Обществознание «Наука и общество (от техники до технологий)» 9 Класс

Ф. И. О. педагога: Коржова Наталья Николаевна, учитель истории МОУ СОШ № 117 Красноармейского района г.Волгограда
Предмет: обществознание

Класс: 9 класс.

Тема урока. Наука и общество (от техники до технологий)
Тип урока: освоение новых знаний.

Оборудование и материалы: ноутбуки – 6 шт. (мобильный класс, по 2 на группу), выход в интернет (как вариант, подготовленная информация в файлах для каждой группы), подключение по локальной сети.


Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный момент

Создание дружественной рабочей атмосферы.

Помогает распределиться ученикам по группам


Распределение ролей в группе


1. Постановка учебных задач— актуализация.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему (высказывание)-


Дискуссия в результате которой образуются несколько проблем, которые фиксируются в тетрадях. Повторение термина «общество», фиксация нового термина «наука».


Строят высказывания, формулируют проблемы.

Прогресс нужен для общества?

Техника – благо или зло?

Роль общества и науки в прогрессе.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Определение взаимосвязи научных и общественных процессов, через изучение различных видов физических открытий.

Исследование путей использования научных открытий.

Построение прогноза на открытия для будущего


2. Изучение нового материала. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организует работу в группах по проблемам, выдвинутым на предыдущем этапе.

Ищут информацию в сети интернет, готовят и оформляют презентации. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают полученные выводы.

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников в группе и следующее

Готовят и оформляют презентации, фиксируют выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся.

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4.Закрепление нового материала

Определение решения проблемы, вывода по теме урока

Организация обсуждения составленных моделей.

Структурируют с помощью таблицы информацию по теме

Отстаивают собственную точку зрения , воспринимая и принимая другое мнение

Вносят необходимые коррективы по мере выполнения учебной задачи

5. Рефлексия

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

— организация дифференцированной коррекционной работы,

— контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Я знаю

Я узнал

Я смогу узнать.

Рефлексия своих действий.


По разработанным критериям работы в группе дается самооценка.

Домашнее задание


Творческое задание

Составляют таблицу неоднозначных открытий человечества

Представляют для защиты собственный «хит-парад» открытий XX века.

Ставят задачи и определяют способы действия.

Свежие документы:  Классный час «О вежливости»



Конспект урока:

Цели урока: 

  • Обучающиеся смогут при изучении истории научных открытий определять значение.

  • Обучающиеся смогут дать анализ степени  влияния науки на исторические события и общественные  процессы.

  • Обучающиеся смогут работать в группах, высказывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию и делать выводы из найденной информации.

  • Обучающиеся могут дать нравственную оценку историческим явлениям, выявить гуманистические, нравственные ценности.

«В безнравственном  обществе
все изобретения, увеличивающие 
власть человека над природой,
не только не благо, но и 
несомненное и очевидное зло»

Л. Н. Толстой

(дискуссия и обозначение темы и проблемы урока)

На протяжении всей человеческой истории находились те, кого манило неизведанное, кому не давали покоя тайны природы. Эти люди делали науку. Когда в древности человек начал добывать огонь, изготавливать орудия труда, использовать в своих целях природные силы, его уровень жизни существенно повысился, что отразилось на развитии общества и государства.
Любое государство имеет социальную структуру, предполагающую деление общества на различные социальные группы, на правителей и управляемых. Ход истории во многом зависит и от расстановки политических сил. Поэтому лидеры, победившие в борьбе за власть, определяли дальнейшие судьбы мира и научных открытий.

Определения общества и науки по А.И.Кравченко [2].

Общество – все человечество в его истории, современности и перспективе.

Наука – социальная сила, которая непосредственно включается в процессы социального развития и управляет ими

Работа в группах:

Группа 1. Определение взаимосвязи научных и общественных процессов, через изучение различных видов научных открытий

Архимед, Ньютон, Эйнштейн своими открытиями изменили не только наше представление о мире, но и сам мир. Необходимо познакомиться с историей некоторых фундаментальных научных открытий. Мы обязаны этим ученым существованием современных высоких технологий, они показали человеку путь в будущее. Это важно, но существуют и другие открытия, которые классифицируются как случайные, а также и проблемы, связанные с путями развития науки в обществе.

Основные проблемы:

Роль случайных открытий в развитии общества

Пути использования научных открытий

Прогноз на открытия будущего

Группа 2.   «Пути использования научных открытий»

Научное открытие, в конце концов, становится достоянием всего мира, значит ли это, что принципиально безразлично, чем занимается ученый, в какой стране он работает и кому служит. Рассмотрим научные открытия, связанные с делением ядра.

Пути использования научных открытий различны. Это зависит и от политического режима и от условий, в которых трудятся ученые, и от их нравственной и политической позиции.

Обсуждение-дискуссия «Нравственные и политические позиции учёных-физиков» —

А.Эйнштейн — А.Сахаров

Вывод по II проблеме: Выбор пути зависит от общественно-политических условий и личностного фактора.Научные открытия и общественные процессы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Группа 3. Анализ прогнозов учёных на будущее и определение взаимодействия науки и общества

Прогнозы ученых на начало XXI века, опубликованные в «Независимой газете» [3].

Суммарные бюджетные расходы на науку в уходящем году составили более 200 млрд. рублей, или в пять раз больше, чем в 2000 году. За два ближайших года совокупные расходы на науку удвоятся и составят около 400 млрд. рублей, а с учетом планируемых инвестиций со стороны отечественного бизнеса – 600 млрд. рублей.

В 2010-2012 годах в России создадут протонные терапевтические комплексы для лечения онкологических заболеваний.

Сегодня у нас есть ядерная энергетика, оптоэлектроника, биоинженерия. В подмосковной Дубне ученые ищут супертяжелые ядра. Это новая физика, которая может перевернуть наше представление о мире.

Российская академия наук разработала программу создания новых авиационно-космических материалов.  По решению Совета безопасности подготовлена программа разработки стратегических материалов для производства новой военной техники и вооружения.

Все это обязательно сбудется, пообещали ученые, но с одним условием: если законодатели, политики и чиновники создадут условия для плодотворной научной работы.

Почему при увеличении государственных расходов на науку уменьшается доля участия бизнеса в ее финансировании?

Будущее фундаментальной науки прямо зависит от ее способности обеспечить инновационный рост в стране, а значит, от эффективной интеграции науки с производством и профессиональным образованием.


Вывод: XX  век – эпоха трагедий и прогресса. Мировые войны, создание и применение атомного оружия повергли человечество в ужас самоуничтожения. В то же время наука, как никогда прежде, приблизилась к  тайнам мироздания, к познанию новых законов природы. Научная революция привела к изобретению самого смертоносного оружия в истории человечества.
В то же время ядерная реакция продолжает оставаться неисчерпаемым источником энергии, дающим людям свет и тепло.
Оценивание выступлений учащихся.

Хотелось бы закончить наш урок словами гениального ученого А. Эйнштейна: «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой».

Домашнее задание:

Подумайте:

Какими могут быть открытия: опасными или полезными – Составьте «хит –парад из 10 открытий XX века».


 

Использованные источники и литература:

Первое сентября. Физика. – 2005. – № 8

Кравченко А. И. Обществознание 9 класс// «Русское слово».

Независимая газета  режим доступа — https://nvo.ng.ru/concepts/2012-09-14/11

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ В РОССИИ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: