Рабочая программа учебного курса
по обществознанию для 9 класса
на 2012-2013 учебный год
Учитель: Самыловская Т. В.
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей гуманитарного цикла.
Протокол № ________
от «____»___________________2012 г.
Руководитель ШМО
учителей гуманитарного цикла:
_________________/Н. Курганникова/
2012 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию (9 класс).
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8-9», издательство «Русское слово», 2007 г.
Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Функции курса обществознания для 9 класса заключаются в следующем:
обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,
воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,
подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
Курс состоит из 3 разделов: политическая сфера, человек и его права, духовная сфера.
Данное тематическое планирование рассчитано на 34 учебных часа при 1 часе в неделю. Контрольные работы – 4.
Программа реализуется с помощью УМК:
— А.И. Кравченко. Обществознание. 9 класс. – М.: «Русское слово», 2009 г.
— А.Л. Певцова. Обществознание 8-9. Книга для учителя. – М.: «Русское слово», 2000 г.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
— презентации по курсу обществознания 9 класса.
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | Литература | |
планируемая | проведения | ||||||
Глава I. Политическая сфера | |||||||
1. | 03.09.2012 |
| Вводное занятие. Политическая сфера общества. | Сила, авторитет, власть, влияние. | Умение анализировать конкретные жизненные ситуации | Беседа | Обществознание. Учебник для 9 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2009 |
2. | 10.09.2012 |
| Государство | Государство, политическая система. | Знать функции государства, виды монополий. | Устный опрос |
|
Беседа |
| ||||||
3. | 17.09.2012 |
| Государство | Суверенитет | |||
4. | 24.09.2012 |
| Национально-государственное устройство | Национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство. | Знать факты, подтверждающие процесс объединения и отделения наций | Тест |
|
5. | 01.10.2012 |
| Формы правления | Формы правления, республика, | Знать понятия, умение анализировать гос-ва с точки зрения формы правления | Практикум |
|
6. | 08.10.2012 |
| Политические режимы | Авторитаризм. | Знать типы политических режимов. |
Беседа. |
|
7. | 15.10.2012 |
| Политические режимы |
|
| ||
8. | 22.10.2012 |
| Гражданское общество и правовое государство | Гражданское общество, гражданство, правовое государство | Умение работать с документом. | Индивидуальные задания. |
|
9. | 29.10.2012 |
| Голосование, выборы, референдум | Электорат. |
Умение работать со статистическими данными | Устный опрос. |
|
Письменная работа. |
| ||||||
10. | 12.11.2012 |
| Голосование, выборы, референдум | Выборы. | |||
11. | 19.11.2012 |
| Политические партии | Политическая партия, политическая программа. |
Умение определять тип политической партии, | Беседа. |
|
Практикум |
| ||||||
12. | 26.11.2012 |
| Политические партии | Партийная система. | |||
13. | 03.12.2012 |
| Контрольно-обобщающее занятие по теме «Политическая сфера общества». |
| Умение обобщать изученный материал. | Контрольная работа. |
|
Глава II. Человек и его права | |||||||
14. | 10.12.2012 |
| Право. Правовая культура и ее роль в обществе». | Права человека, гражданские права, номонорма, правовая культура | Умение делать выводы | Урок-исследование с элементами практической деятельности и использованием мультимедийной презентационной технологии. |
|
15. | 17.12.2012 |
| Правовое государство | Защита прав человека | Умение обобщать изученный материал. | Урок-презентация с элементами дискуссии. |
|
16. | 24.12.2012 |
| Закон и власть | Закон, правовая культура. | Умение объяснять изученный материал. | Практикум |
|
17. | 14.01.2013 |
| Закон и власть | Индивидуальная работа |
| ||
18. | 21.01.2013 |
| Конституция | Конституция | Знать особенности и структуру основного закона страны | Работа в парах по документу. |
|
19. | 28.01.2013 |
| Право и имущественные отношения. Правоспособность и дееспособность. | Отрасли права | Знать свои имущественные права | Лекция, работа с документами. |
|
20. | 04.02.2013 |
| Потребитель и его права | Юридическое и физическое лицо | Знать способы защиты прав потребителя | Беседа |
|
21. | 11.02.2013 |
| Труд и право |
| Умение работать со статистическими данными. | Самостоятельная работа |
|
22. | 18.02.2013 |
| Семья с точки зрения права. | Конвенция | Уметь разъяснять сущность правовых взаимоотношений. | Урок-исследование. Игра-тренинг. |
|
23. | 25.02.2013 |
| Правонарушения. Подросток как участник уголовных отношений. | Преступление, уголовная ответственность, суд, правоспособность. | Умение анализировать состав преступления | Практикум.
|
|
24. | 04.03.2013 |
| Правонарушения. Подросток как участник административных правоотношений. | Правоохранительные органы, санкции, правосознание, презумпция невиновности. | Знать сущность юридической ответственности. | Семинар с использованием видеоматериалов. |
|
25. | 11.03.2013 |
| Контрольно-обобщающее занятие по теме «Человек и его права». |
|
| Контрольная работа |
|
Глава III. Духовная сфера. | |||||||
26. | 18.03.2013 |
| Культура | Культура, культурный комплекс, культурное наследие | Умение обобщать изученный материал. | Беседа. |
|
27 | 25.03.2013 |
| Культурные нормы | Обычаи, традиции, мода, ритуал, обряд | Знать, что такое культурные нормы. | Тест |
|
28 | 08.04.2013 |
| Формы культуры | Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура, молодежная субкультура | Знать основные формы культуры и ее разновидности. | Устный опрос |
|
29 | 15.04.2013 |
| Религия. Свободная жизнь и ответственное поведение. | Религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, мифология, вера, верование, христианство, ислам, буддизм, культ предков. | Умение работать с документом. | Круглый стол с моделированием ситуаций. |
|
30 | 22.04.2013 |
| Искусство | Искусство, художественное творчество. | Умение составлять рассказ | Самостоятельная работа |
|
31 | 29.04.2013 |
| Образование. Взгляд в будущее. Мой выбор. | Образование, школа, институт, университет. | Умение формулировать выводы. | Гражданский форум. |
|
32 | 06.05.2013 |
| Наука | Наука, академия. | Знать структуру учреждений науки | Практикум. |
|
33 | 13.05.2013 |
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества». |
|
| Контрольная работа |
|
34 | 20.05.2013 |
| Итоговое занятие. |
| Умение обобщать изученное. | Контрольная работа |
|