Конспект занятия
на тему «Что такое мышление?»
(10-11 класс)
Цели и задачи:
Обучающая – сформировать у учащихся представление о мыслительной деятельности человека, функциях и видах мышления.
Развивающая – способствовать развитию способности к анализу и обобщению, умения рассуждать и делать выводы: развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательная – воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к точке зрения другого человека.
Оборудование: проектор, мягкая игрушка и коробка (пакет), спички, сттмульный материал к упражнению «Секрет Джовани», видео «Как работает мышление?».
Ход занятия
1. Объявление темы, постановка целей урока, мотивация учебной деятельности.
Урок начинается с небольшого эксперимента «Черный ящик».
Учащимся предъявляется коробка либо пакет с мягкой игрушкой (можно использовать любой другой предмет) внутри. Учащиеся не имеют возможности увидеть, что именно находится внутри ящика, они должны догадаться. При этом им разрешается задавать вопросы, относительно признаков и качеств данного предмета, желающие могут подходить и с закрытыми глазами ощупывать предмет.
Когда будет высказано предположение, что находится внутри ящика, следует показать игрушку.
Учащимся задаются вопросы:
— Как вы догадались, что это за предмет?
— Что помогло вам, а что мешало?
— Легко ли было в условиях дефицита информации найти правильный ответ?
Оглашается тема урока «Что такое мышление?» и проводится аналогия между экспериментом и мыслительной деятельностью человека.
2. Введение нового материала.
Мышление — это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений.
Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств.
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, мышление дается человеку от рождения или формируется при жизни? (выслушиваются ответы учащихся).
Приводится пример детей «маугли».
Известны случаи, когда человеческие дети вырастали среди животных. Их поведение ничем не отличались от звериного, и в дальнейшем почти не удавалось научить их говорить, уже не говоря о том, чтобы рассуждать и анализировать. То есть у новорожденных есть зачатки мышления, предпосылки его возникновения, но их надо развивать, чтобы человек стал человеком. Причем развиваются мыслительные способности только до определенного возраста, в дальнейшем приходится пользоваться уже сформированными умениями сравнивать, анализировать, рассуждать. Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни.
Таким образом, мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения.
Этапы формирования мышления в течении жизни человека
Первые 5 лет – самый важный период, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь).
До юношеского возраста (20-24 года) – мышление интенсивно развивается.
30-40 лет – пик его продуктивности.
Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует.
Мышление — это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу.
В качестве примера упражнений для тренировки мышления предлагается решить головоломку со спичками («Корова на лугу»):
У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги и хвост. Она смотрит влево. Передвиньте 2 спички так, чтобы корова смотрела вправо.
Решение:
Учащимся предлагается выполнить упражнение «Секрет Джовани» (Приложение 1).
После завершения упражнения учащимся предлагается проанализировать ход своих рассуждений от начала до конца и попытаться выделить некоторую последовательность, этапы. Можно задавать наводящие вопросы: «С чего начались ваши рассуждения? Почему они возникли? Как вы пришли к правильному ответу?
В ходе обсуждения должны проговориться следующие этапы решения поставленной задачи (мыслительной деятельности):
1. Возникновение проблемной ситуации.
2. Выделение известного и неизвестного (анализ заданных условий). В каждой ситуации есть что-то, что нам известно, нужно только применить мыслительную операцию анализа и отделить знакомое от незнакомого.
3. Формулирование вопроса: что нам нужно узнать или что в результате хотим получить.
4. Выдвижение различных гипотез касательно способов получения неизвестной информации/достижения результатов.
5. Выбор способа решения задачи:
а) метод проб и ошибок
б) действие по образцу
в) активное преобразование ситуации
г) действие от противного
6. Проверка и в случае необходимости, коррекция.
