Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию 10 класс
Автор: Мальцева Марина Анатольевна
2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В связи с тем, что в 10 классе предусмотрено изучение курса «Основы регионального развития», в рабочую программу не включен блок «НРК». 7 часов, предусмотренных программой Кравченко на его изучение, распределены между темами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов | В том числе уроки: | |||
теоретические | практические | контрольные | ||
Научное познание общества | 11 | 11 | — | |
Развитие общества | 12 | 11 | — | 1 |
Рыночная экономика | 9 | 8 | — | 1 |
Сфера производства | 18 | 17 | — | 1 |
Политическая система общества | 10 | 9 | — | 1 |
Политическая жизнь общества | 10 | 9 | — | 1 |
итого | 70 | 65 | — | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «Обществознание» 10 КЛАСС
(70 ЧАСОВ)
Познание окружающего мира
Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. Понятие относительной истины. Практика как критерий истины. Инструменты познания. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, его основные компоненты. Основные формы и элементы философского постижения мира.
Основное понятие темы: познание, сенсуализм, рационализм, исследование, истина, ложь, дедукция, индукция
История воззрений на общество.
Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад английских, немецких и французских философов 16-18 вв. в развитие обществознания. Влияние идей А.Смита и Д.Рикардо на развитие экономики. Вклад Н.Макиавелли в развитие политической мысли. Сравнительные исследования культуры Э.Тайлора, Л.Моргана, Дж.Фрейзера, О.Конта и зарождение социологии.
Основные понятия темы: общественные науки, экономика, политология, культурология, психология.
Строение общества.
Понятие о биологических сверхорганизмах. Общество как социальная иерархия и как совокупность различных сфер. Общество как совокупность социальных институтов. Четыре главных института общества, их характеристика и роль в становлении человеческого общества. Институт как совокупность социальных организаций.
Основные понятия темы: общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, культурная сфера
Цивилизация и общество.
Цивилизация как интегральное понятие. Сходство и различие между культурой и цивилизацией. Взгляд на цивилизацию О.Шпенглера. Цивилизация как степень социального и культурного развития страны. Важнейшие признаки цивилизации. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Культурное своеобразие России. Основные концепции цивилизации в современной науке: теория стадиального развития цивилизации и теория локальных цивилизаций. Комплексный подход к пониманию цивилизации. Понятие менталитета.
Основные понятия темы: цивилизация, культурно-исторический тип, менталитет
Современное общество
Три стадии в истории человеческого общества: общество охотников и собирателей, аграрное и индустриальное общество. Хронологические рамки и зарождение современного общества, его отличительные черты. Урбанизация и индустриализация как факторы изменения современного общества. Переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, урбанизация, индустриализация
Модернизация.
Сущность теории модернизации. Понятие социального прогресса как стержня процесса модернизация. Роль технического прогресса в модернизации общества. Культурное своеобразие и универсальность в развитии различных стран. Особенности заимствования отставшими в своем развитии странами западных технологий и капиталовложений. Специфика органической и неорганической модернизации. Особенности модернизации в России.
Основные понятия темы: органическая и неорганическая модернизация, технический прогресс
Глобализация человеческого общества.
Постиндустриальное общество как надмировое сообщество. Наднациональные органы управления и союзы. Процесс глобального разделения труда. Процесс приобщения к единому культурному опыту. Международная миграция. Роль компьютерных технологий в глобализации общества. Воздействие телевидения на современное общество.
Основные понятия темы: глобализация, наднациональные единицы, СМИ
Мировая система.
Понятие о мировой системе и мировом сообществе. Теория мировой системы У.Валлерштайна. Мировое разделение труда. Характеристика обществ, входящих в мировое ядро. Государства полупериферии и периферии. Социально-экономические и политические особенности стран «третьего» мира.
Новый подход к объяснению структуры мирового сообщества. Понятие о «транснациональном мире». Постиндустриальный север, высокоиндустриальный Запад, развивающийся новый Восток, сырьевой Юг. Геополитическая перестройка мира. Характерные тенденции нового мирового пространства.
Основные понятия темы: мировое сообщество, ядро мировой системы, полупериферия, периферия мировой системы, третий мир.
Экономическая наука. Экономические блага
Что изучает экономическая наука. Типы потребностей и их ранжирование. Основные элементы экономической деятельности.
Основные понятия темы: потребности, блага и услуги, экономические блага, производство, факторы производства, продукт, производительность, разделение труда
Экономическая система и её функции
Главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики, Типы экономических систем. Сравнительный анализ экономических систем
Основные понятия темы: экономическая система, традиционная экономика, централизованная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.
Закономерности формирования спроса. (2 часа)
Понятие о спросе и величине спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса. Товары заменители
Основные понятия темы: величина спроса, закон спроса, кривая спроса, нормальные товары, товары низшей категории, эластичность спроса, товары-заменители, дополняющие товары.
Закономерности формирования предложения.
Понятие о предложении и величине предложения. Закон предложения. Бухгалтерские и экономические затраты
Основные понятия темы: величина предложение, закон предложения, издержки производства, эластичность предложения, равновесная цена
Рыночное общество.
Влияние денег на потребности, желания и поведение потребителей. Плюсы и минусы рыночной экономики. Обмен – начало рыночной экономики, его зарождение и эволюция. Конкуренция и дефицит. Экономические блага и их распределение. Труд как дефицитный ресурс. Общественное производство в рыночном обществе.
Процесс и условия организации бизнеса. Закон убывающей доходности. Возрастание доходности и увеличение масштабов производства. Основные тенденции развития массового производства. Феномен массового потребителя и расширение потребностей.
Основные понятия темы: рыночная экономика, конкуренция, рыночное производство
Эволюция капитализма
Зарождение рыночного общества как института торговли. Обмен и торговля. Развитие торгового капитализма. Зарождение и развитие промышленного капитализма. Капитализм в сельском хозяйстве. Роль промышленности в накоплении капиталов.
Особенности капитализма в современной России и период первоначального накопления. Современный капитализм как тип смешанной экономики, её структура и особенности. Современные формы капитализма. Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Интернационализация хозяйственной жизни и влияние международных экономических организаций на развитие российского общества.
Основные понятия темы: обмен, торговля, торговый капитализм, смешанная экономика
Отношения между трудом и капиталом
Сущность капиталистического производства. Различие между работой, занятием и трудом: определение понятий. Основные параметры работы: субъект, объект, средства, рабочее место, рабочее время, задание, процесс труда. Наемные работники и наниматели. Труд как товар при капитализме. Вознаграждение и заработная плата. Цена рабочей силы и базис вознаграждения. Рынок труда и контроль рыночного предложения.
Определение квалификации и квалификационного разряда. Квалифицированный и неквалифицированный труд. Простой и сложный труд, характер задания. Оценка профессионализма работника. Формальная и реальная квалификация. Качество работы. Интеллектуальное разделение труда между работниками преимущественно физического и умственного труда.
Основное понятие темы: капитализм, специализация, квалификация
Ограниченность ресурсов.
Ограниченность ресурсов. Основные последствия ограниченности ресурсов. Мотивы поведения людей в сфере экономики. Граница производственных возможностей и факторы её изменения
Основные понятия темы: ограниченность, ограниченные блага, конкуренция, убывающая полезность, цена выбора, граница производственных возможностей.
Производитель на рынке.
Материальное производство как процесс создания материальных благ и услуг. Отрасль промышленности, критерии её выделения. Понятие ВНП, его структура и роль в экономике. Добывающая и обрабатывающая отрасли. Производство средств производства и производство предметов потребления, их роль в экономике страны.
Предприятие как исходная клеточка отрасли и юридическое лицо. Государственные, акционерные и частные предприятия. Функции предприятия. Специализация внутри предприятия и производственные цеха. Фирма как экономический и юридический агент.
Основные понятия темы: валовой национальный продукт, предприятие, фирма, отрасль, закон спроса и предложения, маркетинг
Предпринимательство и бизнес.
Производство как техническое и экономическое понятие. Появление сущность предпринимательства. Разграничение между предпринимательством и бизнесом. Понятие о малом бизнесе и его отличительные черты. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости и удовлетворении потребительского спроса. Малый бизнес как экономическая основа демократии. Преимущества малых предприятий над крупными. Проблемы малого бизнеса. Представление о семейном бизнесе. Организационные особенности большого (корпорации) и малого бизнеса (предпринимательство). Формы организации бизнеса. Организационные, экономические и юридические особенности корпорации. Роль акционеров в корпорации, их права и возможности.
Основные понятия темы: предпринимательство, бизнес, малый бизнес, товарищество, корпорация, акционеры
Инфраструктура рыночной экономики.
Рынок, биржа и банк как основа финансовой инфраструктуры. Биржа как экономический институт, история её развития. Биржа как канал концентрации рыночной информации. Задачи и функции банков в рыночной экономике. Банки в роли финансовых посредников. Коммерческие кредиты и ссуды. История формирования банковских институтов. Понятие о финансовом капитале. Банковский процент и банковские резервы. Покупка и продажа акций банками. Законные и незаконные формы поведения банков в экономике. Слияние банков.
Основные понятия темы: рынок, биржа, банк, брокеры, дилеры.
Роль государства в экономике.
Задачи государства по руководству экономикой. Основные экономические функции государства в современном обществе. Налогообложение и бюджет. Функции налогов. Основные виды налогов. Особенности налогообложения в России. Государственные и личные бюджеты как финансовые планы. Понятие о дефиците бюджета. Внутренний и внешний государственный долг. Представление о государственном банкротстве. Российский государственный долг. Статьи государственных расходов. Повышение налогов как способ пополнения госбюджета. Субсидирование социальной сферы.
Основные понятия темы: государственный бюджет, налогообложение, прямые налоги, государственный долг
Политическая власть.
Типология видов власти М.Вебера. Происхождение и особенности харизматической власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления. Легальная власть, её юридическая основа. Легальная власть и демократическое государство.
Основные понятия темы: харизматическая власть, традиционная власть, легальная власть, легитимная власть.
Сущность и организация государства.
Государство как важнейший элемент политической системы общества. Французские просветители и договорная теория государства. Территориальная организация государство. Государство как политическая организация общества. Автономии, местные власти, политическое пространство.
Типология форм территориального устройства государства. Унитарная форма государства и однонациональная страна. Федеративное устройство и многонациональные страны. Нестабильность конфедерации, её исторические формы.
Основные понятия темы: государство, унитарное государство, федерация, конфедерация
Местное самоуправление.
Исторические культурные варианты самоуправления. История самоуправления в России. Круг прав местного самоуправления, состав и структура руководящих органов. Функции местного самоуправления в демократическом обществе. Отличие местного самоуправления от государственного управления. Самоуправление и территориальная община в современной России.
Основные понятия темы: местное самоуправление, земство, территориальная община
Условия политической жизни.
Представление о политической жизни общества, её участники и субъекты действия. Факторы, влияющие на участие граждан в политической жизни общества. Понятие о политическом режиме. Черты авторитарного режима. Современные разновидности тоталитарного государства.
Отличительные характеристики демократического режима. Политические права и свободы в демократическом обществе. Гражданство как обязательное условие участия в политической жизни общества. Всеобщая декларация прав человека. Политическая активность и пассивность.
Основные понятия темы: политический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, демократический режим, гражданство, натурализация
Формы и механизмы политического участия.
Понятие о механизмах политического участия и его формах. Политические партии и движения. Институт гражданства. Избирательное право и голосование. Процедура голосование. Альтернативная и безальтернативная форма выборов. Референдум как способ волеизъявления населения, механизм всенародного голосования.
Политическая партия как механизм выражения и защиты интересов социальных групп. Формы и виды партийной деятельности. Внутренняя структура и организация партии. Функции и признаки политической партии. Содержание и роль политической программы. Основные типы политической философии: коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм.
Основные понятия темы: избирательное право, референдум, политическая партия, политическая программа, коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм
Субъекты политической жизни.
Классификация субъектов политической жизни. Различие между группами давления и группами интересов. Функции группы интересов и способы их осуществления. Законные и незаконные формы деятельности групп интересов.
Прямые и непрямые формы давления на власть. Лобби как группы давления. Формы и функции деятельности лоббистских групп в России. Элементы лоббистской тактики. Элита, состав и функции. Различные виды элиты. Феномен «четвертой власти». Особенности российской элиты.
Основные понятия темы: группа давления, группа интересов, лобби, элита
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема контрольной работы | Дата | |
1 | Современное общество | |
2 | Рыночная экономика | |
3 | Сфера производства | |
4 | Политическая система общества | |
5 | Политическая жизнь общества | |
| | |
Требования к уровню подготовки выпускника
Учащиеся должны знать:
Что представляет собой процесс познания, в чем заключаются особенности чувственного и рационального познания; основные компоненты теоретического уровня научного исследования, отличие истины от лжи;
Взгляды ученых на сущность общества и особенности его развития; имена людей, внесших вклад в становление наук об обществе;
Что такое общество и в чем заключаются его отличительные черты;
Что такое цивилизация, концепции её понимания;
Характерные особенности современного общества;
Что такое глобализация общества, факторы способствующие этому процессу;
Что представляет мировая система и из каких частей она состоит;
Особенности формирования капиталистических отношений и рыночного общества;
Что такое производство, его составная основа;
Сущность предпринимательства как социального и экономического института, особенности организации малого бизнеса, его роль в экономике;
В чем заключается деятельность государства как экономического субъекта, способы воздействия государства на экономику страны;
Что представляет собой государство как институт политической системы общества;
Что такое политическая жизнь общества, что подразумевается под избирательным правом гражданина, формы участия граждан в политической жизни;
Кто может выступать в роли субъектов политической жизни.
Учащиеся должны уметь:
Характеризовать научное познание, приводить примеры использования научных методов при исследовании объектов, проводить собственные исследования;
Анализировать историю возникновения общественных наук;
Анализировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни, характеризовать различные социальные институты;
Анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации, разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории;
На основе конкретных исторических фактов раскрывать сущность индустриального и постиндустриального обществ;
Анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества;
Объяснять влияние телевидения и других СМИ на формирование общественного мнения;
Анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности рыночной экономики;
Характеризовать институт торговли;
Характеризовать основные отрасли производства, особенности хозяйственных субъектов;
Характеризовать особенности властных отношений;
Характеризовать основные признаки государства, описывать особенности территориального устройства государства на конкретных примерах;
Определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе;
Давать характеристику политическим партиям и определять сущность их функций.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Оценка ставиться в соответствии со степенью усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков которые определяет программа обучения:
оценка «5» — ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
оценка «4» — ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
оценка «3» — ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
оценка «2» — ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
Система оценивания контрольных работ
Контрольные работы состоят из трех частей. Часть «А»- выбрать один правильный ответ к вопросу, часть «Б» — несколько правильных ответов, часть «С» открытый ответ. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом. Правильно выполненные задания Б оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания части С оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа: максимум – 5 баллов.
Шкала пересчета баллов в оценки:
оценка «2» — выполнение работы на 0-32,5%
оценка «3» — выполнение работы на 31%-55%
оценка «4» — выполнение работы на 57,5%-80%
оценка «5» — выполнение работы на 82,5%-100%
ЛИТЕРАТУРА
Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово» Допущено Министерством образования РФ
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. Рекомендовано Министерством образования РФ
Кравченко А.И Задачник по обществознанию 10-11 классы
Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 10-11 класс
Единый государственный экзамен. Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. Учебное пособие 10-11 класс/ Борисов С.В — Челябинск: Взгляд, 2006.
Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание 10 класс»
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс (к учебникам
Тема урока | Тип урока | Сроки проведения | Обязательный минимум содержания образования
| Требования к уровню подготовки учащихся | ||
По плану | фактически | |||||
| Научное познание общества | | | | | |
1 | Значение и особенности курса | Урок ознакомления с новым материалом | | | Общество Духовная сфера, социальная сфера, экономическая сфера, политическая сфера. | Знать основные обществоведческие термины. Уметь употреблять их в различных контекстах. Объяснять изученные соц. явления и процессы, приводить примеры. |
2 | Проблемы познаваемости общества | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Проблема познаваемости мира. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Научное познание. | Знать, что представляет собой процесс познания и особенности чувственного и рационального познания, основные компоненты теоретического уровня научного исследования. Владеть понятиями по теме. |
3 | Чувственное и рациональное познание | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Методы научных исследований. Особенности научного мышления. Познание: чувственное и рациональное. Деятельность. Исследование. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Виды человеческих знаний. | Владеть понятиями по теме. Объяснять понимание истины в современной науке и ее отличие от лжи. Уметь характеризовать научное познание, приводить конкретные примеры использования научных методов при исследовании. |
4 | Научное познание. Методы научных исследований | Комбинированный С презентацией | | | ||
5 | Понятие истины, ее критерии | Урок диспут | | | ||
6 | История воззрений на общество | Урок ознакомления с новым материалом | | | Философские и научные представления о человеке и обществе. | Знать позиции некоторых ученых на сущность общества и особенности его развития. Разъяснять сущность основных общественных наук. |
7 | Становление и развитие общественных наук | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Становление и развитие общественных наук. Общественные науки: философия, политология, социология, культурология, этнография, антропология. | Уметь анализировать историю возникновения наук об обществе, знать имена людей, внесших существенный вклад в их становление. |
8 | Человек как творец и творение | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Повторение, систематизация, обобщение изученного материала. | Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания. |
9 | Строение общества | Комбинированный С презентацией | | | Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. | Знать что такое общество и его отличительные признаки. Уметь анализировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни. |
10 | Социальные взаимодействия и общественные отношения | Урок диспут | | | | |
| Развитие общества | | | | | |
11 | Социальные институты, нормы, процессы | Урок ознакомления с новым материалом | | | | |
12 | Цивилизация и общество | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Многовариантность общественного развития. Общественный прогресс и его противоречивость. | Знать, что такое цивилизация, какие существуют концепции ее понимания. Уметь анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации. |
13 | Основные этапы эволюции цивилизации | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Цивилизации и формации. Основные этапы эволюции цивилизации. Цивилизация. Теория стадиального развития цивилизаций, теория локальных цивилизаций. Менталитет. | Разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории. |
14 | Научное познание общества | Комбинированный С презентацией | | | Познание. Знание. Сенсуализм. Рационализм. Исследование. Этапы исследования. Уровень научного исследования: эмпирический и теоретический. Истина. Ложь. Дедукция. Индукция. | Знать, какую роль в жизни общества играет познание. Уметь моделировать ситуации научного познания. Уметь выполнять проблемные задания. Знать понятия по теме. |
15 | Уровень научного исследования: имперический и теоретический | Урок ознакомления с новым материалом | | | История воззрений на общество. Общественные науки. Представители различных направлений воззрений на общество. Строение общества. Сферы и институты общества. Культурно-исторические типы. | Знать различные взгляды на развитие общества. Знать основные классификации цивилизаций. Знать факторы, определяющие сущность цивилизации. Уметь составлять сравнительную таблицу различных типов цивилизаций. |
16 | Истина. Ложь. Дедукция. Индукция | Урок обобщения и систематизации знаний | | | ||
17 | История воззрений на общество | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | ||
18 | Характерные черты современного мира | Комбинированный С презентацией | | | Характерные черты современного мира. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Закон ускорения истории. | Знать особенности современного общества и его характерные черты. Уметь объяснять сущность индустриального и постиндустриального общества. |
19 | Современное общество | Круглый стол | | | Гражданское общество. Индустриальное общество. Урбанизация. Постиндустриальное общество. | Уметь анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества. |
20 | Модернизация | Урок ознакомления с новым материалом | | | Основные подходы к пониманию модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. | Разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки. Сравнивать на основе конкретных примеров особенности органической и неорганической модернизации. |
21 | Органическая и неорганическая модернизация | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Научно-технический прогресс и его причины. Модернизация – добро или зло. | Уметь анализировать советские экономические преобразования с научной точки зрения. Знать суть и причины НТП. Уметь анализировать проблемы модернизации в различных странах. |
22 | Глобализация современного общества | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | | |
| Рыночная экономика | | | | | |
23 | Экономика. Экономические науки | Урок ознакомления с новым материалом | | | Экономика и экономическая наука | Знать, что представляет рыночное общество. Уметь анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества |
24 | Спрос и предложение | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Спрос и предложение. Рынок. Рыночное общество. Спрос. Предложение. Рыночные структуры. Конкуренция: совершенная и несовершенная. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. | Объяснять закономерности развития рыночной экономики. Знать отличия предпринимательства от бизнеса. Знать проблемы малого и среднего бизнеса. Уметь их анализировать. |
25 | Типы экономических систем | Комбинированный С презентацией | | | | |
26-27 | Рыночное общество | Круглый стол | | | | |
28 | Эволюция капитализма | Урок ознакомления с новым материалом | | | Основные этапы развития капитализма. Современный капитализм и его черты. | Знать основные этапы развития капитализма, особенности его современного периода. Уметь сравнивать особенности капиталистических отношений в разных странах. |
29 | Отношения между трудом и капиталом | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Разделение труда. Специализация труда. Квалификация работника. | Знать принципы разделения труда. Знать понятие специализации труда. Знать основные составляющие понятия квалификации работника. |
30 | Рыночная экономика в условиях современной России | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Особенности перехода России к рынку. Либерализация, приватизация. «Шоковая терапия». Финансовый кризис. Результаты реформ. Либерализация приватизация. Особенности трудовой деятельности людей в доиндустриальном и индустриальном обществе. Взаимоотношения труда и капитала. Квалификация и профессионализм. | Знать материала по теме. Уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой уметь использовать полученные знания в практических целях. |
31 | Контрольная работа «Рыночная экономика» | Самостоятельная работа | | | | |
| Сфера производства | | | | | |
32 | Ограниченность ресурсов | Урок ознакомления с новым материалом | | | | |
33 | Материальное производство | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. | Знать, что такое «производство» и что составляет его основу. Характеризовать основные отрасли производства. |
34-35 | Производитель на рынке | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Постоянные и переменные издержки. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | Разъяснять особенности хозяйственных субъектов. Знать законы экономического роста и развития. Уметь анализировать экономические циклы. |
36 | ВНП, его структура и роль в экономике | Комбинированный С презентацией | | | Производство. Валовый национальный продукт (ВНП). ВВП. Предприятие. Фирма. Отрасль. Доход. Издержки. Классификация издержек. | Характеризовать модели поведения производителя на рынке. Знать определения по теме. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. |
37 | Предпринимательство | Урок ознакомления с новым материалом | | | Предпринимательство как институт общества. Малый бизнес и его характеристика. | Знать в чем заключается сущность предпринимательства как социального и экономического института общества. Знать особенности организации малого бизнеса и его роль в экономике страны. |
38-39 | Формы организации бизнеса | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Формы организации бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Предпринимательство. | Знать формы организации бизнеса. Знать источники финансирования бизнеса. Знать отличительные особенности предпринимательства. |
40 | Инфраструктура рыночной экономики | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Инфраструктура. Биржи. Брокеры. Дилеры. Рынок ценных бумаг. Акция. Ваучер. Облигация. Вексель. | Знать, что включается в понятие « инфраструктура», какова ее основа. Уметь моделировать ситуацию поведения на биржах. |
41 | Деньги. Законы денежного обращения | Комбинированный С презентацией | | | | |
42 | Причины и виды инфляции | Круглый стол | | | | |
43 | Банк и банковская деятельность | Урок диспут | | | Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Банки. Банковская деятельность. Инфляция. | Давать характеристику банкам и банковской деятельности. Объяснять причины и последствия инфляции. |
44 | Центральный банк РФ | Урок ознакомления с новым материалом | | | ||
45-46 | Роль государства в экономике | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Роль государства в экономике. Бюджет. Профицит и дефицит бюджета. Государственный бюджет. Сальдо. Общественные блага. Внешние эффекты. Основы денежной и бюджетной политики государства. | Знать, в чем заключается деятельность государства как экономического субъекта. Знать какие существуют способы воздействия государства на экономику. Знать понятие государственный бюджет и его характеристики. |
47-48 | Налоговая система | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Налогообложение. Виды налогов. Государственный долг. Банкротство. Дефолт. Кредитно- финансовая политика государства. | Знать, что такое налогообложение. Знать виды налогов. Уметь анализировать ситуацию с внутренними и внешними долгами государства. Уметь объяснять суть дефолта и его последствия. |
49 | Контрольная работа «Сфера производства» | Самостоятельная работа | | | | |
| Политическая система общества | | | | | |
50 | Политическая власть | Урок ознакомления с новым материалом | | | Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Политика как общественное явление. | Характеризовать особенности властных отношений. Анализировать государства с точки зрения определенного типа власти. Знать понятия по теме. |
51-52 | Сущность и организация государства | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Государство как главный институт политической власти. Признаки и функции государства. | Знать, что представляет собой государство как институт политической системы общества. Характеризовать признаки государства. |
53 | Формы государственного устройства | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Территориальная организация государства. Государство. Формы государства: унитарное, федеративное, конфедерация, содружество. | Описывать особенности территориального устройства государства на конкретных примерах. Знать понятия по теме. |
54 | Формы правления | Комбинированный С презентацией | | | | |
55 | Местное самоуправление | Урок ознакомления с новым материалом | | | Сущность и функции местного самоуправления. Из мировой истории местного самоуправления. | Знать сущность местного самоуправления и его роль в обществе. Характеризовать основные функции местного самоуправления. |
56 | Политические режимы | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Политическая жизнь общества. Политический режим. Типология политических режимов. | Знать, что такое политическая жизнь общества. Характеризовать сущность политических режимов государств. |
57 | Партии и общественные организации | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль СМИ в жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя. | Уметь разъяснять основы политической программы партии. Давать оценку деятельности СМИ. |
58 | Модели политической системы современного общества | Комбинированный С презентацией | | | | |
59 | Контрольная работа «Политическая система общества» | Самостоятельная работа | | | | |
| Политическая жизнь общества | | | | | |
60 | Условия политической жизни | Урок ознакомления с новым материалом | | | Демократия. Ее ценности и признаки. Выборы в демократическом обществе. Политическая деятельность. Политические цели и средства. Опасность политического экстремизма. | Знать признаки демократии. Уметь выделять политические цели и средства. |
61 | Формы управления политической жизнью | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль СМИ в жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя. | Уметь разъяснять основы политической программы партии. Давать оценку деятельности СМИ. |
62 | Механизмы участия граждан в управлении политической жизнью | Комбинированный урок с элементами дискуссии | | | | |
63 | Избирательное право | Комбинированный С презентацией | | | Избирательное право и его сущность. Избирательная кампания. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. | Знать формы участия граждан в политической жизни страны. Давать характеристику политической партии, определять сущность их функций. |
64 | Политическая философия | Круглый стол | | | | |
65 | Субъекты политической жизни | Урок ознакомления с новым материалом | | | Политические группы как субъекты политической жизни. Лобби. Группы давления. Группы интересов. | Знать, кто может выступать в роли субъекта политической жизни. Характеризовать модели поведения субъектов политической жизни. |
66 | Особенности политического процесса в России | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества. Гражданские инициативы. | Знать признаки гражданского общества, характеризовать взаимоотношения государства и общества. |
67 | Контрольная работа «Политическая жизнь общества» | Самрстоятельная работа | | | | |
68 | | Круглый стол | | | | |
69 | Итоговое повторение по курсу | | | | | |
70 | Итоговое повторение по курсу | | | | | |