Управление образования и науки Липецкой области
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
для предпрофильных классов гуманитарной направленности
(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
Автор разработки:
Пиндюрина Римма Евгеньевна,
учитель истории, обществознания и права
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка, Российская Федерация
Липецк – 2014
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
для предпрофильных классов гуманитарной направленности
(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
(к учебнику: Кишенкова О.В., Обществознание: учебник для 9 кл. – М.: Академкнига, 2010)
Раздел I
Пояснительная записка
1. Цели и задачи.
1.1 Цели курса:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи курса:
ознакомить учащихся с широкой совокупностью знаний об общественной жизни;
дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике;
сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах – науке, религии, искусстве и т. д.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования».
Учебный план МБОУ гимназии №19 на 2013-2014 учебный год.
КУГ МБОУ гимназии №19 на 2013-2014 учебный год.
3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, обоснование ее выбора,
информация о внесенных изменениях и их обоснование
Рабочая программа предмета «Обществознание» для 9г класса разработана на основе:
Примерной программы предмета «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), допущенной Департаментом общего среднего образования МОиН РФ. (Примерная программа курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): государственная, рекомендованная; включает комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, умения применять полученные знания на практике).
Программы курса «Обществознание» для 8–9 классов (Автор: А. И. Кравченко), допущенной МОиН РФ. (Программа курса «Обществознание» для 8–9 классов: содержит логично взаимосвязанную информацию, выраженную в научном и доступном виде; материал полезен в социальном плане ребенку и связан с той системой его деятельности, жизни в которой он существует).
Примрной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения», реализуемого РАО по заказу МОиН РФ и Федерального агентсства по образованию. (Примрная программа основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе; сохранена традиционная для ройссийской школы ориентация на фундаментальный характер образования).
Изменения в вышеназванные документы не вносились.
4. Особенности класса, в котором реализуется данный учебный предмет
9г – предпрофильный гуманитарный класс, в котором около 60% учащихся выбрали предмет «Обществознание» для сдачи в рамках ГИА. Предмет «Обществознание» определяет предпрофильную направленность содержания образования данного класса.
5. Определение места учебного предмета, курса (модуля) в учебном плане
Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Обществознание» в 9г классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю (1 час — федеральный компонент, 1 час — компонент образовательной организации).
3 урока отведены на уроки – практикумы; 12 уроков направлены на подготовку к ГИА по обществознанию.
6. Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная.
7. Технологии обучения:
проблемное обучение;
эвристическое обучение;
интерактивное обучение;
здоровьесберегающие.
8. Формы текущего контроля:
устный опрос;
письменный опрос;
самостоятельная (проверочная) работа;
практическая работа;
тестовые задания.
9. Информация об учебнике:
Кишенкова О.В., Обществознание: учебник для 9 кл. – М.: Академкнига, 2010.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела программы | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольные мероприятия | |
1-2 | Экономика — хозяйственная основа жизни общества (19 уроков) | Экономика и ее роль в жизни общества ( 2 урока) | Экономика: наука и хозяйство. Микроэкономика, макроэкономика. Производство: ресурсы и факторы производства. | Знать понятия; умение интерпретировать; высказывать мнение на существующие точки зрения о прогрессе; доказывать свое мнение | Ответы на вопросы, обсуждение проблемы, выполнение практикума, индивидуальные задания
|
3-4 | Экономический рост и его факторы (2 урока) | Разделение труда и специализация. ВВП. ВНП. Типы экономического роста. | Высказывать свое мнение; работа с учебником; давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы | ||
5-8 | Типы экономических систем (4 урока) | Традиционная экономика, плановая экономика, рыночное хозяйство. Формы собственности. Многообразие рынков. Рыночный механизм. | Сравнивать; выделять главное; приводить примеры | ||
9-11 | Мир денег (3 урока) | Деньги: формы и виды. Инфляция. Банки и банковская система. | Знать определения; давать оценку социальным явлениям; высказывать свою точку зрения. | ||
12-14 | Предприятие и предприниматель (3 урока) | Формы предприятий. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. | Сравнивать; выделять главное; приводить примеры | ||
15-17 | Государство в экономической жизни (3 урока) | Методы государственного регулировании экономики. Налоги: роль и виды. Государственный бюджет. | Знать понятия; умение интерпретировать; высказывать мнение на существующие точки зрения о прогрессе; доказывать свое мнение | ||
18-19 | ПОУ «Экономика – хозяйственная основа жизни общества» ( 2 урока) | Практикум Тестирование | |||
20 | Политика – сфера управления обществом (20 уроков) | Политика и власть | Политика и власть. Легитимность. Государство в политической жизни. Направления политики государства. | Работа с учебником; давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы | Ответы на вопросы, обсуждение проблемы, выполнение практикума, индивидуальные задания
|
21-22 | Рождение государства (2 урока) | Государство. Теории возникновения государства. Факторы образования государства. | Объяснять роль государтсва в жизни человека; выделять основные потребности и приводить примеры | ||
23 | Признаки и назначение государства | Признаки государства. Функции государства. Символы России. | Определять влияние государства на человека; роль государства в становлении личности | ||
24-26 | Формы правления (3 урока) | Формы правления. Монархия. Республика. | Работа с учебником; давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы | ||
27-28 | Территориально-государственное устройство (2 урока) | Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. | Знать понятия; умение интерпретировать; высказывать мнение на существующие точки зрения о прогрессе; доказывать свое мнение | ||
29-30 | Политические режимы (2 урока) | Политический режим. Демократический и антидемократический режимы. | Сравнивать; выделять главное; приводить примеры | ||
31-32 | Политические партии (2 урока) | Понятие и признаки политических партий. Виды и идеологии политических партий. | Знать определения; давать оценку социальным явлениям; высказывать свою точку зрения. | ||
33-34 | Политическое лидерство (2 урока) | Лидер и лидерство. Категории лидеров. Политическое лидерство в современной России. | Знать определения; давать оценку социальным явлениям; высказывать свою точку зрения. | ||
35-37 | Выборы. Избирательные системы (3 урока) | Политическое участие. Абсентеизм. Выборы. Избирательный процесс. Избирательные системы. | Знать понятия; умение интерпретировать; высказывать мнение на существующие точки зрения о прогрессе; доказывать свое мнение | ||
38-39 | ПОУ «Политика – сфера управления обществом» (2 урока) | Практикум Тестирование | |||
40-41 | Право – регулятор жизни общества (16 уроков) | Роль права в жизни общества в прошлом и настоящем (2 урока) | Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы и их отличие от других социальных норм. Право и его принципы. | Характеризовать социальные нормы и их роль в общественной жизни. Оценивать свою деятельность с позиции социальных норм. Исследовать практические ситуации. | Ответы на вопросы, обсуждение проблемы, выполнение практикума, индивидуальные задания Практикум Тестирование |
42-44 | Источники и нормы права (3 урока) | Норма права. Структура нормы права. Отрасль права. Основные отрасли права. | Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права. Находить и извлекать из различных источников информацию правового характера. Исследовать практические ситуации. | ||
45-47 | Правонарушения и юридическая ответственность (3 урока) | Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Принципы юридической ответственности. Виды ЮО. | Называть признаки правонарушения. Различать виды правонарушения. Исследовать практические ситуации. Называть и характеризовать виды юридической ответственности. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
48 | Конституция РФ | Конституция. Причины принятия К РФ. Легитимность К РФ. | Раскрывать роль К РФ в жизни общества. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
49-51 | Права человека (3 урока) | Правовое положение человека и гражданина. Социальное и светское государство. | Давать характеристику основам конституционного строя РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
52-53 | Органы судебной власти (2 урока) | Конституционный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Верховный Суд. Районный суд. Мировой судья. | Давать характеристику судебной системе в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации. | ||
54-55 | ПОУ «Право – регулятор жизни общества» (2 урока) | ||||
56-65 | Итоговое повторение по всему курсу (9 уроков) | Тестирование | |||
66-68 | Резервные уроки (3 урока) |
|
Раздел III
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения обществознания ученик должен
знать / понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Раздел IV
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Кишенкова О.В., Обществознание: учебник для 9 кл. – М.: Академкнига, 2010.
Кишенкова О.В., Обществознание: поурочно-тематическое планирование (рабочая тетрадь» — М.: Академкнига, 2011.
Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки – СПб.: ИД «Литера», 2010.
Примерные программы по учебным предметам: обществознание 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2011.
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование, ИКТ-презентации.
Таблицы демонстрационные «Обществознание 8-9кл.».