Рабочая программа по обществознанию (10 класс) на 2014-2015 год
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Обществознанию»

(профильный уровень)

10 класс

На 2014-2015 учебный год.





Методическое обеспечение:

Государственная программа по обществознанию.

Учебник и практикум по обществознанию

(профильный уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю Лазебникова, Н.М. Смирновой.

Издательство «Просвещение»

Москва -2011 год









Программу составила

учитель истории и обществознания

высшей категории

Шлычкова Надежда Владимировна









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу «Обществознание» предназначена для обучающихся 10-11 классов социально-экономического и социально-гуманитарного профилей общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей но отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Данный учебный предмет входит в область гуманитарных наук.

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:



1.Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

2.Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

3.Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

4.Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях; 5.Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.


Для обязательного изучения учебно­го предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 210 часов — в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 26 учебных часов (или 12 %) .



Сроки реализации программы – 2 года.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Использование межпредметных связей (литературой, историей, географией, МХК, английским языком) в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и достижения более высокого уровня владения навыками.

Формы организации учебного процесса:

  • классно-урочная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная;

  • практикумы;

  • проектно-исследовательская.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум;

  • тестирование;

  • урок-зачет;

  • урок-викторина.



Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формиро­вание у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование реальных связей и зависимостей;

— умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного);

— объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

— отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

— передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное воспри­ятие языка средств массовой информации;

— владение навыками редактирования текста;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской ра­боты: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской дея­тельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, яв­лений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).


Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.


Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

По окончании изучения курса «Обществознание» на профильном уровне предполагается получение следующей модели выпускника:

знать/понимать:

социальные свойства человека, его место в системе общественных отно­шений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

основные социальные институты и процессы;

различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь:

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпр­тацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и по­нятия социально-экономических и гуманитарных наук;

участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процес­се решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни для:

эффективного выполнения типичных социальных релей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, полу­чаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

нравственной оценки социального поведения людей;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.














Тематическое планирование учебного курса «Обществознание»

10 класс


Тема урока

К/ч

Тип урока

Элементы содержания

Вид

контроля.

Измерители

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (30 часов)

1-2

Естественно­научные и социально-гуманитар­ные знания.

Социальные науки и их классификация.


2

Урок изуче­ния нового материала (лекция)


Социальные науки и их классификация. Фило­софия и наука. Социология, политоло­гия, социальная психо­логия как обществен­ные науки

Работа со словарем. Дискуссия: «Можно ли познать обще­ство, в кото­ром живешь»?

3-4

Философия и наука

2

Урок закре­пления знаний (практикум)

Место философии в системе обществознания.

Работа с текстом

5-6

Зарождение философских знаний. Философия Индии

Древние мыслители о мире и человеке. (Китай)

2

Урок изуче­ния нового материала


Мифы древности. Древ­неиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм Мудрецы да­осской школы. Конфу­цианство.

Работа с источниками Сообщения учащихся

Тестирование

Работа с источниками

7-8

Античная философия

2

Урок изуче­ния нового материала


Досократики

Софисты и Сократ Платон и Аристотель об общест­ве и государстве

Работа с источниками Сравнительная таблица

9-10

Философия эллинизма

2

Урок изуче­ния нового материала


Основные школы эллинистического периода

Работа с источниками

11-12

Философия средневековья

2

Урок изуче­ния нового материала


Августин Авреллий

Фома Аквинский

Работа с источниками

13-14

Философия эпохи Возрождения и нового времени

4

Урок изуче­ния нового материала

Ф. Бэкон

Р. Декарт


Сравнительная таблица

Работа с источниками

15-16

Философия эпохи Просвещения

2

Урок изуче­ния нового материала

Теория общественного договора. Гобс и Локк

Французские просветители

Сообщения учащихся


17-18

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

2

Урок изуче­ния нового материала


Гражданское общество Г. Гегеля. Философия утопического социализма

Составить словарик те­мы. Работа с документами

19-20

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

2

Урок изуче­ния нового материала


Мар­ксистское учение об обществе.

Составление конспекта

Работа с документами

21-22

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

2

Урок изуче­ния нового материала


Философия жизни и экзистенциализма

Семинар

Работа с документами

23-24

Обществен­ная мысль России.


2



Составить словарик те­мы. Работа с документами

25-26

Повторно-обобщающий урок «Значение философии в системе научных взглядов»

2

Уроки обоб­щения и за­крепления знаний

повторение и обобщение изученного


Дискуссия тестирование

27-28

Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарных знаний.

Потребности современного общества в специалистах.

Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

Профессиональные образовательные учреждения

2

Урок изуче­ния нового материала

Уроки обоб­щения и за­крепления знаний

Потребности современ­ного общества в специа­листах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии

Составление схемы «По­требности со­временного общества» — получение и осмысле­ние социальной инфор­мации, систематизация полученных данных


29-30

Социально-гуманитар­ные знания .

Профес­сиональная деятельность

2

Итоговый урок

Контроль­ный урок

Закрепление, углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы

Тестирование.

Контрольный

опрос

Раздел 2. Общество и человек (22 часа)

31-32

Происхож­дение чело­века и ста­новление общества.

Человечество как результат эволюции.

2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Происхождение челове­ка и становление обще­ства. Теории происхож­дения человека. Чело­вечество как результат биологической и социо­культурной эволюции

Составить таблицу «Теории про­исхождения человека»

33-34

Сущность человека как проблема философии.

Мышление и деятель­ность.


2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятель­ность.

Соотношение мышле­ния и языка

Составить таблицу «Взгляды фи­лософов на сущность че­ловека»

35-36

Общество и об­щественные отношения.

Отличия общества от социума.


2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Общество как форма совместной жизнедея­тельности людей. Отличия общества от социума.

Социум как особая часть мира.

Факторы изменения со­циума

Составить словарик те­мы и синквейн «Общество»

37-38

Системное

строение

общества.

Социальная система, её подсистемы и элементы.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда

Составить схему «Струк­тура социаль­ной системы общества»

39-40

Типология обществ.

Уровни рассмотрения общества


2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Уровни рассмотрения общества.

Составить таблицу «Ти­пология обще­ства», поня­тийный дик­тант

41-42

Традиционное общество.

Становление индустриального общества.

Ти­пология циви­лизаций

3

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизацион-ное развитие общества. Типология цивилизаций

Составление таблицы «Ти­пология циви­лизаций»

43-44

Смысл и направленность общественного развития.

Формации и цивилизации.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и закрепления знаний —

Смысл и направлен­ность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивили­зация и культура. Поня­тие культуры

Составить словарик те­мы. Работа с учебником (знаковый анализ)

45-46

Историче­ский процесс и его участники.

Типы социальной динамики.Факторы измене­ния социума

2

Урок изуче­ния нового материала

Уроки обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Понятие об историче­ском процессе. Народ­ные массы, социальные группы, общественные объединения как участ­ники исторического процесса.

Исторические личности. Типы социальной дина­мики. Факторы измене­ния социума

Мини-исследование «Кого считать исторической личностью»?

47-48

Проблема обществен­ного прогресса.

Процессы общественного развития.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Прогресс и регресс. Противоречивость про­гресса. Критерии про­гресса. Прогрессивные общественные силы. Многообразие и нерав­номерность процессов общественного разви­тия

Словарик те­мы, составле­ние сравни­тельной таб­лицы «Про­гресс и рег­ресс», схемы «Критерии прогресса»

49-50

Свобода и необходи­мость в человеческой деятельности.

Свобода и ответствен­ность.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (круг­лый стол)

Свобода и произвол. Свобода и ответствен­ность. Свобода выбора. Свободное общество

Круглый стол на тему: «Это сладкое слово «свобода»

51-52

Общество и человек

2

Итоговый урок

Контроль­ный урок

Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Выполнение проблемных заданий

Тестирование

Раздел 3. Деятельность как способ существования людей (10 часов)

53-54

Многообра­зие дея­тельности

Типология деятель­ности.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Потребности и интере­сы. Типология деятель­ности.

Игра « Учеба как деятельность»

Обсуждение результатов социологиче­ского мини-исследования «Ведущие мо­тивы учебной деятельности моих одно­классников»

55-56

Деятель­ность в сфе­ре духовной культуры.

Сохранение и распро­странение духовных ценностей.


2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и закрепления знаний —

Сохранение и распро­странение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовное по­требление

Составление развернутого плана ответа на вопрос: «Как создают­ся, сохраня ются и по­требляются духовные ценности»?-

57-58

Трудовая деятельность.

Со­циальное партнерство и перспективы его разви­тия

2

Комбиниро­ванный урок

Социология труда. Со­циальное партнерство и перспективы его разви­тия в России

Работа в группах: мини-проект «Пер­спективы раз­вития соци­ального парт­нёрства в Рос­сии»

59-60

Политическая деятельность.

Типология властных отношений.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Политика как деятель­ность. Субъекты и объ­екты политики. Соотно­шение целей и средств в политике. Власть и политика

Понятийный диктант. Со­ставить схему «Субъекты и объекты по­литики»

61-62

Деятель­ность как способ су­ществова­ния людей

2

Итоговый урок

Контроль­ный урок


Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

РАЗДЕЛ 4. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ (16 часов)

63-64

Проблема познаваемости мира.

Чувственное и рацио­нальное познание


2

Урок изуче­ния нового материала

Комбинированный урок

Проблема познаваемо-

сти мира. Понятие об агностицизме. Познава­тельная деятельность.

Составить

таблицу

«Этапы знания»

по-

65-66

Истина и её критерии.

Относительность истины.

2

Урок изуче-

ния нового

материала

Урок обоб-

щения и за-

крепления

знаний

(практикум)

Понятие научной истины. Абсолютная и относительная истина.

Составить

словарик

темы. Практикум на отделение

основной

информации

от вторичной

67-68

Виды и уровни человеческих знаний.

Мифологическое и ра

ционально-логическое

знание.

2

Урок изуче-

ния нового

материала

Урок обоб­щения и закрепления знаний

(практикум)

Мифологическое и ра

ционально-логическое

знание. Жизненный

опыт и здравый смысл

Решение про-

блемных

заданий

69-70

Научное познание.

Методы научного познания

2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Основные особенности методологии научного мышления.

Дифференциация и ин­теграция научного зна­ния

Работа с ис­точниками. Понятийный диктант

71-72

Социальное познание, его особенности.

Со­временные проблемы социальных и гумани­тарных наук


2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Социальное познание, его особенности. Основные принципы научного социального познания.

Анализ мате­риалов СМИ, словарик те­мы

73-74

Знание и сознание.

Общественное и индивидуальное сознание

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Сознание индивидуальное и общественное. Теоретическое и обыденное сознание.

Решение про­блемных заданий

75-76

Самопознание и само­оценка.

Трудности познания человеком самого себя

2

Урок изучения нового ма­териала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Что такое самосозна­ние. Развитие самосознания и формирование личности.

Решение про­блемных, ло­гических, творческих задач

77-78

Сознание и познание

2

Итоговый урок

Контроль­ный урок

Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Выполнение проблемных заданий. Тестирование

РАЗДЕЛ 5. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ(32 часов)

79-80

Индивид, индивидуальностьличность.

Струк­тура личности.

2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Индивид, индивидуаль­ность, личность. Струк­тура личности. Устойчи­вость и изменчивость личности

Выполнение

творческих

работ

81-82

Периодиза­ция

развития личности .

Понятие возраста в психологии.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Возраст и становление внутреннего мира. Становле­ние личности

Составить словарик те­мы. Модели­рование си­туаций по те­ме, их анализ

83-84

Направлен­ность личности.

Социальная установка.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб щения и за­крепления знаний (практикум)-

Структура направленности личности Ценностные ориента­ции, убеждения. Соци­альная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение

Групповая ра­бота: критерии социального поведения школьника

85-86

Общение как обмен информацией.

Средства общения.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Общение. Средства межличностной комму­никации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном об­ществе

Решение про­блемных за­даний

87-88

Общение как межлично­стное взаи­модействие .


2

Урок изуче­ния нового материала


Понятие общения

Основные правила общения

Работа в группах: вы­работка па­мятки «Куль­тура общения в юношеском возрасте»

89-90

Типы взаимодействия: кооперация и конкурен­ция.

Общение в юноше­ском возрасте

2

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Типы взаимодействия: кооперация и конкурен­ция.

Работа с источниками

91-92

Общение как взаимопо­нимание.

Механизмы взаимовосприятия

Эффекты и стереотипы межлично­стного восприятия


2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Механизмы взаимовос­приятия в процессе об­щения. Идентификация в межличностном об­щении.

Эмпатия. Эффекты и стереотипы межлично­стного восприятия

Работа в группах: ана­лиз материа­лов СМИ (факты и мне­ния)

93-94

Малые группы.

