Рабочая программа по обществознанию 9 класс Кравченко

Пояснительная записка.

Программа разработана для 9 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы А. И. Кравченко, «Обществознание», М., Русское слово, 2013, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по истории для образовательных учреждений» № 1089 от 05.03.2009г.).

Рабочая программа составлена для преподавания курса обществознания в 9-х классах в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю.


Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Учебно-методический комплекс для обучаещегося:

1.Кравченко А.И. Обществознание. 9 класс. М.: Русское слово, 2012.

2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 9 класс»

3. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы: Русское слово, 2009.

Методическая литература: Кравченко А.И. Поурочное планирование по обществознанию для 8-9 классов.

Дополнительная литература:

1. Обществознание: сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. М.: Просвещение, 2010.

2. Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект — центр», 2009.

3.Певцова Е.А. Обществознание 8-9 классы: Книга для учителя М.: Русское слово, 2009.

4.Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 8-9 классы. Русское слово, 2011.

Формы промежуточной, итоговой аттестации: тестирование, эссе, контрольные работы, обобщающий урок.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен


Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.


Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Календарно-тематическое планирование учебного материала по обществознанию в 9 классе при 1 уроке в неделю (35 часов) по учебнику Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебное пособие для 9 кл. – М.: Русское слово, 2012.


у

р

о

к

а



Дата






Тема урока





Планируемые результаты

освоения материала





Дом.

задание



План.



Факт.

Политическая сфера

(13 ч)

1



Власть

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.

Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей

§ 1 (25), вопросы 1–3;

привести примеры легитимной

и нелегитимной власти;

написать сочинение «я и власть»

2



Государство

Знать причины зарождения государства, его

функции (уметь их анализировать), основные признаки государства.

Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов).

Знать понятия: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства

§ 2 (26),

вопросы. 1, 3;

мини-сочинение на тему «Мое понимание идеального государства»

3



Национально-государственное устройство

Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.

Уметь:

объяснять процесс создания централизованных государств;

объяснять причины и особенности распада национальных государств.

Знать понятия: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя

§ 3 (27),

вопросы 1, 3, 5–7;

таблица «Формы государственного устройства»;

проведение мини-исследования «Сепаратизм в истории России: основные вехи»

4



Формы правления

Уметь:

сравнивать две формы правления: республику и монархию;

разъяснять сущность демократической формы правления;

анализировать политическую систему государства.

Знать понятия: монархия, республика, демократия,

аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

§ 4 (28),

вопросы 2, 3;

называть формы правления и национально-государственного устройства Древней Руси, России XVI–

XIX вв., XX в.

(таблица на

с. 38);

подготовить сообщение об эволюции форм государства в России (РФ)

5



Политические режимы

Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами

из всеобщей истории и истории России).

Знать понятия: политический режим, демократический

и недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим

§ 5 (29),

вопросы 1–4, 6;

подбор дополнительного материала, в котором отражены особенности политического режима стран Зап. Европы, России и Азии

(групповая работа);

ответить на вопрос «Какие препятствия на пути к правовому государству существуют в современной России?»

6



Гражданское общество
и правовое государство

Уметь:

объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство);

формулировать и отстаивать свою позицию.

Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство

§ 6 (30),

вопросы 1–3;

написать предложение, заявление или жалобу;

провести мини-исследование на тему «Перспективы формирования гражданского общества в Российской Федерации»

7



Голосование, выборы,
референдум

Уметь:

объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны;

высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.

Знать понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум, собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы

§ 7 (31),

вопросы1, 2, 4, 5;

объяснить, почему в процессе становления тоталитарной системы одним

из мероприятий государственной власти является ограничение или ликвидация права граждан на выбор;

изобразить структурно основные составляющие политической культуры личности. Опережающее задание: определить роль

и значение многопартийности в политической жизни страны

8

9



Политические партии

Уметь:

сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию (вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов

(партий)).

Знать понятия: политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа;

партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные и консервативные, левые, правые

и центристские партии; многопартийность

§ 8 (32);

представить, что Вы – лидер новой партии; назовите ее, дайте ей характеристику по плану, напишите программу партии (по группам);

указать достоинства

и недостатки многопартийной и однопартийной системы. Обосновать свой выбор

10

11



Политическая жизнь современной России

Знать термины: политическая система, демократия.

Уметь:

называть формы правления, формы национально-государственного устройства;

объяснять роль политики

в жизни общества;

характеризовать государство;

приводить примеры участия граждан

в политической жизни;

высказывать свое отношение к достижениям и проблемам процесса модернизации России, преобразованиям в крае.

Знать понятия: идеальная модель политического устройства России, отраженная в Конституции РФ

Для всех учащихся: определить форму государственного правления, форму государственного устройства и политический режим современной России;

сравнить политическую систему России с политической системой любой другой страны;

написать рефераты по выбору:

1) «Пути повышения политической культуры российских граждан».

2) «Политическая культура жителя области»;

3) «Политическая социализация молодежи».

Опережающее задание (групповое): подготовить сообщения о политических организациях и движениях области, их целях и задачах, программах деятельности

12

13



Политическая жизнь в нашей стране

Знать термины: политические организации, общественно- политические движения.

Уметь:

приводить примеры участия населения

в политической жизни страны

и края;

характеризовать политические организации области

Для всех учащихся:

— перечислить общественно-политические движения, существующие на территории области; назвать их цели и задачи;

-охарактеризовать какую-либо политическую организацию области, ее программу и значение ее деятельности;

— сравнить участие в политической жизни населения края и центральных городов России;

высказать суждения об их общих чертах

и различиях, свой ответ аргументировать фактами

Человек и его права

(12 ч)

14

15



Право, его сущность и особенности

Уметь:

объяснять особый статус права в системе социальных норм;

сравнивать нормы морали

и нормы права.

Знать понятия: социальные нормы, норма права,

отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт, международное гуманитарное право

§ 9 (33),

вопросы 1, 2, 5, 6;

составить схему «Основные понятия темы: система взаимосвязей»;

написать

сочинение «Право в моей жизни».

Опережающее задание: составить схему «Органы власти и управления»

16



Закон и власть

Уметь:

давать оценку изученных политико-правовых явлений;

формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей;

объяснять сущность разделения властей.

Знать понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума,

Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат (адвокатура), арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная милиция, Федеральная пограничная служба, юрисконсульт

§ 10 (34),

вопросы 1, 2, 4, 5;

изобразить схему иерархии высших органов государственной власти;

— раскрыть изменение отношений между властью и законом в истории России XI–XX вв. Составить таблицу. Объяснить выбор периода

17



Конституция – основной
закон государства

Уметь:

объяснять особенности правового статуса гражданина России;

соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России.

Знать понятия: Конституция РФ, статус

гражданина

§ 11 (35),

вопросы 1, 3, 6;

таблица «Основные конституционные права»;

подготовить сообщение на тему «Права, записанные в Конституции: формальность или действительность?».

Разработать проект Устава школы

18

19



Право и имущественные отношения. Потребитель
и его права

Уметь:

называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения;

характеризовать институт права собственности;

приводить примеры прав потребителя и способов их защиты.

Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка,

договор, иск; права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет

§ 12 (36),

вопросы 1, 2;

§ 13 (37),

вопросы 1, 3;

подготовить мини-рассуждение на тему «Почему

в РФ право частной собственности на землю имеют только граждане?»

20



Труд и право

Уметь:

характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт;

характеризовать правовой статус несовершеннолетних

в трудовых отношениях;

называть: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений.

Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск

§ 14 (38), в

опросы 2, 3;

а) составить трудовой договор от своего имени, оговорив все необходимые условия;

б) составить задачи (ситуации) на нарушение норм трудового права в отношении несовершеннолетних.

Продумать правовые пути их решения

21



Правовые основы брака
и семьи

Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

приводить примеры правового регулирования семейных отношений.

Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство

о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права

(39),

вопросы 4, 5; подготовить сообщение о защите прав ребенка

22



Правонарушения и виды юридической ответственности

Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми.

Уметь:

анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

давать оценку изученным правовым явлениям.

Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности;

знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.

Знать понятия: преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. Бездействие, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. Презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказание несовершеннолетних, приговор

§ 16 (40),

вопросы: 2-4, 6, 8,9;

таблица «Виды правонарушений»;

изобразить модель государства, в котором не нарушается закон. Привести аргументы

23



Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ

Уметь:

называть основные документы по защите прав детства;

характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка
в крае;

приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних

в области.

Знать понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране и области

Для всех учащихся:

— знать правовые источники по защите прав детства

и государственные органы по защите прав ребенка;

— разработать алгоритм защиты прав ребенка в случае их нарушения;

— разработать практические рекомендации по защите прав детства

24



Местное самоуправление

Умение работать с документами (первоисточниками);

сравнивать, сопоставлять федеральное и региональное законодательства;

характеризовать систему органов местного самоуправления.

Знать понятия: Устав области, города, областная дума, губернатор, правительство области. Муниципальные образования, мэр города, администрация, бюджет области, города; дотация

— основные понятия; Конституция РФ, ст. 71–73;

— составить схему органов местного самоуправления области, города (групповое задание);

— составить проект проведения мероприятий по благоустройству своего микрорайона. Указать ответственных

25



Человек и его права

Уметь:

обобщать

и систематизировать изученный материал

по теме;

вести дискуссию, отстаивать свою позицию;

сопоставлять федеральные

и региональные законы;

реализовывать имеющиеся права и защищать свои интересы.

Знать понятия: конституция,

закон, права человека, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли производства, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность и презумпция невиновности

— указать тенденции развития правовой системы современной России;

— составить таблицу прав и обязанностей граждан РФ;

— написать реферат на тему «Я – гражданин России»

Духовная сфера
(10 ч)

26



Культура

Уметь:

характеризовать духовную жизнь человека и общества;

разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.

Знать правила этикета и то, как они могут проявляться.

Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия.

Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии

§ 17 (41),

вопросы: 1, 2, 4;

— составить схему культурного комплекса
с выделением исходного элемента;

— указать тенденции развития этикета

с древних времен до наших дней (использовать для этого материал учеб-ника, с. 130–

134 (с. 270 – 274))

27



Культурные нормы

Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются.

Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от

традиций, обычаев;

разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов;

разъяснять понятие «мораль общества».

Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе.

Знать понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкции

§18 (42),

вопросы 1- 5, 7;

— написать мини-сочинение «Культура моей семьи: традиции и нормы»

28



Формы культуры

Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей.

Знать особенности молодежной субкультуры.

Уметь анализировать формы культуры (вариант: высказывать суждения

о ценностях разных видов и форм культуры).

Знать понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура

§ 19 (43),

вопросы: 1–3, 5;

— таблица «Музыкальные предпочтения»;

— написать сочинение от имени одного из сторонников той или иной формы культуры, обосновать свою позицию.

Опережающее задание: подготовить сообщения: а) о мировых религиях

и их роли в обществе; б) «Вера и безверие»

29



Религия

Знать что такое религия;

иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества.

Знать некоторые особенности мировых

религий, уметь сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия.

Знать понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии. Культурный символ, ислам, христианство, буддизм

§ 20 (44);

вопросы 1, 2;

— написать сочинение-рассуждение на

тему: «Религиозная терпимость – необходимое условие жизни современного общества»

30



Искусство

Знать, что такое искусство

и как оно соотносится с художественной культурой;

Уметь:

пояснять, кто является субъектом художественной культуры;

анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.

Знать понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро

§ 21 (45),

вопросы 1–5;

— составить развернутый план ответа на вопрос: «Функции искусства в современной России»;

— определить свои критерии красоты, добра, истины

31



Образование

Знать, что представляет собой образование как институт общества (вариант: образование – составная часть общечеловеческой культуры).

Уметь разъяснять:

эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

особенности правового статуса ученика современной школы.

Знать понятия: образование, начальное, основное, среднее

образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка, монастырские школы, профессиональные школы

: § 22 (46),

вопросы: 1, 2; основные понятия;

— изобразить структуру (схему) непрерывного российского образования;

— разработать проект: «Образование будущего» (вариант: «Мои предложения в Устав лицея, гимназии, школы»)

32



Наука

Знать, что такое наука, каковы ее функции

в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

Знать понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды

научного знания, университет, академия, научно-исследовательский институт

§ 23 (47),

вопросы 1, 2, 4, 6;

— изобразить структуру научных учреждений РФ (в виде схемы);

— написать доклад «Перспективные направления в развитии российской науки».

Опережающее задание: написать реферат

по теме «Духовная жизнь края»

33



Духовная сфера общества

Знать основные понятия темы.

Уметь:

сопоставлять, сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России;

систематизировать и обобщать материал по теме «Духовная сфера общества».

Знать понятия: культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система норм и ценностей; культурный комплекс, этикет; менталитет россиянина

Для всех учащихся: «В чем состоит духовная жизнь человека?»;

— сопоставить культуру, религию, искусство и образование. Что общего в этих формах духовной сферы общества?

— составить таблицу «Духовная сфера российского общества», пояснить взаимосвязь и взаимозависимость всех ее составляющих

34

35



Итоговое занятие.

Взаимосвязь права, политики и культуры

Знать высшие органы власти, правовые основы организации власти.

Уметь: объяснять взаимосвязь права

и политики;

соотносить духовную культуру с правовой

и политической


Итого: 35 часов.



Свежие документы:  Урок по Обществознанию "Человек" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: