Подготовил: учитель истории и обществознания
Категория: высшая
Сергиенко Владимир Александрович
Муниципальное образование Щербиновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 30 августа 2013 года протокол № 1
Председатель ____________ Л.В. Гарькавая
Подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
По обществознанию
Уровень образования (класс) основное общее образование, 5-9 класс
Количество часов 170
Учитель Сергиенко В.А.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования; примерной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011 года (Стандарты второго поколения); примерной программы по обществознанию для 5-6 классов (ФГОС), Русское слово, М., 2013 года.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 5-9 классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования. Обществознание. М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Данная программа составлена в связи с переходом на ФГОС второго поколения. Примерная программа совпадает с Программой автора Л. Боголюбова по данному курсу и рекомендована для пилотных школ. В данной программе учтены все требования стандартов второго поколения.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности. Правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраст. Освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Особенностью данного учебного образовательного учреждения МБОУ СОШ № 1 является:
— экспериментальная площадка по воспитательной работе (работа в системе коллективно- творческих дел)
— наличие в параллели спортивных классов по баскетболу.
Специфика учреждения учитывается в постановке целей обучения.
2. Общая характеристика учебного предмета обществознание
Данная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и примерных программ основного общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
В данной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований. На научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
3. Место учебного предмета обществознание в базисном учебном плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 1 им. Ляпидевского ст. Старощербиновской и рассчитана на ступень обучения.
Таблица тематического распределения количества часов
Содержание (разделы, темы) | Количество часов | ||||||
Примерная программа | Рабочая программа | ||||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел I. Социальная сущность личности | 27 |
|
|
|
|
|
1. | Введение | — | 1 |
|
|
|
|
2. | Человек в обществе. | 18 | 18 |
|
|
|
|
3. | Ближайшее окружение подростка. | 9 | 9 |
|
|
|
|
| Раздел II. Современное общество | 27 |
|
|
|
|
|
4. | Общество – большой «дом» человечества. | 12 | — | 12 |
|
|
|
5. | Общество, в котором мы живём. | 15 | — | 10 |
|
|
|
| Раздел III. Социальные нормы | 27 |
|
|
| 10 |
|
6. | Регулирование поведения людей в обществе | 18 | — | 4 | 12 |
|
|
7. | Основы российского законодательства. | 9 | — | 3 |
|
|
|
| Раздел IV.Экономика и социальные отношения | 27 |
|
|
| 10 |
|
8. | Мир экономики. | 12 | — |
|
|
|
|
9. | Человек в экономических отношениях. | 6 |
|
| 8 |
|
|
10. | Мир социальных отношений. | 9 |
|
|
|
|
|
| Раздел V. Политика. Культура. | 27 |
|
|
|
| 17 |
11. | Политическая жизнь общества. | 16 |
|
| 5 |
| 7 |
12. | Культурно-информационная среда общественной жизни. | 8 | — |
|
| 4 |
|
13. | Человек в меняющемся обществе. | 3 | — |
| 3 |
|
|
16. | Резерв. | 40 | 6 | 5 | 6 | 10 | 10 |
| Итого | 175 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
4. Результаты освоения обществознания в основной школе:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, Малой Родине; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
5. Характеристика содержания основного общего образования
по обществознанию
Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.
— Последовательность, предложенная в примерной программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе обучения. При распределении тем рабочей программы по обществознанию в основной школе имелось в виду, что каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и относительно завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира.
— в 5 классе изучение содержания программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета начинается с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание уделяется нравственным основам межличностных отношений.
— в 6 классе — формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском и кубанском обществе : о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, уважения к людям различных конфессий и национальностей, а так же общероссийской идентичности.
— 7 класс — центральной темой в содержании курса по обществознанию выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами. Проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.
— 8—9 классы — происходит более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности. Подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли России, а так же роли и места в мировом сообществе Краснодарского края.
Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с Примерной программой по предмету.
5 класс 34 часа
ВВЕДЕНИЕ. Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 5 класса.
Глава 1. ЧЕЛОВЕК В обществе.
Загадка человека. Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального начал в человеке. Социальная среда обитания человека.
Потребности человека. Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Материальные, социальные и духовные потребности. Возвышение потребностей.
Человеческие интересы. Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.
Как человек оценивает себя и других. Человек в оценке других людей. Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека.
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.
Деятельность. Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность.
Как человек познает мир и самого себя. Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.
Образование и самообразование. Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.
Социализация. Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.
Положение человека в обществе. Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирождённые качества человека. Приобретённые качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.
Возрасты нашей жизни. Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.
Особенности подросткового возраста. Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.
Что такое гендер. Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.
Различия в поведении мальчиков и девочек. Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Национальная принадлежность. Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чём проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность.
Юные граждане России. Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Гражданскоправовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.
Здоровый образ жизни. Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие.
Безопасность жизни. Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.
Промежуточный контроль .
Глава 2. БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ подростка.
Самые близкие люди . Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.
Семейные отношения. Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.
Семейные ценности и традиции. Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.
Забота и воспитание в семье. Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.
Государственная поддержка семьи. Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Детисироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
Человек в малой группе. Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.
Общение. Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.
Межличностные конфликты. Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.
Промежуточный контроль. Итоговый контроль.
6. Тематическое планирование
Темы, входящие в данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика | |
I. Введение II. Человек в обществе. III. Ближайшее окружение подростка.
| Место обществознания в системе школьного образования. 1. Загадка человека 2. Потребности человека. 3. Человеческие интересы. 4. Как человек оценивает себя и других. 5. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. 6. Деятельность. 7. Как человек познает мир и самого себя. 8. Образование и самообразование. 9. Социализация. 10. Положение человека в обществе. 11. Возрасты нашей жизни. 12. Особенности подросткового возраста. 13. Что такое гендер. 14. Различия в поведении мальчиков и девочек. 15. Национальная принадлежность. 16. Юные граждане России. 17. Здоровый образ жизни. 18. Безопасность жизни. 19. Промежуточный контроль. 20. Самые близкие люди. 21. Семейные отношения. 22. Семейные ценности и традиции. 23. Забота и воспитание в семье. 24. Государственная поддержка семьи. 25. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. 26. Человек в малой группе. 27. Общение. 28. Межличностные конфликты. 29. Промежуточный контроль. 30. Итоговый контроль. | Общество как предмет обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознание. Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов. Человек в оценке других людей. Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидами. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов. Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность. Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание..Самопознание. Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование. Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание. Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирожденные и приобретенные качества человека. Социальное положение школьника. Разнообразие социальных статусов. Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста. Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Отношения со сверстниками. Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли. Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чем проявляются национальные различия. Миграция и мигранты. Толерантность. Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности. Зачем человеку здоровье? Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие. Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью и как не допустить их возникновения. Проверить степень усвоения учащимися пройденного материала. Итоговые вопросы к главе первой. Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье. Семья и семейные отношения. Супружество. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов. Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура. Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье. Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Общество как совокупность различных групп. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Конформизм. Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость. Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов. Итоговые вопросы к главе второй. Тестовые задания. | Объяснять общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. Определять отличие общественных наук от других видов наук, а также отличие школьного предмета от науки. Объяснять значение понятий: социальный, биологический. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. Проводить сравнительный анализ отличия человека от животных. Проектная деятельность учащихся (рисунки, минисочинение) Объяснять термин «потребности» и привести примеры разных видов потребностей, определить на конкретных примерах расширение и возвышение своих потребностей. Приводить собственные примеры разумных и неразумных потребностей. Объяснять термины: интерес, иерархия интересов. Прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы на основе анализа конкретной ситуации по проблеме интересов человека. Объяснять значение понятия самооценка и какой она бывает, способности и мораль. Объяснять, как влияют моральные нормы и представления о добре и зле на собственную оценку и оценку других людей. Определять значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности. Подбирать материал в СМИ и интернет ресурсах о положении инвалидов в нашей стране и за рубежом, проанализировать его и сделать вывод. Сравнивать положение инвалидов в нашей стране и за рубежом по заданному алгоритму. Называть мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами. Используя схему «Структура деятельности» анализировать вид своей деятельности по выбору. На примере своих ежедневных действий выработать модель обучения в школе. Объяснять значение понятий «знание», «познание», «мышление». Называть отличия познания от самопознания. Используя схему, объяснять как человек познает мир и самого себя. Подготовиться к дискуссии на тему: «Делает ли самопознание человека лучше». Объяснять значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами. Представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся. Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. Объяснять и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль, ценности. Объяснять понятие социализация и перечислить социальные роли. Приводить примеры, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации. Определять от чего зависит положение человека в обществе. Определять сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценивать собственный социальный статус и социальные роли с привлечением полученных знаний. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности». Раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода. Соотносить себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой. Характеризовать особенности подросткового возраста как переходного, переломного. Научиться анализировать материал, предложенный в учебнике «Чувство взрослости» и описать, как проявляется чувство взрослости на собственных примерах. Объяснить смысл понятия гендер как «социальный пол». На основе анализа текста учебника объяснить утверждения: мужчина – «сильный пол». Женщина – «слабый пол» и выполнить практикум. Работая в группах, подготовить коллективный портрет «Мужчины в древнем мире: образ жизни». Объяснить, что различие в поведении мальчиков и девочек связаны с гендерной социализацией. Найти информацию и подготовить презентацию «Воспитание мальчиков и девочек у разных народов. Работая в группах, организованных по гендерному признаку, привести примеры детских игр, которые воспитывают мужские и женские качества. Объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность. Научиться задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при сборе информации об обычаях и традициях народов, проживающих на территории России. Подготовить презентацию о культуре других народов. Объяснить значение понятий гражданин, гражданство, права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ необходимо научиться выделять права человека и назвать те права, которыми учащиеся уже пользуются. Характеризовать основные составляющие здорового образа жизни. Прогнозировать свою физическую активность, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие здорового образа жизни. Научиться устанавливать причинно-следственные связи, анализируя составляющие здорового образа жизни и состояние своего здоровья. Характеризовать правила безопасной жизни, выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни. Научиться планировать пути достижения целей анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек. Научиться корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. Объяснить значение понятий, изученных в главе «Человек в обществе». Характеризовать права и свободы человека от рождения, знать возрастные и гендерные особенности человека. Объяснить кто такие современники. Семья и каково значение семьи для человека и общества. Научиться логически обобщать понятия. Давать характеристику семейным отношениям, назвать причины конфликтов в семье и пути их разрешения. Научиться формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией партнеров при выработке общего решения над вопросом: Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего? Объяснять значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными. Научиться строить классификацию, выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи. Объяснить понятие «воспитание», сравнить системы воспитания детей. Научиться построению жизненных планов во временной перспективе. Научиться планировать общие способы работы, работая в группах. Объяснять значение пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа. Объяснять, что такое «государственная социальная помощь», конкретизировать роль семьи в жизни человека и общества и аргументировать свой ответ. Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей. Научиться осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и сети Интернет, подбирая информацию о социальных приютах для детей и подростков. Объяснить, кто такие дети-сироты и социальные сироты, что такое усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Научиться находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптивных источников различного типа. Научиться исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей. Научиться планировать общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Объяснять понятия: Малая группа, конформизм, межличностные отношения. Описать поведение человека в различных малых группах. Научиться структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, подбирая ответ на вопрос: Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе, предложив способы решения этих проблем. Объяснять понятие общение, манера общения, дружба. Овладевать основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. Научиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Объяснять причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира. Научиться овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний. Научиться устанавливать причинно-следственные связи, рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях. Учиться управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов. Объяснять значение понятий, изученных в главе «Ближайшее социальное окружение человека». Характеризовать семейные отношения, семейные ценности, государственную поддержку семьи. В письменной форме провести тестовый контроль по изученному в курсе обществознания материалу. |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебники.
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М. «Просвещение», 2012.
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., 2009.
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., 2009.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2011.
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2011.
II. Дополнительная литература для учеников
Практикум по обществознанию. М.: Рольф, 2002..
Боголюбов Л.Н. Рабочие тетради по обществознанию. 5-9 класс. М., 2010
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М., 1997.
Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. — М., 1977.
Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. М., 1997.
Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2001. — Ч. 2.
Что такое. Кто такой. В 3 т. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых. М., 1992. — Вып. 1. Экономика.
Я познаю мир: Психология. М., 2001.
III. Методическая литература для учителя
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 – 11 класс. М., «Просвещение», 2009
Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. 6 кл. М., 2009
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М., 1985. — Ч. 2, 3.
Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990.
Маркуша А. М. Книга для сыновей и пап. М.: Педагогика, 1990.
Симоненко В. Д. Семейная экономика. М., 2000. — Гл. 1, 2.
IV. Ресурсы Интернета:
1. h ttp://fcior.edu.ru/ — федеральный портал школьных
цифровых образовательных ресурсов.
2. https://www.school-collection.edu.ru/ — цифровые
образовательные ресурсы для общеобразовательной
школы.
3. https://www.russkoe-slovo.ru/ — сайт издательства
«Русское слово»: имеется методический раздел.
4. https://antropogenez.ru/ — сайт посвящён последним
открытиям в области антропосоциогенеза.
5. https://www.ereport.ru/ — сайт, освещающий
современное состояние и перспективы развития
мировой экономики в целом и экономики
отдельных стран, в том числе и России.
6. https://expert.ru/ — сайт журнала «Эксперт» —
ведущего общественно-политического и
экономического журнала России.
7. https://www.polit.ru/ — на сайте есть раздел, где
публикуются тексты лекций ведущих российских и
зарубежных учёных, специализирующихся, в том
числе, и в области общественных наук.
8. https://postnauka.ru/ — сайт посвящён современной
науке, в том числе, общественным наукам.
9. https://www.scepsis.ru/ — сайт содержит актуальные
материалы по истории и анализу общественного
развития.
10. https://slon.ru/ — сайт содержит актуальную
информацию об экономическом и социально-
политическом развитии мира и России.
11. https://www.russianculture.ru/ — портал, посвящённый
российской культуре.
8. Планируемые результаты освоения содержания курса по обществознанию
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы. Характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека, возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою роль;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
СОГЛАСОВАННО СОГЛАСОВАННО
Протокол заседания методического заместитель директора
объединения учителей истории по учебно-воспитательной работе
от 28 августа. 2013 года № 1 ________ И.П. Лизунова
___________ В.А. Сергиенко. 30 августа 2013 года.
Согласовано
заместитель директора по УВР
_____________________________
«____» ______________20___года.
муниципальное образование Щербиновский район
станица Старощербиновская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Класс 5 «А», 5 «Б», 5 «В».____________________
Учитель _Сергиенко Владимир Александрович___
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы Сергиенко Владимира Александровича, учителя истории и обществознания. Программа утверждена протоколом педсовета № 1 от 30.08.2013 года.
Содержание раздела и тем | Кол — во часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | ||
план | Факт
| |||||
1 | Введение | 1 час |
|
| Введение с. 5 | Объяснять: общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. Определять отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки. Освоить назначение школьного предмета обществознание |
| Глава 1. ЧЕЛОВЕК В обществе — (21 час)
|
| ||||
2 | Загадка человека | 1 час |
|
| & 1, практикум с.13 | Объяснить значение понятий: социальный, биологический. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека, смогут подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах(рисунок, план, мини сочинение). Проводить сравнительный анализ отличия человека от животного. |
3 | Потребности человека | 1 час |
|
| & 2, вопрос 5, практикум 2 | Объяснять термин «потребности» и привести примеры разных видов потребностей, определить на конкретных примерах расширение и возвышение своих потребностей. Приводить собственные примеры разумных и неразумных потребностей ей. |
4 | Человеческие интересы | 1 час |
|
| & 3, пр актикум 1, 3 | Объяснять термины: интерес, иерархия интересов. Прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы на основе анализа конкретной ситуации по проблеме интересов человека. |
5 | Как человек оценивает себя и других | 1 час |
|
| & 4, практикум с.33 | Объяснять значение понятия самооценка, и какой она бывает, способности и мораль. Объяснять, как влияют моральные нормы и представления о добре и зле на собственную оценку и оценку других людей. |
6 | Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями | 1 час |
|
| & 5, проекты | Определять значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности. Подбирать материал в СМИ и интернет ресурсах о положении инвалидов в нашей стране и за рубежом. Анализировать его и сделать вывод. Сравнивать положение инвалидов в нашей стране и за рубежом по заданному алгоритму |
7 | Деятельность | 1 час |
|
| & 6, вопрос 6, практикум 3 | Называть мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами. Используя схему «Структура деятельности» анализировать вид своей деятельности по выбору. На примере характеристики своих ежедневных действий выработать модель обучения в школе |
8 | Как человек познает мир и самого себя | 1 час |
|
| & 7, вопрос 4, практикум 1 | Объяснять значение понятий «знания», «познание», «мышление». Называть отличия познания от самопознания. Используя схему, объяснять как человек познает мир и самого себя. Подготовиться к дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше» |
9 | Образование и самообразование | 1 час |
|
| & 8, проект, практикум 1 | Объяснять значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся. Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. |
10 | Социализация | 1 час |
|
| & 9, схема 1, практикум 2,4 | Объяснять и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль, ценности. Объяснять понятие социализация и перечислить социальные роли. Приводить пример, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации |
11 | Положение человека в обществе | 1 час |
|
| &10, схема 1, практикум 1. | Определять от чего зависит положение человека в обществе, определять, сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценивать собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности». |
12 | Возрасты нашей жизни | 1 час |
|
| & 11, таблица с. 83, практикум 1 | Раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода. Соотносить себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой |
13 | Особенности подросткового возраста | 1 час |
|
| & 12, вопрос 4, практикум 3 | Характеризовать особенности подросткового возраста как переходного, переломного. Научиться анализировать материал, предложенный в учебнике «Чувство взрослости» и описать, как проявляется чувство взрослости на собственных примерах |
14 | Что такое гендер | 1 час |
|
| & 13, практикум 3, с.98 | Объяснить смысл понятия гендер как «социальный пол». На основе анализа текста учебника объяснить утверждениям: мужчина-«сильный пол». Женщина — «слабый пол» и выполнить практикум. Работая в группах, подготовить коллективный портрет «Мужчины в древнем мире: образ жизни» |
15 | Различия в поведении мальчиков и девочек | 1 час |
|
| & 14, практикум 2,3,презентация | Объяснить, что различие в проведении мальчиков и девочек, связаны с природными различиями и гендерной социализацией. Найти информацию и подготовить презен6тацию «Воспитание мальчиков и девочек у разных народов. Работая в группах, организованных по гендернему признаку. Привести примеры детских игр, которые воспитывают мужские качества и женские качества |
16 | Национальная принадлежность | 1 час |
|
| & 15, практикум 1, Конституция, презентация | Объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность, миграция. Научиться задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при сборе информации об обычаях и традициях народов, проживающих на территории России. Подготовить презентацию о культуре других народов |
17-18 | Юные граждане России | 2 часа |
|
| & 16, Конституция, проект | Объяснить значение понятий гражданин, гражданство. Права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ, смогут назвать права, человека. Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, называть права, которым, вы уже пользуетесь. |
19-20 | Здоровый образ жизни | 2 часа |
|
| & 17, проект | Характеризовать основные составляющие здорового образа жизни. Прогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие здорового образа жизни. Научиться устанавливать причинно-следственные связи, анализируя составляющие здорового образа жизни и состояние своего здоровья |
21 | Безопасность жизни | 1 час |
|
| & 18, вопрос 3, схема 4 | Характеризовать правила безопасной жизни, выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни. Научиться планировать пути достижения целей анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек. Научиться корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. |
22 | Промежуточный контроль | 1 час |
|
| Итоговые вопросы к главе 1, 134-135 | Объяснить значение понятий, изученных в главе «Человек в обществе». Характеризовать права и свободы человека от рождения, знать возрастные и гендерные особенности человека. Научитсья устанавливать причинно-следственные связи, анализируя данные из различных источников информации по изучаемой проблеме. |
| Глава 2. БЛИЖАЙЩЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ (12 часов)
|
| ||||
23-24 | Самые близкие люди | 2 часа |
|
| & 19, проект «Моя родословная» | Объяснить кто такие современники. Семья и каково значение семьи для человека и общества. Научиться осуществлять логическую операцию обобщать понятия |
25 | Семейные отношения | 1 час |
|
| & 20, практикум 4 | Давать характеристику семейным отношениям ,назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения их. Научиться формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения над вопросом: Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего? |
26 | Семейные ценности и традиции | 1 час |
|
| & 21, проект «Семейные ценности» | Объяснять значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными. Научиться строить классификацию, выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи |
27 | Забота и воспитание в семье | 1 час |
|
| & 22, практикум 3, с. 167 | Объяснить понятие « воспитание», сравнить системы воспитания детей. Научиться построению жизненных планов во временной перспективе. Научиться планировать общие способы работы, работая в группах. Объяснять значение пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа |
28 | Государственная поддержка семьи | 1 час |
|
| & 23, практикум 1,3 | Объяснять, что такое «государственная социальная помощь», конкретизировать роль семьи в жизни человека и общества и аргументировать свой ответ. Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей. Научиться осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и сети Интернет, подбирая информацию о социальных приютах для детей и подростков. Научиться задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности |
29 | Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей | 1 час |
|
| & 24, словарь 4, презентация | Объяснить, кто такие дети- сироты и социальные сироты, что такое усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Научиться находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптивных источников различного типа и знаковой системы Научиться исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей Научиться планировать общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей |
30 | Человек в малой группе | 1 час |
|
| & 25, практикум 4, с.186 | Объяснять понятия: Малая группа, Конформизм Межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах. Научиться структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая ответ на вопрос: Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе, предложив способы решения этих проблем. Научиться оценивать собственное отношение с другими людьми |
31. | Общение | 1 час |
|
| & 26, вопрос 2,3, практикум 4, проект | Объяснять понятия общения, манера общения, дружба. Овладевать основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. Научиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
32 | Межличностные конфликты | 1 час |
|
| & 27, вопрос 4, практикум 3. | Объяснять причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира. Научиться овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний Научиться устанавливать причинно-следственные связи рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях, учиться управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов |
33 | Промежуточный контроль | 1 час |
|
| Итоговые вопросы к главе 2, с.201-202 | Объяснять значение понятий, изученных в главе «Ближайшее социальное окружение человека». Характеризовать семейные отношения, семейные ценности, государственную поддержку семьи. |
34 | Итоговый контроль | 1 час |
|
| Тестовые задания | В письменной форме провести тестовый контроль по изученному в курсе обществознания материалу |
| Итого | 34 часа |
|
|
|
|