3. Закрепление полученных знаний
Видео «Как работает мышление?» https://www.youtube.com/watch?v=fjuil8wgrzk
4. Подведение итогов
Учащимся предлагается по очереди сказать, какие выводы о мышлении человека они сделали из занятия, что было непонятно, могут задать вопрос. Повторятся нельзя.
Приложение 1
Секрет Джованни
Цель упражнения: развитие логики; научиться принимать общее решение.
Материалы: карточки с фразами, копия приложения к упражнению каждому участнику.
Время проведения: 10-15 мин.
Инструкция: Если в вашей группе есть ценители детективных или криминальных романов, то, проведя эту игру, вы наверняка доставите им удовольствие. Это упражнение в очередной раз показывает, что члены группы могут достичь успеха только в том случае, когда каждый из них вкладывает свои силы в общее дело.
1. Группа садится в круг. Участники получат различную информацию, частью устно, частью письменно. Секрет будет разгадан только тогда, когда вся группа сконцентрируется на работе, начнет внимательно слушать каждого участника и серьезно воспринимать то, что тот говорит.
2. Ведущий зачитывает следующий текст: Джованни Великий – знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбул. Джованни сказал: «Я не могу пойти туда, пока я это не нашел».
3. Задание для группы: вместе раскрыть секрет Джованни. Каждый получает по одной карточке (дополнительные материалы к игре (а)). Чтобы решение задачи было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию. Каждый игрок должен прочитать вслух, что написано на его карточке.
Правила:
Нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину событий.
Нельзя заставлять другого читать, что написано у него на карточке, если тот не хочет.
Никто не должен выпускать свою карточку из рук.
4. Раздайте карточки и уточните задание. Группа должна ответить на три вопроса:
Что потерял Джованни?
Кто это похитил?
Где это находится?
Теперь ведущий игры раздает карточки к этому упражнению каждому участнику (дополнительные материалы к игре (б)).
5. Предоставьте группе самой организовывать свою работу и найти подходящий метод для решения задачи.
Подведение итогов:
Как группа организовала свою работу?
Как использовалась содержащаяся в карточках информация?
Все ли участники предоставили свою информацию в распоряжение остальных?
Какой была атмосфера во время работы?
Все ли предложения были серьезно рассмотрены?
Что могло бы пройти лучше, чем прошло?
Какие выводы лично вы сделали из этого эксперимента?
Ответ:Белло, пес Джованни, утащил его парик; парик лежит под кроватью Джованни.
Дополнительные материалы к игре
а. Каждый участник получает по одному предположению и зачитывает его по команде ведущего игры. Количество игроков составляет 23 человека по числу предположений. (Строка таблицы – одно предположение).
б. Следующие карточки приготовить и раздать всем участникам
ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО?
Маленький котенок
Билет в оперу
Парик
Красный кабриолет
Рецепт кекса
Брильянтовое кольцо
КТО ЭТО ПОХИТИЛ?
Белло, собака
ЭгонАйгенсинн, тренер Джованни
Лиза Лангбайн, его подруга
Гарри Питтбул, его соперник
Его любимая тетя Роза
ГДЕ ЭТО НАХОДТИТСЯ?
Под кроватью
В стиральной машине
На дереве
В его купальном халате
У Джованни аллергия на кошек |
Джованни лысый |
У Джованни нет машины |
Джованни не умеет готовить |
Единственное украшение Джованни – перстень с печаткой |
ЭгонАйгенсинн – тренер Джованни |
ЭгонАйгенсинн лежит в постели с гриппом |
Лизы Лангбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник» |
Гарри Питтбул совершенно невиновен |
Джованни очень тщеславный |
Тетя Роза в Африке на сафари |
Джованни никогда не ест суп |
Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев |
Белло любит играть под кроватью Джованни |
Белло не в воде |
Джованни любит животных |
У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет |
ЭгонАйгенсинн часто ходит в оперу |
У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы |
Лиза Лангбайн любит бриллианты |
ГарриПиттбул часто ходит на рыбалку |
Джованни приобрел государственные ценные бумаги |