Пояснительная записка
Рабочая программа уроков обществознания (включая экономику и право) для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с нормативными документами:
1. Примерная программа основного общего образования по обществознанию www.edu.ru,2012 г.
2. Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2012.
3.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерством образования и науки РФ от 05.03.2012 года № 1089.
4. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Обществознание», разработанной под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важный элемент содержания учебного предмета обществознания – опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Ц е л и.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, и на уроках, и в доступной социальной практике:
– на использование элементов причинно-следственного анализа;
– на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
– на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
– на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
– на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
– на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
– на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
– на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Основное содержание
Раздел 1. Человек
Жизнь — великое чудо. Зачем человек рождается. Возрастные периоды жизни человека. Что человек наследует от своих родителей. Почему нужно уважать старших
Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она?
Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показа-тель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
«Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.
Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств.
РАЗДЕЛ 2. СЕМЬЯ
Сколько «Я» в слове «семья». Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Семья и государство. Какие бывают семьи.
Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как правильно вести хозяйство
Что такое свободное время. Движение полезное и бе-полезное. Свободное время и телевизор. Домашний мастер. Что такое хобби.
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье
РАЗДЕЛ 3. ШКОЛА
Школьное образование. Как учили в прежние времена. Чему учит школа. Учись учиться.
Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления
Закрепить знания учащихся по теме. Решение творческих задач
РАЗДЕЛ 4. ТРУД
Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство
Труд и творчество. Кого можно назвать мастером и ремесленником . Творчество в искусстве
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.
РАЗДЕЛ 5. РОДИНА
Наша родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну. Что значит быть патриотом.
Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн
Гражданин – Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации
Мы – многонациональный народ. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности
РАЗДЕЛ 6. ДОБРОДЕТЕЛИ
Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» — главное правило доброго человека.
Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет».
Требования к уровню подготовки
знать/понимать
Способы взаимодействия человека с другими людьми;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность правовых норм и механизмы правового регулирования;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по обществознанию в 6 классе при 1 уроке в неделю (35 часа) по учебнику Боголюбова Л.Н. «Обществознание»
№ урока | Дата | Тема урока | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | |
План. | Факт. | ||||
1 |
|
| Введение. Как работать с учебником. | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы | с.5 |
Глава I. Человек (7 ч) | |||||
2 |
|
| § 1. Человек родился. | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | § 1, |
3 |
|
| § 2. Человек- личность. | Знать, какие качества характеризуют личность, и понимать, есть ли в них черты сильной личности и над чем они могут поработать, что можно воспитать в себе Уметь доказать, что человек не только биологическое, но и социальное существо; объяснять, о каких качествах говорят эти пословицы: «сто раз отмерь – один раз отрежь», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «без терпенья нет ученья», «не сиди на печи, будешь есть калачи» | § 2, |
4 |
|
| § 3. Особый возраст: отрочество. Учимся общаться. | Понимать, почему принято считать подростковый возраст переходным. Знать, какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов. Уметь объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством; пояснить свою точку зрения в вопросе: «как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?» | § 3, задания «в классе и дома» |
5 |
|
| § 4. Познай самого себя. Учимся узнавать и оценивать себя. | Знать, влияет ли самооценка на поведение человека. Понимать, зачем человек познает себя; как найти дело по душе. Уметь объяснять, нужно ли сравнивать себя c самим собой и другими; объяснять, каждый ли из нас талантлив и как это узнать | § 4, |
6 |
|
| § 5. Человек и его деятельность. Учимся правильно организовывать свои занятия. | Уметь объяснять значения слова «деятельность». Понимать, почему считают, что только человек может заниматься деятельностью. Знать, какие виды деятельности называют основными и почему | § 5, |
7 |
|
