РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию 10 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию 10 класс










Автор: Мальцева Марина Анатольевна











2014 – 2015 учебный год









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 10 классов составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию, авторской программой Кравчеко А.И. «Обществознание».. Рабочая программа 10 классов рассчитана на 70 годовых учебных часов, 2 часа в неделю. Учебно-методический комплект включает: Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: Русское слово, 2008; Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 класс; Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 классы; Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс (к учебникам А.И.Кравченко).


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В связи с тем, что в 10 классе предусмотрено изучение курса «Основы регионального развития», в рабочую программу не включен блок «НРК». 7 часов, предусмотренных программой Кравченко на его изучение, распределены между темами.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Количество часов

В том числе уроки:

теоретические

практические

контрольные

Научное познание общества

11

11


Развитие общества

12

11

1

Рыночная экономика

9

8

1

Сфера производства

18

17

1

Политическая система общества

10

9

1

Политическая жизнь общества

10

9

1

итого

70

65

5



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «Обществознание» 10 КЛАСС

(70 ЧАСОВ)

Научное познание общества (11 часов)

Познание окружающего мира

Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. Понятие относительной истины. Практика как критерий истины. Инструменты познания. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, его основные компоненты. Основные формы и элементы философского постижения мира.

Основное понятие темы: познание, сенсуализм, рационализм, исследование, истина, ложь, дедукция, индукция


История воззрений на общество.

Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад английских, немецких и французских философов 16-18 вв. в развитие обществознания. Влияние идей А.Смита и Д.Рикардо на развитие экономики. Вклад Н.Макиавелли в развитие политической мысли. Сравнительные исследования культуры Э.Тайлора, Л.Моргана, Дж.Фрейзера, О.Конта и зарождение социологии.

Основные понятия темы: общественные науки, экономика, политология, культурология, психология.


Строение общества.

Понятие о биологических сверхорганизмах. Общество как социальная иерархия и как совокупность различных сфер. Общество как совокупность социальных институтов. Четыре главных института общества, их характеристика и роль в становлении человеческого общества. Институт как совокупность социальных организаций.

Основные понятия темы: общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, культурная сфера


Цивилизация и общество.

Цивилизация как интегральное понятие. Сходство и различие между культурой и цивилизацией. Взгляд на цивилизацию О.Шпенглера. Цивилизация как степень социального и культурного развития страны. Важнейшие признаки цивилизации. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Культурное своеобразие России. Основные концепции цивилизации в современной науке: теория стадиального развития цивилизации и теория локальных цивилизаций. Комплексный подход к пониманию цивилизации. Понятие менталитета.

Основные понятия темы: цивилизация, культурно-исторический тип, менталитет

Развитие общества (12 часов)

Современное общество

Три стадии в истории человеческого общества: общество охотников и собирателей, аграрное и индустриальное общество. Хронологические рамки и зарождение современного общества, его отличительные черты. Урбанизация и индустриализация как факторы изменения современного общества. Переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки.

Основные понятия темы: закон ускорения истории, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, урбанизация, индустриализация


Модернизация.

Сущность теории модернизации. Понятие социального прогресса как стержня процесса модернизация. Роль технического прогресса в модернизации общества. Культурное своеобразие и универсальность в развитии различных стран. Особенности заимствования отставшими в своем развитии странами западных технологий и капиталовложений. Специфика органической и неорганической модернизации. Особенности модернизации в России.

Основные понятия темы: органическая и неорганическая модернизация, технический прогресс


Глобализация человеческого общества.

Постиндустриальное общество как надмировое сообщество. Наднациональные органы управления и союзы. Процесс глобального разделения труда. Процесс приобщения к единому культурному опыту. Международная миграция. Роль компьютерных технологий в глобализации общества. Воздействие телевидения на современное общество.

Основные понятия темы: глобализация, наднациональные единицы, СМИ


Мировая система.

Понятие о мировой системе и мировом сообществе. Теория мировой системы У.Валлерштайна. Мировое разделение труда. Характеристика обществ, входящих в мировое ядро. Государства полупериферии и периферии. Социально-экономические и политические особенности стран «третьего» мира.

