Конспект занятия по правовому воспитанию
«Страна Правоведения».
Автор:
Степанова Л.В.
воспитатель
Иркутск 2015
Сейчас серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растёт количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. Вот почему особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков. Для этого используются игровые ситуации с элементами правовых знаний, игры, разбор проблемных ситуаций в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе и социуме.
Цель: формирование представлений об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи:
обучающие:
формировать понятия и представления об ответственности несовершеннолетних.
коррекционно-развивающие:
развивать чувство ответственности за свои поступки.
воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к закону.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте, я рада вас видеть! Таких внимательных, серьёзных, законопослушных граждан своей страны. А кого называют законопослушным гражданином? (Слово законопослушный вывешивается на доске. Законопослушный гражданин подчиняется действующим законам, принимает их)
Объявление темы, постановка цели.
И сегодня мы поговорим на тему…
Только что здесь была тема нашего занятия, но что это….?
за- | -нов | стра- | ко- | -не |
Ребята из слогов собирают тему занятия.
Правильно, тема нашего занятия: «В стране законов»
Сегодня мы с вами вспомним, что такое административная и уголовная ответственность. С какого возраста она наступает.
Основная часть.
Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в мир Российского законодательства.
Давным-давно, во времена, когда ещё не было законов, народ, используя житейский опыт и предостерегая людей от проступков за которые нужно будет отвечать, слагал пословицы и поговорки. Многие из них актуальны и в наше время.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Как вы понимаете эту пословицу?
Дополните знакомые вам пословицы:
Украсть – в беду … (попасть).
Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом)
Как вы понимаете смысл этих народных изречений? Обсуждение.
Дав порядок нам Закон,
Ограничил нам свободу.
И суров — собою он,
Говорит, как жить народу.
Помните, в любой жизненной ситуации вы должны вести себя достойно, справедливо и уважать закон.
Именно, знания законов помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни вам самим, ни вашим родителям, ни другим окружающим вас людям.
А чтобы назвать, где в наше время прописаны законы, вам необходимо разгадать анаграммы:
МИНДИСИТРАЫТВНЙА, КСОДЕК
ЙУОГОВНЛЫ, КОКЕСД
ЙТУДОРВО, ЕКОСДК
ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ
ЙСЕЕЙНМЫ, КСОЕКД
ТУВСА, КОЛШЫ
Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе», в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.
Ребята, большую часть дня вы находитесь в школе, а после занятий возвращаетесь домой. У вас свободное время, рядом нет воспитателя, учителя, которые контролируют ваше поведение и как показывают факты, большинство правонарушений дети совершают в свободное от школы время.
Мы с вами рассмотрим два вида правонарушений: это уголовные и административные правонарушения.
Ученик 1. Административный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 16 лет, а до достижения шестнадцатилетнего возраста ответственность за правонарушения несовершеннолетних несут родители.
Ученик 2. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет.
Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.
На доске развешаны карточки: 14 лет,16 лет,18 лет
Детям раздаются вопросы:
До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)
С какого возраста наступает административная ответственность? (16)
С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)
С какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)
До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)
Читают вопрос и подходят к той карточке, которую считают правильным ответом. Обсуждение.
Административные правонарушения мы с вами рассмотрим на примере сказочного героя Буратино. (Раздаются ситуации)
Мы все знаем, что добрый и трудолюбивый папа Карло купил Буратино азбуку и отправил его в школу, но наш весёленький и не очень умный деревянный человечек до школы не дошёл. Как вы считаете, кто виноват в этой ситуации и будет ли наказан папа Карло?
Представим себе, что наш герой Буратино дошёл до школы, но на уроках мешал учителю, разговаривал, не выполнял задания, надсмехался над товарищами. Как вы считаете, кто понесёт ответственность за безобразное поведение Буратино?
Посмотрим, что делает наш Буратино на переменах? Весёленький деревянный человечек обзывает своих товарищей, сквернословит, толкает других ребят, забирает их вещи и не реагирует на замечания старших. Кто ответит за безобразия на переменах?
Буратино в школе, чтобы повеселиться, решил написать смешные стишки на парте и не просто написать, а нацарапать, пусть друзья читают и смеются. Кого накажут в этот раз?
Ситуации разбираются и обсуждаются.
На доске с одной стороны «Административная ответственность», с другой стороны «Уголовная ответственность». Дети читают карточки и выбирают ту сторону, которую считают правильной.
Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение?
Подросток появился на улице в нетрезвом виде (Административная ответственность)
Избил одноклассника (Уголовная ответственность)
Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная ответственность)
Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная ответственность)
Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная ответственность)
Обсуждение.
Подведение итогов.
Мы рассмотрели несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться.
Хотите, чтобы вас считали самостоятельными и ответственными людьми? Докажите это! А как можно это доказать?
Выполняя свои обязанности:
Не нарушать закон.
Уважать права и свободы других лиц.
Сохранять природу и окружающую среду.
Защищать Отечество.
Молодцы! Мне очень приятно осознавать, что вы понимаете всю меру ответственности за совершение противоправных действий. Так давайте будем законопослушными гражданами нашей великой страны. Спасибо за работу. До свидания.
Список литературы
Болховитинов, В.Н. Твоё свободное время. [Текст] / В.Н. Волховитов – Домодедово: ВАП – 1994. – 464с.
Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст]: пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титов. – 5-ое издание Москва: АРКТИ, 2010.– 312 с.
Законопослушный