Разработка классного часа «Мужчина и женщина. Что мы знаем друг о друге», 11 класс

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»












Разработка классного часа

«Мужчина и женщина. Что мы знаем друг о друге»,

11 класс







Автор-составитель:

Кузикова Валентина Аркадьевна,

педагог-психолог










с.Панаевск, 2015



Цели: развитие осознания полоролевой идентификации у старшеклассников, формирование представлений о культуре интимно-личностного взаимодействия, о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины.

Ход:

  1. Приветствие. Установление контакта.

Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

Хаотично передвигаясь по кабинету, участники при встрече с км-либо приветствуют его следующим образом:

  • кивком головы,

  • улыбкой;

  • глазами;

  • посредством рукопожатия;

  • прикосновением плеча к плечу,

  • прикосновением спины к спине;

  • прикосновением коленки к коленке.

Упражнение «Линейка, стройся»

Необходимо построиться в линию по заданному признаку, но делать это необходимо молча:

  • по росту… (от самого высокого к самому невысокому);

  • по месяцу рождения…(январь-декабрь);

  • по цвету волос (от светлых к темным);

  • по половому признаку (девушки-юноши).

По каждому признаку проводится тут же проверка.


  1. Основная часть

Посмотрите, как мы похожи, каждый ищет себе понимающего, доброго, умеющего слушать, сопереживать и подставить плечо в трудную минуту, но в то же время отличаемся друг от друга: цвет глаз, рост, дата рождения и много другое.

Тема нашего занятия «Мужчина и женщина. Что мы знаем друг о друге?».

Природа создала мужчину и женщину разными по своей психологии и физиологии. Может, поэтому нам бывает трудно понять и принять друг друга?! Давайте попробуем, хотя бы на время наших занятий, доброжелательно и беспристрастно разобраться в тайнах мужского и женского пола.

Ответьте на вопросы:

Что вы вкладываете в понятие женственность?

Что вы вкладываете в понятие настоящий мужчина?

Можно ли провести различия между женским и мужским умом?

Кому тяжелее жить в нашем мире: женщине или мужчине?

Как вы представляете себе идеальную девушку и идеального мужчину?

Попробуем разобраться в различиях между мужчиной и женщиной.

Различия полов наиболее ярко проявляются в физиологии и могут быть замечены с самого рождения. Так, девочки-младенцы сильнее, чем мальчики, реагируют на шум, дискомфорт от влаги и холода, более чувствительны к прикосновениям, к горькому и сладкому, а мальчики и мужчины — к соленому. Мускулатура девушек развита слабее. Жировая ткань у мужчин иная, у них нет подкожного жира, но больше мускульной массы, поэтому они легче теряют вес. У мужчин шире грудная клетка, но более узкий таз. Женщины также отличаются от мужчин более тонкой талией. Такое телосложение женщины обусловлено ее функциями деторождения.

Половые различия проявляются и в отношении численности мужского и женского пола. В младенческом возрасте численность мальчиков, как правило, превышает количество девочек. Затем это соотношение меняется в сторону сокращения количества мальчиков. Смертность вследствие перенесенных болезней, травм, несчастных случаев выше среди мальчиков, чем среди девочек, и обусловлена особенностями «мужского поведения»: рискованные игры, опасное любопытство и т. д. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет в среднем 11-13 лет. Причиной этого является не только более слабая, по сравнению с женским, жизнеспособность мужского организма, но и социально-психологические факторы: пренебрежительное отношение к своему здоровью, неумение эффективно справляться со своими стрессами, склонность к вредным привычкам (употребление алкоголя, табака, наркотиков, токсичных веществ и т. д.), увлечение опасными для жизни и здоровья видами спорта. Кроме того, социальная роль мужчины возлагает на него функции «защитника» и «спасателя» в экстремальных ситуациях.


На формирование и развитие полов влияют различные факторы: биологические, психологические, социальные. Самое раннее влияние — физиологическое. Пол мужчин определяет гормон тестостерон, пол женщин — эстроген. Тестостерон начинает свое действие уже в первые несколько недель развития плода. Именно он заставляет организм развиваться по мужской программе. Следующий мощный выброс тестостерона наблюдается в 6 месяцев беременности, третий относится уже к подростковому возрасту.

У мальчиков количество тестостерона в этом возрасте повышается в 10-20 раз по сравнению с девочками, что обеспечивает увеличение мышечной массы, развитие первичных половых признаков, рост волос, сексуальный интерес, половое влечение.

Гормональным влиянием обусловливаются и такие присущие мужчинам признаки, как склонность к доминированию, агрессии, риску, потребность в борьбе и победе.

В отличие от тестостерона, женский гормон эстроген начинает активно вырабатываться у девочек с 8 лет. Биология толкает женский организм к определенному природой поведению: деторождению и материнству. Эстроген определяет такие черты характера, как сентиментальность, самопожертвование, заботливость, доброта, сострадание, сопереживание, ответственность.

К психологическим факторам относятся личностные и поведенческие различия мужчин и женщин. Доктор Роджер Горски выявил существенно значимые различия в структуре мозга мальчиков и, девочек. Они по-разному чувствуют, думают и воспринимают окружающий мир.

Важный фактор, по которому проявляется различие полов, -направленность личности. Давайте представим, что психологи дают задание детям в детском саду: нарисовать что-то по своему желанию. Затем рисунки собираются (без подписи). Сможем ли мы по сюжетам рисунков определить, кто это нарисовал — мальчик или девочка? Какие сюжеты будут характерны для девочек? Семья, дом, родители, дети. А для мальчиков? Стройка, космос, война. Девочки проявляют больший интерес к людям и хозяйственно-бытовой сфере, а мальчики предпочитают освоение внешнего пространства. Их привлекает все новое, необычное, неизведанное.

Заметны различия и в учебной деятельности. Как правило, мальчики больше любят технологию, физкультуру, историю. Им трудно дается изучение языков. Девочки предпочитают гуманитарные предметы, а среди нелюбимых часто оказываются физика, математика.

Что касается других интересов, то мальчики больше девочек увлекаются спортом. Им также нравятся туризм и техника. В спорте мальчиков привлекают игры, связанные с движением и силой: футбол, волейбол, хоккей. А девочек — такие виды спорта, которые требуют гибкости, пластичности, красоты движений (фигурное катание, художественная гимнастика и т. д.). В играх и развлечениях мальчики склонны к активным видам деятельности, а девочки предпочитают спокойные, организованные занятия, связанные с общением. Общение вообще играет для девочек более важную роль, чем для мальчиков. Девочки раньше начинают говорить, активнее общаются, у них быстрее расширяется запас слов. Мальчики, в свою очередь, проявляют больший интерес к вещам. Они хорошо справляются с занятиями, требующими пространственных навыков, лучше работают с картами, схемами, формулами, пространственными объектами. Можно сказать, что женщины — это коммуникаторы, а мужчины — деятели. В связи с этим у девочек раньше возникает и сильнее проявляется потребность во взаимопонимании, психологической близости. Они усиленно осваивают духовный мир. Мальчиков больше привлекает мир материальный. Женские способы самоутверждения — опека над младшими, желание быть привлекательной, произвести приятное впечатление. Мужчины для самоутверждения прибегают к таким средствам, как сила, смелость, ловкость, выносливость.

Психологи отмечают, что помимо перечисленных признаков есть социально обусловленные поведенческие особенности полов, обозначаемые как «мужественность» и «женственность». Понятие женственности в нашей культуре подразумевает прежде всего огромный потенциал материнской любви. Эта любовь распространяется на все окружающее. Любовь, доброта, сострадание, душевная тонкость и нежность — вот составляющие женственности. У женщины очень развит инстинкт попечительства, обусловленный материнством и ответственностью за продолжение рода.

Мужественность, как правило, ассоциируется со смелостью, решительностью, твердостью, рациональностью, умением быть защитой и поддержкой для более слабого. Для женщины мужчина олицетворяет «сильное плечо», «главу семьи», «хозяина». Даже само слово «замужем» переводится как «быть за мужем», то есть под его покровительством, защитой, «как за каменной стеной». Поскольку в России, как и во всей Европе, существовал патриархат, были определены твердые понятия мужского и женского поведения. Мужчине предписывалась роль главы семьи, хозяина, добытчика материальных благ, что требовало от него решительности, твердости, самостоятельности, уверенности в себе. Женщину воспитывали слабым, зависимым существом. Она должна быть мила, кокетлива, нежна, чуть капризна. Основное предназначение женщины — быть преданной женой мужу и заботливой матерью детям. Существовало традиционное распределение обязанностей. Женщина не работала, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Мужчина был главой семьи, зарабатывал деньги, выполнял по дому сугубо мужскую работу: ремонт, строительство и т. д.

Примечательно, что такое соотношение ролей мужчины и женщины обусловлено больше социальными, нежели природными факторами. Подтверждением этому может служить иной бытовой уклад жителей Новой Гвинеи, где женщина занимается рыболовством и земледелием, а мужчина ведет дом и нянчится с детьми. Женщины здесь сами выбирают мужчин и предлагают им руку и сердце, а сосватанный мужчина переходит в дом своей жены с приданым.

С развитием биархатного общества (общества, где мужчины и женщины имеют равные права) изменяются понятия мужского и женского поведения. Повышается роль женщины в общественной жизни, происходит ее личностное становление и развитие. В отношениях полов все больший вес приобретают дружба и равноправие. Выполнение новых социальных функций неизбежно требует от женщин развития качеств, традиционно признаваемых мужскими. Женщина уже не может и не хочет довольствоваться ролью безликого приложения к мужчине, обеспечивающего ему уют, комфорт и продвижение по службе. Она стремится к личной самореализации. На фоне такого кардинального изменения женщины происходит и коррекция мужского характера. Мужчина и женщина словно меняются ролями. Многие ученые отмечают, что происходит «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин, то есть мы получаем мужественных женщин и женственных мужчин.


Проблемная беседа. Дискуссия

Как вы относитесь к данной проблеме?

Организуется дискуссия по анализу современных представлений о мужественности и женственности. Педагог-психолог фиксирует и обобщает взгляды юношей и девушек по этому поводу.

Уместно также обсуждение следующих вопросов.

Возможен ли и нужен ли в России матриархат?

Как женщине совместить роли матери, жены и работника?

В конце дискуссии подводит аудиторию к выводу о необходимости опоры на при-родные особенности мужчин и женщин для создания современных моделей поведения: женщина — носительница жизни, любви, красоты; мужчина — защитник жизни и красоты, первооткрыватель и первопроходец. Эти качества как сущность полов проявляются во всех видах деятельности мужчин и женщин.


Практикум.

Предлагаются упражнения по активизации комплексов «мужественности» и «женственности».

Упражнение на развитие женственности.

Встать перед зеркалом, постараться понравиться себе (поза, прическа, одежда). Проговорить (лучше вслух): «Я — женщина! Уникальное, неповторимое творение Вселенной. Я пришла в этот мир, чтобы нести и умножать жизнь, любовь и красоту. Без меня жизнь на Земле перестала бы существовать. Мне дан огромный потенциал нежности и доброты, чтобы согреть любовью всех нуждающихся. В этом моя сила, в этом мое предназначение!».

Упражнение на развитие мужественности.

«Я — мужчина! Уникальное, неповторимое творение Вселенной. Я пришел в этот мир, чтобы оберегать и защищать жизнь и красоту, чтобы противодействовать силам зла и разрушения. Без меня жизнь на Земле не могла бы существовать.

Я — первооткрыватель и первопроходец. Я — двигатель прогресса. В этом моя сила, мое предназначение».


Тестовые ситуации

Особенности поведения мужчин и женщин.

1. Два человека пробуют конфеты. Один разворачивает обертку и сразу кладет конфету в рот, а другой надкусывает и смотрит, какая в конфете начинка.

Вопрос. Кто интересуется начинкой: мужчина или женщина?

Ответ. Женщина. Женщины более любопытны в области хозяйственно-бытовых отношений, поэтому ее будет больше интересовать содержание конфеты.

2. Муж и жена находятся вечером дома. Вдруг обнаруживается, что заболел их маленький ребенок. У него насморк, недомогание, но температуры нет. Один из супругов хочет вызвать скорую помощь, а другой уговаривает его подождать до утра и, если состояние ребенка ухудшится, вызвать участкового врача.

Вопрос. Кто предлагает успокоиться и вызвать врача только утром: мужчина или женщина?

Ответ. Мужчина. Мужчины более рациональны и менее подвержены эмоциям, они склонны более трезво оценивать обстановку. Женщины чаще тревожатся и сильнее, чем мужчины, переживают чувство страха.

3. Муж и жена, путешествуя в машине, попадают в незнакомый город. Им нужно отыскать гостиницу. Один из них пытается расспросить прохожих, а другой говорит, что этого делать не надо. Лучше отыскать местоположение гостиницы по имеющейся у него схеме.

Вопрос. Кто из супругов расспрашивает прохожих, как добраться до гостиницы, а кто при этом пользуется схемой?

Ответ. Жена расспрашивает прохожих, так как женщины лучше владеют разговорной речью, более общительны. Муж использует схему. Мужчины имеют более развитое пространственное воображение, лучше ориентируются по картам и схемам.

4. День рождения. В компании возникают различного рода беседы. Гости разделились на мужчин и женщин. Одна группа гостей оживленно обсуждает проблемы на производстве. Вторая группа — тайны черной и белой магии, астрологические прогнозы.

Вопрос. Кто из гостей увлечен разговорами о магии и астрологии: мужчины или женщины?

Ответ. Женщины. В силу своего эмоционального склада они больше, чем мужчины, интересуются религиозно-мистическими вопросами. Мужчины, как правило, считают эти увлечения ерундой. Они больше бывают озабочены работой и продвижением по службе.

5. Вы просматриваете содержание журналов. В одном из них — статьи о гармонии интимной жизни, новостях спорта, имидже делового человека, фотографии победительниц конкурсов красоты. Другой — секреты красоты и обаяния, кулинарные рецепты, новости мира моды.

Вопрос. Какой журнал предназначен для мужчин, а какой -для женщин?

Ответ. Первый журнал — для мужчин. Они больше интересуются спортом, сексуальными отношениями. Им нравятся красивые женские фигуры. Второй журнал — женский. Он отражает круг интересов слабой половины человечества: желание быть хорошей хозяйкой, женой и мамой, иметь привлекательную внешность.


Составление коллажа

Юноши – составить портрет (вырезать из газет, журналов) идеальной женщины с характерными чертами женственности

Девушки – составить портрет идеального мужчины с характерными чертами мужественности.


Заключительная часть. Подведение итогов.

Рефлексия

На ваших столах квадратики различных цветов: красный, зеленый и черный.

Сейчас вы сделаете следующий выбор: если вам понравилось наше занятие, вы открыли для себя что-то новое, и желаете продолжить наш разговор, выбираете квадрат зеленого цвета.

Если тема нашего разговора особенно вас не интересовала, не затронула, для себя вы не нашли ничего нового, и не желаете продолжить тему, выбираете квадрат красного цвета.

Если считаете, что не стоило тратить время на разговор — черный.

(Квадратики крепят на доску)














Список использованной литературы

  1. Проблемные классные часы. 10-11 классы. – Вып.2. Подготовка к семейной жизни / авт.-сост. М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009

  2. Психология. 11 класс. / сост. Р.М. Мухаметова, — Волгоград: ИТД «Корифей», 2007













Свежие документы:  Глухарка

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: