Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ, авторской программы для 10-11 классов по обществознанию, базовый уровень, Москва: «Просвещение» 2007 года под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова. Программа соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для полной средней школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 10 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет во втором концентре обществоведческого образования в средней школе. Курс «Обществознание» для старших классов полной средней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т. е. включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, правоведения, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс Обществознания 10 класса включает изучение 3 тем. Тема «Общество и человек» дает представление об обществе как сложной динамичной системе, характеризует взаимосвязь и взаимозависимость природы и человека, раскрывает сущность понятия «деятельность», анализирует процесс познания. Тема «Основные сферы общественной жизни» продолжают знакомить учащихся с духовной, экономической, социальной и политической сферами жизни человека. На проблемном и уровне обсуждаются актуальные вопросы современности. Тема «Право» рассматривает вопросы права, что должно способствовать формированию правомерного поведения и правовой культуры.
Цели и задачи данной программы:
Назначение курса — содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Цели обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию:
— гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь — высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости научных знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;
— необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;
— гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;
— экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;
— социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;
— экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы;
— умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
— формирование указанных качеств личности, ее самосознания, идеалов, убеждений, ценностных ориентации предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры;
— формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
— формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
Формы организации учебного процесса:
При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
— школьная лекция;
— семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
— уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
— работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
— использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
— объяснение учителя и беседа с учащимися;
— самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
-выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
— написание сочинений-эссе;
— заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
знать / понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
— особенности социально — гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
— раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часа. Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих технологий.
Планирование создано на основе:
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)
Программы курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2007
Базовый учебник и дополнительная литература:
Л.Н.Боголюбов Обществознание 10 класс М.: «Просвещение» 2010
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под редакцией Л.Н. Боголюбова.- Москва: «Просвещение», 2004
Разделы, темы, количество часов Тип урока | Понятия, термины | Элементы содержания | Элементы дополнительные | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Оборудование | Домашнее задание | Даты | |||||
Раздел I. Общество и человек (15 часов) | |||||||||||||
Тема I.Общество (4 часа) | |||||||||||||
1-2 | Урок 1. Что такое общество Урок исследование | Общество в узком и широком смыслах, общественные отношения, природа, культура | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе | Специфика общественных явлений. | Знать смысл понятия Общество, взаимосвязь общества и природы Объяснить причинно-следственные и функциональные связи изученных соц. объектов. Уметь давать характеристику изучаемому объекту, уметь сравнивать, сопоставлять объекты по указанным критериям. | Актуализация знаний | Схема «Природа и общество, презентация к уроку | § 1, задания, эссе «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»В.Г.Белинский | | ||||
3-4 | Уроки 3-4. Общество как сложная динамическая система Урок-анализ | Подсистемы, суперсистемы, адаптация, социальные институты, институционализация. | Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Главное качество общества как целостной системы. Главные социальные институты Основные черты социального института.. Значение институционализации | Общественные потребности | Знать структуру общества и ее характерные особенности. Уметь раскрывать взаимное влияние сфер общественной жизни; давать системный анализ общества; давать характеристику социальному институту — образование по предложенному плану. | Устный опрос | Схема «Общественные потребности», документы к параграфу | § 2, вопросы и задания к параграфу | | ||||
Тема II. Человек (11 часов) | |||||||||||||
5-6 | Уроки 5-6. Природа человека Урок- исследование с элементами дискуссии | Антропогенез, рамапитек, «человек умелый», «человек разумный» | Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке | Современные теории происхождения человека | Знать сущностные черты человека. Участвовать в дискуссии о смысле жизни. Уметь работать с документами, делать их анализ, обосновывать суждения, давать определение понятиям; извлекать информацию. | Тестовый опрос | Таблица «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов» | §3. Вопросы 1-8 (устно), стр.35 Задание №4. | | ||||
7 | Урок 7. Человек как духовное существо Урок- проблема | Духовный мир человека, высшие человеческие ценности, идеал, патриотизм | Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Патриотизм и гражданственность. | Самовоспитание и формирование нравственных качеств человека | Знать духовный мир человека Уметь объяснять изученные положения на конкретных примерах; обосновывать суждения, извлекать информацию из различных источников, участвовать в проектной деятельности | Устный опрос | Схема «Виды мировоззрения» | §4. Вопросы 1-4. Эссе «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» Л.Н.Толстой | | ||||
8 | Урок 8 Мировоззрение и его роль в жизни человека Урок-анализ | Мировоззрение, убеждение, вера, теоцентризм, социоентризм, наукоцентризм, религиозное, научное мировоззрение | Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Проблема познаваемости мира | Мировоззрение – стержень духовного мира личности | Знать сущность, признаки и виды мировоззрения. Уметь объяснять изученные положения на конкретных примерах; обосновывать суждения, извлекать информацию из различных источников, участвовать в проектной деятельности. | Проверка эссе | Таблица «Типы мировоззрения» | § 4, вопросы и задания | | ||||
9-10 | Уроки 9-10. Деятельность как способ существования людей Урок лабораторного типа | Деятельность, потребность, структура деятельности, цель, мотив, объект, субъект | Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | Деятельность и сознание | Знать и понимать деятельность как способ существования людей. Уметь работать с документами, делать их анализ, обосновывать суждения, давать определение понятиям; извлекать информацию. | Устный опрос | Таблица «Структура деятельности»,схема: «Виды деятельности». | § 5. Анализ документа стр.54. вопросы и задания 1-8. Эссе «Деятельность – единственный путь к знанию».Б.Шоу | | ||||
11 | Урок 11. Познание и знание Урок-практикум | Познание, ощущение, восприятие, представление, суждение, понятие, умозаключение, истина, объективная истина, относительная истина, абсолютная истина, ложь. | Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Виды человеческих знаний. Наука. Основные особенности научного мышления. | Ученые о познаваемости мира | Знать сущность процесса познания. Уметь объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; решать познавательные и практические задачи. Уметь обосновывать суждения, формулировать полученные результаты. | Тестовый опрос | Схема «Формы познания» | §6. Задание №1, 2, 3, 4 *Таблица «Виды знаний и их роль в жизни общества». | | ||||
12 | Урок 12. Ненаучное познание. Социальное познание Урок исследование | Информация, народная мудрость, здравый смысл, паранаука. | Создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач. Сравнивать формы и способы познания Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений. | Паранаука: «за» и «против» | Знать сущность и особенности ненаучного познания. Создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач. Сравнивать формы и способы познания Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений. | Устный опрос, проверка таблицы | Схема «Виды социальных фактов» | § 6. Вопросы № 9. Задание №4 письменно | | ||||
13 | Урок 13. Человек в системе социальных связей Урок исследование | Человек, индивид, личность, социальное поведение, нравы, обычаи. | Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль | Свобода – «странная вещь». | Знать место человека в системе социальных связей, факторы, социализирующие личность Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами; умение представлять результаты практической и познавательной деятельности и освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх. | Тестовый опрос, проверка задания | Схема «Этапы социализации». | § 7, Вопросы № 1-5 (устно). | | ||||
14 | Урок 14. Самосознание и самореализация Урок-практикум | Самосознание, Самореализация, Свобода, Ответственность, Отклоняющееся поведение (девиантное). | Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Отклоняющее поведение и его типы. | Проблемы социализации личностей | Знать особенности и сущность самопознания и способы самореализации личности Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития. Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. | Устный опрос | Схема. «Виды социальных норм» | § 7. Вопросы №6-8 (устно). Анализ документа стр. 75 | | ||||
15 | Урок 15. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общество и человек» | Основные понятия темы | Общество. Природа человека. Человек как духовное существо. Деятельность. Познание и знание. Человек в системе социальных связей | Проблемные вопросы темы | Знать структуру общества и определять место человека в нем. Объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Оценивать действия субъектов социальной жизни. | Заседание «круглого стола» | Дидактический материал | Эссе «Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой»Ф.М.Достоевский | | ||||
