МБОУ «Средняя общеобразовательная школа посёлка Мариец»
Мари – Турекского района Республики Марий Эл
Проектная работа по обществознанию
на тему:
«Социальный портрет сверстника»
Автор: Галеева Айзана, ученица 5 класса.
Руководитель: Набиева Илнура Мансуровна,
учитель истории и обществознания.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение:
— актуальность;
— цели и задачи.
Основная часть:
— ход работы.
Заключение.
Список источников.
Введение.
Сверстники – это ребята, которым примерно столько же лет, сколько и мне, то есть в данное время моими сверстниками являются 11-13 летние подростки.
Каков же он, современный сверстник, каковы его интересы и занятия?
Я поставила перед собой цель: создать социальный портрет сверстника. Определила задачи:
— узнать, чем занимались сверстники в нашем посёлке 100 лет назад;
— узнать о занятиях и интересах 12- летних подростков 50 лет назад;
— узнать о жизни моих сверстников 25 лет назад;
— узнать интересы современных подростков на примере моего класса;
— сравнить, обобщить все полученные результаты и составить социальный портрет моего сверстника.
Основная часть:
–ход работы.
Работа над проектом началась со сбора необходимой информации. Из Интернета и школьного архива я узнала, что 100 лет назад в нашем посёлке мои сверстники учились в Ульяновском трёхклассном училище. Скорее всего, в 12 — 13 лет как раз и заканчивали начальное обучение. А среднее образование они получить не могли, так как в нашем посёлке в то время не было средней школы. В этом училище учились дети из деревень и дети лиц, занимавших различные должности на заводе. Изучали Закон Божий, математику, русский язык, историю Отечества, основы стекольного дела. А чуть раньше, в конце19 века, ребята после учёбы работали у мастеровых подмастерьями. Ученики того времени были любознательными, более прилежными и послушными.
О занятиях и интересах 11-13 – летних подростков 50 лет назад я узнала от своей бабушки. В 60-е годы мои сверстники учились в обычной средней школе. После уроков они помогали родителям по хозяйству. В семьях было по несколько детей, поэтому старшие присматривали за младшими. Подростки 60-х годов также помогали родителям в полях и огородах, ухаживали за домашними животными. Но на игры время тоже оставалось. Увлеченя ребят того времени были совсем другие. Не было ни компьютеров, ни телефонов. Даже телевизоры были не у всех. На той улице, где жила моя бабушка, было много детей. Все они собирались в свободное время и играли в различные игры.
А чем занимались ребята моего возраста четверть века назад, я узнала у своей тёти. 26 лет назад, в 1988году, моя тётя и её сверстники тоже учились в школе. Образование уже стало 11- летним. Учеников в классах было много. Их школьная жизнь тоже была интересной. Тогда ещё были пионерская и комсомольская организации. Ученики помогали старым, одиноким людям, занимались сбором макулатуры, ходили в походы, на костры и турслёты и, конечно, помогали родителям.
Для того, чтобы подробнее узнать о современных сверстниках, я составила анкету и провела опрос среди ребят моего класса. Оказалось, что мои сверстники, в основном, с удовольствием ходят в школу, хотя и не всем нравится учиться. Но таких ребят немного. Мои сверстники в свободное время гуляют, играют, слушают музыку. Помогают родителям в свободное от учёбы время совсем немного человек, что явно отличает современных подростков от ребят предыдущих поколений. У моих одноклассников есть различные увлечения. В основном, это занятия физкультурой и спортом и бисероплетение. В единичных случаях – кулинарные увлечения, чтение художественной литературы, рисование, коллекционирование и изготовление поделок из дерева. Несмотря на большое влияние и присутствие компьютеров в жизни современных подростков, ребята из моего класса сделали выбор в пользу подвижных игр с друзьями на свежем воздухе. А чтение книг оказалось предпочтительнее только у 6-ти человек.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод и составить социальный портрет сверстника. Он будет выглядеть следующим образом:
Мои сверстники:
— это учащиеся средней школы;
— это ребята, отдающие предпочтение общению с друзьями и активному отдыху;
— это подростки, у которых есть различные увлечения;
— к сожалению, малочитающие, хотя и не совсем отвергнувшие книгу в пользу компьютера;
— это ребята, недостаточно помогающие своим родителям, и, скорее всего не потому что они ленивые, а потому что родители не просят о помощи;
— это подростки, признающие трудности современной подростковой жизни.
Рекомендации:
1. Несмотря на присутствие в современной жизни компьютеров и сотовых телефонов, не забывать о чтении книг. Именно благодаря чтению художественной и научно- популярной литературы у человека развиваются речь, память, внимание, мышление. Читающий человек лучше адаптируется в обществе. Без труда сможет объяснить и понять других людей.
2. Обязательно помогать родителям. Труд облагораживает человека. Совместные семейные дела, обязанности сплачивают семью, делают её крепче.
Список источников:
1. Школьный архив.
2. Интернет- ресурсы.
3. Беседы с родственниками.
4. Анкетирование.