Содержание программы по курсу «Обществознание»
(профильный уровень)
11 класс. (105 часов)
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества (28 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества (28 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 3. Духовная культура (16 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 4. Современный этап мирового развития (8 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Резерв времени — 25 ч.