение
4) выговор
6. В отличие от административного правонарушения уголовное
1) всегда строго наказывается
2) является общественно-опасным
3) является противоправным действием
4) предполагает виновность лица
7. Верны ли суждения
А. Уголовное наказание зависит от тяжести преступления
Б. К несовершеннолетнему могут быть применены только меры воспитательного воздействия
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. К отраслям публичного права относится
1) Конституционное право
2) Семейное право
3) Гражданское право
4) Международное право
9 Установите соответствие между правовой ситуацией и видом преступления
1) мошенничество А) преступления против личности
2) похищение Б) преступления против собственности
3) оскорбление
4) разбой
5) угон автомобиля
Впишите полученный ответ в таблицу
2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|
10. Найдите в приведенном ниже списке деяния, относящиеся к категории тяжких преступлений. Выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания
1) вымогательство
2) оскорбление
3) хулиганство
4) убийство
5) грабеж
6) захват заложника
Ответ : —————————
11. Найдите в приведенном ниже списке наказания, применяемые только в уголовном праве. Выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания
1) штраф
2) обязательные работы
3) лишение свободы
4) исправительные работы
5) лишение специального звания
6) пожизненное лишение свободы
Ответ:———————————
12. Установите соответствие между правовой ситуацией и видом преступления
1) террористический акт А) преступления против
2) захват заложника общественной безопасности
3) побои Б) преступления против жизни и
4) убийство здоровья
5) хулиганство
6) оставление в опасности
Впишите полученный ответ в таблицу
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
|
|
|
|
|
13.Верны ли суждения
А. Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма квалифицируется российским законодательством как преступление
Б. Правонарушения делятся на гражданские, административные, частные и уголовные
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. К несовершеннолетним не может быть применено наказание в виде
1) штрафа
2) пожизненного лишения свободы
3) мер воспитательного воздействия
4) обязательных работ
15. Найдите в приведенном ниже списке деяния, за которые ответственность наступает с 14 лет. Выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания
1) нанесение морального вреда
2) угон транспортного средства
3) неуплата налогов
4) разбойное нападение
5) контрабанда
6) вымогательство
Ответ: —————————
16. Верны ли суждения
А. Состояние алкогольного или наркотического опьянения является смягчающим обстоятельством
Б. Явка с повинной является смягчающим обстоятельством
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответы
1) 4
2) 4
3) 3
4) 2
5) 2
6) 2
7) 1
8) 1
9) БААББ
10) 456
11) 1
12) ААББАБ
13) 1
14) 2
15) 246
16) 2
Список использованной литературы
Кочои С.М. Учебник: Уголовное право. Общая и Особенная части. Краткий курс. 2010.
Уголовное право России. Общая часть. Под ред. Ревина В.П. — Учебник —2010.
Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 (с изм. и доп.)
Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учебник.2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы