Конспект урока «Золотое правило нравственности »
по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики».
МОУ гимназия № 4 г. Лыткарино
Учитель Дегтяренко Виктория Ивановна
Технологическая карта урока
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | «Золотое правило нравственности » | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание правильных взаимоотношений как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в развитии отношений между людьми
| П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Способность к анализу и синтезу информации. Смысловое чтение. Выбор способов решения этических задач.
Р. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Итоговый и пошаговый контроль по результату.
К. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. | Формирование у учащихся отношения и ценности положительного и порядочного отношениям между людьми. Поддерживать дружеское взаимоотношение в классном коллективе, соблюдать этикет в общении. | |||||
Цель урока | Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Жалость, сопереживание, чуткость, осуждение, уважение | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Сказка братьев Бондаренко «Солнечный зайчик», книги: «24 Насреддина», «Классическая басня» | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
7 минут | 1. Игра «Три задания». К доске приглашаются 6 детей. Они встают в пары, лицом друг к другу. Первой тройке предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал. Вторая тройка садятся на свои места.
Вопрос: какое правило человеческих отношений демонстрирует эта игра? О нём и пойдёт сегодня речь на уроке.
2. Беседа с учащимися Обращаемся к теме урока. Подберите существительное к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Какие значения есть у этого слова?
(«золотые руки», «золотая голова», «золотые слова», « золотая мысль»)
| Познавательные УУД: «Прием информации»
Познавательные УУД: анализ и синтез информации.
| |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик» Читается первая часть сказки. Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он: — У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик. Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал: — Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.
Вопрос: как вы думаете, что стал делать Хомяк с зеркальцем? Принимаются все варианты ответов детей.
Читается вторая часть сказки.
Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил: — Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет: — Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку: — У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце. Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…
Вопрос: что бы вы сделали на месте Хомяка? (ответы обучающихся)
Читается окончание сказки.
Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома. Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко: — Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик. И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку: — У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику: — Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет. Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.
Какие чувства вы испытываете к Хомяку? (варианты ответов: жалость, сопереживание, осуждение, уважение) Зачем Хомяку понадобилось зеркальце? О чём забыл Хомяк? Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце? Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика? (все предложения детей записываются на доске: (Купить, Попросить, Обменять, Поделить, Поискать, Попросить на время, Отнять, Шантажировать, Выманить обманом, Использовать другой предмет и т.д)
.Как вы думаете, какой выход, из предложенных, самый правильный?
| Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Общеучебное УУД: смысловое чтение | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
12 минут |
Работа с высказываниями древних.
Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков. На слайдах высказывания, дети записывают их в тетрадь. 1. Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам». 2. Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе» 3. Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям» 4. Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе» 5. Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам» 6. Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других» 7. Иисус Христос «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека. Дайте свою формулировку этого правила. Самостоятельная работа
Задание №1 Дай свою формулировку «Золотого правила нравственности»
(записывают в тетради) — Чему учат эти правила? Что их объединяет?
— Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро? (ответы детей)
Задание №2 Прочитай притчу и составь вопросы к её содержанию.
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл».
Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал: -Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
-Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой?- спросил приятель.
-Ка же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя!- воскликнул Афанди.
| Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Общеучебные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Работа с притчами из книги «24 Насреддина» и по книге «Классическая басня»
Даётся право высказаться всем. По мере ответов показывается изображение сказочного героя. -Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось». Я не буду …., так как …. .
| Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».
| |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
| |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||
6 минут
| Задание: давайте с вами попробуем открыть секреты хороших взаимоотношений между людьми. Поработайте в группах и создайте правила отношений.
| Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии или работа в малой группе.
| |||||
Домашнее задание | — подбери пословицы по теме урока;
— нарисуй картину доброго дела, подбери или напиши к нему стихотворение |