Новый подход к объяснению структуры мирового сообщества. Понятие о «транснациональном мире». Постиндустриальный север, высокоиндустриальный Запад, развивающийся новый Восток, сырьевой Юг. Геополитическая перестройка мира. Характерные тенденции нового мирового пространства.

Основные понятия темы: мировое сообщество, ядро мировой системы, полупериферия, периферия мировой системы, третий мир.

Рыночная экономика (9 часов)

Экономическая наука. Экономические блага

Что изучает экономическая наука. Типы потребностей и их ранжирование. Основные элементы экономической деятельности.

Основные понятия темы: потребности, блага и услуги, экономические блага, производство, факторы производства, продукт, производительность, разделение труда

Экономическая система и её функции

Главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики, Типы экономических систем. Сравнительный анализ экономических систем

Основные понятия темы: экономическая система, традиционная экономика, централизованная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.

Закономерности формирования спроса. (2 часа)

Понятие о спросе и величине спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса. Товары заменители

Основные понятия темы: величина спроса, закон спроса, кривая спроса, нормальные товары, товары низшей категории, эластичность спроса, товары-заменители, дополняющие товары.


Закономерности формирования предложения.

Понятие о предложении и величине предложения. Закон предложения. Бухгалтерские и экономические затраты

Основные понятия темы: величина предложение, закон предложения, издержки производства, эластичность предложения, равновесная цена


Рыночное общество.

Влияние денег на потребности, желания и поведение потребителей. Плюсы и минусы рыночной экономики. Обмен – начало рыночной экономики, его зарождение и эволюция. Конкуренция и дефицит. Экономические блага и их распределение. Труд как дефицитный ресурс. Общественное производство в рыночном обществе.

Процесс и условия организации бизнеса. Закон убывающей доходности. Возрастание доходности и увеличение масштабов производства. Основные тенденции развития массового производства. Феномен массового потребителя и расширение потребностей.

Основные понятия темы: рыночная экономика, конкуренция, рыночное производство


Эволюция капитализма

Зарождение рыночного общества как института торговли. Обмен и торговля. Развитие торгового капитализма. Зарождение и развитие промышленного капитализма. Капитализм в сельском хозяйстве. Роль промышленности в накоплении капиталов.

Особенности капитализма в современной России и период первоначального накопления. Современный капитализм как тип смешанной экономики, её структура и особенности. Современные формы капитализма. Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Интернационализация хозяйственной жизни и влияние международных экономических организаций на развитие российского общества.

Основные понятия темы: обмен, торговля, торговый капитализм, смешанная экономика


Отношения между трудом и капиталом

Сущность капиталистического производства. Различие между работой, занятием и трудом: определение понятий. Основные параметры работы: субъект, объект, средства, рабочее место, рабочее время, задание, процесс труда. Наемные работники и наниматели. Труд как товар при капитализме. Вознаграждение и заработная плата. Цена рабочей силы и базис вознаграждения. Рынок труда и контроль рыночного предложения.

Определение квалификации и квалификационного разряда. Квалифицированный и неквалифицированный труд. Простой и сложный труд, характер задания. Оценка профессионализма работника. Формальная и реальная квалификация. Качество работы. Интеллектуальное разделение труда между работниками преимущественно физического и умственного труда.

Основное понятие темы: капитализм, специализация, квалификация

Сфера производства (18 часов)


Ограниченность ресурсов.

Ограниченность ресурсов. Основные последствия ограниченности ресурсов. Мотивы поведения людей в сфере экономики. Граница производственных возможностей и факторы её изменения

Основные понятия темы: ограниченность, ограниченные блага, конкуренция, убывающая полезность, цена выбора, граница производственных возможностей.




Производитель на рынке.

Материальное производство как процесс создания материальных благ и услуг. Отрасль промышленности, критерии её выделения. Понятие ВНП, его структура и роль в экономике. Добывающая и обрабатывающая отрасли. Производство средств производства и производство предметов потребления, их роль в экономике страны.

Предприятие как исходная клеточка отрасли и юридическое лицо. Государственные, акционерные и частные предприятия. Функции предприятия. Специализация внутри предприятия и производственные цеха. Фирма как экономический и юридический агент.

Основные понятия темы: валовой национальный продукт, предприятие, фирма, отрасль, закон спроса и предложения, маркетинг


Предпринимательство и бизнес.

Производство как техническое и экономическое понятие. Появление сущность предпринимательства. Разграничение между предпринимательством и бизнесом. Понятие о малом бизнесе и его отличительные черты. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости и удовлетворении потребительского спроса. Малый бизнес как экономическая основа демократии. Преимущества малых предприятий над крупными. Проблемы малого бизнеса. Представление о семейном бизнесе. Организационные особенности большого (корпорации) и малого бизнеса (предпринимательство). Формы организации бизнеса. Организационные, экономические и юридические особенности корпорации. Роль акционеров в корпорации, их права и возможности.

Основные понятия темы: предпринимательство, бизнес, малый бизнес, товарищество, корпорация, акционеры


Инфраструктура рыночной экономики.

Рынок, биржа и банк как основа финансовой инфраструктуры. Биржа как экономический институт, история её развития. Биржа как канал концентрации рыночной информации. Задачи и функции банков в рыночной экономике. Банки в роли финансовых посредников. Коммерческие кредиты и ссуды. История формирования банковских институтов. Понятие о финансовом капитале. Банковский процент и банковские резервы. Покупка и продажа акций банками. Законные и незаконные формы поведения банков в экономике. Слияние банков.

Основные понятия темы: рынок, биржа, банк, брокеры, дилеры.


Роль государства в экономике.

Задачи государства по руководству экономикой. Основные экономические функции государства в современном обществе. Налогообложение и бюджет. Функции налогов. Основные виды налогов. Особенности налогообложения в России. Государственные и личные бюджеты как финансовые планы. Понятие о дефиците бюджета. Внутренний и внешний государственный долг. Представление о государственном банкротстве. Российский государственный долг. Статьи государственных расходов. Повышение налогов как способ пополнения госбюджета. Субсидирование социальной сферы.

Основные понятия темы: государственный бюджет, налогообложение, прямые налоги, государственный долг

Политическая система общества (10 часов)

Политическая власть.

Типология видов власти М.Вебера. Происхождение и особенности харизматической власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления. Легальная власть, её юридическая основа. Легальная власть и демократическое государство.

Основные понятия темы: харизматическая власть, традиционная власть, легальная власть, легитимная власть.


Сущность и организация государства.

Государство как важнейший элемент политической системы общества. Французские просветители и договорная теория государства. Территориальная организация государство. Государство как политическая организация общества. Автономии, местные власти, политическое пространство.

Типология форм территориального устройства государства. Унитарная форма государства и однонациональная страна. Федеративное устройство и многонациональные страны. Нестабильность конфедерации, её исторические формы.

Основные понятия темы: государство, унитарное государство, федерация, конфедерация


Местное самоуправление.

Исторические культурные варианты самоуправления. История самоуправления в России. Круг прав местного самоуправления, состав и структура руководящих органов. Функции местного самоуправления в демократическом обществе. Отличие местного самоуправления от государственного управления. Самоуправление и территориальная община в современной России.

Основные понятия темы: местное самоуправление, земство, территориальная община

Политическая жизнь общества (10 часов)

Условия политической жизни.

Представление о политической жизни общества, её участники и субъекты действия. Факторы, влияющие на участие граждан в политической жизни общества. Понятие о политическом режиме. Черты авторитарного режима. Современные разновидности тоталитарного государства.

Отличительные характеристики демократического режима. Политические права и свободы в демократическом обществе. Гражданство как обязательное условие участия в политической жизни общества. Всеобщая декларация прав человека. Политическая активность и пассивность.

Основные понятия темы: политический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, демократический режим, гражданство, натурализация


Формы и механизмы политического участия.

Понятие о механизмах политического участия и его формах. Политические партии и движения. Институт гражданства. Избирательное право и голосование. Процедура голосование. Альтернативная и безальтернативная форма выборов. Референдум как способ волеизъявления населения, механизм всенародного голосования.

Политическая партия как механизм выражения и защиты интересов социальных групп. Формы и виды партийной деятельности. Внутренняя структура и организация партии. Функции и признаки политической партии. Содержание и роль политической программы. Основные типы политической философии: коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм.

Основные понятия темы: избирательное право, референдум, политическая партия, политическая программа, коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм


Субъекты политической жизни.

Классификация субъектов политической жизни. Различие между группами давления и группами интересов. Функции группы интересов и способы их осуществления. Законные и незаконные формы деятельности групп интересов.

Прямые и непрямые формы давления на власть. Лобби как группы давления. Формы и функции деятельности лоббистских групп в России. Элементы лоббистской тактики. Элита, состав и функции. Различные виды элиты. Феномен «четвертой власти». Особенности российской элиты.

Основные понятия темы: группа давления, группа интересов, лобби, элита



ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Номер

Тема контрольной работы

Дата

1

Современное общество


2

Рыночная экономика


3

Сфера производства


4

Политическая система общества


5

Политическая жизнь общества







Требования к уровню подготовки выпускника

Учащиеся должны знать:

  • Что представляет собой процесс познания, в чем заключаются особенности чувственного и рационального познания; основные компоненты теоретического уровня научного исследования, отличие истины от лжи;

  • Взгляды ученых на сущность общества и особенности его развития; имена людей, внесших вклад в становление наук об обществе;

  • Что такое общество и в чем заключаются его отличительные черты;

  • Что такое цивилизация, концепции её понимания;

  • Характерные особенности современного общества;

  • Что такое глобализация общества, факторы способствующие этому процессу;

  • Что представляет мировая система и из каких частей она состоит;

  • Особенности формирования капиталистических отношений и рыночного общества;

  • Что такое производство, его составная основа;

  • Сущность предпринимательства как социального и экономического института, особенности организации малого бизнеса, его роль в экономике;

  • В чем заключается деятельность государства как экономического субъекта, способы воздействия государства на экономику страны;

  • Что представляет собой государство как институт политической системы общества;

  • Что такое политическая жизнь общества, что подразумевается под избирательным правом гражданина, формы участия граждан в политической жизни;

  • Кто может выступать в роли субъектов политической жизни.

Учащиеся должны уметь:

  • Характеризовать научное познание, приводить примеры использования научных методов при исследовании объектов, проводить собственные исследования;

  • Анализировать историю возникновения общественных наук;

  • Анализировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни, характеризовать различные социальные институты;

  • Анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации, разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории;

  • На основе конкретных исторических фактов раскрывать сущность индустриального и постиндустриального обществ;

  • Анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества;

  • Объяснять влияние телевидения и других СМИ на формирование общественного мнения;

  • Анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности рыночной экономики;

  • Характеризовать институт торговли;

  • Характеризовать основные отрасли производства, особенности хозяйственных субъектов;

  • Характеризовать особенности властных отношений;

  • Характеризовать основные признаки государства, описывать особенности территориального устройства государства на конкретных примерах;

  • Определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе;

  • Давать характеристику политическим партиям и определять сущность их функций.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Оценка ставиться в соответствии со степенью усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков которые определяет программа обучения:

  • оценка «5» — ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).

  • оценка «4» — ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.

  • оценка «3» — ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.

  • оценка «2» — ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

Система оценивания контрольных работ


Контрольные работы состоят из трех частей. Часть «А»- выбрать один правильный ответ к вопросу, часть «Б» — несколько правильных ответов, часть «С» открытый ответ. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом. Правильно выполненные задания Б оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания части С оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа: максимум – 5 баллов.

Шкала пересчета баллов в оценки:

  • оценка «2» — выполнение работы на 0-32,5%

  • оценка «3» — выполнение работы на 31%-55%

  • оценка «4» — выполнение работы на 57,5%-80%

  • оценка «5» — выполнение работы на 82,5%-100%























ЛИТЕРАТУРА


  1. Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово» Допущено Министерством образования РФ

  2. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. Рекомендовано Министерством образования РФ

  3. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 10-11 классы

  4. Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 10-11 класс

  5. Единый государственный экзамен. Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. Учебное пособие 10-11 класс/ Борисов С.В — Челябинск: Взгляд, 2006.

