Открытый урок по теме: «Правовые основы брака и семьи»
Цель урока:
— обучающая: познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов;
— развивающая: умение анализировать, выражать свою позицию, делать выводы;
— воспитательная: способствовать нравственному воспитанию, пониманию ценности брака и семьи уважительному отношению к нормам семейного права.
План урока:
Вступление
Понятие брака. Виды браков
Порядок и условия вступления в брак
Права и обязанности супругов в браке
Заключение
Вступление
Приветствие.
Буквально недавно, просматривая томик Пушкина, наткнулся на небольшой, но любопытный момент, который нам может пригодиться. Вот послушайте начало хорошо знакомой вам повести «Дубровский»:
«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.
И далее читаем:
В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место»
Учитель: Какое основание имел Троекуров определять таким образом семейных статус своих слуг?
Ученики: Таковы были правила того времени (первая половина XIX века)
Учитель: А какие правила вступления в брак существуют в наше время?
Ученики: Существуют обычаи вступления в брак
Учитель: Какова же функция этих обычаев?
Ученики: Они определяют порядок вступления брак, создания семьи
Учитель: А что еще в наше время определяет порядок вступления в брак?
Ученики: Закон, право
Учитель: Чему же, как вы думаете, будет посвящен наш сегодняшний урок?
Ученики: Семейному паву
Учитель: Верно сегодня мы будем говорить о правовых основах брака и семьи.
Брак
Учитель: С чего же начинается любая семья?
Ученики: Между мужчиной и женщиной возникает любовь
Учитель: А что возникает в результате этой любви?
Ученики: Они играют свадьбу, возникает брак
Учитель: А что же такое брак?
Ученики: Союз между мужчиной и женщиной
Учитель: А какова цель этого союза?
Ученики: Рождение детей, совместная жизнь
Учитель: Как все это называется одним словом?
Ученики: Семья
Учитель: Таким образом, что же такое брак?
Ученики: Брак – это союз между мужчиной и женщиной, целью которого является создание семьи.
Учитель: А какой характер имеет этот союз? Может брак заключаться насильно, как это иногда бывало в прошлом?
Ученики: Союз этот должен быть свободным, добровольным
Учитель: В итоге мы получаем…
Ученики: Брак – это добровольный союз между мужчиной и женщиной, целью которого является создание семьи.
Учитель: Молодцы! Идем далее: какие существуют браки?
Ученики: Браки может быть зарегистрированный и незарегистрированный
Учитель: Как мы можем назвать зарегистрированный брак?
Ученики: Официальный или законный
Учитель: Хорошо! А как называют брак неофициальный, незарегистрированный?
Ученики: «Гражданский»
Учитель: Какие браки у нас в первую очередь подлежат правовому регулированию?
Ученики: Законные
Учитель: А что у нас в стране является нормативным источником (основным документом), регулирующим брачно-семейные отношения?
Ученики: Видимо, Семейный кодекс
Учитель: Верно основным нормативным источником, регулирующим брачно-семейные отношения, является Семейный кодекс, который действует с 1 марта 1996 года. Он регулирует имущественные отношения членов семьи, а так же права и обязанности членов семьи.
Условия и порядок заключения брака
Учитель: Где происходит заключение брака? Как называется государственный орган, где заключают браки?
Ученики: ЗАГС
Учитель: Верно! А расшифровывается эта аббревиатура так – орган Записи Актов Гражданского Состояния.
Ученикам дается раздаточный материал для самостоятельного изучения (статьи Семейного кодекса РФ). Ученикам предлагается самостоятельно определить:
Каков порядок заключения брака? (статья 11 СК РФ)
Каковы условия заключения брака? (статья 12 — 13 СК РФ)
В каких случаях брак не может быть заключен? (статья 14 СК РФ)
Права и обязанности супругов
Учитель: Что возникает после заключения брака между супругами?
Ученики: Видимо, какие-то права и обязанности
Учитель: Верно! С чем могут быть связаны эти права и обязанности? С какими сторонами супружеской жизни?
Ученики: В первую очередь с имуществом
Учитель: Законный режим владения имуществом. Люди, находясь в браке, приобретают имущество. А что происходит при разводе? Каким образом делится между супругами совместно нажитое ими имущество? А если один из супругов по каким-то причинам не имел доходов в период совместной жизни? Все совместно нажитое имущество делится пополам. Однако, могут ли быть исключения:
1. Вещи индивидуального пользования (средства личной гигиены и ухода, одежда и т.д.)
2. Имущество не являющееся общим: то, которое было до брака, полученное по наследству, в дар, личные награды.
3. При заключении брачного договора (брачного контракта).
Брачный контракт – в нем могут быть оговорены иные условия владения и распоряжения имуществом, но они не должны ущемлять естественных прав человека, его честь и достоинства.
В силу разных обстоятельств брак может распасться. Если супруги выражают общее согласие и не имеют несовершеннолетних детей, расторжение брака по их заявлению происходит в органе ЗАГС. Если один из супругов возражает или имеются несовершеннолетние дети, вопрос о разводе решается судом. Муж не имеет право на развод без согласия жены, если она беременна и при наличии новорожденного ребенка (до достижения им 1 года).
Заключение
В заключении предлагается поразмышлять над словами Мишеля Монтеня: «Хороший брак это когда любовь уступает место дружбе»
Домашнее задание: параграф 15