Шафиева Айгуль Равилевна
Студент IV курса гр.9106
факультета истории и юриспруденции Елабужского института Казанского Приволжского федерального университета
Научный руководитель Кондрашина Валентина Анатольевна
Конспект по уголовному праву
«Преступления против собственности».
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи:
Образовательные:
актуализировать знания в сфере уголовного права; изучить основные положения нормативно-правовых актов касательно преступлений против собственности, выявить основные признаки данного вида преступления.
Развивающие:
развивать умения обобщать и сравнивать, анализировать и сопоставлять преступления против собственности; развить навыки самостоятельной работы с юридическими документами;
Воспитательные:
воспитывать правовую культуру учащихся, чувство справедливости, законопослушность, уважение к правам и свободам других лиц, уважение к закону; формировать негативное отношение к правонарушениям, воспитывать активную гражданскую позицию.
Учебно-методический комплекс:
Юридическая литература:
Конституция РФ,
Уголовный кодекс РФ,
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под.ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 2010 г.
Учебник Уголовное право. Общая и Особенная части под ред. Кадникова Н.Г, 2006г. – С 324.
Методическая литература:
Яковлев А.М. Методология сравнительного правоведения в области уголовного законодательства (проблемы типологии и методики)//Проблемы сравнительного правоведения. М., 2010 г.
Презентация «Преступления против собственности».
Ход урока:
Организационная часть.
Изучение нового материала.
Закрепление, повторение на уровне воспроизведения.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Мотивационная беседа:
Учитель беседует с детьми, тем самым подводя их к изучению нового материала.
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Бывают такие жизненные ситуации, что, не успев ещё почувствовать радости жизни, человек оступается и вся его жизнь катится по наклонной. Он с трудом начинает осознавать, что совершил преступление и его ждет заслуженное наказание. На сегодняшний день наиболее распространенными преступлениями в нашей стране являются преступления против собственности.
Является ли незнание законов смягчающим обстоятельством?
(Выслушиваются ответы учащихся).
Следовательно, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, надо, хотя бы в общих чертах, знать законы.
В наше время самыми распространенными преступлениями являются преступления против собственности.
Ребята, все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей и желания у нас у всех разные.
Тренинг «Наши желания». Учащимся раздаются листы бумаги и карандаши; на листе бумаги обводят руку и пишут на каждом пальчике свое (материальное) желание.
Учитель подводит к пониманию, что можно получить желаемое не преступным способом, а законным.
Ребята, назовите известные вам пути достижения высокого материального положения.
( Обычно ребята называют как законные, так и не законные способы получения материальных благ). Высказывания ребят записываются в два столбика на доске.
Учитель, давая оценку ответам, объясняет, чем названные ребятами способы обогащения отличаются друг от друга.
Одни из них законные (получение образования, профессии, карьера, предпринимательская активность), другие – незаконные. Часть незаконных способов достижения богатства Уголовный кодекс определяет понятием корыстные преступления. Учитель даёт определение корыстного преступления.
Работа с карточками. Работа в группах. Учитель крепит на доску карточки с описанием преступлений против собственности.
Названия карточек:
Схватил шапку с головы прохожего и скрылся.
Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.
Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения.
Залез в карман пассажира в автобусе.
Вскрыл чужой автомобиль и забрал импортную автомагнитолу.
Вовлекли в азартную уличную игру и «обыграли».
Дайте названия этим преступлениям.
(Корыстные преступления. Общим признаком всех этих преступлений является то, что все они направлены против собственности).
Самостоятельная работа учащихся в группах. Работа с документом. Класс делится на 3 группы, каждая группа выбирает своего капитана, учащиеся должны правильно выполнить задания.
Учитель выдает каждой группе для заполнения рабочий лист «Преступления против собственности».
Рабочий лист «Преступления против собственности»
Статья УК РФ | Признаки преступлений | Виды наказаний | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Изучите по рабочему листу вопрос о видах корыстных преступлений, их признаках и видах наказаний.
2.Выделите черты сходства и отличия между ними.
3.Определите самое опасное корыстное преступление и докажите свой вывод.
Кроссворд «Что я знаю». Работа в группах. Учащиеся делятся на 3 группы, должны разгадать кроссворд из тех слов, определения которых они уже слышали на сегодняшнем уроке.
По горизонтали:
3. Тайное хищение чужого имущества (кража).
4. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество).
5.Хищение чужого имущества вверенного виновному (присвоение).
6.Открытое хищение чужого имущества (грабеж).
По вертикали:
1.Нападение в целях хищения чужого имущества (разбой).
2. С какого возраста наступает уголовная ответственность за вымогательство? (четырнадцать).
Сочинение-эссе. 10-15 предложений. Учащимся предлагается выбрать одно высказывание и написать сочинение-эссе.
1. «Нищета — мать преступлений…» ( Ж.-Ж. Руссо).
2. « Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости» (Аристотель).
3. «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»(Виктор Гюго).
Индивидуальная работа, закрепление изученного материала.
Определите, о каких видах преступлений идет речь
А. 14-летние подростки Иванов и Петров, зная, что семья их одноклассника
Тищенко уехала отдыхать в санаторий, проникли в их квартиру и похитили ценные вещи
Б. Несовершеннолетние Сидоров и Уваров ночью напали на прохожего, избили его, забрали у него часы, деньги, часы и норковую шапку
В. Чем кража отличается от грабежа?
Г. Будут ли наказаны Сидоров и Уваров, если:
1. Сидоров судебно- психиатрической экспертизой признан невменяемым?
2. Уварову в день преступления исполнилось 14 лет?
Представьте, что вы адвокат и вам необходимо определить,
в какой форме совершено преступление: умышленное или неосторожное.
1. 14- летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой
крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен.
2. Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом.
3. Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой участок леса. Нанесен был значительный ущерб.
4. Группа подростков ограбила магазин. Сторожу магазина были нанесены тяжкие телесные побои.
Рисунок «Преступления против собственности». Индивидуальная работа. Лист бумаги, карандаши. Учащимся предлагается нарисовать рисунок на данную тему, т.е. то, с чем у них ассоциируется данные преступления.
Просмотр фильма «Взгляд изнутри. Самая страшная тюрьма».
Итоги урока, учитель подводит итог проведенного урока, выслушиваются мнения учащихся.
Что нового вы сегодня узнали?
Вы сегодня молодцы.
Домашнее задание:
Ознакомиться с главой 21 УК РФ, повторить виды преступлений против собственности.