  6. Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание 10 класс»

  7. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс (к учебникам


Тема урока

Тип урока

Сроки проведения

Обязательный минимум содержания образования


Требования к уровню подготовки учащихся

По плану

фактически


Научное познание общества






1

Значение и особенности курса

Урок ознакомления с

новым материалом



Общество

Духовная сфера, социальная сфера, экономическая сфера, политическая сфера.


Знать основные обществоведческие термины. Уметь употреблять их в различных контекстах. Объяснять изученные соц. явления и процессы, приводить примеры.

2

Проблемы познаваемости общества

Урок обобщения и систематизации знаний



Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Проблема познаваемости мира. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Научное познание.

Знать, что представляет собой процесс познания и особенности чувственного и рационального познания, основные компоненты теоретического уровня научного исследования. Владеть понятиями по теме.


3

Чувственное и рациональное познание

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Методы научных исследований. Особенности научного мышления. Познание: чувственное и рациональное. Деятельность. Исследование. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Виды человеческих знаний.


Владеть понятиями по теме. Объяснять понимание истины в современной науке и ее отличие от лжи. Уметь характеризовать научное познание, приводить конкретные примеры использования научных методов при исследовании.


4

Научное познание. Методы научных исследований

Комбинированный

С презентацией



5

Понятие истины, ее критерии

Урок диспут



6

История воззрений на общество

Урок ознакомления с

новым материалом



Философские и научные представления о человеке и обществе.


Знать позиции некоторых ученых на сущность общества и особенности его развития. Разъяснять сущность основных общественных наук.


7

Становление и развитие общественных наук

Урок обобщения и систематизации знаний



Становление и развитие общественных наук. Общественные науки: философия, политология, социология, культурология, этнография, антропология.

Уметь анализировать историю возникновения наук об обществе, знать имена людей, внесших существенный вклад в их становление.

8

Человек как творец и творение

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Повторение, систематизация, обобщение изученного материала.

Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания.

9

Строение общества

Комбинированный

С презентацией



Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах.

Знать что такое общество и его отличительные признаки. Уметь анализировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни.

10

Социальные взаимодействия и общественные отношения

Урок диспут






Развитие общества






11

Социальные институты, нормы, процессы

Урок ознакомления с

новым материалом





12

Цивилизация и общество

Урок обобщения и систематизации знаний



Многовариантность общественного развития. Общественный прогресс и его противоречивость.


Знать, что такое цивилизация, какие существуют концепции ее понимания. Уметь анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации.


13

Основные этапы эволюции цивилизации

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Цивилизации и формации. Основные этапы эволюции цивилизации. Цивилизация. Теория стадиального развития цивилизаций, теория локальных цивилизаций. Менталитет.

Разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории.

14

Научное познание общества

Комбинированный

С презентацией



Познание. Знание. Сенсуализм. Рационализм. Исследование. Этапы исследования. Уровень научного исследования: эмпирический и теоретический. Истина. Ложь. Дедукция. Индукция.

Знать, какую роль в жизни общества играет познание. Уметь моделировать ситуации научного познания. Уметь выполнять проблемные задания. Знать понятия по теме.

15

Уровень научного исследования: имперический и теоретический

Урок ознакомления с

новым материалом



История воззрений на общество. Общественные науки. Представители различных направлений воззрений на общество. Строение общества. Сферы и институты общества. Культурно-исторические типы.

Знать различные взгляды на развитие общества. Знать основные классификации цивилизаций. Знать факторы, определяющие сущность цивилизации. Уметь составлять сравнительную таблицу различных типов цивилизаций.

16

Истина. Ложь. Дедукция. Индукция

Урок обобщения и систематизации знаний



17

История воззрений на общество

Комбинированный урок с элементами дискуссии




18

Характерные черты современного мира

Комбинированный

С презентацией



Характерные черты современного мира. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Закон ускорения истории.


Знать особенности современного общества и его характерные черты. Уметь объяснять сущность индустриального и постиндустриального общества.

19

Современное общество

Круглый стол



Гражданское общество. Индустриальное общество. Урбанизация. Постиндустриальное общество.

Уметь анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества.

20

Модернизация

Урок ознакомления с

новым материалом



Основные подходы к пониманию модернизации. Органическая и неорганическая модернизация.


Разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки. Сравнивать на основе конкретных примеров особенности органической и неорганической модернизации.

21

Органическая и неорганическая модернизация

Урок обобщения и систематизации знаний



Научно-технический прогресс и его причины. Модернизация – добро или зло.

Уметь анализировать советские экономические преобразования с научной точки зрения. Знать суть и причины НТП. Уметь анализировать проблемы модернизации в различных странах.

22

Глобализация современного общества

Комбинированный урок с элементами дискуссии







Рыночная экономика






23

Экономика. Экономические науки

Урок ознакомления с

новым материалом



Экономика и экономическая наука

Знать, что представляет рыночное общество. Уметь анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества

24

Спрос и предложение

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Спрос и предложение. Рынок. Рыночное общество. Спрос. Предложение. Рыночные структуры. Конкуренция: совершенная и несовершенная. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Объяснять закономерности развития рыночной экономики. Знать отличия предпринимательства от бизнеса. Знать проблемы малого и среднего бизнеса. Уметь их анализировать.

25

Типы экономических систем

Комбинированный

С презентацией





26-27

Рыночное общество

Круглый стол





28

Эволюция капитализма

Урок ознакомления с

новым материалом



Основные этапы развития капитализма. Современный капитализм и его черты.

Знать основные этапы развития капитализма, особенности его современного периода. Уметь сравнивать особенности капиталистических отношений в разных странах.

29

Отношения между трудом и капиталом

Урок обобщения и систематизации знаний



Разделение труда. Специализация труда. Квалификация работника.

Знать принципы разделения труда. Знать понятие специализации труда. Знать основные составляющие понятия квалификации работника.

30

Рыночная экономика в условиях современной России

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Особенности перехода России к рынку. Либерализация, приватизация. «Шоковая терапия». Финансовый кризис. Результаты реформ. Либерализация приватизация. Особенности трудовой деятельности людей в доиндустриальном и индустриальном обществе. Взаимоотношения труда и капитала. Квалификация и профессионализм.

Знать материала по теме. Уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой уметь использовать полученные знания в практических целях.

31

Контрольная работа «Рыночная экономика»

Самостоятельная работа






Сфера производства






32

Ограниченность ресурсов

Урок ознакомления с

новым материалом





33

Материальное производство

Урок обобщения и систематизации знаний



Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы.

Знать, что такое «производство» и что составляет его основу. Характеризовать основные отрасли производства.


34-35

Производитель на рынке

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Постоянные и переменные издержки. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Разъяснять особенности хозяйственных субъектов. Знать законы экономического роста и развития. Уметь анализировать экономические циклы.


36

ВНП, его структура и роль в экономике

Комбинированный

С презентацией



Производство. Валовый национальный продукт (ВНП). ВВП. Предприятие. Фирма. Отрасль. Доход. Издержки. Классификация издержек.

Характеризовать модели поведения производителя на рынке. Знать определения по теме. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

37

Предпринимательство

Урок ознакомления с

новым материалом



Предпринимательство как институт общества. Малый бизнес и его характеристика.


Знать в чем заключается сущность предпринимательства как социального и экономического института общества. Знать особенности организации малого бизнеса и его роль в экономике страны.

38-39

Формы организации бизнеса

Урок обобщения и систематизации знаний



Формы организации бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Предпринимательство.


Знать формы организации бизнеса. Знать источники финансирования бизнеса. Знать отличительные особенности предпринимательства.

40

Инфраструктура рыночной экономики

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Инфраструктура. Биржи. Брокеры. Дилеры. Рынок ценных бумаг. Акция. Ваучер. Облигация. Вексель.

Знать, что включается в понятие « инфраструктура», какова ее основа. Уметь моделировать ситуацию поведения на биржах.


41

Деньги. Законы денежного обращения

Комбинированный

С презентацией





42

Причины и виды инфляции

Круглый стол





43

Банк и банковская деятельность

Урок диспут



Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Банки. Банковская деятельность. Инфляция.

Давать характеристику банкам и банковской деятельности. Объяснять причины и последствия инфляции.

44

Центральный банк РФ

Урок ознакомления с

новым материалом



45-46

Роль государства в экономике

Урок обобщения и систематизации знаний



Роль государства в экономике. Бюджет. Профицит и дефицит бюджета. Государственный бюджет. Сальдо. Общественные блага. Внешние эффекты. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Знать, в чем заключается деятельность государства как экономического субъекта. Знать какие существуют способы воздействия государства на экономику. Знать понятие государственный бюджет и его характеристики.

47-48

Налоговая система

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Налогообложение. Виды налогов. Государственный долг. Банкротство. Дефолт. Кредитно- финансовая политика государства.

Знать, что такое налогообложение. Знать виды налогов. Уметь анализировать ситуацию с внутренними и внешними долгами государства. Уметь объяснять суть дефолта и его последствия.

49

Контрольная работа «Сфера производства»

Самостоятельная работа






Политическая система общества






50

Политическая власть

Урок ознакомления с

новым материалом



Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Политика как общественное явление.


Характеризовать особенности властных отношений. Анализировать государства с точки зрения определенного типа власти. Знать понятия по теме.

51-52

Сущность и организация государства

Урок обобщения и систематизации знаний



Государство как главный институт политической власти. Признаки и функции государства.


Знать, что представляет собой государство как институт политической системы общества. Характеризовать признаки государства.


53

Формы государственного устройства

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Территориальная организация государства. Государство. Формы государства: унитарное, федеративное, конфедерация, содружество.


Описывать особенности территориального устройства государства на конкретных примерах. Знать понятия по теме.

54

Формы правления

Комбинированный

С презентацией





55

Местное самоуправление

Урок ознакомления с

новым материалом



Сущность и функции местного самоуправления. Из мировой истории местного самоуправления.


Знать сущность местного самоуправления и его роль в обществе. Характеризовать основные функции местного самоуправления.

56

Политические режимы

Урок обобщения и систематизации знаний



Политическая жизнь общества. Политический режим. Типология политических режимов.


Знать, что такое политическая жизнь общества. Характеризовать сущность политических режимов государств.

57

Партии и общественные организации

Комбинированный урок с элементами дискуссии




Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль СМИ в жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя.


Уметь разъяснять основы политической программы партии. Давать оценку деятельности СМИ.

58

Модели политической системы современного общества

Комбинированный

С презентацией





59

Контрольная работа «Политическая система общества»

Самостоятельная работа






Политическая жизнь общества






60

Условия политической жизни

Урок ознакомления с

новым материалом



Демократия. Ее ценности и признаки. Выборы в демократическом обществе. Политическая деятельность. Политические цели и средства. Опасность политического экстремизма.

Знать признаки демократии. Уметь выделять политические цели и средства.

61

Формы управления политической жизнью

Урок обобщения и систематизации знаний



Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль СМИ в жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя.


Уметь разъяснять основы политической программы партии. Давать оценку деятельности СМИ.

62

Механизмы участия граждан в управлении политической жизнью

Комбинированный урок с элементами дискуссии






63

Избирательное право

Комбинированный

С презентацией



Избирательное право и его сущность. Избирательная кампания. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация.


Знать формы участия граждан в политической жизни страны. Давать характеристику политической партии, определять сущность их функций.

64

Политическая философия

Круглый стол





65

Субъекты политической жизни

Урок ознакомления с

новым материалом



Политические группы как субъекты политической жизни. Лобби. Группы давления. Группы интересов.

Знать, кто может выступать в роли субъекта политической жизни. Характеризовать модели поведения субъектов политической жизни.

66

Особенности политического процесса в России

Урок обобщения и систематизации знаний



Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества. Гражданские инициативы.

Знать признаки гражданского общества, характеризовать взаимоотношения государства и общества.

67

Контрольная работа «Политическая жизнь общества»

Самрстоятельная работа





68


Круглый стол





69

Итоговое повторение по курсу






70

Итоговое повторение по курсу













Свежие документы:  Темперамент - что это

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: