-1-
Обществознание. 7 класс.
«Права и обязанности граждан»
Цель урока:
1. Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Оборудование урока – проектор, компьютер.
Структура урока:
1. Новый материал – 30 мин.
Закрепление нового материала – 10-13 мин.
3. Домашнее задание – 2 мин.
Методы и формы организации учебной деятельности: объяснение, эвристическая беседа, фронтальный опрос.
ХОД УРОКА.
Новый материал (объяснения учителя по плану урока, который записывают учащиеся):
Зачем живёт человек?
а) Запад: «Удовлетворять свои потребности» →
а1 – Локк (Англия, XVIII век): человек рождается, имея неотъемлемые права (на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и др.)
а2 – «Декларация независимости США» (1776)
а3 – но: Где границы потребностей (и звёзд не хватит!)
Как соблюсти равенство, если люди разные?
Кто будет устанавливать равенство (ресурсов мало, конфликт интересов – что он будет считать «честным»?
а4 – на практике после СССР: то, что хорошо для Запада, плохо для России
а5 – «Если нет Бога, то всё позволено» [Ф.М.Достоевский] (для удовлетворения потребностей) → фашисты
а6 – на практике философия Запада – эгоизм
б) христианство (Россия): спасение души (вернуться с Земли к Богу, от Него всякое благо)
б1 – другой человек – тоже образ Божий (равенство) → обязанности человека к другим людям (перед Богом):
не убий,
не укради,
не завидуй,
не прелюбодействуй,
не лжесвидетельствуй и др. и др. («золотое правило морали»)
б2 – нарушение обязанностей – грех
б3 – судья человеку – совесть, по смерти – Бог, а перед людьми – государство («Нет власти не от Бога»)
б4 – права человека возникают из его обязанностей (сначала обязанности, потом права)
б5 – «я» (личность, т.е. часть) не может быть главнее «мы» (общества, т.е. целого)
Вывод:
Права человека важны, но не абсолютны. [Вопросы для обсуждения в классе]
[а) Имеет ли право на жизнь убийца? – Т.е. права жертвы меньше, если «да»
б) Имеет ли право больной (наркоман) заражать здоровых?
в) Можно ли использовать права в ущерб общим интересам?]
— 2 –
Закрепление нового материала
Опрос по плану урока:
Какие основные позиции существуют по вопросу: «Зачем живёт человек?»
Когда, где возникло понятие неотъемлемых прав человека?
Какие проблемы возникают при определении прав человека, понимаемых только как потребности?
Как понимает права человека христианство?
Как связаны правачеловека и обязанности?
Почему права человека важны, но не абсолютны?
Разбор заданий 1, 2, 7 «В классе и дома» к §6 «Права и обязанности граждан» (с.76-77) — 5 мин.
3. Домашнее задание:
§6 (учебник «Обществознание. 7 класс» под ред.Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. — М., Просвещение, 2010).