| § 6. Что человек чувствует, о чём размышляет. Учимся размышлять. | Знать, что такое потребности и какие потребности бывают у человека; что такое мышление. Понимать, что составляет духовный мир человека; чем чувства человека отличаются от его эмоций. Уметь рассказать, какие высшие чувства они знают | § 6, |
8 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек». | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное |
|
Глава II. Семья ( 5 ч) | |||||
9 — 10 |
|
| § 7. Семья- ячейка общества. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 7, |
11 |
|
| § 8. Семейное хозяйство. | Знать основные положения по теме урока: кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: «Что такое домашний труд? какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?». Понимать, для чего нужно семейное хозяйство | § 8, задания «в классе и дома» |
12 |
|
| § 9. Делу время, потехе час. | Знать основные положения по теме урока: какое время можно назвать свободным. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, почему говорят: «знай минутам цену, секундам счет», «отдых – это перемена вида деятельности»; рассказать, какие знают увлечения – хобби, как наполнить свободное время полезными делами | § 9, |
13 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья». | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
|
Глава III. Школа (4 ч) | |||||
14 — 15 |
|
| § 10. Профессия — ученик. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы в конце параграфа | § 10, с. 100– |
16 |
|
| § 11. Одноклассники, сверстники, друзья. | Знать основные положения по теме урока. Понимать, какого человека можно назвать хорошим товарищем и почему. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, что может помешать дружбе, привести примеры о том, как дружат разные ребята; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы | § 11, |
17 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа». |
| |
Глава IV. Труд (5 ч) | |||||
18 |
|
| § 12. Труд-основа жизни. Учимся трудиться и уважать труд. | Знать основные положения по теме урока: каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться. Понимать, почему труд по-разному оценивается. Уметь объяснять, чем богатый человек отличается от бедного; анализировать, делать выводы, отвечать | § 12, |
19 |
|
| § 13. Труд и творчество. Учимся творчеству. | Знать основные положения по теме урока: какие два значения имеет слово «ремесленник»; как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение». Понимать, как соотносятся красота и творчество, и привести примеры научного и художественного творчества Уметь объяснять, всякий ли мастер может быть назван творцом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий | § 13, |
20 — 21 |
|
| § 14. На пути к жизненному успеху.
| Знать основные положения курса: что сопутствует успеху в жизни. Понимать, как выбрать свое дело. Уметь объяснять, в чем человек видит свое счастье; можно ли в работе видеть смысл жизни; анализировать, делать выводы | § 14, |
22 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд». | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий |
|
Глава V. Родина (8 ч) | |||||
23 — 24 |
|
| § 15. Что значит быть патриотом. | Знать основные положения по теме урока: что такое федерация и субъект Российской Федерации; почему русский язык является государственным в РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять значение слова «патриот» | § 15, «классе и дома»
|
25 |
|
| § 16. Символика России. | Знать основные положения по теме урока: что изображено на гербе РФ; что означают цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять государственный гимн России. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | § 16, |
26 |
|
| § 17. Гражданин- Отечества достойный сын. | Знать основные положения по теме урока: что означает слово «гражданин»; права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства. Понимать главные обязанности граждан. Уметь объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | § 17, |
27 |
|
| § 18. Мы- многонациональный народ. Учимся уважать людей любой национальности. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; отвечать на вопросы после | § 18, |
28 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина». | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
|
Глава VI. Добродетели (4 ч) | |||||
29 |
|
| § 19. Человек славен добрыми делами. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, в чем состоит доброе дело, добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых; обосновать свое мнение. Понимать, в чем суть «золотого правила морали» | § 19, |
30 |
|
| § 20. Будь смелым. Учимся быть терпимыми. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, что такое страх, что такое смелость, какую роль она играет в жизни человека | § 20, «в классе и дома» |
31 |
|
| § 21. Что такое человечность. | Знать, что такое человечность. Уметь сформулировать свое определение гуманизма; пояснить, как поняли смысл рассказа В. В. Вересаева «легенда»; объяснить, как эта легенда связана с темой параграфа. Понимать, почему необходимо заботиться о слабых | § 21, |
32 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Добродетели». | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные |
|
33 — 34 |
|
| Итоговый урок Человек
| Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
|
35 |
|
| Резерв | ||
Итого: 35 часов |