МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ ___________
«_____» _________ 2014г. | «Утверждено» Директор школы ___________/Л.В.Головня «_____»___________ 2014г. | |
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса (уровень освоения программы: профильный) Учитель Распутина Ольга Геннадьевна, высшая квалификационная категория Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по _____________ для общеобразовательных школ (далее указать точное название программы и её выходные данные) 2014/2015 учебный год |
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Тема «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
Тема «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
Тема «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
Тема «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Рабочая программа на основе нормативных документов:
— Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2014 /2015 учебный год;
— примерная программа Л.Н. Боголюбова «Обществознание» ;
— письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
Учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312), согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 9, 11 классов составляет 34 учебные недели. Таким образом в календарно-тематическое планирование по обществознанию ( профильный уровень) в 11 классе внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа ( 34 *3=102 часа).
Содержание разделов и тем учебного курса
Введение (1 ч)
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества (28 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества (28 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 3. Духовная культура (16 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 4. Современный этап мирового развития (8 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Резерв времени — 22 ч.
Учебно- тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | ||
Теоретическое обучение | Практические и творческие работы | |||
1 | Введение | 1 | 1 |
|
2 | Социальное развитие современного общества | 28 | 24 | 4 |
3 | Политическая жизнь современного общества | 28 | 24 | 4 |
4 | Духовная культура | 16 | 10 | 6 |
5 | Современный этап мирового развития | 8 | 4 | 4 |
6 | Резерв времени | 22 |
|
|
| Итого | 102 | 62 | 18 |
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
• конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
• совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайонах, городе Тайшете и Тайшетском районе.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков учащихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний учащихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ учащегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний учащихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения ученика, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль учащихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
● Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Критерии оценивания
5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) | |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть — заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Перечень учебно-методического обеспечения
10-11 кл
| Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. «Обществознание. 11 класс. Профильный уровень» учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2008 год.Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова.М.: Просвещение. 2008 год. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.М.: Просвещение. 2008 год. «Обществознание».11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. «Учитель».Волгоград.2007год
|
Список литературы (основной и дополнительной)
1. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.
2. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 10кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
3. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2003.
5. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.
6. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.
7. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2001.
8. Захарова Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»-М., Школа-Пресс,1999.
9. Кожин Ю.А. Практикум по праву. 11кл., — М.,»Русское слово»,2000
Дополнительная литература для учащихся:
1. Нормативные документы:
* Всеобщая декларация прав человека;
* Декларация прав ребенка;
* Конвенция о правах ребенка;
* Конституция РФ.
2. Кравченко А.И. Обществознание: учебники для 10-11кл.:-М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007
3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь.-М., 2010
4. Никитин А.Ф. Основы права.10-11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2007
5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерации
Президент России: официальный сайт
https://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста
https://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
Календарно- тематическое планирование
Раздел тема подтема | Календарные сроки | МПС | Тип урока, приемы и методы, используемые на уроке | Практические, лабораторные работы, творческие работы | Контроль знаний (указать вид контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачет и т.д.) | Использование информационных технологий | Учебно- наглядный комплекс | |
1-3 | Социальная структура и социальные отношения |
| история | Урок изучения нового материала |
| Беседа | м/м проектор
| таблица «Социальная структура» |
4-6 | Социальные институты |
|
| Урок исследование |
| Фронтальный опрос, работа с документом |
|
|
7-9 | Роль экономики в жизни общества |
| экономика | Урок исследование |
| Самостоятельная работа |
|
|
10-12 | Социальные статусы и роли |
| история | Изучения нового материала | проект «Статус» | Тест |
| таблица «Социальные роли» |
13-15 | Социальные ценности и нормы |
| литература | Урок анализ |
| Беседа | м/м проектор
|
|
16 | ПОУ по теме: «Социальные институты» |
|
| Урок контроля и проверки знаний |
| Контрольная работа |
|
|
17-19 | Отклоняющееся поведение и социальный контроль |
|
| Урок анализ |
| Лекция с элементами проблемной беседы | м/м проектор
|
|
20-21 | Социальные интересы и формы социального взаимодействия |
|
| Урок проблема |
| Практикум |
|
|
22-24 | Этнос и нация |
| история география | Урок анализ |
| Лекция с элементами проблемной беседы | м/м проектор
| карта |
25-27 | Межэтнические отношения и национальная политика |
| история | Урок исследование |
| Тест с разноуровневыми заданиями | м/м проектор
| карта |
28 | ПОУ по теме: «Межэтнические отношения» |
|
| Урок контроля и проверки знаний |
| Тест |
|
|
29-30 | Демография современной России |
| география | Комбинированный урок |
| Работа с учебником и документами | м/м проектор
| карта, таблица |
31-33 | Институт семьи и брака |
|
| Урок с элементами дискуссии |
| Проблемная беседа. Дискуссия | м/м проектор
|
|
34-35 | Быт и бытовые отношения |
| история | Урок исследование |
| Работа с текстом | м/м проектор
|
|
36-38 | Молодежь в современном обществе |
|
| Урок проблема | творческая работа «Молодежная субкультура» | Лекция с элементами проблемной беседы | м/м проектор
|
|
39-40 | Социальная структура российского общества |
|
| Урок практикум | практическая работа с документами | Практикум | м/м проектор
| таблица «Социальная структура» |
41 | ПОУ: «Социальное развитие современного общества» |
|
| Урок контроля и проверки знаний |
| Лекция с элементами проблемной беседы |
|
|
42-44 | Политическая система и политический режим |
| право | Урок рассуждение |
| Тест с разноуровневыми заданиями |
| Таблица «Политическая система» |
45-47 | Демократия |
| история | Урок рассуждение |
| Проблемная беседа. Дискуссия |
|
|
48-49 | Государство в политической системе |
|
| Урок исследование |
| Работа с текстом |
|
|
50-52 | Правовое государство и гражданское общество |
| история | Урок анализ |
| Лекция с элементами проблемной беседы |
|
|
53-55 | Роль СМИ в политической жизни |
|
| Урок практикум | анализ газет, журналов | Лекция с элементами проблемной беседы | м/м проектор
|
|
56 | ПОУ по теме: «Политическая система» |
|
| Урок контроля и проверки знаний |
| Работа с учебником и документами |
|
|
57-60 | Политическое сознание и политическое поведение |
|
| Урок рассуждение |
| Проблемная беседа. Дискуссия |
|
|
61-63 | Политические партии и движения |
|
| Урок анализ |
| Работа с текстом |
| Таблица «Политические партии» |
64-65 | Лидеры и элиты в политической жизни |
| история | Урок рассуждение | проект «Лидер» | Лекция с элементами проблемной беседы | м/м проектор
|
|
66-68 | Выборы в демократическом обществе |
|
| Урок практикум | игра- практикум | Практикум |
|
|
69 | ПОУ по теме: «Политические партии» |
|
| Урок контроля и проверки знаний |
| Лекция с элементами проблемной беседы |
|
|
70-72 | Человек в политической жизни |
|
| Урок рассуждение |
| Тест с разноуровневыми заданиями |
|
|
73-74 | Политический конфликт |
| история | Урок практикум | практическая работа «Типы и виды конфликтов» | Проблемная беседа. Дискуссия | м/м проектор
|
|
75-76 | Политический процесс |
|
| Урок исследование |
| Работа с текстом |
|
|
77 | ПОУ: «Политическая жизнь современного общества» |
|
| Урок контроля и проверки знаний |
| Лекция с элементами проблемной беседы |
|
|
78-79 | Духовное развитие общества |
| литература | Урок анализ |
| Лекция с элементами проблемной беседы |
|
|
80-81 | Духовный мир личности |
| литература | Урок рассуждение |
| Проблемная беседа. Дискуссия | м/м проектор
|
|
82-84 | Мораль и нравственность |
| история | Урок практикум | практическая работа | Работа с текстом |
|
|
85 | ПОУ по теме «Духовный мир человека» |
|
| Урок контроля и проверки знаний |
| Лекция с элементами проблемной беседы |
|
|
86-87 | Наука |
|
| Урок анализ |
| Практикум |
|
|
88-89 | Образование |
|
| Урок рассуждение |
| Лекция с элементами проблемной беседы | м/м проектор
|
|
90-91 | Роль религии в жизни общества |
| история | Урок практикум | творческая работа «Религия» | Тест с разноуровневыми заданиями | м/м проектор
| таблица «Виды религиозных верований» |
92-93 | Место искусства в духовной культуре |
| история | Урок исследование |
| Проблемная беседа. Дискуссия |
|
|
94-95 | Массовая культура |
|
| Урок рассуждение | творческая работа «Виды культуры» | Работа с текстом | м/м проектор
|
|
96 | ПОУ: «Духовная культура» |
|
| Урок контроля и проверки знаний |
| Лекция с элементами проблемной беседы |
|
|
97-98 | Многообразие современного мира |
|
| Урок анализ |
| Тест с разноуровневыми заданиями |
|
|
99 | Глобализация и ее последствия |
| биология, английский язык | Урок рассуждение |
| Проблемная беседа. Дискуссия | м/м проектор
|
|
100 | Сетевые структуры в современной мировой политике |
|
| Урок практикум | анализ сетевого взаимодействия | Работа с текстом |
|
|
101 | Целостность и противоречивость современного мира |
| история | Урок контроля и проверки знаний |
| Лекция с элементами проблемной беседы |
|
|
102 | ПОУ: « Современный этап мирового развития» |
|
| Урок контроля и проверки знаний |
| Проблемная беседа. Дискуссия |
|
|