Рабочая программа по обществознанию (10 класс) КАБАКОВА Т.А 70 часов

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев) — базовый уровень.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов в год, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Используемый учебно – методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (базовый уровень). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М.: «Просвещение», 2008. 2-е издание. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Согласно протоколу совещания от 21 апреля 2014 года № АМ-П36-37пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014оду», п-т 4,5. В тематическое планирование по обществознанию, глава Экономика, добавлены темы:

«Бюджетная система Российской Федерации», «Электронные деньги».

Реализация рабочей программы способствует:

  • воспитанию гражданственности, национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. Воспитанию гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленными в Конституции РФ;

  • развитию способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последущего изучения социально – экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;

  • овладению умениями и навыками получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; в семейно – бытовой сфере.

Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.





Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать и понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.




























Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты);

3. Дидактический материал (раздаточный материал);

4. Компьютер, проектор, экран;

5. Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;

6. Мультимедийные энциклопедии по обществознанию;


Список литературы.

Основная литература:

Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2008.



Дополнительная литература:

1. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя. / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.: под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2006. с. 186

2. Нижников С.А. Тесты по обществознанию: учебно-методическое пособие. М., 2006.- с. 17

3.. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы. /авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2008. — с.





















Тематическое планирование

Класс 10 (базовый уровень)

Учитель Кабакова Татьяна Алексеевна

Всего часов: 2 часа в неделю, 70 часов в год.


Тема урока

Элементы

содержания

Домашнее задание

Примечание

Раздел 1. Общество и человек (15 часов)

Глава 1. Общество (4 часа)

1-2

Что

такое

общество

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа.

Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.

П.1 учебника, вопросы после п.1.


3

Общество как сложная динамическая система

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Глобальные экологические проблемы. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй культуры».

Культуры материальная.

Законодательства об охране памятников истории и культуры.

П.2 учебника


4

Общество

Контрольная работа.

тест

Глава 2. Человек (11 часов)

5-6

Природа человека

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека.

Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно – технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок.

П.3 учебника, подготовить сообщение по одной из наук, изучающих человека


7-8

Человек как духовное существо

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло в жизни человека.

П. 4


9-10

Деятельность – способ существования людей

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность.

П.5 вопросы


11-12

Познание и знание

Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов.

Понятие об агностицизме. Критерии истины. Абсолютные и относительные истины. Многообразие путей познания. Мифология и познание. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения. Типы мировоззрения.

П.6 учебника, отдельно подготовить сообщения


13-14

Человек в системе социальных связей

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Самооценка.

П.7


15

Общество и человек

Контрольная работа с различными уровнями сложности.




тест

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни

Глава 3. Духовная культура (8 часов)

16-17

Культура и духовная жизнь общества

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии.

П.8. учебника


18-19

Наука и образование

Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Зарождение и развитие университетов.

П. 9 учебника, вопросы после п. работа над проектом


20-21

Мораль. Религия.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Многообразие религий. Мировые религии. Миф и мифология.

П.10 учебника, вопросы после п.


22

Искусство и духовная жизнь

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

П.11 подготовить сообщение


23

Духовная культура

Контрольная работа.


тест

Глава 4. Экономика (5 часов)

24-25

Роль экономики в жизни общества.

Бюджетная система Российской Федерации.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

П .12


26-27

Экономическая культура.

Электронные деньги.

Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности

П.13


28

Экономика

Контрольная работа



Глава 5. Социальная сфера (13 часов)

29-31

Социальная структура общества

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Социальная стратификация и социальное неравенство. Социальное расслоение и дифференциации. Историческое происхождение и типология классов.

П.14 учебника


32-34

Социальные взаимодействия

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Средний класс и уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальные аспекты труда. Культура труда.


П.15



35-37

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль.

П.16 учебника


38-39

Нации и межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

П.17 учебника, ответить на вопросы


40-41

Семья и быт

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи.

П.18 учебника, ответить на вопросы


42

Социальное развитие и молодежь

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

П.19

Сообщения


43-44

Социальная сфера

Социальные институты.



Глава 6. Политическая сфера (11 часов)

45-46

Политика и власть

Форма проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

П.20


47-48

Политическая система

Структуры и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Общие признаки государства. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Сущность и классификация политических режимов. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент. Структура парламента.

П.21


49-50

Гражданское общество и правовое государство

Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

П.22, эссе


51-52

Демократические выборы и политические партии

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.

П.23, материалы из СМИ по теме


53-54

Участие гражданина в политической жизни

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

П.24, повторить п .20-23


55

Политическая сфера

Институты политической сферы

тест


Глава 7. Право (10 часов).

56-57

Право в системе социальных норм

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержания правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

П.25


58

Источники права

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов

П. 26


59-61

Правоотношения и правонарушения

Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России

П.27


62-63

Современное российское законодательство

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

П.28


64

Предпосылки правомерного поведения

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

П.29, повторить п. 25-28


65-66

Общество в развитии

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса

П.30


67

Человек и общество

Контрольная работа



68

Человек и общество


повторение


69-70

Резервные уроки






Свежие документы:  Конспект урока на тему "Урок нравственности. Совесть"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: