Рабочая программа по курсу обществознания в 11 классе (профильный уровень)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. СТРОИТЕЛЬ ЯКОЛЕВСКОГО РАЙОНАБЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»


«Согласовано»

Руководитель МО

__________Е.В. Съедина

Протокол №

«____»__________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ Г.Д. Кащавцева.


«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________ Т.Н. Нестерова


Приказ № ___ от «___» ____ 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»



Кащавцевой Галины Дмитриевны



11 «Б» класс. Профильный уровень












2013 год


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2006 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Цель:

  • обеспечить необходимые условия оптимальной социализации личности, содействовать её вхождению в мир общественных ценностей и, в то же время, способствовать открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».

Задачи:

  • создавать условия для формирования универсальных учебных действий у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, обучение современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России;

  • развитие духовной культуры личности в период ранней юности, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;

  • освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук;

  • подготовка к итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ.


Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне в 11 классе, отражённое в данной рабочей программе, представляет собой комплекс знаний, направленных на изучение таких объектов как: социальное развитие общества, политическая жизнь общества, духовная культура; рассматриваются особенности современного этапа мирового развития; особенности пенсионного законодательства РФ.

В рабочей программе, согласно курсу обществознания 11 класса, представлены основы важнейших социальных наук: социологии, политологии, культурологии.

Рабочая программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.


Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:

Учебная авторская программа предусматривает резерв времени 25 часов. Поэтому около 50% учебного времени в каждой теме в соответствии с рекомендациями авторского коллектива, разработавшего учебную программу курса, в предлагаемой рабочей программе отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности, выполнить задания по подготовке к ЕГЭ и контрольные уроки в каждой теме.

Авторская программа рассчитана на 105 часов. Но так как по базисному учебному плану в 11 классе отводится 34 недели, из расчёта 3 часа в неделю – 102 часа, то в рабочей программе предусмотрено сокращение резервного времени до 22 часов.

Также учитываются методические рекомендации методического кабинета истории и обществознания БелИРО по изучению вопросов пенсионного законодательства в курсах обществознания и права в общеобразовательных учреждениях Белгородской области (составлены в соответствии с распоряжением губернатора Белгородской области от 14 апреля 2009 года № 155-р «О распространении опыта управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Валуйки и Валуйском районе по организации «Пенсионного всеобуча» и приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 13.05.2009 № 986 «Об организации «Пенсионного всеобуча»).

п/п

Раздел

Кол-во часов по

Изменения

Обоснование

уч. прогр.

раб. прогр.

1

Введение

1

Вводный урок

Проверка остаточных знаний.

2

6. Социальное развитие современного общества

28

32

Современное пенсионное законодательство в России.

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

3

Социальное развитие современного общества

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

4

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Социальное развитие современного общества»

Повторение, обобщение знаний. Работа с документами по теме.

5

Контроль знаний по теме «Социальное развитие современного общества»

Контрольный урок. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование по теме.







6

7. Политическая жизнь современного общества

28

30

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Политическая жизнь современного общества»

Повторение, обобщение знаний. Работа с документами по теме.

7

Контроль знаний по теме «Политическая жизнь современного общества»

Контрольный урок. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование по теме.







8

8. Духовная культура

16

18

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Духовная культура»

Повторение, обобщение знаний. Работа с документами по теме.

9

Контроль знаний по теме «Духовная культура»

Контрольный урок. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование по теме.







10

9. Современный этап мирового развития

8

10

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Современный этап мирового развития»

Повторение, обобщение знаний. Работа с документами по теме.

11

Контроль знаний по теме «Современный этап мирового развития»

Контрольный урок. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование по теме.







12-

17

Подготовка к ЕГЭ.


6

Подготовка к ЕГЭ.


18-

19

Уроки повторения


2

Урок итогового повторения и обобщения знаний по курсу обществознания

Повторение и систематизация основных обществоведческих положений.

20-21

Итоговый контроль


2

Контроль знаний по курсу обществознания

Повторение, обобщение знаний. Работа с документами по курсу

22

Итоговый урок



Подведение итогов

Выставление оценок


105

102




В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:

учебник:

  1. Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др./ – М.: Просвещение, 2010;

методическая литература:

  1. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2010. (В помощь школьному учителю);

  2. Обществознание: практикум: пособие для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др./ – М.: Просвещение, 2008;

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:

— в преподавании курса используется Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание» в 11 классе 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы;

  • исследование.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Обществознание 11 КЛАСС (профиль)

урока

Тема урока

Кол. часв

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт


Общество и человек.

1

Вводный урок

Общество и человек. Деятельность, сознание и познание, межличн. отношения.

Знать понятия: общество, структура общества. Уметь объяснить изученные положения

Тестирование по типу ЕГЭ

глоссарий

3.09.


РАЗДЕЛ 6. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (32 часа)

2

Социальная структура общества.

1

изуч. и первич. закр. знан.

Социальная структура общества.Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Знать понятия: классы, страты люмпены, маргиналы. Уметь: характеризовать с научных позиций основные социальные группы; сопоставлять различные научные подходы

Составить схему «Структура общества»

§1, с.14-15. в. 3,7,8 выбор

4.09


3

Социальные отношения.

1

практикум

Социальные отношения


Сравнит. табл. «Классы и страты»

§1, с.16 текст С1-4

5.09


4

Социальные институты.

1

изуч. и первич. закр. знан.

Типы и функции социальных институтов.

Знать понятия: социальные институты, функции соц. институтов. Уметь осуществлять комплексный поиск и интерпретацию по определенной теме

Работа с документами.

§2, с.25. в. 5,6 выбор

10.09


5

Социальная инфраструктура..

1

изуч. и первич. закр. знан.

Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность

Знать понятия: социальная мобильность, социальная инфраструктура. Уметь осуществлять комплексный поиск и интерпретацию по определенной теме

Сост. таблицы «Типы и функции социальных институтов»

§2, с.25 -26 текст С1-4

11.09


6

Роль экономики в жизни общества.

1

изуч. и первич. закр. знан.

Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру-Качество и уровень жизни.

Знать понятия: экономика, способ производства, собственность, уровень жизни. Уметь объяснить влияние состояния экономики на уровень жизни.

Составить словарик темы.

§3, с.38-39. в. 2,4 выбор

12.09


7

Экономика и политика. Экономика и культура.

1

изуч. и первич. закр. знан.

Экономика и политика. Экономика и культура

Знать понятия: экономика и политика, экономика и культура. Уметь объяснить внутр. и внеш. связи подсистем и структурных элементов социальной системы

Анализ диаграмм

§3, с.39-40 текст

С1-4

16.09


8

Социальные статусы и роли

1

изуч. и первич. закр. знаний

Социальный статус. Ролевое поведение. Ролевой набор.

Знать понятия: социальный статус, главный статус, приобретаемый статус, престиж, социальная роль, имидж, ролевой конфликт. Развивать умения, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой

Участие в ролевой игре

§4, с.48-49. в. 5,6,7 выбор

17.09


9

Социальная адаптация

1

изуч. и первич. закр.

Социальная адаптация


Подг. к ЕГЭ, Ч В


§4 с.49-50 С1-4

19.09


10

Социальные ценности и нормы.

1

изуч. и первич. закр. знаний

Мораль. Право. Роль права в жизни общества.

Знать понятия: мораль, право, прав. культура, социализация. Уметь самост-но выбирать критерии для сравне., сопоставл.

Сост. табл. «Мораль и право в жизни общ.»

§5, с.58 в. 2,3,4 выбор

23.09


11

Социальные ценности и нормы.

1

изуч. и первич. закр. знан.

Правовая культура. Социализация индивида

Знать понятия: правовая культура, социализация. Уметь самостоятельно составлять план ответа

Подг. к ЕГЭ, С5-8

§5 с.58-59 текст

С1-4

24.09


12


Отклоняющееся поведение.

1

изуч. и первич. закр. знан

Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Знать понятия: отклоняющееся поведение, правонарушения, преступление. Применять знания для нравственной оценки социального поведения людей

Решение проблемных заданий

§6, с.68 -69, в. 2,3,4 выбор

26.09




13

Социальный контроль.

1

изуч. и первич. закр. знан

Социальные последствия отклоняющегося поведения. Социальный контроль

Знать понятия: социальный контроль. Применять знания для нравственной оценки социального поведения людей

Подг. к ЕГЭ, А6-10

§6 с. 69 -70, текст

С1-4

30.09


14

Социальное сотрудничество.

1

изуч. и первич. закр. знаний

Социальные интересы. Социальное сотрудничество.

Знать понятия: социальные интересы, социальное сотрудничество. Применять получ. знания и умения для решения задач

Участие в ролевой игре

§7, с.79, в. 3,4,5 выбор

1.10


15

Социальный конфликт

1

изуч. и первич. закр. знаний

Социальный конфликт и пути его решения.

Знать понятия: социальный конфликт. Применять полученные знания и умения для решения задач в обл. соц. отношений

Подг. к ЕГЭ, ЧВ

§7 с. 79 -80, текст

С1-4

3.10


16

Этнос и нация

1


Этническое многообразие совр. мира.

Знать понятия: этнос, на­родность, традиции, менталитет.


§8, с.87-88, в.3,4.

7.10


17

Этнос и нация.

1

изуч. и первич. закр. зн

Этнокультурные традиции и ценности. Мен-

тальные особ-ти этноса.

Уметь передавать содержание информации адекватно поставленной цели

Работа с текстом (С1-4)

презент, выбор

8.10


18

Межнациональное сотрудничество и конфликты.

2

изуч. и)

Проблемы регулирования межнациональных отношений.

Знать причины межнациональных конфликтов.

Кластер «Причины межнациональных конфликтов»

§9 с. 98-99,


10.10


19

Межнациональное сотрудничество и конфликты.


первич. закр. знаний

Конституционные основы нац. политики России

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства (в том числе от противного)


текст

С1-4

14.10


20

Демографическая ситуация в России и мире.

1

изуч. и первич. закр. знаний

Демографическая ситуация в России и мире. Демографическая политика в России

Знать понятия: демографическая ситуация, демографическая политика. Уметь анализировать и классифицировать социальную информацию.

Анализ документов, схем, таблиц, диаграмм

Ч.С5-8.

§10, с.87-88,

в. 2, презент.

выбор

15.10


21

Демографическая политика.

1

практикум


§10 с. 98 -99, текст

С1-4

17.10


22

Семья и брак как социальные институты.

1

изуч. и первич. закр. знаний

Традиционные семейные ценности.

Знать понятия: семья, брак, неполная семья, национальные проекты, государственные пособия. Уметь осмысливать социальную информацию; осваивать учебный материал с помощью практической деятельности в характерных социальных ролях

Работа над мини- проектом «Семья в совр. мире».

§11, с.116,

в. 4,5

выбор

21.10


23

Тенденции развития семьи в современном мире.

1

изуч. и первич. закр. знаний

Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.

Анализ документов; презентации

§11, с.116 -117, текст

С1-4,

22.10


24

Государственная политика поддержки семьи.

1

Урок практ. примен. знаний

Государственная политика поддержки семьи

Презентация проекта «Семья в современ. мире».

Ч. С9, эссе

24.10


25

Быт и бытовые отношения

1

изуч. и первич. закр. знаний

Социально — бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.

Знать понятия: бытовые интересы, среда обитания, культура отношений. Применять навыки публичного выступления, ведения дискуссии

Составить схему «Факторы, влияющие на среду обитания человека»

§12, с.126,

в. 3,4,5

выбор

28.10


26

Культура бытовых отношений.

1

изуч. и первич. закр. знаний

Культура бытовых отношений.

§12, с.126,

текст

С1-4

29.10


27

Молодежь как социальная группа

1

изуч. и первич. закр. знаний

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры.

Знать понятия: молодежь, молодежная субкультура. Уметь объяснять особенности положения молодёжи в современном обществе. Применять на практике умения и навыки участия в дискуссии по актуальным проблемам молодёжи.

Презент. «Мол. субкультуры»

§13, с.138,

в. 4,5,6

выбор

31.10


28

Проблемы молодежи в современной России

1

изуч. и первич. закр. знани

Проблемы молодежи в современной России

Кругл. стол «Пробл.молодежи»

§13, с.139,

текст

С1-4

11.11


29

Тенденции развития социальных отношений в России

1

изуч. и первич. закр. знаний

Тенденция развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России.

Знать понятия: тенденции социального развития, социальные проблемы, национальные проекты. Уметь создавать идеальные модели социальных процессов, явлений

Презентации: «Направления соц. политики в РФ»

§14, с.149,

в. 2,3

выбор

12.11


30

Конституционные основы социальной политики РФ

1

Урок- практикум

Конституционные основы социальной политики РФ

Знать основы социального законодательства. Уметь работать с документами

Презентации

§14, с.139,

текст

С1-4

14.11


31

Современное пенсионное законодательство в России.

1

изуч. и. закр. знаний

Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия

Знать основы современного пенсионного законодательства. Уметь работать с документами

Презентации

Инд. задания

18.11


32

Социальное развитие современного общества

2

Повт., обобщ

Закрепление и углубление знаний



Подг. к к/р


19.11


33

Социальное развитие современного общества


контр.

знаний

Контроль знаний. Адм. к/р

Презент «Полит. режимы»

21.11


РАЗДЕЛ 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (30 часов)

34

Политическая система.

1

изуч. и первич. закр. знаний

Политическая система, ее структура и функции.

Знать понятия: полит. система, структура и функции полит, системы, политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Уметь самостоятельно выбирать критерии для сравнения и классификации объектов

Презентации

§15, с.166,

в. 3,4

выбор

25.11


35

Политический режим.

1

Урок- практикум

Полит. режим. Типы пол. режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличие

Сост. таблицу «Типы полит. режимов»

§15, с. 166-167

текст

С1-4

26.11


36

Демократия

1

изуч. и первич. закр. знаний

Демократия, её осн. ценности и признаки. Проблемы совр.демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парлам.демократии в России

Знать понятия: демократия, парламентаризм, плюрализм, непосредственная демократия, представительная демократия. Уметь характеризовать парламентский процесс России.

Применять навыки публичного выступления, ведения дискуссии

Презентации «Демократия, ее основные ценности»; «Парламентаризм»

§16, с.177,

в. 1,2,6

выбор

28.11


37

Развитие парламентской демократии в России

1

Урок- практикум

Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России

Дискуссия «Проблемы совр. демократии

§16, с.177 -178,

текст

С1-4

2.12


38

Государство в политической системе

1

изуч. и первич. закр. знаний

Государство в полит. системе. Понятие бюрократии. Современная гос. служба, её задачи.

Знать понятия: государство, бюрократия, государственная служба, основные направления политики государства. Применять умения и навыки для структурно-функционального анализа

Презент. «Задачи совр. гос.службы», »

§17,с.189-

в. 2,4

выбор.

3.12


39

Основные направления политики государства

1

Лаб. работа

Основные направления политики государства


«Основные направления гос. политики

§17,с.190,

текст

С1-4

5.12


40

Гражданское общество и правовое государство

2

изуч. и первич.

Основы гражданского общества

Знать понятия: гражданское общество, правовое государство.

Участие в кр. столе на тему: «Правовое гос-во: утопия или реальность?»

§18,с.199- 200,

в. 2,4

выбор.


9.12


41

Гражданское общество и правовое государство


закр. знаний

. Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Правовое государство

Применять на практике умения и навыки вести дискуссию по актуальным социальным проблемам


текст

С1-4

10.12


42

Место и роль СМИ в политической жизни

1

изуч. и первич. закр. знаний

Место и роль СМИ в полит. жизни. Типы информации, распространяемой СМИ.

Знать понятия: СМИ, достоверная информация, типы информации. Уметь находить нужную информацию по заданной теме из текстов, систематизировать её

Работа с источниками

§19,с.209-

в. 2,4,6

выбор.

12.12


43

Влияние СМИ на избирателя

1

Урок- практикум

Влияние СМИ на избирателя

Участие в ролевой игре

§19,с.209-

-210,текст

С1-4

16.12


44

Политическая идеология


изуч. и первич. закр.

Политическая идеология

Знать понятия: идеология, консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, фашизм, политическая психология.

Составить таблицу «Виды полит идеол»

§20-21, по группам.


17.12


45

Политическая идеология

2

знаний

Политическая психология и политическое поведение

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по определенной теме

С5-8

Презент.

19.12


46

Политический экстремизм и терроризм

2

изуч. и первич.

Истоки и опасность политического экстремизма.

Знать понятия: экстремизм, политический терроризм.

Презентации «Истоки пол.экстремизма»,

С/ст., по группам.


23.12


47

Политический экстремизм и терроризм


закр. знаний

Политический терроризм, его особенности в современных условиях

Применять на практике умения и навыки участия в дискуссии по актуальным проблемам


Презент.

С9, эссе

24.12


48

Политические партии и движения

1

изуч. и первич. закр. знаний

Типология политических партий. Политические движения

Знать понятия: политическое движение, политическая партия, программа, устав, сетевые структуры. Уметь характеризовать различные виды партий, определять сущностные характеристики изучаемого объекта

Сост. схему « Классификация полит. партий»

§22, с.240

в. 1,2,3

выбор.

26.12


49

Становление многопартийности в России.

1

Урок- практикум

Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике

Презентации «Совр. российские партии»

§22,с.241,

текст

С1-4

13.01


50

Политическое лидерство

2

изуч. и первич.

Понятие и типология лидерства.

Знать понятия: лидер, имидж, типы лидеров, лоббирование.

Презентация и таблицу «Типы лидеров»,

С/ст., по группам.



14.01


51

Политическое лидерство


закр. знаний

Имидж политического лидера

Уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

В 1-10

Презент

16.01


52

Политические элиты

2

изуч. и первич.


Типология элит. Элита и контрэлита.

Знать понятия: элита, контрэлита.

Сост таблицу «Типология элит»

§23,


20.01


53

Политические элиты


закр. знаний

Особенности формирования элит в современной России

Применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений


с.252 -253, в. 1,2,3

21.01


54

Выборы в демократическом обществе


изуч. и первич

Избирательная система. Избирательная кампания

Знать понятия: мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, смешанная система, избирательная кампания,

Участие в ролевой игре «Выборы в демокр

§24,с.263 в. 1,2,3-выбор.

23.01


55

Выборы в демократическом обществе

2

. закр. знаний


. Избирательные технологии

Применять знания о политических правах гражданина в ролевой игре


с. 264,

текст

С1-4

27.01


56

Человек в политич. жизни

1

изуч. и первич.

Человек в политической жизни. Политическое участие.

Знать понятия: политическое участие, типы политической культуры.

Социолог. исследоание Полит.

§25,с.263 в. 1,2,3-выбор.

28.01


57

Человек в политич. ской жизни


закр. знаний


Применять умения и навыки на практике при переводе текстовой информации в таблицу

Составить таблицу «Типы полит. культуры»

§25,с.275

текст

С1-4

30.01


58

Политический конфликт

2

изуч. и первич.

Политический конфликт.

Знать понятия: политический конфликт.


§26,с.263 в. 1,2,3-выбор.

3.02


59

Политический конфликт


закр. знаний

Причины политических конфликтов, пути их урегулирования

Уметь отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информац

Самост. раб по теме «Пути урегулир конф

с. 264,

эссе,текст

С1-4

4.02


60

Политический процесс

1

изуч. и первич. закр. зн

Политический процесс, его формы. Развитие политических систем.

Знать понятия: политический процесс, политические системы. Уметь сопоставлять различные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

Сост. Табл. «Формы пол. процесса».

§27,с.295 в. 1,2,3-выбор.

6.02


61


Особенности политического процесса в современной России

1

лабор. работа

Особенности политического процесса в современной России

Работа с документами

§27,с.296

,текст

С1-4

10.02


62

Политическая жизнь современного общества


обобщ,


Закрепление, обобщение,

Выполнение проблемных заданий,


Глоссарий: презент. по теме «Духовн. ку

11.02


63

Политическая жизнь современного общества

2

контр. знаний

углубление знаний, умений и навыков, контроль знаний

тестирование в форме ЕГЭ;

стр. 298-299 – задания


13.02


РАЗДЕЛ 8. Духовная культура (18часов)

64

Духовная культура

1

изуч. и первич. закр. знаний

Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества.

Знать понятия: духовная культура, духовные потребности, массовая культура, диалог культур, толерантность. Применять навыки публичного выступления, ведения дискуссии

Презентации

§28,с.308 в. 2,4,5-выбор.

17.02


65

Многообразие и диалог культур

1

урок-дискуссия

Многообразие и диалог культур. Толерантность

Дискуссия «Диалог культур: достиж.

и противор»

§28,с.309, текст

С1-4

18.02


66

Духовная жизнь людей

1

изуч. и первич. закр. знаний

Мировоззрение, его виды и формы.

Знать понятия: мировоззрение, менталитет, духовные ценности, патриотизм, гражданственность. Уметь разрабатывать проект (гражданские социальные проекты)

Составить табл.«Виды мировоззрений»

§29,с.308 в. 2,4,5-выбор.

20.02


67

Патриотизм. Гражданственность

1

урок- практикум

Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность

Разработка проекта;

С9, эссе

§30,с.309, текст

С1-4

24.02


68

Мораль и нравственность

2

изуч. и первич.

Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности.

Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура.

Уметь анализировать, давать нравств.оценку социального поведения людей, вести дискуссию

Дискуссия «Золотое правило нравств.»

§30,с.325,

в. 1,2.3,4


25.02


69

Мораль и нравственность


закр. знаний

Нравственная культура

С9, эссе

текст

С1-4

27.02


70

Наука

2

изуч. и первич.

Наука. Функции современной науки.

Знать понятия: наука, этика науки.

Уметь критически осмысливать разнородную социальную информацию, отражающую различные научные подходы

Сост. схему «Функции науки», презент.

§31,с.335,

в. 2.3,4

выбор.


3.03


71

Наука


закр. знаний

Этика науки


текст

С1-4

4.03


72

Образование в современном обществе

1

изуч. и первич. закр. знаний

Социальная и личная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире.

Знать понятия: образование, полное (среднее) образование, профильное образование, национальный проект, укрепление нац. безопасности. Уметь анализировать, давать нравств. оценку социального поведения людей, вести дискуссию

Разработка соц. мини- проекта «Школа будущего»

§32,с.347,

в. 2,4,5,6

выбор.

6.03


73

Роль и значение образования в общ-ве

1

урок- практикум

Роль и значение непрерывного образования в информ.обществе

Презентации

В 1-10

§32,с.348,

текст

С1-4

10.03


74

Роль религии в жизни общества

1

изуч. и первич. закр. знаний

Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести.

Знать понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Уметь проектировать конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями. , Применять навыки публичного выступления, ведения дискуссии

Составить таблицу «Мировые религии»

§33,с.357,

в. 1,2,3

выбор.

11.03


75

Религия в современном мире

1

урок- практикум

Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения

Презентации

§33,с.358

текст

С1-4

13.03


76

Искусство

2

изуч. и первич.

Искусство. Виды и жанры искусства.

Знать понятия: искусство, его виды и жанры.

Решение познават. задач,

§34,с.365,

в. 1,2,3

выбор

17.03


77

Искусство


закр. знаний

Миф и реальность современного искусства

Уметь работать с различными источниками социальной информации

Презентации

С9, эссе

18.03


78

Массовая культура

1

изуч. и первич. закр. знаний

Массовая культура. СМИ и культура.

Знать понятия: элитарная культура, массовая культура, СМИ. Применять навыки публичного выступления, ведения дискуссии

Дискуссия «СМИ в совр. обществе — благо или проблема?»

§35,с.380,

в. 1,4,5

выбор.

С9, эссе

20.03


79

Рольтелевидения в культурной жизни общества

1

Дебаты

Роль телевидения в культурной жизни общества

Дебаты: ТV – за и против

Подг. к к/р

1.04


80

Духовная культура общества

2

обобщ,


Закрепление

Выполнение проблемных заданий, презент. по теме «Совр.мир»



3.04


81

Духовная культура общества


контр. знаний

, обобщение, углубление знаний, умений и навыков, контроль знаний

тестирование в форме ЕГЭ;

стр. 382-384 – задания


7.04


РАЗДЕЛ 9. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ (10 часов)

82

Многообразие современного мира

2

изуч. и первич.

Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации.

Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация.

Составить таблицу «Типы цивилизаций»

§36,с.395,

в. 1,2,4

выбор.


8.04


83

Многообразие современного мира


закр. знаний

Кризис индустриальной цивилизации

Уметь самостоятельно выбирать критерии для сравнения, оценки и классификации объектов

А 1-22


10.04


84

Глобализация и ее последствия

2

изуч. и первич.

Процессы глобализации и становления единого человечества.

Знать понятия: глобализация, антиглобализация.

Решение проблемных заданий

§37,с.407,


14.04


85

Глобализация и ее последствия


закр. знаний

Развитие интеграции на примере ОБСЕ

Уметь решать проблемные задачи


текст

С1-4

15.04


86

Целостность и противоречивость современного мира

1

изуч. и первич. закр. знаний

Целостность и противоречивость современного мира.

Знать понятия: глобальные проблемы. Применять на практике умения и навыки участия в дискуссии по актуальным проблемам)

Презентации

Кр. стол «Глоб. проблемы и пути их решения»

§38-39, с.406,

в. 1,2,4

выбор.

17.04


87

Глобальные проблемы современности.

1

урок- практикум

Глоб. проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем

§38,с.407,

текст

С1-4

21.04


88

Взгляд на будущее

2

изуч. и первич.

Социально — гуманитарные последствия перехода к информ цивилизации

Знать понятия: гуманизм, информационная цивилизация.

Уметь на основе приобретенных социально-гуман.знаний выражать собств. суждения

Составить

Инд. задания

22.04


89

Взгляд на будущее


закр. знаний


24.04


90

Современный этап мирового развития

2

обобщ,

контр. знаний

Закрепление, обобщение, углубление знаний, умений и навыков, контроль знаний

Выполнение проблемных заданий, тестирование в форме ЕГЭ;

стр. 382-384 – задания

Глоссарий презент.

Глоссарий

28.04


91

Современный этап мирового развития


Глоссарий презент


29.04


92

Подготовка к ЕГЭ.

6


Подготовка к ЕГЭ.

Выполнение заданий, АВС – ФИПИ – 2012; тестирование в форме ЕГЭ;



Вар. 1-10

Ч. АБС

План

1.05



93

Подготовка к ЕГЭ.

Вар. 1-10


5.05


94

Подготовка к ЕГЭ.

Вар. 1-10


6.05


95

Подготовка к ЕГЭ.

Вар. 1-10


8.05


96

Подготовка к ЕГЭ.

Вар. 1-10


12.05


97

Подготовка к ЕГЭ.

Вар. 1-10


13.05


98

Урок итогового повторения

2

Глоссарий

Урок итогового повторения и обобщения знаний по курсу обществознания

.05

Ч С 5-8

Эссе

15.05


99

Урок итогового повторения





19.05


100

Контроль знаний по курсу обществознания




20.05


101

Контроль знаний по курсу обществознания




21.05


102

Итоговый урок

Подведение итогов



22.05





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 6. Социальное развитие современного общества (28 ч)

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Со­циальный конфликт и пути его разрешения.

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.

Молодежь как социальная группа. Особенности моло­дежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Тема 7. Политическая жизнь современного общества (28 ч)

Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и различия. Демократия, ее основные ценности и признаки. Проб­лемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парла­ментской демократии в России.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение. Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

Политические партии и движения. Типология полити­ческих партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике. Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование). Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Тема 8. Духовная культура (16 ч)

Понятие «духовная культура». Духовное развитие об­щества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патри­отизм. Гражданственность.

Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

Наука. Функции современной науки. Этика науки.

Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информаци­онном обществе.

Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Тема 9. Современный этап мирового развития {8 ч)

Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

Формы и средства контроля:

Формами контроля ЗУН(ов) учащихся являются:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум;

  • тестирование;

  • участие в проектной деятельности, круглых столах;

  • подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.

Промежуточная аттестация будет проводиться как в традиционной форме (в виде устного зачёта), так и в виде ЕГЭ.

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Входная контрольная работа за курс 10 класса:

1 вариант

1.Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

  1. экстенсивный характер земледелия 2) углубление русла реки

3) формирование народностей 4) развитие научных знаний о мире

2.Определите признак, свойственный традиционному обществу.

1)наследственный характер социального статуса

2)преобладание демократических форм государства

3)главной ценностью является информация

4)реализация принципа «равенство стартовых возможностей»

3. Верны ли следующие суждения о природе человека?

А. Человек – социальное существо, многие его качества формируются только во взаимодействии с обществом.

Б. При рождении каждый человек обладает определенными задатками, из которых могут развиться при благоприятных условиях, способности.

верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. В отличие от трудовой деятельности, игра

1) всегда ориентирована на практический результат 2)формирует коллективистские ценности

3)может носить условный характер 4)предполагает общение с другими людьми

5.Революция, эволюция, реформа являются

1) формами преобразования общества 2) проявлениями классовой структуры общества

3) примерами коллективных действий 4) видами социальных связей.

6. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, в отличие от природы, обладает свойствами системы.

Б. Общество не может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7.К теоретическому уровню мировоззрения относится

1)формирование мироощущения 2)формирование чувственного отношения к миру

3)воспитание детей в семье 4)формирование миропонимания

8. В каком из приведенных примеров выражено наиболее широкое значение понятия «гуманизация общества»?

1) распространение демократических способов решения важнейших общественных проблем

2) гармоничное сочетание индивидуальных и общественных интересов, усиленное внимание к правам и свободам личности

3)бесплатное образование для всех граждан страны

4)обязательное соблюдение законов

Часть В

9. Запишите слово, пропущенное в схеме

10. Ниже приведен ряд терминов, все они, за исключением одного, относятся к практической деятельности. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Земледелие, реформа, производство, идеология, строительство.

Ответ: ___________

11. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЕ

1) личность

2)индивид

3) индивидуальность

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) отдельно взятый представитель человеческого рода

Б) человек в комплексе его уникальных, неповторимых черт

В) человек, способный делать сознательный и ответственный выбор

Г) человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу и самого себя

12. Из перечисленных характеристик выберите сильные стороны цивилизационного подхода к изучению развития общества, укажите цифры, под которыми они указаны.

1)учитывает специфику стран и регионов

2)существование главного магистрального прогрессивного пути развития общества

3) рассматривает историю как многовариантный процесс

4) возможность сравнивать цивилизации, определять наиболее развитые и отсталые в развитии

5) аморфность критериев для выделения типов цивилизаций

6) главную роль в историческом процессе отводит духовно-нравственному и интеллектуальному развитию человека

Ответ: _________

13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого обозначено буквой. А.Постижение прошлого человечества — довольно сложный про­цесс. Б. В нем объективные факты переплетаются с субъективными мнениями и оценками. В. Сложились два подхода к рассмотрению истории общества: стадиальный (формационный и стадиально-цивилизационный) и локально-цивилизационный. Г. На наш взгляд, широко используемое понятие «цивилизация» является слишком неоднозначным.

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер

  2. характер оценочных суждений

14. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В 17-18 веках в работах выдающихся мыслителей отчетливо про­водится мысль о приоритете ***(А) в развитии общества. В укреп­лении этой идеи важную роль сыграла теория ***(Б), в основе которой лежали представления о естественности (врожденном характере) ***(В). Поэтому человек рассматривается как партнер **(Г). Он добровольно отдает ему часть прав, чтобы обеспечить необходимую безопасность и защиту ***(Д).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потре­буется для заполнения пропусков.

  1. коллективное начало

  2. государство

  3. общественный договор

  4. собственность

  5. личностное начало

  6. божественное происхождение государства

  7. основные права человека

  8. самодержавная власть монарха

  9. конституционная монархия

Часть С

  1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «исторический процесс»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения, раскрывающих смысл понятие, его сущность.


2 вариант

Часть А

1. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа промышлен­ных предприятий, служит примером взаимосвязи

1) общества и природы 2) техники и технологии

3) цивилизации и культуры 4) экологии и морали

2.Характеристикой постиндустриального общества является

  1. переход от присваивающего хозяйства к производящему

  2. переход от натурального к товарному производству

  3. завершение промышленного переворота

  4. преобладание сферы услуг в экономике

3.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Митинги протеста студентов против решения правительства о повышении платы за обучение в государственных вузах ил­люстрируют взаимосвязь экономической, политической и со­циальной сфер общества.

Б. Принятие парламентом закона, запрещающего насилие над животными, иллюстрирует взаимосвязь духовной и социаль­ной сфер общественной жизни.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Возникновение транснациональных корпораций в современ­ном мире, развитие международной торговли служит прояв­лением тенденции

1) информатизации 2) модернизации 3) демократизации 4)глобализации

5. Деятельность государства по управлению обществом пред­ставляет собой пример деятельности

1)экономической 2)духовной 3) социальной 4) политической

6. Верны ли следующие суждения о поведении человека?

А. Поведение человека определяется только его физиологически­ми характеристиками.

Б. Поведение человека определяется только его социальными ка­чествами.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. В предвыборной агитации, проводимой политическими пар­тиями, электорат выступает в качестве

1)объекта деятельности 2)субъекта деятельности 3)цели деятельности 4)средства деятельности

8. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальной составляющей относится

1)цвет кожи, разрез глаз, строение черепа 2)половые особенности

3)мировоззрение 4)темперамент

Часть В

9. Запишите слово, пропущенное в схеме


10. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключе­нием одной, являются физиологическими. Найдите и укажите потребность, выпадающую из общего ряда.

Свет, пища, вода, кислород, тепло, сон, безопасность.

Ответ________

11. Установите соответствие между отдельными видами деятельности человека и её типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) материально-производственная 1) практическая деятельность

Б) познавательная 2) духовная деятельность

В) социально-преобразовательная

Г) прогностическая

Д) ценностно-ориентировочная

12. Из перечисленных характеристик выберите те, которые отно­сятся к формационному подходу в изучении развития обще­ства, обведите цифры, под которыми они указаны. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

  1. развитие общества рассматривается как поступательный закономерный процесс смены общественно-экономических формаций

  2. существование главного магистрального прогрессивного пути развития общества

  3. рассматривает историю как многовекторный, разнонаправленный процесс

  4. критерием прогресса является производственная деятельностьчеловека, характер труда и способы включения в производственный процесс

  5. главную роль в историческом процессе отводит духовно-нравственному и интеллектуальному развитию человека

Ответ: ____

13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. На наш взгляд, сегодня многие значительно преуменьшают опасность новой мировой войны, что абсолютно неоправданно. Б. В странах мира насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. В. Проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен уничтожить жизнь на планете. Г. Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер

  2. характер оценочных суждений

14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Деятельность, присущая только человеку форма взаимодействия ***(А). Деятельность характеризуется направленностью на созда­ние того, чего нет в природе, на ***(Б) продукта материальной или духовной культуры. Деятельность всегда связана с определенной ***(В), она и осуществляется ради ее удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ***(Г), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, ***(Д), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потре­буется для заполнения пропусков.

  1. окружающий мир

  2. приспособление

  3. преобразование

  4. результат

  5. производство

  6. сознательность

  7. потребление

  8. потребность

  9. мотив

Часть С

15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об этом понятии.



Контрольная работа по теме: «Социальное развитие современного общества»

Вариант 1

Часть А

  1. Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения:

a) имущественные и личные неимущественные; б) дисциплинарные; в) экономические и финансовые; г) налоговые.

  1. Физическим лицом не является:

а) гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя;

б) ООО, имеющее в качестве единственного учредителя — гражданина;

в) лицо без гражданства;

г) иностранный гражданин.

  1. Объектом гражданского правоотношения не является:

а) услуга, оказываемая репетитором; б) информация, содержащая «ноу-хау»;

в) авторское право; г) акционерное общество.

  1. Какие отношения относятся к предмету регулирования трудового права?

а) отношения между работником и нанявшим его по контракту индивидуальным предпринимателем;

б) отношения по технической организации труда;

в) отношения по договору подряда;

г) отношения, связанные с участием в управлении деятельностью юридического лица.

  1. Основанием для увольнения по инициативе администрации не является:

а) прогул; б) призыв работника в армию;

в) восстановление на работе другого работника, ранее выполнявшего эту работу; г) ликвидация организации.

  1. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Одним из проявлений отклоняющегося поведения является следование социальным нормам.

Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

  1. Высший юридической силой на территории России обладают(-ет)

а) федеральные законы РФ б) Конституция РФ в) указы Президента РФ г) постановления Правительства РФ

  1. Гражданское право – это отрасль права, которая

а) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации исполнительно-распорядительной деятельности и государственного управления

б) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений

в) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения

г) регулирует основы государственно-территориального устройства

  1. В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Ему следует обратиться для защиты своей чести и достоинства в

а) прокуратуру б) управление внутренних дел в) адвокатуру г) суд


B1 Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранять природу и окружающую среду

2) получить специальное образование

3) платить законно установленные налоги и сборы

4) разрешать споры в судебном порядке

5) защищать Отечество

Ответ _________

B2 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMSсообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

  1

2

3

4






B3 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»


Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.


А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус Е) вертикальная

Ж) группа З) стратификация И) маргинализация


В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6








Вариант 2

Часть А

  1. Имущественные отношения представляют собой:

a) отношение человека к имуществу, вещи; б) связь между вещами;

в) связь между субъектом гражданского права и имуществом;

г) отношения между субъектами по поводу принадлежности и перехода имущественных благ.

  1. Нормы гражданского права могут содержаться в:

а) судебных решениях; б) постановлениях Правительства РФ;

в) нормативно-правовых актах субъектов РФ; г) местных обычаях.

  1. Гражданское обязательство возникает в случае:

а) распространения в СМИ сведений, порочащих честь и достоинство гражданина;

б) неуплаты предпринимателем подоходного налога;

в) вступление гражданина в брак;

г) выступление гражданина на митинге с резкой критикой местных органов власти.

  1. Какое из условий трудового договора не подлежит изменению по соглашению сторон?

а) испытательный срок; б) место работы;

в) трудовая функция; г) обязанность работодателя создать для работника необходимые условия труда.

  1. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?

а) глобализации б) гуманизации в) компьютеризации г) профилизации

  1. Верны ли следующие суждения о праве законодательной инициативы?

А. Депутатские фракции в Государственной Думе РФ имеют право законодательной инициативы.

Б. Каждый гражданин РФ имеет право законодательной инициативы.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

  1. Функцией любого государства является

а) сохранение целостности общества б) установление связей между предприятиями различных отраслей

в) помощь нетрудоспособным гражданам г) осуществление демократических преобразований

  1. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

а) трудового б) гражданского в) административного г) предпринимательского

  1. Физическим лицом не является:

а) гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя;

б) ООО, имеющее в качестве единственного учредителя — гражданина;

в) лицо без гражданства;

г) иностранный гражданин.


В1. Найдите в приведенном ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) общественно опасное деяние

2) неэтичное деяние

3) виновное деяние

4) безнравственное деяние

5) безрассудное деяние

6) противоправное деяние 

Ответ __________

В2.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль –это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно благодаря социальной роли интеграция в социальную систему происходит легко и безболезненно.


Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4





 

В3.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) целостность Б) система В) общество Г) социальные блага Д) сфера Е) производство

Ж) культура З) социальные институты И) деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6







Итоговая контрольная работа

Часть 1

A1 Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1. динамичная система, 2. весь материальный мир

3. формы и способы взаимодействия людей 4. этап исторического развития человечества

A2 Что из нижеприведенного является особенностью постиндустриального общества?

1) религиозный характер культуры 2) переход от натурального к товарному производству

3) завершение промышленного переворота 4) развитие информационных технологий

A3 Общим для научного и художественного творчества является

1) стремление к осмыслению действительности 2)обоснованность предположений

3) стремление к достоверности 4) формирование чувства прекрасного

A4В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной 2)политической и экономической

3)социальной и духовной 4)экономической и духовной

A5Верны ли следующие суждения о культуре?

А.

Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б.

Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A6 Какая из перечисленных наук рассматривает общество как органическое единство общественных сфер, развивающихся благодаря деятельности людей?

1) антропология 2)социология 3) экономика 4)политология

A7 К социальным потребностям человека относится потребность в

1) отдыхе 2) общении 3)самосохранении 4)сохранении потомства

A8 К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится

1) активный характер 2)целенаправленность 3) целесообразность 4)наличие партнера

A9 Проведение реформ, направленных на расширение государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность

1)прогностическую 2)социально-преобразовательную 3)материально-производственную 4)ценностно-ориентировочную

A10 Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А.

Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

Б.

Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A11Функцией государства в рыночной экономике является

1) увеличение числа частных предприятий 2)поддержка стабильности рыночных цен

3) регулирование обмена 4) обеспечение защиты прав собственности

A12 Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

1) командной 2)рыночной 3)традиционной 4)смешанной

A13 Одним из условий повышения производительности труда работников является

1) платежеспособность населения 2)цикличность производства

3) разделение труда 4) снижение затрат производства

A14 Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1) социальную мобильность 2)социальную стратификацию 3)социальное неравенство 4)социальную адаптацию

A15Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1) опираются на силу общественного мнения 2)обеспечиваются силой государственного принуждения

3) поддерживаются моральным сознанием 4) осваиваются в процессе социализации

A16Что относится к институтам политической системы?

1)

политические организации, главной из которых является государство

2)

совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами

3)

нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4)

совокупность различных по своему содержанию политических идей

A17 Правовое государство отличает от других государств

1)

взаимная ответственность государства и личности

2)

верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

3)

принятие и исполнение законов одними и теми же органами

4)

наличие органов местного самоуправления

A18 Верны ли следующие суждения о политических идеологиях?

А.

Основополагающей ценностью для идеологии консерватизма является уважение обычаев и традиций предков.

Б.

Либеральная идеология признает ценность коллективизма и приоритет коллективного сознания над индивидуальным.

1) верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A19 Дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ разрешает только

1) Верховный Суд 2) Арбитражный Суд 3)Конституционный Суд 4)Верховный суд республики в составе РФ

A20Гражданка С. заказала в ателье себе свадебное платье. Накануне срока исполнения заказа ей позвонили из ателье, и, извинившись, сообщили, что у них заболела швея, поэтому они не смогут вовремя сшить ей платье. Гражданка С. подала на ателье в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде?

1) трудового 2) административного 3)финансового 4)гражданского

B4

Найдите в приведенном ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) общественно опасное деяние

2) неэтичное деяние

3) виновное деяние

4) безнравственное деяние

5) безрассудное деяние

6) противоправное деяние

Ответ: _________________________ .

B6

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) целостность Б) система В)общество Г)социальные блага Д) сфера

Е) производство Ж) культура З) социальные институты И) деятельность

C5

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

C6

В стране А. происходит становление институтов гражданского общества. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.


Дополнительная литература:

  1. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ/ Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004;

  2. Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  3. Единый государственный экзамен 2006-2011. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2011;

Основные Internet-адреса:



Свежие документы:  Конспект урока "Я и государственная власть" 6-7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: