РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Обществознанию»
(профильный уровень)
10 класс
На 2014-2015 учебный год.
Методическое обеспечение:
Государственная программа по обществознанию.
Учебник и практикум по обществознанию
(профильный уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю Лазебникова, Н.М. Смирновой.
Издательство «Просвещение»
Москва -2011 год
Программу составила
учитель истории и обществознания
высшей категории
Шлычкова Надежда Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Обществознание» предназначена для обучающихся 10-11 классов социально-экономического и социально-гуманитарного профилей общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей но отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Данный учебный предмет входит в область гуманитарных наук.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
1.Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
2.Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
3.Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
4.Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях; 5.Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 210 часов — в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 26 учебных часов (или 12 %) .
Сроки реализации программы – 2 года.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Использование межпредметных связей (литературой, историей, географией, МХК, английским языком) в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и достижения более высокого уровня владения навыками.
Формы организации учебного процесса:
классно-урочная;
индивидуальная;
групповая;
индивидуально-групповая;
фронтальная;
практикумы;
проектно-исследовательская.
Формы контроля ЗУН (ов);
фронтальный опрос;
опрос в парах;
контрольная работа;
практикум;
тестирование;
урок-зачет;
урок-викторина.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
— умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного);
— объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
— отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
— передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
По окончании изучения курса «Обществознание» на профильном уровне предполагается получение следующей модели выпускника:
знать/понимать:
— социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
— закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
— основные социальные институты и процессы;
— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
— особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
— характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпртацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
— объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
—раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
— участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
— подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
— осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
— применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— эффективного выполнения типичных социальных релей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
— ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
— оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
— самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
— нравственной оценки социального поведения людей;
— предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
— ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
— осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Тематическое планирование учебного курса «Обществознание»
10 класс
Тема урока | К/ч | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля. Измерители | |
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (30 часов) | |||||
1-2 | Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания. Социальные науки и их классификация. | 2 | Урок изучения нового материала (лекция) | Социальные науки и их классификация. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки | Работа со словарем. Дискуссия: «Можно ли познать общество, в котором живешь»? |
3-4 | Философия и наука | 2 | Урок закрепления знаний (практикум) | Место философии в системе обществознания. | Работа с текстом |
5-6 | Зарождение философских знаний. Философия Индии Древние мыслители о мире и человеке. (Китай) | 2 | Урок изучения нового материала | Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. | Работа с источниками Сообщения учащихся Тестирование Работа с источниками |
7-8 | Античная философия | 2 | Урок изучения нового материала | Досократики Софисты и Сократ Платон и Аристотель об обществе и государстве | Работа с источниками Сравнительная таблица |
9-10 | Философия эллинизма | 2 | Урок изучения нового материала | Основные школы эллинистического периода | Работа с источниками |
11-12 | Философия средневековья | 2 | Урок изучения нового материала | Августин Авреллий Фома Аквинский | Работа с источниками |
13-14 | Философия эпохи Возрождения и нового времени | 4 | Урок изучения нового материала | Ф. Бэкон Р. Декарт | Сравнительная таблица Работа с источниками |
15-16 | Философия эпохи Просвещения | 2 | Урок изучения нового материала | Теория общественного договора. Гобс и Локк Французские просветители | Сообщения учащихся |
17-18 | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. | 2 | Урок изучения нового материала | Гражданское общество Г. Гегеля. Философия утопического социализма | Составить словарик темы. Работа с документами |
19-20 | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. | 2 | Урок изучения нового материала | Марксистское учение об обществе. | Составление конспекта Работа с документами |
21-22 | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. | 2 | Урок изучения нового материала | Философия жизни и экзистенциализма | Семинар Работа с документами |
23-24 | Общественная мысль России. | 2 | | | Составить словарик темы. Работа с документами |
25-26 | Повторно-обобщающий урок «Значение философии в системе научных взглядов» | 2 | Уроки обобщения и закрепления знаний | повторение и обобщение изученного | Дискуссия тестирование |
27-28 | Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарных знаний. Потребности современного общества в специалистах. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения | 2 | Урок изучения нового материала Уроки обобщения и закрепления знаний | Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии | Составление схемы «Потребности современного общества» — получение и осмысление социальной информации, систематизация полученных данных |
29-30 | Социально-гуманитарные знания . Профессиональная деятельность | 2 | Итоговый урок Контрольный урок | Закрепление, углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы | Тестирование. Контрольный опрос |
Раздел 2. Общество и человек (22 часа) | |||||
31-32 | Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат эволюции. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Происхождение человека и становление общества. Теории происхождения человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции | Составить таблицу «Теории происхождения человека» |
33-34 | Сущность человека как проблема философии. Мышление и деятельность. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка | Составить таблицу «Взгляды философов на сущность человека» |
35-36 | Общество и общественные отношения. Отличия общества от социума. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума | Составить словарик темы и синквейн «Общество» |
37-38 | Системное строение общества. Социальная система, её подсистемы и элементы. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда | Составить схему «Структура социальной системы общества» |
39-40 | Типология обществ. Уровни рассмотрения общества | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Уровни рассмотрения общества. | Составить таблицу «Типология общества», понятийный диктант |
41-42 | Традиционное общество. Становление индустриального общества. Типология цивилизаций | 3 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний | Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизацион-ное развитие общества. Типология цивилизаций | Составление таблицы «Типология цивилизаций» |
43-44 | Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний — | Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры | Составить словарик темы. Работа с учебником (знаковый анализ) |
45-46 | Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики.Факторы изменения социума | 2 | Урок изучения нового материала Уроки обобщения и закрепления знаний (практикум) | Понятие об историческом процессе. Народные массы, социальные группы, общественные объединения как участники исторического процесса. Исторические личности. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума | Мини-исследование «Кого считать исторической личностью»? |
47-48 | Проблема общественного прогресса. Процессы общественного развития. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний | Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные общественные силы. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития | Словарик темы, составление сравнительной таблицы «Прогресс и регресс», схемы «Критерии прогресса» |
49-50 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (круглый стол) | Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество | Круглый стол на тему: «Это сладкое слово «свобода» |
51-52 | Общество и человек | 2 | Итоговый урок Контрольный урок | Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний | Выполнение проблемных заданий Тестирование |
Раздел 3. Деятельность как способ существования людей (10 часов) | |||||
53-54 | Многообразие деятельности Типология деятельности. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Потребности и интересы. Типология деятельности. Игра « Учеба как деятельность» | Обсуждение результатов социологического мини-исследования «Ведущие мотивы учебной деятельности моих одноклассников» |
55-56 | Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний — | Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовное потребление | Составление развернутого плана ответа на вопрос: «Как создаются, сохраня ются и потребляются духовные ценности»?- |
57-58 | Трудовая деятельность. Социальное партнерство и перспективы его развития | 2 | Комбинированный урок | Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России | Работа в группах: мини-проект «Перспективы развития социального партнёрства в России» |
59-60 | Политическая деятельность. Типология властных отношений. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств в политике. Власть и политика | Понятийный диктант. Составить схему «Субъекты и объекты политики» |
61-62 | Деятельность как способ существования людей | 2 | Итоговый урок Контрольный урок | | Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний |
РАЗДЕЛ 4. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ (16 часов) | |||||
63-64 | Проблема познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Проблема познаваемо- сти мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. | Составить таблицу «Этапы знания» по- |
65-66 | Истина и её критерии. Относительность истины. | 2 | Урок изуче- ния нового материала Урок обоб- щения и за- крепления знаний (практикум) | Понятие научной истины. Абсолютная и относительная истина. | Составить словарик темы. Практикум на отделение основной информации от вторичной |
67-68 | Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и ра ционально-логическое знание. | 2 | Урок изуче- ния нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Мифологическое и ра ционально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл | Решение про- блемных заданий |
69-70 | Научное познание. Методы научного познания | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания | Работа с источниками. Понятийный диктант |
71-72 | Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Социальное познание, его особенности. Основные принципы научного социального познания. | Анализ материалов СМИ, словарик темы |
73-74 | Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Сознание индивидуальное и общественное. Теоретическое и обыденное сознание. | Решение проблемных заданий |
75-76 | Самопознание и самооценка. Трудности познания человеком самого себя | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Что такое самосознание. Развитие самосознания и формирование личности. | Решение проблемных, логических, творческих задач |
77-78 | Сознание и познание | 2 | Итоговый урок Контрольный урок | Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний | Выполнение проблемных заданий. Тестирование |
РАЗДЕЛ 5. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ(32 часов) | |||||
79-80 | Индивид, индивидуальностьличность. Структура личности. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности | Выполнение творческих работ |
81-82 | Периодизация развития личности . Понятие возраста в психологии. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Возраст и становление внутреннего мира. Становление личности | Составить словарик темы. Моделирование ситуаций по теме, их анализ |
83-84 | Направленность личности. Социальная установка. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обоб щения и закрепления знаний (практикум)- | Структура направленности личности Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение | Групповая работа: критерии социального поведения школьника |
85-86 | Общение как обмен информацией. Средства общения. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Общение. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе | Решение проблемных заданий |
87-88 | Общение как межличностное взаимодействие .
| 2 | Урок изучения нового материала | Понятие общения Основные правила общения | Работа в группах: выработка памятки «Культура общения в юношеском возрасте» |
89-90 | Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте | 2 | Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. | Работа с источниками |
91-92 | Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия Эффекты и стереотипы межличностного восприятия | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия | Работа в группах: анализ материалов СМИ (факты и мнения) |
93-94 | Малые группы. Межличностные отношения в группах. | 2 | Уроки изучения нового материала | Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития | Понятийный диктант. Составить схему «Виды малых групп». |
95-96 | Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия | 2 | Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. | Групповая работа: разработка памятки «Правила общения в малых группах |
97-98 | Межличностная совместимость. Самоопределение личности | 2 | Урок изучения нового материала Уроки обобщения и закрепления знаний (практикум) | Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Самоопределение личности | Участие в дебатах по заявленной проблеме |
99-100 | Групповая дифференциация. Стиль лидерства | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Взаимоотношения в ученических группах. Лидерские роли. | Участие в ролевой игре |
101-102 | Семья как малая группа Психология семейных взаимоотношений Гендерное поведение. | 2 | Урок изучения нового материала | Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье | Моделирование ситуаций по теме, их анализ |
103-104 | Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп | 2 | Урок изучения нового материала | Неформальные молодежные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Проблема криминализации общества и ее преодоление | Работа в группах: материалы СМИ, их анализ |
105-106 | Конфликт в межличностных отношениях. Структура, функции и динамика конфликта. | 2 | Урок изучения нового материала | Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Поведение личности в конфликте. | Решение проблемных заданий |
107-108 | Пути конструктивного разрешения конфликта | 2 | Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Как успешно разрешать конфликты. | Работа в группах |
109-110 | Личность. Межличностные отношения. Направленность личности | 2 | Итоговые уроки | Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы | Решение проблемных, логических, творческих задач |
РАЗДЕЛ 6. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (20 часов) | |||||
111-112 | Понятие «духовная культура». Многообразие и диалог культур | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур | Выполнение проблемных заданий. Составить словарик темы |
113-114 | Духовная жизнь людей Мировоззрение, его виды и формы. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность | Составить таблицу «Виды мировоззрений» |
115-116 | Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. | 2 | Комбинированный урок Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Мораль. Нравственная культура | Написать эссе по предложенным проблемам темы |
117-118 | Наука. . Функции современной науки. Этика науки | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закреп- | Наука. Функции современной науки. Этика науки | Составить схему «Функции науки», словарик темы |
119-120 | Социальная и личная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. | 2 | Комбинированный урок Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе | Разработка социального проекта «Школа будущего» |
121-122 | Роль религии в жизни общества Принцип свободы совести. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения | Составить таблицу «Мировые религии» |
123-124 | Искусство. Виды и жанры искусства. Современное искусство | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства | Решение познавательных задач |
125-126 | Сущность и особенность массовой культуры. СМИ и массовая культура. | 2 | Комбинированный урок Урок обобщения и закрепления знаний (дебаты) | СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества | Участие в дискуссии «Роль СМИ в современном обществе — благо или проблема?» Дебаты |
127-128 | Духовная культура общества | 2 | Итоговый урок Урок контроля знаний | Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний | Составление систематизированной таблицы. Работа с текстами. |
129-130 | Итоговое повторение | 2 | Итоговый урок П | Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы. | Решение познавательных задач Работа с текстами Написать эссе по предложенным проблемам темы. |
131-132 | Итоговый контроль | | Итоговый контроль | Контроль знаний | Тестирование в форме ЕГЭ |
133-140 | Резерв | 8 | | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
по курсу «Обществознание» (профильный уровень)
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
— социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
— закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
— основные социальные институты и процессы;
— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
— особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
— характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
— объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
—раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
— участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
— подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
— осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
— применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— эффективного выполнения типичных социальных релей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
— ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
— оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
— самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
— нравственной оценки социального поведения людей;
— предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
— ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
— осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-методическое обеспечение
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: учебники:
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. — М.: Просвещение, 2007;
Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. — М.: Просвещение, 2007;
Методическая литература:
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М.: Просвещение, 2007;
Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2007;
Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. — М.: Экзамен, 2005;
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. — М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2007;
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2007. Обществознание. — М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
Интернет ресурсы, используемая при подготовке программы
Образовательные стандарты, примерные программы
https://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
Стандарт среднего полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Профильный уровень
https://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/40.doc
Обществознание: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень
https://window.edu.ru/window_catalog/files/r37228/11_2_s.pdf
Обществознание (включая экономику и право): Примерная программа основного общего образования
https://window.edu.ru/window_catalog/files/r37185/11_o.pdf
Социально – гуманитарное и политологическое образование
https://www.humanities.edu.ru/index.html
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание»
https://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf
Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе
https://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
https://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/08.doc
Обществоведение 10 – 11 кл.: Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана
https://window.edu.ru/window_catalog/files/r28087/prosv024.pdf
Методическое письмо «О преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
https://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/10.doc
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. Обществознание
https://window.edu.ru/window_catalog/files/r37126/obsch_ege2007.pdf
Рекомендации участникам олимпиад по обществознанию
https://soc.rusolymp.ru/default.asp?artID=3673
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10 – 11-й классы»
https://window.edu.ru/window_catalog/files/r27979/mto046.pdf
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Часть 1. 10-й класс
https://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Часть 2. 11-й класс
https://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/
Обществознание. Программа 10-11-го классов
https://window.edu.ru/window_catalog/files/r27999/mto066.pdf
Список литературы, рекомендованной для обучающихся
Абрамов А.В. Основы современной цивилизации. Тесты / Под ред. О.И. Бородиной. М.: ВЛАДОС-МПГУ; Школа-Пресс, 1993.
Агошков А.В. Обществознание. Гражданин в государстве: Учебное пособие для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005.
Бабленкова И.И., Акимов В.В. Обществознание: за весь курс. М.: Эско, 2007.
Баранов Г.В. Философский практикум. М.: Юнити М., 2005.
Беляева Т.Н. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями по обществознанию. Ч. I. Шахты, 2000.
Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Практикум (для основной школы). М.: Гуманитарий, 1993.
Борисов СВ. Философские беседы. М.: Учебная литература, 2005.
Борисов СВ. Философские беседы: Рабочая тетрадь. М: Учебная литература, 2005.
Боровик В. С, Боровик С. С. Обществознание: Учебник М.: Академия, 2006.
Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 1996.
Готовимся к единому государственному экзамену. Обществоведение / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2004.
Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культурологии 10-11 классы: учебник для учащихся гуманитарных школ, гимназий и лицеев. М: Дрофа, 1998.
Двигалева А.А. Обществознание. Экзамен на пять. СПб.:Victory, 2006.
Доброхотов А. Ведение в философию: Рабочая тетрадь. М: Открытый мир, 1995.
Зверева Л.И., Тувелъман А.Е. Обществознание: Краткие конспекты уроков для учителя истории. 10 класс. М.: Владос, 2005.
Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия;для учащихся старших классов / Под редакций А.Ю. Лазебниковой М.: Просвещение, 1993.
Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. М.: Новый учебник, 2003.
История философии в кратком изложении. М: Мысль, 1991.
Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М., 2006.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений М.: Новый учебник, 2005.
Книга ресурсов: Учебное пособие. М.: Новый учебник, 2003.
Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Новая школа, 1994.
Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. М.: Русское слово, 2002.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс М.: Русское слово, 2002.
Курбатов В.И. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по обществознанию. Издание второе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1996.
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 2000.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Обществознание. Единый государственный экзамен. Типовые тестовые задания 2007. М.: Экзамен, 2007.
Лопухов А. Беседы об историческом гуманизме. Из учебного пособия для старшеклассников // Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1995. № 4.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. 11 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2001.
.Нижников СА. Обществознание: Учебник. М.: Проспект М, 2006.
Нижников С.А. Тесты по обществознанию. М: Экзамен, 2006.
Никитин А. Ф. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.
Никитин А.Ф. Обществознание: Рабочая тетрадь. 10 класс. М: Дрофа, 2005.
Никитин А.Ф. Обществознание: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
Никитин А.Ф. Основы обществознания: Учебник для 8 класса. М.: Дрофа, 2006.
Обществознание в школе. 1998. № 4. С. 47^8.
Обществознание в школе. 1999. № 5. С. 73-74.
Обществознание в школе. Библиотека журнала. Выпуск 8. Ч. 1. Задания и тесты по обществознанию. 11 класс. Издание второе. М.: Школа-Пресс, 2000.
Обществознание в школе. Библиотека журнала. Выпуск 8. Ч. 2. Задания и тесты по обществознанию. 11 класс. Издание второе. М: Школа-Пресс, 2000.
Обществознание. Профильный уровень: Учебник для
10 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией
Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. М: Просвещение, 2007.
Основы современной цивилизации. Ч. IV. Человек и общество / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой: Учебное пособие для общеобразовательных и средних учебных заведений. М.: Бюро Денди, 1992.
Платонов К. Занимательная психология. СПб.: Питер, 1997.
Подольский Р. Любовь к мудрости. М.: Детская литература, 1982.
Познай себя и других: Популярные тесты. М., 1995.
Прихожан А. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся. М: Просвещение, 1994.
Рогова Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2001.
Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983.
Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание. Человек в обществе: Экспериментальный учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. М: Вентана-Граф, 2006.
Сбигнева Е.П., Солдатова Т.Е. Классные часы в 10-11-х классах. Издание пятое, исправленное. Ростов-на-дону: Феникс, 2005.
Человек и общество. Обществознание: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2.
11 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение