Принято к утверждению Утверждено
на заседании методического совета приказом № 245/увп от 08.09.2014 г
протокол № 1 от 02.09.2014 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дискуссионный клуб ««Деньги в жизни человека»
Направленность: духовно- нравственная
Срок реализации: 1 год
Объем: 35 часов
Возраст: 10-13 лет
Составила: Распутина О.Г.,
учитель обществознания
высшей квалификационной категории
Тайшет, 2014 год
Паспорт
Оглавление | Стр. | |
1 | Пояснительная записка | 3-6 |
2 | Основные разделы программы внеурочной деятельности «Деньги в жизни человека» | 6 |
3 | Тематический план занятий | 7 |
4 | Содержание разделов программы | 8-9 |
5 | Планируемые результаты освоения программы | 9-10 |
6 | Способы оценки результативности программы | 10 |
7 | Формы контроля результативности работы | 11 |
8 | Литература | 11-12 |
Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования – воспитать личность, способную к адаптации в современных условиях, на основе развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Сегодня уровень гражданского самосознания общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения любого человека, в том числе и современного школьника. Ключевыми проблемами качества окружающей среды выступают культурное наполнение этой среды и ценностное отношение к ней.
Программа по современной экономике направлена на формирование активной жизненной позиции и представления о современной валютной системе, становления гражданского самосознания личности, осознания учениками финансово-экономических ценностей. Она призвана сформировать у школьников основы экономических знаний, разумное отношение к деньгам, научить пятиклассников культурно дискутировать, высказывать собственное суждение, аргументировать его, а также умению рационально распоряжаться карманными деньгами.
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-7 классы) и позволяет в увлекательной форме изучать разные аспекты современной экономики. Введение в содержание курса региональной составляющей позволяет школьникам пополнить сведения информацией из истории денег Сибири и развитии золотодобывающей отрасли, о сибирских кладах, банковском деле (на примере банков, расположенных в Тайшетском районе), профессиях людей, связанных с деньгами, на основе привлечения местного материала.
Цель: раскрыть функцию денег в человеческом обществе как средства распределения, обогащения, платежа, накопления, меры стоимости.
Задачи: сформировать разумное отношение детей к деньгам; развивать навыки самостоятельной работы с книгой, компьютером, схемами, таблицами, умения формулировать свою точку зрения, делать и обосновывать выводы; рационально распоряжаться карманными деньгами.
Программа может быть реализована в течение одного учебного года, рассчитана на 35 часов. Занятия запланированы в виде эвристических бесед, игр, дебатов, конференций, дискуссий, экскурсий; проводиться будут после основного расписания уроков (по 40 минут).
Актуальность во исполнение пунктов 4, 5 протокола совещания у Министра Российской Федерации М.А. Абызова от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году» Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержания по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Экономика» (базовый и углублённый уровни) и «Обществознание» для учащихся 7-11 классов общеобразовательных организаций.
Письмо Минобрнауки России от 7 августа 2014 года № 08-1045. Для младших подростков необходима пропедевтика основ бюджетной грамотности.
Практическая значимость в том, что обучающиеся смогут:
Приобрести социальные знания: дети смогут применять полученные знания о деньгах в реальной жизни (участие в работе биржевых и банковских структур, защита прав потребителя и т.д.).
сформировать ценностное отношение к социальной реальности: дети смогут рационально потратить деньги, совершать шопинг во время туристических поездок.
получить опыт самостоятельного общественного действия: детские исследовательские проекты, конференции, экскурсии позволят познать основы финансово-экономической деятельности человека.
Форма подведения итогов реализации программы: конференция на тему «Деньги в нашей жизни».
2. Основные разделы программы внеурочной деятельности «Деньги в нашей жизни»
Содержание | Теоретические часы | Практические часы | Итого часов | |
1 | История денег | 4 | 2 | 6 |
2 | Человек и деньги | 2 | 2 | 4 |
3 | Банковское дело | 5 | 5 | 10 |
4 | Как обращаться с деньгами? | 5 | 10 | 15 |
3.Тематический план занятий
Тема занятия | Количество часов | |
История денег | ||
1 | Введение в учебный курс.
| 1 |
2 | Основные вехи истории денег. Монеты…Письмо и счет | 1 |
3-4 | Как делают деньги? Коллекции монет. | 2 |
5 | Драгоценное золото. Пираты. Добыча золота | 1 |
6 | Золотые месторождения мира. Кладоискательство. | 1 |
Виды денег | ||
7 | Золотые слитки. | 1 |
8 | Бумажные деньги. Фальшивые деньги. | 1 |
9 | Чеки. Пластиковые деньги. «Волшебные» деньги. | 1 |
10 | Криминальные деньги. Деньги- путешественники. | 1 |
Банковское дело | ||
11 | Хочу работать с деньгами. | 1 |
12 | Банковское дело. Биржевые операции. | 1 |
13 | Как делают деньги? | 1 |
14 | Налоги со всех сторон. «Голдфингер». «Купи у меня». | 1 |
15 | Торговый баланс. Экономика. Международная торговля | 1 |
16 | Эта страшная инфляция. Банки. | 1 |
17-18 | Открываем банковский счет. Банк специально для тебя. | 2 |
19 | Инвестирование: учи правила. | 1 |
20 | Инвестирование по Интернету. Всемирный банк. Инвестируй в себя. | 1 |
Человек и деньги | ||
21 | Как заработать на жизнь?
| 1 |
22 | Работа в магазине. | 1 |
23-24 | Что нам стоит дом … продать. Семейный завхоз. | 2 |
25 | Игорный бизнес. | 1 |
26 | Богач, бедняк… Как быстро разбогатеть? «Из грязи в князи». | 1 |
27 | Как заработать состояние? Где хранить богатство? | 1 |
28 | Что такое бедность? Безработица. Как теряют деньги? | 1 |
29 | Карманные деньги. Значение денег. Три варианта, как потратить карманные деньги. | 1 |
30 | Учимся составлять бюджет. Карточная система. | 1 |
31 | Долги. У кого взять взаймы? Незапланированные деньги. | 1 |
32 | Зарабатываем деньги. Работа на себя. | 1 |
33 | Как нас завлекают. В поисках выгодной покупки. | 1 |
34 | Твои расходы. Шопинг-терапия. Распродажи. Покупки по Интернету. | 1 |
35 | Экономическая конференция «Деньги в нашей жизни» | 1 |