Межличностные отно­шения в группах.

2

Уроки изуче­ния нового материала


Группы условные. Ре­ферентная группа. Межличностные отно­шения в группах. Инте­грация в группах разно­го уровня развития

Понятийный диктант. Со­ставить схему «Виды малых групп».

95-96

Общение как взаимопо­нимание.

Механизмы взаимовосприятия

2

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Механизмы взаимовос­приятия в процессе об­щения.

Груп­повая работа: разработка памятки «Пра­вила общения в малых груп­пах

97-98

Межличностная совместимость.

Самоопределе­ние личности

2

Урок изуче­ния нового материала

Уроки обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Групповая сплочен­ность. Дружеские отно­шения. Самоопределе­ние личности

Участие в де­батах по за­явленной проблеме

99-100

Групповая дифференциация. Стиль лидерства

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Взаимоотношения в ученических группах. Лидерские роли.

Участие в ро­левой игре

101-102

Семья как малая группа

Психология семейных взаимоотношений Гендерное поведение.

2

Урок изуче­ния нового материала

Психология семейных взаимоотношений. Ген­дерное поведение. Вос­питание в семье

Моделирова­ние ситуаций по теме, их анализ

103-104

Антисоциальные группы.

«Дедовщина» и другие формы насилия в груп­пе. Особая опасность криминальных групп


2

Урок изучения нового ма­териала


Неформальные молодежные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в груп­пе. Проблема криминализации общества и ее преодоление

Работа в группах: ма­териалы СМИ, их анализ

105-106

Конфликт в межличностных отношениях.

Структура, функции и динамика конфликта.


2

Урок изуче­ния нового материала


Проблема межличност­ного конфликта. Струк­тура, функции, динами­ка конфликта. Поведение личности в конфликте.


Решение про­блемных за­даний

107-108

Пути кон­структивного разреше­ния конфликта


2

Урок обоб­щения и за­крепления знаний (практикум)

Как успешно разрешать конфликты.

Работа в группах

109-110

Личность. Межлично­стные отно­шения.

Направленность личности

2

Итоговые уроки

Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы

Решение про­блемных, ло­гических, творческих задач

РАЗДЕЛ 6. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (20 часов)

111-112

Понятие «духовная культура».

Многооб­разие и диалог культур

2

Урок изучения нового мате­риала

Комбиниро­ванный урок

Понятие «духовная культура». Духов­ное развитие об­щества. Многооб­разие и диалог культур

Выполнение проблемных за­даний.

Составить сло­варик темы

113-114

Духовная жизнь людей

Мировоззрение, его виды и формы.

2

Урок изучения нового мате­риала

Урок обобще­ния и закреп­ления знаний (практикум)

Высшие духовные ценности. Патрио­тизм. Гражданст­венность

Составить таб­лицу «Виды ми­ровоззрений»

115-116

Мораль и нравствен­ность. Нравст­венные ориентиры личности.

2

Комбиниро­ванный урок

Урок обобще­ния и закреп­ления знаний (практикум)

Мораль. Нравственная куль­тура

Написать эссе по предложен­ным проблемам темы

117-118

Наука. . Функции современной нау­ки.

Этика науки

2

Урок изучения нового мате­риала

Урок обобще­ния и закреп-

Наука. Функции современной нау­ки. Этика науки

Составить схему «Функции нау­ки», словарик темы

119-120

Социальная и лич­ная значимость образования. Тен­денции развития образования в со­временном мире.

2

Комбиниро­ванный урок

Урок обобще­ния и закреп­ления знаний (практикум)

Роль и значение непрерывного об­разования в ин­формационном обществе

Разработка со­циального про­екта «Школа будущего»

121-122

Роль рели­гии в жизни общества

Принцип свободы совести.

2

Урок изучения нового мате­риала

Комбиниро­ванный урок

Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Религия в современном мире. Межконфессио­нальные отноше­ния

Составить таб­лицу «Мировые религии»

123-124

Искусство.

Виды и жанры ис­кусства.

Совре­менное искусство

2

Урок изучения нового мате­риала

Урок обобще­ния и закреп­ления знаний (практикум)

Виды и жанры ис­кусства. Миф и ре­альность совре­менного искусства

Решение позна­вательных за­дач

125-126

Сущность и особенность массовой культуры.

СМИ и массовая культура.


2

Комбиниро­ванный урок

Урок обобще­ния и закреп­ления знаний (дебаты)

СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества

Участие в дис­куссии «Роль СМИ в совре­менном общест­ве — благо или проблема?» Дебаты

127-128

Духовная культура общества

2

Итоговый урок

Урок контроля знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навы­ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Составление систематизированной таблицы. Работа с текстами.

129-130

Итоговое повторение

2

Итоговый урок

П

Закрепление, углубление знаний, умений, навы­ков, полученных при изучении темы.

Решение позна­вательных задач

Работа с текстами

Написать эссе по предложен­ным проблемам темы.

131-132

Итоговый контроль


Итоговый контроль

Контроль знаний

Тестирование в форме ЕГЭ

133-140

Резерв

8







Требования к уровню подготовки обучающихся

по курсу «Обществознание» (профильный уровень)


В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

— социальные свойства человека, его место в системе общественных отно­шений;

— закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

— основные социальные институты и процессы;

— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

— особенности различных общественных наук, основные пути и способы со­циального и гуманитарного познания;

уметь:

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни об­щества как целостной системы; проблемы человека в современном обще­стве;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпре­тацию социальной информации по определенной теме из оригинальных не­адаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диа­грамма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками соци­альных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодей­ствия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под­систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и по­нятия социально-экономических и гуманитарных наук;

участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процес­се решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни для:

— эффективного выполнения типичных социальных релей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

— ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выра­ботки собственной гражданской позиции;

— оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гу­манистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Феде­рации;

— самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, полу­чаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

— нравственной оценки социального поведения людей;

— предвидения возможных последствий определенных социальных дей­ствий субъектов общественных отношений;

— ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образо­вания;

— осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеж­дениями, культурными ценностями и социальным положением.














Учебно-методическое обеспечение


В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: учебники:


Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде­ний/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. — М.: Просвещение, 2007;

Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учрежде­ний /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. — М.: Просвещение, 2007;


Методическая литература:


Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М.: Просвещение, 2007;

Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2007;

Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подго­товки. — М.: Экзамен, 2005;

Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тести­рования. — М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2007;

Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному эк­замену. ЕГЭ- 2007. Обществознание. — М.: Федеральный центр тестирования, 2007.

























Интернет ресурсы, используемая при подготовке программы


Образовательные стандарты, примерные программы

https://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

Стандарт среднего полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Профильный уровень

https://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/40.doc

Обществознание: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень

https://window.edu.ru/window_catalog/files/r37228/11_2_s.pdf

Обществознание (включая экономику и право): Примерная программа основного общего образования

https://window.edu.ru/window_catalog/files/r37185/11_o.pdf

Социально – гуманитарное и политологическое образование

https://www.humanities.edu.ru/index.html

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание»

https://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf

Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе

https://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

https://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/08.doc

Обществоведение 10 – 11 кл.: Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана

https://window.edu.ru/window_catalog/files/r28087/prosv024.pdf

Методическое письмо «О преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

https://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/10.doc

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. Обществознание

https://window.edu.ru/window_catalog/files/r37126/obsch_ege2007.pdf

Рекомендации участникам олимпиад по обществознанию

https://soc.rusolymp.ru/default.asp?artID=3673

Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10 – 11-й классы»

https://window.edu.ru/window_catalog/files/r27979/mto046.pdf

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Часть 1. 10-й класс

https://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Часть 2. 11-й класс

https://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/

Обществознание. Программа 10-11-го классов

https://window.edu.ru/window_catalog/files/r27999/mto066.pdf






Список литературы, рекомендованной для обучающихся


  1. Абрамов А.В. Основы современной цивилизации. Тесты / Под ред. О.И. Бородиной. М.: ВЛАДОС-МПГУ; Школа-Пресс, 1993.

  2. Агошков А.В. Обществознание. Гражданин в государстве: Учебное пособие для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005.

  3. Бабленкова И.И., Акимов В.В. Обществознание: за весь курс. М.: Эско, 2007.

  4. Баранов Г.В. Философский практикум. М.: Юнити М., 2005.

  5. Беляева Т.Н. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями по обществознанию. Ч. I. Шахты, 2000.

  6. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Практикум (для основ­ной школы). М.: Гуманитарий, 1993.

  7. Борисов СВ. Философские беседы. М.: Учебная литера­тура, 2005.

  8. Борисов СВ. Философские беседы: Рабочая тетрадь. М: Учеб­ная литература, 2005.

  9. Боровик В. С, Боровик С. С. Обществознание: Учебник М.: Академия, 2006.

  1. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 клас­сов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 1996.

  2. Готовимся к единому государственному экзамену. Общест­воведение / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2004.

  3. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культурологии 10-11 классы: учебник для учащихся гуманитарных школ, гимназий и лицеев. М: Дрофа, 1998.

  4. Двигалева А.А. Обществознание. Экзамен на пять. СПб.:Victory, 2006.

  5. Доброхотов А. Ведение в философию: Рабочая тетрадь. М: Открытый мир, 1995.

  6. Зверева Л.И., Тувелъман А.Е. Обществознание: Краткие кон­спекты уроков для учителя истории. 10 класс. М.: Владос, 2005.

  1. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия;для учащихся старших классов / Под редакций А.Ю. Лазебниковой М.: Просвещение, 1993.

  2. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому об­разованию. М.: Новый учебник, 2003.

  3. История философии в кратком изложении. М: Мысль, 1991.

  4. Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М., 2006.

  5. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений М.: Новый учебник, 2005.

  6. Книга ресурсов: Учебное пособие. М.: Новый учебник, 2003.

  7. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. Издание второе, переработанное и до­полненное. М.: Новая школа, 1994.

  8. Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 бал­лов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  9. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просве­щение, 1997.

  1. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. М.: Русское слово, 2002.

  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс М.: Русское слово, 2002.

  3. Курбатов В.И. Пособие для подготовки к единому государ­ственному экзамену и централизованному тестированию по обще­ствознанию. Издание второе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  4. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие. Ижевск: Издательство Уд­муртского университета, 1996.

  5. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 2000.

  6. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Обществознание. Еди­ный государственный экзамен. Типовые тестовые задания 2007. М.: Экзамен, 2007.

  7. Лопухов А. Беседы об историческом гуманизме. Из учебного пособия для старшеклассников // Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1995. № 4.

  8. Методические рекомендации по курсу «Человек и общест­во». В 2 ч. 11 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просве­щение, 2001.

  9. .Нижников СА. Обществознание: Учебник. М.: Проспект М, 2006.

  1. Нижников С.А. Тесты по обществознанию. М: Экзамен, 2006.

  2. Никитин А. Ф. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.

  3. Никитин А.Ф. Обществознание: Рабочая тетрадь. 10 класс. М: Дрофа, 2005.

  4. Никитин А.Ф. Обществознание: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.

  5. Никитин А.Ф. Основы обществознания: Учебник для 8 клас­са. М.: Дрофа, 2006.

  6. Обществознание в школе. 1998. № 4. С. 47^8.

  7. Обществознание в школе. 1999. № 5. С. 73-74.

  8. Обществознание в школе. Библиотека журнала. Выпуск 8. Ч. 1. Задания и тесты по обществознанию. 11 класс. Издание второе. М.: Школа-Пресс, 2000.

  9. Обществознание в школе. Библиотека журнала. Выпуск 8. Ч. 2. Задания и тесты по обществознанию. 11 класс. Издание второе. М: Школа-Пресс, 2000.

  10. Обществознание. Профильный уровень: Учебник для

10 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией
Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. М: Про­свещение, 2007.

  1. Основы современной цивилизации. Ч. IV. Человек и общест­во / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой: Учебное пособие для общеобразовательных и средних учебных заведений. М.: Бюро Денди, 1992.

  2. Платонов К. Занимательная психология. СПб.: Питер, 1997.

  3. Подольский Р. Любовь к мудрости. М.: Детская литера­тура, 1982.

  4. Познай себя и других: Популярные тесты. М., 1995.

  5. Прихожан А. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся. М: Просвещение, 1994.

  6. Рогова Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2001.

  7. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983.

  8. Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание. Человек в обществе: Экспериментальный учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. М: Вентана-Граф, 2006.

  9. Сбигнева Е.П., Солдатова Т.Е. Классные часы в 10-11-х клас­сах. Издание пятое, исправленное. Ростов-на-дону: Феникс, 2005.

  10. Человек и общество. Обществознание: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2.

11 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.: Про­свещение



Свежие документы:  Итоговый переводной тест по истории древнего мира 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: