Контрольная работа по обществознанию «Познание» 10 класс

Контрольная работа по обществознанию по теме «Познание».

Ученика (-цы) 10 « » класса _______________________________________

Вариант 1

Часть А

  1. Из перечисленного ниже научными знаниями являются:

  1. сведения о расписании движения поездов;

  2. законы генетики;

  3. правила дорожного движения;

  4. закон о собственности на землю.

  1. Только в состав научного знания входят:

  1. оценочные суждения;

  2. логические умозаключения;

  3. экспериментально доказанные теории;

  4. социальные факты.

  1. Верны ли следующие суждения?

А. Познание людьми мира происходит непроизвольно в ходе их повседневной деятельности.

Б. Познание людьми мира происходит только в ходе специально организованного процесса.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

  1. Чувственное познание в отличие от рационального:

1) дает наглядный образ предмета;

2) формирует суждение о нем;

3) отражается в понятиях;

4) схватывает сущность предмета.

5. Суждение – это:

1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;

2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;

3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся, согласно законам логического мышления;

4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

6. Истина – это знание:

1) отражающее объективные свойства предметов;

2) отвечающее интересам большинства;

3) добытое только научным путем;

4) связанное с разумом.

7. Для эмпириков критерием истины является:

1) теоретическая обоснованность;

2) логическое доказательство;

3) материальное производство;

4) результат опыта.

8. Способом познания является:

1) наблюдение;

2) житейский опыт;

3) любознательность;

4) народная мудрость.

9. Соблюдение таких принципов, как обоснованность, достоверность, системность обязательно в деятельности:

1) писателя;

2) художника;

3) ученого;

4) артиста.

10. Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:

1) самовоспитание;

2) самопознание;

3) самореализация;

4) самообладание.

Часть В.


    1. Философы, отрицающие возможность познания истины – это _______________

    2. Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо – это ________________

    3. Как называется вид познания, имеющий следующие особенности: образность и наглядность; воображение и фантазия познающего субъекта; условный характер образного отражения; эмоциональная выразительность? ___________

Часть С.


Выберите одно из приведенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы.

«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека…». (Г.В. Белинский)

«Истина – это заблуждение, которое длилось столетия». (Карл Берне)

«В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений». (В.О. Ключевский)






















Контрольная работа по обществознанию по теме «Познание».

Ученика (-цы) 10 « » класса _______________________________________

Вариант 2

Часть А.

  1. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям:

  1. закон «падающего бутерброда»;

  2. закон стоимости;

  3. закон фотоэффекта;

  4. закон Генделя.

  1. Вывод «Друзья познаются в беде», — является результатом:

  1. паранаучного знания;

  2. обобщения жизненного опыта;

  3. художественного вымысла;

  4. экспериментальной проверки.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что явления недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Рациональное познание в отличие от чувственного:

1) формирует целостный образ предмета;

2) дает объективные знания о предмете;

3) использует логические умозаключения;

4) подтверждается научными методами.

5. Понятие – это:

1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;

2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;

3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся, согласно законам логического мышления;

4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

6. Истина – это знание:

1) высказанное наиболее авторитетными в обществе людьми;

2) добытое в результате наблюдений за реальными процессами;

3) соответствующее самому предмету, а не субъективным мнениям о нем;

4) отражающее разные стороны изучаемого предмета.

7. Для рационалистов критерием истины является:

1) теоретическое доказательство;

2) практика;

3) материальное производство;

4) результат опыта.

8. Самопознание направлено на:

  1. выявление сущности своего «Я»;

  2. отражение объективной действительности;

  3. формирование знаний об окружающем мире;

  4. анализ поведения других людей.

9. Слово, обозначающее деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не существовавшее:

1) моделирование;

2) творчество;

3) познание;

4) изучение.

10. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

1) использует эксперимент;

2) подходит к работе творчески;

3) развивает свои интеллектуальные возможности;

4) добывает знание, новое для всего человечества.

Часть В.


  1. Неполное, ограниченное знание называется ______________________________.

  2. Сторонники мнения о том, что научные знания добываются в ходе наблюдений и эксперимента – это __________________________________________________

  3. Как называется вид познания, имеющий следующие особенности: стремление к .объективности; особое значение эксперимента; следование теории; преобладание логико-математических методов исследования? ______________.

Часть С.


Выберите одно из приведенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы.

«Мир освещается солнцем, а человек – знанием». (Русская пословица)

«Заблуждение – это не что иное, как отклонение мысли, когда душа стремится к истине, но проносится мимо понимания». (Платон)

«Факты являются воздухом ученого». (И.П. Павлов).





Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Правоприменение – как особая форма реализации права"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: