ГОУ СПО БТОП
Методическая разработка урока
по обществознанию
«Многообразие современного мира»
для учащихся 11 класса
Подготовил:
преподаватель общественных дисциплин
Панченков Виктор Александрович
Белгород
2010 год
Тема урока: Многообразие современного мира
Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии и целостности современного мира;
развивать умение анализировать материал и делать выводы;
воспитывать чувство толерантности
Оборудование
схемы типологий цивилизаций
раздаточный материал для групповой работы
учебник «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, п. 10
таблички – понятия
флажки
Политическая карта мира
предметы для игры «Что чьё!»
записи музыкальных произведений для заключительного конкурса
Тип урока: изучение нового материала
Вступительное слово учителя:
На прошлом уроке мы изучили тему: «Общество и общественные отношения».
Давайте вспомним определение «общество». Продолжите: «Общество – это»
часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения;
динамически развивающаяся система;
определённый этап исторического развития или конкретная страна.
УЧИТЕЛЬ: Таким образом, современный мир это сложное разнообразие народов, языков, государств.
(Работа с картой): таблички
УЧИТЕЛЬ: Современное человеческое общество это:
≈ 200 государств
6 млрд. землян
многообразие экономических укладов
многообразие форм социально-политической жизни
многообразие форм культурной жизни
тысячи больших и малых народов
УЧАЩИЕСЯ: В чём же кроются причины многообразия мира?
различие природных условий
различие физической среды обитания
различие исторической среды обитания
УЧИТЕЛЬ: Все эти различия влияют на хозяйственную деятельность человека, которая создаёт определённые материальные блага.
Все многообразия обществ, существовавших прежде и существовавших сейчас. Учёные разделяют на определённые типы. Посмотрите на доску:
(работа со схемами)
Факторы многообразия современного мира
духовно-нравственные традиции
культурные
природные
материальные
социально политические условия
историческая среда сосуществования обществ
религия
образ жизни
Типология стран мира (по И. Родионову)
Экономически развитые государства
Менее развитые страны («развивающиеся страны»)
Страны с «переходной экономикой»
Социалистические страны
Классификация, в основе которой лежит особый образ жизни, мировосприятия, ценности
западная
восточно-европейская
мусульманская
индийская
китайская
латиноамериканская
японская
Классификация цивилизаций ЮНЕСКО
европейская
северо-американская
индийская
арабо-мусульманская
тропически-африканская
дальневосточная
латиноамериканская
Дж. Белл
доиндустриальные ( традиционное)
индустриальные
постиндустриальные (информационное, технотронное)
II Изучение нового материала:
ЛЗ: В ходе нашего урока необходимо доказать, что современная цивилизация богатая сокровищница традиций, мировоззрений, моделей социальной самоидентификации и политической социализации.
Сегодня на уроке мы работаем группами: исследуя материал источников необходимо дать характеристику:
традиционное – доиндустриальное общество – 1 гр.
индустриальное общество – 2 гр.
постиндустриальное общество – 3 гр.
(Учащиеся разбиваются на группы и изучают источники – выводы)
ЛЁГКАЯ МУЗЫКА
УЧИТЕЛЬ: И так, время подвести итог работы:
1 гр. – характеристика традиционного общества
Доиндустриальное общества иначе называют традиционными, потому что главным рычагом социального прогресса здесь выступила передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука активно не вмешивалась в общественное производство, а руководила всеми общественными явлениями религия, будь то архаические верования (фетишизм, магия и др.) или современные (буддизм, христианство, ислам и др.)
Доиндустриальный тип господствует в Африке, Латинской Америке, Южной Азии. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельностью занято около 2/3 работоспособного населения.
2 гр. – характеристика индустриального общества
Индустриальное общество зародилось не так давно – 200 – 250 лет назад, когда появилась промышленность. Стало быть, весь предшествующий период истории охватывается доиндустриальным, или традиционным, обществом. К нему следует причислить все простые и дописьменные общества, значительную часть письменных и сложных обществ, существовавших в эпоху рабовладения и феодализма (по классификации К. Маркуса)
Индустриальный тип общества охватывает государства Северной Америки, Восточной Европы, Россию. Здесь главное – развитие производства товаров массового потребления, осуществляющееся за счет широкого применения различного рода техники.
3 гр. – характеристика постиндустриального общества
И только небольшой отрезок исторического времени, начиная с 70-х гг. ХХ в., относится к самому современному типу – постиндустиальному обществу. Но и оно охватывает не все существующие на планете страны, а только самые передовые, такие, как США, Япония, Германия, Франция, Канада, Великобритания, и некоторые другие. Большинству же стран, в том числе и России, еще только предстоит присоединиться к ним. Как скоро подобное произойдет у нас, будет зависеть от темпа экономических преобразований, скорости научно-технологического прогресса.
Постиндусриальный тип наибольших успехов достиг в США, Канаде, Японии и Западной Европе. Труд здесь направлен на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. В этом обществе доминирует состязание между людьми. Если в Африке 2/3 населения заняты сельским хозяйством, то в США в аграрном секторе трудится менее 3% активного населения. В то же время в промышленном производстве занято около 1/3, а в сфере услуг – 2/3 всего трудоспособного населения.Успехи достигнуты благодаря научно-техническому прогрессу и резко возросшей эффективности производства.
(на доске таблички):
Индустриальное | Постиндустриальное | |
— передача знаний из поколения в поколение | — интенсивное развитие промышленности | — сфера обслуживания |
— обычаи и традиции | — наука | — информация |
— религия | — техника | — знания |
— аграрный тип общества | — массовое потребление и производство | |
III Закрепление изученного.
Игра: «Что чьё?»
— Лототрон – номерки – на столе – предметы под номерами
— учащийся берёт номерок и вещь под этим же номером со стола
Называет принадлежность вещи к типу цивилизации становится к табличке с соответствующим типом общества.
Т.О.: все играющие распределились в три новые группы.
Задание №2: Каждой команде дан список из 3-х заданий.
Выбрать соответствующее своему типу цивилизации.
Ритуальный танец
Инсценировка — пантомима под песню, где показан ритм жизни индустриального общества.
Чтение РЭПа.
УЧИТЕЛЬ: Вот какие мы все разные – но объединяет нас то, что все мы земляне и что мы – разумные, толерантные, т.е. терпимые друг к другу, уважающие друг друга цивилизованные люди.
Список литературы:
Боголюбов Л. Н. Обществознание 11 класс, М. Просвещение, 2009
Иванова Л. Ф., Соклов Ю. Е. Основы современной цивилизации, М. «Новая школа», 2007
Полнер Е. Д. Человек и общество, С-Пб. 2008
Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. Практикум по курсу «Человек и общество, М.: Социально-политический журнал, 2006