Раздел II. Основные сферы общественной жизни. | |||||||||||||
Тема III .Духовная культура (9 часов) | |||||||||||||
16 | Урок 16. Духовная жизнь общества Урок анализ | Духовная жизнь, культура, культурология | Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь. | Двуединый процесс развития культуры | Знать особенности духовной жизни общества. Уметь характеризовать признаки, производить поиск информации, отличать достоверную от второстепенной высказывать суждения, владеть приемами исследовательской деятельности, представлять результаты своей деятельности (схемы, таблицы). | Проверка эссе | Схема «Духовная жизнь» | § 8. Вопросы 1-7 (устно). | | ||||
17 | Урок 17. Формы и разновидности культуры. Урок-исследование | Народная культура, массовая культура, элитарная культура СМИ. | Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. | Клиповое мышление: «за» и «против» | Знать формы и разновидности культуры. Уметь работать с источниками, анализировать современные общественные явления и события, уметь оппонировать к иному мнению через участие в дискуссиях, применять гуманитарные знания для решения познавательных задач. | Устный опрос | Таблица «Формы культуры» | § 8, подготовить презентации «Формы культуры» | | ||||
18-19 | Уроки 18-19. Наука и образование Уроки-исследование | Наука, НТП, НТР, образование | Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения, навыки людей в условиях информационного общества. | Этика науки | Знать сущность и особенности науки и образования. Уметь анализировать актуальную информацию, раскрывать на примерах изученные теоретические положения, формировать собственные суждения, оценивать происходящие события. | Просмотр презентаций | Схема «Наука» | § 9. Вопросы 1-9 (устно). Анализ документа (вопросы). | | ||||
20-21 | Уроки 20-21. Мораль и религия Уроки исследование с элементами деловой игры | Мораль, этика, религия. | Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Религиозные объединения и организации в РФ. Свобода совести. Веротерпимость. | Нравственный альтруизм: «за» и «против» | Знать основы моральных и религиозных представлений. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделять их существенные признаки; применять знания для решения познавательных задач; представлять результаты деятельности в виде пана, таблицы, схемы. | Устный опрос | Таблица «Мораль и право». | §10, вопрос № 5 письменно, стр. 112 №6. | | ||||
22-23 | Уроки 22-23. Искусство и духовная жизнь Урок — проблема | Искусство, эстетика, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм, экспрессионизм, авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм. | Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. | Искусство – «образное познание» | Знать основы и специфику искусства как формы духовной сферы общества. Уметь работать с источниками информации, используя Интернет-ресурсы. Подготовить творческую работу, передача информации адекватно поставленной цели. | Тестовый контроль | Схема «Виды искусства» | §11. Вопросы 1-11 (устно). стр. 124 анализ документа. | | ||||
24 | Урок 24. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура». | Основные понятия темы | Культура и духовная жизнь общества. Наука. Образование. Мораль. Религия. Искусство. | Проблемные вопросы темы | Знать сущность культурной и духовной жизни общества Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. | Семинар | Дидактический материал | Эссе «Нравственность — это разум воли» Г.Гегель | | ||||
Тема 4.Экономическая сфера (5 часов) | |||||||||||||
25 | Урок 25. Роль экономики в жизни общества Урок-лекция | Экономика, экономическая сфера, ресурсы, ВВП, ВНП, рыночная собственность, экономический рост. | Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Взаимовлияние экономики и политики. Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции. Понятие ВВП. | Конкуренция: «за» и «против» | Знать роль экономики в жизни общества. Формировать навыки применения полученных знаний для решения задач в области экономической деятельности. Умение анализировать современные общественные явления и события. | Проверка эссе | Схема «Роль экономики в жизни общества» | §12 до конца. Основные понятия. | | ||||
26 | Урок 26. Экономика и социальная структура. Урок лабораторного типа | Приватизация, конкуренция, рыночная экономика | Экономическая политика РФ. Основы денежной и бюджетной политики. | Социальный мир в условиях дифференциации общества | Знать основы экономической политики РФ Уметь работать с источниками социальной информации. Объяснять причинно-следственные связи изученных объектов. Анализировать актуальную информацию. | Устный опрос | Схема «Экономика и политика» | §12 до конца. Основные понятия. №4 стр.136. | | ||||
27 | Урок 27. Экономическая культура Урок исследование с элементами деловой игры | Экономические знания, экономическое мышление, экономический интерес, рыночная экономико-деловая этика собственность | Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение.. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство | Культура производства и потребления. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации | Знать основы экономической культуры общества. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Уметь участвовать в организации и проведении учебно-исследовательских работ | Устный опрос | Схема «Экономическая культура» | §13 эссе «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности. Но и для тех, у кого ее нет».Ф.А.Хайек | | ||||
28 | Урок 28. Экономическая свобода и социальная ответственность Урок проблема | Экономическая свобода, ответственность | Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. | Деловая этика. «Добровольный брак» экономики и экологии | Знать сущность понятия экономическая свобода, понимать взаимосвязь экономической свободы и социальной ответственности. Уметь раскрывать смысл социальных явлений и объектов; выделять важнейшие черты; осуществлять поиск информации | Проверка эссе | Пакет документов | §14.Социальное исследование. Вопросы | | ||||
29 | Урок 29. Повторно-обобщающий урок по теме «Экономика» | Основные понятия темы | Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура | Проблемные вопросы темы | Знать и характеризовать экономическую сферу жизнедеятельности человека. Уметь работать с источниками социальной информации. Объяснять причинно-следственные связи изученных объектов. Анализировать актуальную информацию. | Круглый стол | Дидактический материал к уроку | | | ||||
Тема V. Социальная сфера (13 часов) | |||||||||||||
30-31 | Уроки 30-31. Социальная структура общества Урок исследование | Социальная структура, социальная группа, социальная стратификация, маргиналы, люмпены, социальное неравенство, мобильность, социальный лифт, социальные интересы. | Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. | Проблема возможности социального равенства | Знать основные понятия, уметь раскрывать их смысл Уметь характеризовать сущность социальной структуры, осуществлять поиск информации по заданной теме; различать факты и суждения; представлять результаты своей деятельности. | Актуализация знаний | Схемы «Социальная стратификация», «Социальная мобильность» | §14 Вопросы Подготовка проекта «Молодежная субкультура | | ||||
32-33 | Уроки 32-33. Социальные взаимодействия Урок анализ | Социальная связь, социальный контакт, интеракция (социальное взаимодействие), социальный конфликт, социальные аспекты труда, общение, культура труда | Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт.. Культура труда. Виды социальных норм. | Социальные аспекты труда | Знать сущность и особенности социальных взаимоотношений общества Уметь на основе текста параграфа, документа формировать основные принципы разрешения конфликта; умение применять знания на практике, производить поиск информации в различных источниках, делать оценочные суждения, владеть различными видами публичных выступлений. | Тестовый контроль | Схема «Социальный конфликт» | §15. Вопросы (устно) стр. 172. Задания стр. 172 №1-4. План-проект «Культура труда». | | ||||
34-35 | Уроки 34-35. Социальные нормы и отклоняющееся поведение Урок лекция с элементами дискуссии | Социальные нормы, социальный контроль, преступность, преступление. | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. | Девиантное поведение: благо или зло? | Знать классификацию социальных норм, причины отклоняющегося поведения. Понимать необходимость регулирования общественных отношений; сущность социальных норм, механизм правового регулирования. Знать основные понятия темы, уметь критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, решать познавательные и практические задачи, самостоятельно определять алгоритмы познавательной деятельности; уметь пользоваться мультимедийными ресурсами | Устный опрос | Таблица «Социальные нормы» | §16 Вопросы №4, 5, 6 Эссе «Девиантное поведение: благо или зло?» | | ||||
36-37 | Уроки 36-37. Нации и национальные отношения Урок лекция с элементами дискуссии | Этнос, племя, народность, Нация, национализм, толерантность, национальное самосознание, геноцид. | Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их решения, конституциональные принципы национальной политики в РФ | Культура межнациональных отношений. | Знать особенности национальных отношений, причины конфликтов и способы их разрешения Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации представленной в различных знаковых системах, анализировать ее, формулировать собственные суждения по определенным проблемам | Проверка эссе | Схема «Нации и национальные отношения» | §17, вопрос №9 письменно Презентация «Основные направления национальной политики» *Суть гуманистического подхода к этническим проблемам» | | ||||
38-39 | Уроки 38-39. Семья и быт Урок исследование | Семья, брак, топос, быт. | Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Семья и брак. | Культура топоса. | Знать основы семейных отношений. Уметь характеризовать семью как важнейший социальный институт; раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах, уметь подготовить устное выступление, презентацию. | Устный опрос | Схема «Семья» | §18 Исследование: «Семья в современном обществе». | | ||||
40-41 | Уроки 40-41. Молодежь в современном обществе Урок-форум | Молодежь, молодость, социальная роль, рынок труда, гражданин, молодежная субкультура. | Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. | Молодежная субкультура: «за» и «против» | Знать роль молодежи в жизни общества. Уметь осуществлять поиск информации в различных знаковых системах, делать выводы, оценивать социальные явления, представлять результаты своей деятельности в виде проекта исследования | Защита проектов «Молодежная субкультура | Пакет документов | §19 Анализ документа стр. 216. Вопросы, задания. Эссе «Молодость – это время для усвоения мудрости, а старость – время для ее применения»Ж.Ж.Руссо | | ||||
42 | Урок 42. Повторно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» | Основные понятия по теме | Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нации и межнациональные отношения. Семья и быт. Социальное развитие и молодежь. | Проблемные вопросы темы. | Знать основные положения темы «Социальная сфера» Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Уметь участвовать в организации и проведении учебно-исследовательских работ | Семинар | Дидактический материал | | | ||||
Тема 6. Политическая сфера (11 часов) | |||||||||||||
43-44 | Уроки 43-44. Политика и власть Урок «круглый стол» | Власть, политика, политическая сфера, политические партии, государство, политическая элита, политические отношения, политология. | Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Понятие власти. Государство, его функции. | Теории происхождения государства | Знать соотношение власти и политики, признаки политических институтов Объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов; взаимосвязи подсистем и элементов общества; осуществлять поиск социальной информации, анализировать ее, формулировать свое отношение по определенным проблемам. | Актуализация знаний | Таблица «Виды власти» | § 21. Вопросы. Анализ документа | | ||||
45 | Урок 45. Политическая система | Политическая система, государство, конституционное право, демократия, представительная демократия, непосредственная демократия, политический режим. | Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе | «Загадки политики» | Знать структуру политической системы. Уметь характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции, характеризовать роль государства, уметь обосновывать суждения, давать определения, работать с текстами различных стилей, участвовать в проектной деятельности. | Устный опрос | Схема «Структура политической системы» | § 22. Вопросы и задания | | ||||
46 | Урок 46. Политический режим Урок-практикум с элементами дискуссии | Политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество. | Политические режимы. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. | Особенности политической жизни современной России | Знать политические режимы. Осуществлять поиск информации в различных знаковых системах, делать выводы, оценивать социальные явления, представлять результаты своей деятельности. Уметь аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. | Схема «Типы политических режимов». | Тестирование по теме | §21Вопросы (устно) Проблемный вопрос: «Что мешает развитию демократии в России?» | | ||||
47-48 | Уроки 47-48. Гражданское общество и правовое государство Урок – лекция с элементами деловой игры | Правовое государство, парламентская республика, Полупрезидентская республика, парламентская монархия, декларация, ООН, пакт, гражданское общество, местное самоуправление СМИ. | Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. | Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. | Знать и характеризовать основные признаки правового государства; Уметь работать с документами; анализировать их, высказывать оценочные суждения. Знать международные документы о правах человека, механизм защиты прав; владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза. | Устный опрос и проверка решения проблемного задания | Таблица «Признаки правового государства» Конституция глава I статья 1,3,10 | §22. Вопросы (устно) Подготовьте сообщение об организации местного самоуправления в вашем районе | | ||||
49-50 | Уроки 49-50. Демократические выборы и политические партии Урок – практикум с элементами ролевой игры | Демократия, избирательное право, избирательная система: мажоритарная, пропорциональная, элита. | Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Политические партии и движения СМИ. | Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | Знать особенности и этапы демократических выборов Уметь решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений. Знать и объяснять основные понятия темы; уметь решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений | Решение задач | Схема «Политическая партия» | §23. Вопросы устно Мини-проект «Инновации в работе местных органов самоуправления» | | ||||
51-52 | Уроки 51-52. Участие граждан в политической жизни Урок-проект | Политика, гражданин, политический процесс, политическое участие, политическая культура | Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. | Проблемы формирования политической культуры у молодежи | Знать степень и характер участия граждан в политической жизни Характеризовать основные формы политического участия; самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности, пользоваться мультимедийными ресурсами, представлять результаты познавательной деятельности. | Проверка проектов | Пакет документов | §24. Вопросы и задания для самопроверки | | ||||
53 | Урок 53. Повторно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера» | Основные термины по теме | Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие гражданина в политической жизни | Проблемные вопросы изучения темы | Знать основные положения по теме «Политическая сфера» Уметь характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции, характеризовать роль государства, уметь обосновывать суждения, давать определения, работать с текстами различных стилей, участвовать в проектной деятельности. | Семинар | Дидактические материалы к уроку. Презентация | Эссе «В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы» Б.Н.Чичерин | | ||||
Раздел III. Право (14 часов) | |||||||||||||
Тема 7.Право как особая система норм (13 часов) | |||||||||||||
54-55 | Уроки 54-55. Право в системе социальных норм Урок — лекция | Норма права, система права, отрасль права, институт права, право, мораль, публичное право, частное право, закон. | Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Система российского права | Субъективное и объективное право | Знать и объяснять необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. | Актуализация знаний | Таблица «Право и мораль» | §25. Вопросы. И задания Эссе «Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого» В.Гюго | | ||||
56-57 | Уроки 56-57. Источники права Урок-практикум | Нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, закон, Конституция, декларация. | Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. | Из истории появления права. Мононормы | Знать источники и иерархию источников права Уметь устанавливать соответствие между терминами и понятиями, объяснять их смысл, осуществлять поиск социальной информации с использованием современных средств коммуникации, уметь подготовить устное выступление. | Устный опрос, проверка эссе | Таблица «Виды нормативных актов» | §26. Вопросы (устно). | | ||||
58-59 | Урок 58-59. Правоотношения и правонарушения Урок-практикум | Правоотношения, правонарушения, преступление, закон, суд, Конституция, Кодекс, проступок, юридическая ответственность. | Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. | Система гарантий прав и свобод в России | Знать основы правоотношений, виды юридической ответственности Уметь давать оценку происходящему и поведению людей с точки зрения морали и права; умение использовать приобретенные знания для защиты прав человека и гражданина. | Устный опрос | Пакет документов | §27. Вопросы и задания. План по вопросу: Причины правонарушений (социологическое исследование). | | ||||
60-61 | Уроки 60-61. Современное российское законодательство Урок-практикум | Закон, законотворчество, Конституционное право, Административное право, Гражданское право, правоспособность, дееспособность, сделка, Трудовое право, трудовой договор, Семейное право, брак, Уголовное право, преступление, уголовное наказание, Экологическое право. | Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы Законотворческий процесс в РФ. Права и обязанности налогоплательщиков. Право на благоприятную окружающую среду. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. | Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | Знать основы современного российского законодательства Характеризовать общие и специфические черты отраслей права. Уметь обосновывать сужения, давать определения. Владеть основными видами публичных выступлений. Следование основным правилам ведения диалога. Пользоваться мультимедийными ресурсами для обработки, систематизации информации. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения творческих задач. | Тестовый контроль | Пакет с документами | §28, вопросы и задания к параграфу. Эссе «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену» Гераклит | | ||||
62-63 | Уроки 62-63. Предпосылки правомерного поведения: Урок-исследование | Правосознание, Правовая культура, Нигилизм, Правомерное поведение | Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. | Проблемы формирования правовой культуры в России | Знать признаки и виды правомерного поведения; уметь анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни; участие в обучающих играх. Уметь работать с источниками. | Устный опрос | Схема «Правовая культура» | §29. Вопросы и задания (устно). | | ||||
64 | Урок 64. Повторно-обобщающий урок по теме: «Право как особая система норм». | Основные понятия по теме | Право в системе социальных норм. Источник права. Правоотношения и правонарушения. Современное российское законодательство. Предпосылки правомерного поведения. | Проблемные вопросы темы | Характеризовать признаки и виды правомерного поведения; уметь анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни; участие в обучающих играх. Умение работать с источниками. | Семинар-зачет | Дидактический материал | | | ||||
65 | Урок 65. Общество в развитии Урок-прогноз | Прогресс, Регресс, Глобализация, МВФ | Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия | Проблемы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | Знать возможные перспективы развития общества. Уметь характеризовать варианты общественного развития; работать с источниками, анализировать данные таблицы, высказывать оценочные суждения, делать выводы, участвовать в дискуссиях о путях развития России | Актуализация темы | Дидактический материал | | | ||||
66-68 | Уроки — резерв | | | | | | | | |