КТП по обществознанию 8 класс

Пояснительная записка

Цели и задачи

Основная цель преподавания обществознания – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков.

Главная задача – создание для учащихся максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

Ценностные ориентиры в преподавании обществознания

1. Гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями.

2. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.

3. Гражданская ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной гражданской позиции.

4. Консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости.

5. Толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур.


Курс «Обществознание» в 5–7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания. Курс выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Основным содержанием курса в 8 классе является:

  • — развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста.

8 класс

Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, М.: «Просвещение», 2011

Обществознание

8 класс

34 ч.

урока

Дата проведения

Тема урока

Основные понятия

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся (Знать/уметь)

Вид контроля

Домашнее

задание

План

Факт

1



Вводный урок. Обществознание. Науки, изучающие общество (1ч)

Общество, страна, государство, сферы общества

Изучение нового материала, лекция

Объяснять значение понятий; соотносить различные значения слова «Общество».


Составить таблицу « Я знаю», «Я могу», «Мне интересно»

Личность и общество (6ч)

2



Быть личностью

Личность

Урок — рассказ с элементами беседы

Анализ ситуативных задач. Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека.

Устный опрос


3



Общество как форма жизнедеятельности людей.

Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Мировое сообщество.

Изучение нового материала, лекция

Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах.

Устный опрос


4



Развитие общества

Общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция.

Урок — беседа

Называть ступени развития общества, исторические типы общества.

Понятийный диктант


5



Основные закономерности развития общества

Социальные изменения и их формы.

Урок-дискуссия

Характеризовать изменчивость и стабильность общества. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами.

Устный опрос


6



Социализация: содержание и стадии процесса

Социум

Урок — беседа

Анализировать проблемную ситуацию.

Устный опрос


7



Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье

Семейные ценности

Урок обобщения

Контроль знаний учащихся.

Проверочная

работа

Составить кроссворд по разделу

Сфера духовной жизни (8 ч)

8



Сфера духовной жизни

Понятие культуры. Основные компоненты культуры. Виды и функции Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Урок — беседа

Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести. Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения. Называть основные функции религии; раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения.

Устный опрос


9



Мораль

Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло —главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Урок — беседа

Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность.

Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм.

Объяснять значение моральных норм в жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло».

Устный опрос


10



Долг и совесть

Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Урок — беседа

Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального.

Устный опрос


11



Моральный выбор – это ответственность

Моральные знания и практическое поведение. Критический ана­лиз собственных помыслов и поступков.

Урок — дискуссия

Понятия: долг, ответственность, свобода. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека. Анализировать собственные поступки с точки зрения морали.

Устный опрос


12



Образование

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Са­мообразование.

Урок — беседа

Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование.

Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования.

Устный опрос


13



Наука в современном обществе

Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли исследований в современном мире. Искусство.

Урок — беседа

Объяснять понятия наука, этика науки.

Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов;

называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека;

Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире.

Устный опрос


14



Религия как одна из форм культуры

Религия. Свобода совести.

Урок – практикум (работа с документами, материалами СМИ)

Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.

Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения.

Называть основные функции религии;

раскрывать основные идеи мировых религий.

Устный опрос


15



Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества

Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.

Урок — беседа

Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения.

Контроль знаний учащихся.

Понятийный диктант, тест


Экономика (12 ч)

16



Экономика и её роль в жизни общества

Экономика, технология, экономический продукт, натуральное хозяйство, производительность труда, прибыль

Урок — беседа

Выявить общее и особенное в развитии современного общества.

Устный опрос


17



Главные вопросы экономики

Что такое экономическая наука. Структура экономики. Ос­новные виды ресурсов экономики. Ограниченность ресурсов и экономический выбор.

Урок — беседа

Рассказывать об отношении к труду в современном обществе.

Понятийный диктант


18



Собственность

Имущественные отношения, собственность, право собственности.

Урок-дискуссия

Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности.

Тест


19



Рыночная экономика

Рынок, его виды, эволюция. Основные

функции цены. Рынок, конкуренция, монополия. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Урок — беседа

Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия. Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие. Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть основные функции цены. Сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар.

Устный опрос


20



Производство – основа экономики

Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация.

Урок — беседа

Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни.

Устный опрос


21



Предпринимательская деятельность

Предпринимательство. Предприниматель: экономический статус, поведение. Функции.

Урок — беседа

Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере.

Устный опрос


22



Роль государства в экономике

Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг, прямой налог, косвенный налог, акциз.

Урок — беседа

Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

Устный опрос


23



Распределение доходов

Доход

Урок — беседа

Уметь анализировать информацию СМИ о ме­роприятиях правительства по распоряжению деньгами.

Устный опрос


24



Потребление

Потребление, семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование.

Урок — практикум

Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования.

Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов.

Работать с материалами СМИ.

Устный опрос


25



Инфляция и семейная экономика

Реальные и номинальные доходы. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Урок — лекция

Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан.

Устный опрос


26



Безработица, ее причины и последствия

Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Профсоюз.

Урок — беседа

Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения.

Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами.

Устный опрос


27



Мировое хозяйство и международная торговля

Обмен. Международная торговля. Обменные курсы валют.

Урок – беседа

Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм.

Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях, решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока.

Устный опрос


Социальная сфера (6ч)

28



Социальная структура общества

Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формаль­ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность.

Урок — беседа

Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью.

Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы.

Устный опрос


29



Строение общества

Строение общества

Урок — беседа

Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества.

Устный опрос


30



Социальные статусы и роли

Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От­ношения между поколениями.

Урок — беседа

Характеризовать социальную дифференциацию. Характеризовать социальный статус и социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации. Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий.

Устный опрос


31



Нации и межнациональные отношения

Этнические группы. Межнациональные отношения и их сущность.

Урок — беседа

Давать определение понятий: нации, межнациональные отношения

Устный опрос


32



Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе

Отношение к историческому прошлому, традициям, обыча­ям народа. Взаимодействие людей в обществе. Этнические кон­фликты.

Урок — беседа

Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость.

Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты.

Устный опрос


33



Отклоняющееся поведение

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Урок — беседа

Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека. Характеризовать угрозу для об­щества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности.

Устный опрос


34



Итоговое повторение (1ч)

Основные понятия курса

Итоговый повторительно — обобщающий

урок

Контроль знаний учащихся. Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия.
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.

Контрольная работа





Свежие документы:  Урок обществознания на тему «Правонарушения» в 10 классе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: