Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев) — базовый уровень.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов в год, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Используемый учебно – методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (базовый уровень). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М.: «Просвещение», 2008. 2-е издание. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Согласно протоколу совещания от 21 апреля 2014 года № АМ-П36-37пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014оду», п-т 4,5. В тематическое планирование по обществознанию, глава Экономика, добавлены темы:
«Бюджетная система Российской Федерации», «Электронные деньги».
Реализация рабочей программы способствует:
воспитанию гражданственности, национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. Воспитанию гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленными в Конституции РФ;
развитию способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последущего изучения социально – экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;
овладению умениями и навыками получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; в семейно – бытовой сфере.
Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать и понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты);
3. Дидактический материал (раздаточный материал);
4. Компьютер, проектор, экран;
5. Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;
6. Мультимедийные энциклопедии по обществознанию;
Список литературы.
Основная литература:
Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература:
1. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя. / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.: под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2006. с. 186
2. Нижников С.А. Тесты по обществознанию: учебно-методическое пособие. М., 2006.- с. 17
3.. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы. /авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2008. — с.
Тематическое планирование
Класс 10 (базовый уровень)
Учитель Кабакова Татьяна Алексеевна
Всего часов: 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Тема урока | Элементы содержания | Домашнее задание | Примечание | |
Раздел 1. Общество и человек (15 часов) | ||||
Глава 1. Общество (4 часа) | ||||
1-2 | Что такое общество | Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. | П.1 учебника, вопросы после п.1. |
|
3 | Общество как сложная динамическая система | Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Глобальные экологические проблемы. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй культуры». Культуры материальная. Законодательства об охране памятников истории и культуры. | П.2 учебника |
|
4 | Общество | Контрольная работа. | тест | |
Глава 2. Человек (11 часов) | ||||
5-6 | Природа человека | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно – технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. | П.3 учебника, подготовить сообщение по одной из наук, изучающих человека |
|
7-8 | Человек как духовное существо | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло в жизни человека. | П. 4 |
|
9-10 | Деятельность – способ существования людей | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. | П.5 вопросы |
|
11-12 | Познание и знание | Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Абсолютные и относительные истины. Многообразие путей познания. Мифология и познание. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения. Типы мировоззрения. | П.6 учебника, отдельно подготовить сообщения |
|
13-14 | Человек в системе социальных связей | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Самооценка. | П.7 |
|
15 | Общество и человек | Контрольная работа с различными уровнями сложности.
|
| тест |
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни | ||||
Глава 3. Духовная культура (8 часов) | ||||
16-17 | Культура и духовная жизнь общества | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. | П.8. учебника |
|
18-19 | Наука и образование | Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Зарождение и развитие университетов. | П. 9 учебника, вопросы после п. работа над проектом |
|
20-21 | Мораль. Религия. | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Многообразие религий. Мировые религии. Миф и мифология. | П.10 учебника, вопросы после п. |
|
22 | Искусство и духовная жизнь | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства» | П.11 подготовить сообщение |
|
23 | Духовная культура | Контрольная работа. |
| тест |
Глава 4. Экономика (5 часов) | ||||
24-25 | Роль экономики в жизни общества. Бюджетная система Российской Федерации. | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. | П .12 |
|
26-27 | Экономическая культура. Электронные деньги. | Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности | П.13 |
|
28 | Экономика | Контрольная работа |
|
|
Глава 5. Социальная сфера (13 часов) | ||||
29-31 | Социальная структура общества | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Социальная стратификация и социальное неравенство. Социальное расслоение и дифференциации. Историческое происхождение и типология классов. | П.14 учебника |
|
32-34 | Социальные взаимодействия | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Средний класс и уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальные аспекты труда. Культура труда. |
П.15 |
|
35-37 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. | П.16 учебника |
|
38-39 | Нации и межнациональные отношения | Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. | П.17 учебника, ответить на вопросы |
|
40-41 | Семья и быт | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. | П.18 учебника, ответить на вопросы |
|
42 | Социальное развитие и молодежь | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. | П.19 Сообщения |
|
43-44 | Социальная сфера | Социальные институты. |
|
|
Глава 6. Политическая сфера (11 часов) | ||||
45-46 | Политика и власть | Форма проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. | П.20 |
|
47-48 | Политическая система | Структуры и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Общие признаки государства. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Сущность и классификация политических режимов. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент. Структура парламента. | П.21 |
|
49-50 | Гражданское общество и правовое государство | Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. | П.22, эссе |
|
51-52 | Демократические выборы и политические партии | Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. | П.23, материалы из СМИ по теме |
|
53-54 | Участие гражданина в политической жизни | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни | П.24, повторить п .20-23 |
|
55 | Политическая сфера | Институты политической сферы | тест |
|
Глава 7. Право (10 часов). | ||||
56-57 | Право в системе социальных норм | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержания правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов | П.25 |
|
58 | Источники права | Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов | П. 26 |
|
59-61 | Правоотношения и правонарушения | Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России | П.27 |
|
62-63 | Современное российское законодательство | Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. | П.28 |
|
64 | Предпосылки правомерного поведения | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | П.29, повторить п. 25-28 |
|
65-66 | Общество в развитии | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса | П.30 |
|
67 | Человек и общество | Контрольная работа |
|
|
68 | Человек и общество |
| повторение |
|
69-70 | Резервные уроки |
|
|
|