Пояснительная записка
Цели и задачи
Основная цель преподавания обществознания – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков.
Главная задача – создание для учащихся максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
Ценностные ориентиры в преподавании обществознания
1. Гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями.
2. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
3. Гражданская ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной гражданской позиции.
4. Консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости.
5. Толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур.
Курс «Обществознание» в 5–7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания. Курс выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Основным содержанием курса в 8 классе является:
— развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста.
8 класс
Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, М.: «Просвещение», 2011
Обществознание
8 класс
34 ч.
Дата проведения | Тема урока | Основные понятия | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся (Знать/уметь) | Вид контроля | Домашнее задание | ||
План | Факт | |||||||
1 |
|
| Вводный урок. Обществознание. Науки, изучающие общество (1ч) | Общество, страна, государство, сферы общества | Изучение нового материала, лекция | Объяснять значение понятий; соотносить различные значения слова «Общество». |
| Составить таблицу « Я знаю», «Я могу», «Мне интересно» |
Личность и общество (6ч) | ||||||||
2 |
|
| Быть личностью | Личность | Урок — рассказ с элементами беседы | Анализ ситуативных задач. Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека. | Устный опрос |
|
3 |
|
| Общество как форма жизнедеятельности людей. | Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Мировое сообщество. | Изучение нового материала, лекция | Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. | Устный опрос |
|
4 |
|
| Развитие общества | Общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. | Урок — беседа | Называть ступени развития общества, исторические типы общества. | Понятийный диктант |
|
5 |
|
| Основные закономерности развития общества | Социальные изменения и их формы. | Урок-дискуссия | Характеризовать изменчивость и стабильность общества. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами. | Устный опрос |
|
6 |
|
| Социализация: содержание и стадии процесса | Социум | Урок — беседа | Анализировать проблемную ситуацию. | Устный опрос |
|
7 |
|
| Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье | Семейные ценности | Урок обобщения | Контроль знаний учащихся. | Проверочная работа | Составить кроссворд по разделу |
Сфера духовной жизни (8 ч) | ||||||||
8 |
|
| Сфера духовной жизни | Понятие культуры. Основные компоненты культуры. Виды и функции Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. | Урок — беседа | Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести. Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения. Называть основные функции религии; раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения. | Устный опрос |
|
9 |
|
| Мораль | Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло —главные понятия этики. Критерии морального поведения. | Урок — беседа | Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность. Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм. Объяснять значение моральных норм в жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло». | Устный опрос |
|
10 |
|
| Долг и совесть | Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. | Урок — беседа | Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального. | Устный опрос |
|
11 |
|
| Моральный выбор – это ответственность | Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. | Урок — дискуссия | Понятия: долг, ответственность, свобода. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека. Анализировать собственные поступки с точки зрения морали. | Устный опрос |
|
12 |
|
| Образование | Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. | Урок — беседа | Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование. Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования. | Устный опрос |
|
13 |
|
| Наука в современном обществе | Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли исследований в современном мире. Искусство. | Урок — беседа | Объяснять понятия наука, этика науки. Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов; называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека; Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире. | Устный опрос |
|
14 |
|
| Религия как одна из форм культуры | Религия. Свобода совести. | Урок – практикум (работа с документами, материалами СМИ) | Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести. Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения. Называть основные функции религии; раскрывать основные идеи мировых религий. | Устный опрос |
|
15 |
|
| Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества | Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. | Урок — беседа | Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения. Контроль знаний учащихся. | Понятийный диктант, тест |
|
Экономика (12 ч) | ||||||||
16 |
|
| Экономика и её роль в жизни общества | Экономика, технология, экономический продукт, натуральное хозяйство, производительность труда, прибыль | Урок — беседа | Выявить общее и особенное в развитии современного общества. | Устный опрос |
|
17 |
|
| Главные вопросы экономики | Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. | Урок — беседа | Рассказывать об отношении к труду в современном обществе. | Понятийный диктант |
|
18 |
|
| Собственность | Имущественные отношения, собственность, право собственности. | Урок-дискуссия | Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности. | Тест |
|
19 |
|
| Рыночная экономика | Рынок, его виды, эволюция. Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. | Урок — беседа | Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия. Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие. Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть основные функции цены. Сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар. | Устный опрос |
|
20 |
|
| Производство – основа экономики | Факторы производства. Разделение труда и специализация. | Урок — беседа | Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. | Устный опрос |
|
21 |
|
| Предпринимательская деятельность | Предпринимательство. Предприниматель: экономический статус, поведение. Функции. | Урок — беседа | Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. | Устный опрос |
|
22 |
|
| Роль государства в экономике | Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг, прямой налог, косвенный налог, акциз. | Урок — беседа | Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. | Устный опрос |
|
23 |
|
| Распределение доходов | Доход | Урок — беседа | Уметь анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. | Устный опрос |
|
24 |
|
| Потребление | Потребление, семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование. | Урок — практикум | Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования. Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Работать с материалами СМИ. | Устный опрос |
|
25 |
|
| Инфляция и семейная экономика | Реальные и номинальные доходы. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. | Урок — лекция | Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан. | Устный опрос |
|
26 |
|
| Безработица, ее причины и последствия | Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Профсоюз. | Урок — беседа | Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения. Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами. | Устный опрос |
|
27 |
|
| Мировое хозяйство и международная торговля | Обмен. Международная торговля. Обменные курсы валют. | Урок – беседа | Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм. Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях, решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока. | Устный опрос |
|
Социальная сфера (6ч) | ||||||||
28 |
|
| Социальная структура общества | Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность. | Урок — беседа | Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы. | Устный опрос |
|
29 |
|
| Строение общества | Строение общества | Урок — беседа | Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества. | Устный опрос |
|
30 |
|
| Социальные статусы и роли | Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. | Урок — беседа | Характеризовать социальную дифференциацию. Характеризовать социальный статус и социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации. Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. | Устный опрос |
|
31 |
|
| Нации и межнациональные отношения | Этнические группы. Межнациональные отношения и их сущность. | Урок — беседа | Давать определение понятий: нации, межнациональные отношения | Устный опрос |
|
32 |
|
| Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе | Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в обществе. Этнические конфликты. | Урок — беседа | Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость. Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. | Устный опрос |
|
33 |
|
| Отклоняющееся поведение | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. | Урок — беседа | Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека. Характеризовать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности. | Устный опрос |
|
34 |
|
| Итоговое повторение (1ч) | Основные понятия курса | Итоговый повторительно — обобщающий урок | Контроль знаний учащихся. Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия. | Контрольная работа |
|