Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
г. Ртищево Саратовской области»
Конспект урока по обществознанию в 9 классе
« Право на образование»
подготовила учитель обществознания
Герасимова Марина Ивановна
г. Ртищево
2013
Цели педагогической деятельности:
Подвести учащихся к пониманию ценности образования, взаимосвязи, права на образование и обязанности получить общее среднее образование.
Развивать умения:
Принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи; работать с документами; отстаивать свои права; формулировать свою точку зрения и аргументировать её.
Воспитывать:
Способность брать на себя ответственность; толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.
Оборудование:
Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребёнка, кейс с вопросами, тест.
Основные понятия:
Право, обязанность, право на образование, права ребёнка. Доступность образования, бесплатность образования.
Раздаточный материал:
кейс с вопросами
листы, пронумерованные с характеристиками
жетоны для распределения по группам, тест.
Ход урока
Организационные моменты. При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон.
Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя.
Фронтальный опрос:
Давайте вспомним, что вам известно по данной теме?
Что вы понимаете под словом образование?
/ответы учащихся/
Учитель: ОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-
Ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования- обучение и самообразование
Является ли актуальной заявленная сегодня тема урока?
Актуален ли этот вопрос для выпускников средней школы?
/ответы учащихся/
Учитель:
В процесс образования человек получает не только знания, он созидает себя, осознает истинные ценности, что помогает ему реализовывать свои гражданские права, свободы и обязанности. Образование и интеллект является национальным богатством, важнейшим фактором прогресса страны, поэтому в процессе образования заинтересовано и общество.
Во многих странах сфера образования является приоритетной. Это означает, что решение задач , связанных с развитием образования выдвигается на 1 й план.
Вопрос классу:
Является ли образование в РФ приоритетной сферой?
/ответы учащихся- факты «за» и «против», интерактивное голосование/
Учитель: Ст. 1 Закона РФ «Об образовании» гласит
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
(диаграмма объема финансирования раздела «Образования» в РФ)
Учитель: Приоритетность образования определяется его направленностью, сущностью
Каковы же принципы государственной политики в области образования? Назовите их.
Работа учащихся с текстом Закона «Об образовании» ст.2.
Учитель: Несомненно, государство многое делает для развития сферы образования. Положительные тенденции видны.
Но все-таки финансовое и техническое обеспечение наших школ существенно отстает от школ развитых стран. Где заботу об образовании проявляют не только государственные органы , но крупные компании- спонсоры. И тем , кто сомневается в целесообразности значительных затрат можно привести высказывание президента Гарвардского университета Дерека Бока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте почем невежество».
Фронтальная беседа:
Что вам известно о праве на образование?
Где, от кого вы узнали о своём праве?
Где зафиксировано это право?
/ответы учащихся/
Учитель: Это право является одним из основных конституционных прав, закреплённых в Конституции РФ ст43 и Законе «Об образовании» ст.5.
Прочтите текст из Международного пакта об экономических, социальных и
«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том , что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
Сравните этот текст с известными вам положениями из Закона России «Об образовании» и выскажите своё мнение: отвечают ли они нормам международного права?
Учитель: Когда ребёнку исполнится 6-7 лет, он впервые переступает порог школы. Начинается его путь по ступенькам образования.
I-начальное общее образование 1-4 кл.
II-основное общее образование 5-9 кл.
III-среднее (полное) общее образование
В чём особенности II ступени? (Конституция РФ ст. 43 п. 4)
Основное общее образование – это как бы стартовая площадка для каждого гражданина. Посещая школу и получая основное общее образование, он реализует своё право. Нет необходимости доказывать значение этого права. Не получив полноценного образования, человек окажется ограниченным в определении жизненных перспектив.
Прошу послушать историю, которая произошла в городе Челябинске.
Работа с кейсом.
Учитель:
Перед вами лежит описание ситуации (кейс) , пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.
Оксану не приняли в 9-й класс школы № 5, так как она не проживает в микрорайоне данной школы , окончив 8 классов с пятью тройками, склонна к пропускам уроков без причины. Такое положение дел не устраивало директора школы. Но Светлана Ивановна , мать девочки, юрист по профессии, так не считала, Она…
Какое право нарушено?
На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?
Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган)?
Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
Работа в группах с документами, разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ.
Учитель: Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование?
5.Ролевая игра «Приём в школу».
Учитель: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос «Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка».
В итоге обсуждения ситуации учащихся должны сделать вывод, опираясь на статью федерального закона «Об образовании».
1.Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.
2.Мальчик, живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3.Девочка, прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
4.Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Стоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.
5.Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
6.Тестирование: Что я знаю о Законе РФ «Об образовании»
Группа победителей получает право создать синквейн.
7. Напишите синквейн:
1 строка: существительное, обозначающие тему.
2 строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме.
3 строка: три глагола, раскрывающие действие, воздействие и т.д. свойственные явлению, заявленной теме.
4 строка: фразу, раскрывающую суть явления, усиливающие предыдущие две строки.
5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление от урока.
8. Экспресс опрос «Права и обязанности».
Учащиеся по заданию учителя в течении 1 минуты заполняют лист, разделённый на 2 части: права – обязанности. Затем озвучивают ответы по группам, дополняя ответы товарищей, не повторяясь. Счётная группа подсчитывает количество ответов каждой группы.
9. Итог урока. Домашнее задание параграф 47, создайте кейс.
Кейс.
Оксану не захотели принять в 10-ый класс родной школы, потому что 9-ый класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время учёбы превратилась школа, совсем не подходит. Но не считала. Она…
Какое право нарушено?
На основании каких нормальных документов можно квалифицировать нарушение права?
Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган).
Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
Ролевая игра «Приём в школу».
1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.
2.Мальчик, живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3. Девочка, прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Стоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.
5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://vladrieltor.ru/constitution
2. https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
3. https://www.consultant.ru/popular/family/
4. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml