Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 ___________/ ___________

Протокол №1 от «___» _________ 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________/ ___________

 

«_____» _________ 2014г.

«Утверждено»

Директор школы



 ___________/Л.В.Головня



«_____»___________ 2014г.





Рабочая программа

по обществознанию

для 8-9 классов, 10-11 классов

(уровень освоения программы: базовый)

для 10 класса

(уровень освоения программы: профильный)

Учитель Распутина Ольга Геннадьевна,

высшая квалификационная категория

 Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по обществознанию для 6- 11 классов (базового и профильного уровней) общеобразовательных школ Боголюбова Л.Н., Москва, «Просвещение», 2009 год











2014/2015 учебный год

11 класс. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ, авторской программы для 6-11 классов по обществознанию, базовый уровень, Москва: «Просвещение» 2009 года под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова. Программа соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для полной средней школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 « Об утверждении Федерального компонента государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования)»,

— учебного плана МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2014 /2015 учебный год;

— письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.

Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 11 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет во втором концентре обществоведческого образования в средней школе. Курс «Обществознание» для старших классов средней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т. е. включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, правоведения, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс Обществознания 11 класса включает изучение 3 тем. Тема «Человек и экономика» дает представление об основных элементах экономической системы общества, характеризует рыночные отношения, роль государства в развитии экономики, дает представление о мировой экономике, исследует положения человека в системе экономических отношений. Вторая тема «Проблемы социально-политической и духовной жизни» продолжает знакомить учащихся политическим сознанием и политическим поведением человека, рассматривает особенности демографической ситуации в современной России. Третья тема «Человек и закон» знакомит учащихся с современными подходами к пониманию права, характеризует отдельные отрасли права, определяет способы международной защиты прав человека.

Цели: Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Формы организации учебного процесса:

При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • школьная лекция;

  • семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

  • объяснение учителя и беседа с учащимися;

  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

  • выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;

  • написание сочинений-эссе;

  • заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Содержание разделов и тем учебного курса

РАЗДЕЛ I . ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес   в экономике.    Организационно-правовые   формы   и   правовой   режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ II . ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Свобода и необходимость в   человеческой деятельности.   Выбор   в альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ II I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирового времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Учебно- тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Теоретическое обучение

Практические и творческие работы

1

Введение

1

1


2

Экономика

28

23

5

3

Проблемы социально- политического развития общества

14

10

4

4

Правовое регулирование общественных отношений

20

18

2

5

Заключительные уроки

2


2

6

Резерв времени

3



 

Итого

68

52

13

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайонах, городе Тайшете и Тайшетском районе.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

  • В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Реализация рабочей программы способствует:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

знать / понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

— особенности социально — гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

— раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

  • Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

  • Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков учащихся по предмету ( согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний учащихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ учащегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний учащихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения ученика, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль учащихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

Критерии оценивания


Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть — заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


Перечень учебно-методического обеспечения

Программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2011.

Учебник: Учебник:. Обществознание (базовый уровень). Под редакцией Боголюбова Л. Н. _М.: «Просвещение», 2009

Список литературы (основной и дополнительной)

1. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.

2. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 10кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.

3. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.

4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2003.

5. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.

6. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.

7. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2001.

8. Захарова Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»-М., Школа-Пресс,1999.

9. Кожин Ю.А. Практикум по праву. 11кл., — М.,»Русское слово»,2000

Дополнительная литература для учащихся:

1. Нормативные документы:

* Всеобщая декларация прав человека;

* Декларация прав ребенка;

* Конвенция о правах ребенка;

* Конституция РФ.

2. Кравченко А.И. Обществознание: учебники для 10-11кл.:-М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007

3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь.-М., 2010

4. Никитин А.Ф. Основы права.10-11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2007

5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерации

https://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт

https://www.president.kremlin.ru

Президент России — гражданам школьного возраста

https://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт

https://www.duma.gov.ru

Экономика:базовый уровень: учеб. Для 10кл общеобразовательных учреждений /И.В.Липсиц/-М.: ВИТА, 2009

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М.: Просвещение, 2009.

Школьный словарь но обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. -М.: Просвещение, 2001.

Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. — М.: Экзамен, 2005.

Тесты, Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. — М. : ООО «РУСТЕСТ», 2009.

Единый государственный экзамен 2010. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. — ФИПИ-Центр, 2010.

Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ-2011. Обществознание. — М.: ФИПИ

 



















Календарно- тематическое планирование

п/п

Раздел

тема

подтема

Календарные сроки

МПС

Тип урока, приемы и методы, используемые на уроке

Практические, лабораторные работы

Контроль знаний (указать вид контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачет и т.д.)

Использование информационных технологий

Учебно- наглядный комплекс

Раздел 1. Экономика

1

Экономика  и  экономическая наука





Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос.

Индивидуальные задания.




м/м проектор


2

Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП


география

Комбинированный урок

Индивидуальные задания.

Вопросы с развернутым ответом.


Практикум.

Работа с источниками. Критическое осмысление полученной информации.

 




таблица

3

Экономический рост и развитие

(факторы экономического роста)




Урок повторения и обобщения материала.

Работа с источниками социальной информации.






4

Экономические циклы


география, история

Комбинированный урок

Беседа, фронтальный опрос, развернутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий



тест

м/м проектор

таблица

5

Рынок и рыночные структуры

(фондовый рынок)




Комбинированный урок

Индивидуальные задания.

Вопросы с развернутым ответом.


Практикум.

Работа с источниками .Критическое осмысление полученной информации.

 



м/м проектор


6

Спрос и предложение



Комбинированный урок

Индивидуальные задания.

Вопросы с развернутым ответом.





таблица

7

Конкуренция и монополия




история

Комбинированный урок

Работа с правовыми источниками:

Конституция РФ (ст. 8, 34)

ГК РФ (ст. 2). Анализ документов на стр. 65 учебника



тест

м/м проектор

таблица

8

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы



Комбинированный урок

Беседа, фронтальный опрос, развернутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий






9

Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль



урок изучения нового материала

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий




м/м проектор


10

Налоги, уплачиваемые предприятиями



урок изучения нового материала

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий




м/м проектор

таблица

11

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности


история

Урок повторения и обобщения материала.

Работа в группах (задания  к п. 6, стр. 66, к п.7, стр.78).




м/м проектор


12

Источники финансирования бизнеса.



Урок повторения и обобщения материала

Решение познавательных и практических задач.






13

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга



урок изучения нового материала

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий


Практикум.

Работа с источниками. Критическое осмысление полученной информации.

 



м/м проектор


14

Роль государства в экономике.



урок изучения нового материала

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий






15

Госбюджет. Государственные долг. Основы денежной и бюджетной политики



комбинированный урок

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий




м/м проектор


16

Банковская система





Урок повторения и обобщения материала

Решение познавательных и практических задач.




м/м проектор


17

Виды, причины и последствия инфляции


история

комбинированный урок

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий





таблица

18

Рынок труда



урок изучения нового материала

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий




м/м проектор


19

Безработица. Государственная политика в области занятости



комбинированный урок

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий






20

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли



Урок изучения нового материала

Анализ документа (стр. 126 учебника)

Выполнение  заданий (стр. 127 учебника)




м/м проектор


21

Глобальные проблемы экономики.

Дополнительно: экономика и экология – поиски равновесия




Комбинированный урок

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий.




м/м проектор


22

Экономика потребителя. Сбережения, страхование



Комбинированный урок

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий.






23-24

Защита прав потребителя



Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции.



м/м проектор

таблица

25

Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя



Комбинированный урок

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий.


Практикум.

Работа с источниками. Критическое осмысление полученной информации.

 





26

Выполнение творческой работы (эссе) по теме «Экономика»


литература

Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции.





27

Обобщающее занятие по теме «Экономика».

Дополнительно: глобальная экономика




Итоговый урок (семинар)

Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах



Контрольная работа



28

Контроль знаний по теме «Экономика». Тестирование по теме



Итоговый урок

Индивидуальная работа

(тестирование  по типу ЕГЭ)



тест



Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества (14 ч)

29

Свобода и необходимость в человеческой деятельности


история

Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека






30

Общественное и индивидуальное сознание

Дополнительно: общество и общественное сознание




Комбинированный урок.




м/м проектор


31

Социализация индивида



Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека




м/м проектор


32

Политическое сознание.

Дополнительно: власть в информационном обществе




Комбинированный урок.





таблица

33

Политическая идеология




история

Урок изучения нового материала.

Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий

 




м/м проектор


34

Политическая психология

Дополнительно: Россия и «русский мир»




Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека






35

Политическое поведение





Комбинированный урок.





таблица

36

Политическая элита


история

урок-исследование

Работа с раздаточным материалом

Анализ документов (стр. 191-192 учебника)

Анализ подборки  документов из периодической печати, Интернета.

Работа в группах.




м/м проектор


37

Политическое лидерство





Урок изучения нового материала.

Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий

 





таблица

38

Демографическая ситуация в РФ




география

Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека




м/м проектор


39

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект


история

Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека





таблица

40

Работа с документами по теме «Проблемы социально-политического развития общества»



Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека






41

Обобщающее занятие по теме «Проблемы социально-политического развития общества».

Дополнительно: что нас разделяет




Индивидуальная работа

(тестирование  по типу ЕГЭ)



Контрольная работа



42

Контроль знаний по теме. Тестирование





Индивидуальная работа

(тестирование  по типу ЕГЭ)



тест



Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (20 ч.)

43

Гуманистическая роль естественного права


история

комбинированный урок





44

Законотворческий процесс в Российской Федерации



Урок изучения нового материала.

Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий



 


м/м проектор


45-46

Гражданин, его права и обязанности



Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека




м/м проектор

таблица

47

Экологическое право


биология

Комбинированный урок.

Работа со статьями  правовых документов:

1.Конституции РФ





таблица

48-49

Гражданское право





Комбинированный урок.

Работа со статьями  правовых документов:

1.Конституции РФ




м/м проектор

таблица

50-51

Семейное право





Комбинированный урок.

Работа со статьями  правовых документов:

1.Конституции РФ




м/м проектор

таблица

52

Занятость и трудоустройство


Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования



Урок изучения нового материала.

Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий

 




м/м проектор

таблица

53

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения



Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека






54

Особенности административной юрисдикции



Комбинированный урок.

Работа со статьями  правовых документов:

1.Конституции РФ

2.КоАП






55

Гражданский процесс: основные правила и принципы



Комбинированный урок.

Работа со статьями  правовых документов:

1.Конституции РФ

2.ГК РФ






56

Особенности уголовного процесса.

Суд присяжных




Комбинированный урок.

Работа со статьями  правовых документов:

1.Конституции РФ

2.УК РФ




м/м проектор


57

Конституционное судопроизводство





Комбинированный урок.

Работа со статьями  правовых документов:

1.Конституции РФ

2.УК РФ






58

Международная защита прав человека


история

Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека




м/м проектор

таблица

59

Международная защита прав человека в условиях военного (межд. гуманитарное право)


история

Урок изучения нового материала.

Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий

 






60

Обобщающее занятие по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

Дополнительно: мир после крупнейшей геополитической катастрофы 20 века




Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека






61

Контроль знаний то теме «Правовое регулирование общественных отношений». Тестирование



Индивидуальная работа

(тестирование  по типу ЕГЭ)



тест



62-64

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века

Дополнительно: учитесь мыслить глобально; глобальная безопасность; Россия в глобальном мире – вызов и задачи




Комбинированный урок.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека



Контрольная работа



65-68

Резерв времени:

— уроки итогового обобщения

— уроки проверки знаний и умений учащихся





Индивидуальная работа

(тестирование  по типу ЕГЭ)



тест



















Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Город звезд»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: