Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________ Г.В. Зыкова 29.08.2014 года
| УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка №262 от 29.08.2014 года |
Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
для учащихся 9А класса
на 2014/2015 учебный год
Разработчик программы
к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова
Некрасова Н.В., учитель истории и обществознания
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: 1) пояснительная записка, 2) содержание рабочей программы, 3) описание места учебного предмета в учебном плане, 4) учебно-тематический план, 5) требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) 6) перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, 7) приложение, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, информационное содержание, даты проведения каждого урока по плану).
Изучение обществознания на ступени основного общего образования в 9 классе направлено на достижение следующих целей:дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сферах общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Функции курса обществознания для 9 класса заключаются в следующем:
обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,
воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,
подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе;
формировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
способствовать освоению на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формировать опыт применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
— национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., №271;
— приказ Минобразования РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
— Приказ Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
— Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
— приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
— основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка;
— Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования;
— приказ МАОУ СОШ №23 г.Липецка от 27.06.2014 года №204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о программе
Рабочая программа для 9 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание 6-9 классы», издательство «Русское слово», 2010 г. Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Место и роль предмета
Учебный предмет обществознание представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание».
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере политических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета — опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществознания в 9 классе — это третий этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г. Липецка рабочая программа по обществознанию рассчитана на 35 часов в год (из расчёта 1 час в неделю).
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям обществоведческого образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 9 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, урок-практикум по изучению документов, урок-презентация и др. Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок. Используется коллективная, групповая, индивидуальная формы организации учебного процесса
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемых событий; умение давать развернутый ответ по теме, обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, приводить личную оценку изучаемым событиям и фактам. В этом направлении приоритетами являются: постоянное использование межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;использование информационно-коммуникационных технологий;организация процесса личностного осмысленияобщественных явлений.В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; презентация; работа в группе; работа в паре; составление обобщающей таблицы; составление схемы; сочинения (мини-эссе), составление тезисного плана. Тему завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить полученные знания на практике.
Промежуточная аттестация по итогам учебного периода – контроль результативности обучения учащегося, осуществляемый по окончании триместра на основе результатов текущего контроля.
Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года – вид внутреннего контроля качества образования, проводимого учреждением, в результате которого фиксируется уровень освоения учащимися определенной части образовательной программы (курса, т.п.) и принимается административное решение о возможности получать образование на следующем уровне обучения в данном образовательном учреждении (приказ о переводе в следующий класс, о повторном обучении, о переводе в следующий класс условно).
Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончании учебного года в соответствии с локальным актом учреждения. Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.
Рабочая программа составлена к учебнику:
Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев Обществознание. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1. Политика (11 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Знать/понимать:
— знатьтермины раздела «Политика»;
— роль политики в жизни общества;
— понятия правовое государство и гражданское общество.
Уметь:
-сравнивать формы правления, национально-государственного устройства, политические режимы;
— объяснять роль политики в жизни общества;
— характеризовать правовое государство и гражданское общество;
-приводить примеры участия граждан в политической жизни;
— называть основные политические партии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— применения теоретических знаний для анализа конкретной ситуации;
— работы с текстом законов;
— оценки действий людей с точки зрения закона;
— полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей.
2.Право (24 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Знать/понимать
— основы конституционного строя РФ;
— основные права человека,
— основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,
— деятельности органов местного самоуправления;
— основные отрасли права.
Уметь
— характеризовать основы конституционного строя РФ;
— называть основные права человека,
— характеризовать основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,
— приводить примеры деятельности органов местного самоуправления;
— называть основные отрасли права;
— сравнивать уголовные и административные правонарушения;
— приводить примеры юридической ответственности несовершеннолетних.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
— реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
— первичного анализа и использования социальной информации;
— сознательного неприятия антиобщественного поведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема, раздел | Количество часов | |
1 | Политика
| 11 |
2 | Право
| 24 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
— основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
— Конституция РФ –основной закон страны;
— основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
— разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
уметь:
— описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
— сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
— решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
— осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
— объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
— характеризовать смысл основных понятий по курсу;
— анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
— давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями:
• информационно- поисковой;
• учебно-познавательной;
• коммуникативной;
• рефлексивной;
• смыслопоисковой.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для изучения курса «Обществознание»должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
учебные пособия для учебного курса «Обществознание»;
Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2013 г.
ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультипроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер.
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечныйфонд (книгопечатнаяпродукция):
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Обществознание» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи, научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
энциклопедическая и справочнаялитература;
комплект таблиц по всему курсу обществознание.
ЛИТЕРАТУРА
Конституция РФ
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»
Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2013.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание «Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2009.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009.
Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2013, 2014гг.