Контрольная работа по обществознанию по теме «Познание».
Ученика (-цы) 10 « » класса _______________________________________
Вариант 1
Часть А
Из перечисленного ниже научными знаниями являются:
сведения о расписании движения поездов;
законы генетики;
правила дорожного движения;
закон о собственности на землю.
Только в состав научного знания входят:
оценочные суждения;
логические умозаключения;
экспериментально доказанные теории;
социальные факты.
Верны ли следующие суждения?
А. Познание людьми мира происходит непроизвольно в ходе их повседневной деятельности.
Б. Познание людьми мира происходит только в ходе специально организованного процесса.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Чувственное познание в отличие от рационального:
1) дает наглядный образ предмета;
2) формирует суждение о нем;
3) отражается в понятиях;
4) схватывает сущность предмета.
5. Суждение – это:
1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;
2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;
3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся, согласно законам логического мышления;
4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
6. Истина – это знание:
1) отражающее объективные свойства предметов;
2) отвечающее интересам большинства;
3) добытое только научным путем;
4) связанное с разумом.
7. Для эмпириков критерием истины является:
1) теоретическая обоснованность;
2) логическое доказательство;
3) материальное производство;
4) результат опыта.
8. Способом познания является:
1) наблюдение;
2) житейский опыт;
3) любознательность;
4) народная мудрость.
9. Соблюдение таких принципов, как обоснованность, достоверность, системность обязательно в деятельности:
1) писателя;
2) художника;
3) ученого;
4) артиста.
10. Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:
1) самовоспитание;
2) самопознание;
3) самореализация;
4) самообладание.
Часть В.
Философы, отрицающие возможность познания истины – это _______________
Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо – это ________________
Как называется вид познания, имеющий следующие особенности: образность и наглядность; воображение и фантазия познающего субъекта; условный характер образного отражения; эмоциональная выразительность? ___________
Часть С.
Выберите одно из приведенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы.
«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека…». (Г.В. Белинский)
«Истина – это заблуждение, которое длилось столетия». (Карл Берне)
«В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений». (В.О. Ключевский)
Контрольная работа по обществознанию по теме «Познание».
Ученика (-цы) 10 « » класса _______________________________________
Вариант 2
Часть А.
Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям:
закон «падающего бутерброда»;
закон стоимости;
закон фотоэффекта;
закон Генделя.
Вывод «Друзья познаются в беде», — является результатом:
паранаучного знания;
обобщения жизненного опыта;
художественного вымысла;
экспериментальной проверки.
3. Верны ли следующие суждения?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что явления недоступные для практического воздействия на них.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Рациональное познание в отличие от чувственного:
1) формирует целостный образ предмета;
2) дает объективные знания о предмете;
3) использует логические умозаключения;
4) подтверждается научными методами.
5. Понятие – это:
1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;
2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;
3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся, согласно законам логического мышления;
4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
6. Истина – это знание:
1) высказанное наиболее авторитетными в обществе людьми;
2) добытое в результате наблюдений за реальными процессами;
3) соответствующее самому предмету, а не субъективным мнениям о нем;
4) отражающее разные стороны изучаемого предмета.
7. Для рационалистов критерием истины является:
1) теоретическое доказательство;
2) практика;
3) материальное производство;
4) результат опыта.
8. Самопознание направлено на:
выявление сущности своего «Я»;
отражение объективной действительности;
формирование знаний об окружающем мире;
анализ поведения других людей.
9. Слово, обозначающее деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не существовавшее:
1) моделирование;
2) творчество;
3) познание;
4) изучение.
10. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:
1) использует эксперимент;
2) подходит к работе творчески;
3) развивает свои интеллектуальные возможности;
4) добывает знание, новое для всего человечества.
Часть В.
Неполное, ограниченное знание называется ______________________________.
Сторонники мнения о том, что научные знания добываются в ходе наблюдений и эксперимента – это __________________________________________________
Как называется вид познания, имеющий следующие особенности: стремление к .объективности; особое значение эксперимента; следование теории; преобладание логико-математических методов исследования? ______________.
Часть С.
Выберите одно из приведенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы.
«Мир освещается солнцем, а человек – знанием». (Русская пословица)
«Заблуждение – это не что иное, как отклонение мысли, когда душа стремится к истине, но проносится мимо понимания». (Платон)
«Факты являются воздухом ученого». (И.П. Павлов).