МБОУ Уршельская СОШ
Гусь-Хрустального района
Владимирской области
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«История моего поселка как средство патриотического воспитания подрастающего поколения»
Разработчики проекта:
Мишин Вадим, 10 класс
Никандрова Дарья, 10 класс
Гусарова Алла, 11 класс
Васюкова Мария,11 класс
Хмыляр Яна, 11 класс
Сорокина Алла, 11 класс
Руководитель проекта:
Задоркина М.Ю.
Учитель обществознания,
руководитель школьного
историко-краеведческого музея «Наследие»
ИКМ «НАСЛЕДИЕ»
2013 год
Оглавление
Раздел
| Страница | |
1
| Введение. Тема проекта. Актуальность выбранной темы. | 3 |
2 | Цель и задачи проекта
| 4 |
3 | Содержание проектной деятельности
| 5 |
4 | План реализации проекта
| 6-7 |
5 | Ресурсы
| 8 |
6 | Ожидаемые результаты Жизнеспособность проекта | 8 |
7 | Информационные ресурсы | 9 |
Введение.
Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.
В современной России крайне актуальна проблема возрождения патриотизма как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально значимых качеств. В связи с этим неуклонно возрастает роль исторического краеведения в учебной и внеурочной работе.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории своей семьи и необходимых знаний об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику.
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования в школьном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина поселка, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Задача учителя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Основной из задач образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю».
Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут учащимся и преподавателям при подготовке заданий по истории поселка.
Участие учеников в работе над созданием методического сборника по истории родного поселка, который может быть использован на уроках учениками и преподавателями, актуально. Знание истории страны, края, посёлка нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо молодым, тем, кому передается эстафета истории.
Итак, несомненно, проектная деятельность в краеведении становится не только популярным, но и важным элементом современной жизни.
Тема проекта:
«История моего поселка, как средство патриотического воспитания подрастающего поколения»
ЦЕЛЬ:
Создание условий для воспитания интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького поселка;
ЗАДАЧИ:
Помочь приобрести школьникам опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах;
Способствовать развитию и поддержки социально-значимой деятельности детей;
Привлечь учащихся в разработку и создание методического сборника по истории родного поселка для использования на уроках.
Привлечь молодёжь посёлка к пропаганде истории нашего поселка.
Содержание проектной деятельности
Проект является долгосрочным и реализуется в 3 этапа:
1 этап: подготовительный – сентябрь-октябрь 2013 года
На данном этапе предполагается создание творческой группы: социологи, историки-краеведы, дизайнеры, веб-мастера, историки-фалеристы. Знакомство с обязанностями каждого из группы, определение их деятельности. Разработка бизнес-плана проекта.
Определение направления краеведческой работы и способов достижения предполагаемой цели. Выбор проблемы. Подготовка к составлению и проведению социологического опроса.
Привлечение администрации поселка, школы, других учреждений, а также спонсоров, для материальной поддержки нашего проекта.
2 этап: основной – ноябрь 2013 — апрель 2014 года
На данном этапе предполагается сбор информации по истории нашего поселка, систематизация собранного материала по разделам,
составление программы элективного курса «История моего поселка, как отражение истории России»,
проведение конференций для промежуточной рефлексии и корректировки плана действий;
на основе собранной информации разработать ЦОРы и ЭОРы для интерактивного изучения истории края
определение названия пособия, разработка макета и электронного варианта
издание методического пособия по истории поселка Уршельский для использования учащимися и преподавателями на основе исследовательских работ учащихся, материалов научно-практических конференций МБОУ Уршельская СОШ.
Создание сайта музея «Наследие»
3 этап: заключительный – май 2014 года
Презентация методического пособия и подведение итогов
Рефлексия
Планирование дальнейшей работы
Составление договора с НП «Мещера» о совместной деятельности на базе музея МБОУ Уршельская СОШ.
План реализации проекта.
Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные | |
| |||
1 | Создание творческой группы Знакомство с обязанностями каждого из группы, определение их деятельности. Разработка бизнес-плана проекта.
| 1 неделя сентября 2013 | Задоркина М.Ю. Хмыляр Яна, Сорокина Алла |
2 | Определение направления краеведческой работы и способов достижения предполагаемой цели, выбор проблемы: « Мозговой штурм» .Подготовка к составлению и проведению социологического опроса.
| 2-4 неделя сентября- 1-2 неделя октября 2013 | Васюкова Мария, Гусарова Алла, Задоркина М.Ю. |
3 | Разработать план поиска средств для продвижения проекта (благотворительные акции, ярмарки, концерты и т.д.) | Октябрь-апрель 2014 | Шарикова И.А. 9-е классы |
4 | Привлечение администрации поселка, школы, родительского комитета и других учреждений, а также спонсоров, для материальной поддержки нашего проекта. Информирование жителей поселка о проекте, через местную газету.
| 3-4 неделя октября 2013 | Мудрецов Ю.А. Никандрова Н.Г. |
| |||
1 | сбор информации по истории нашего поселка (интервью местных жителей, встречи со специалистами музея Хрусталя), систематизация собранного материала по разделам | Ноябрь-январь 2014 | Мишин Вадим Никандрова Дарья Сорокина Алла Задоркина М.Ю. |
2 | составление программы элективного курса «История моего поселка, как отражение истории России»
| Декабрь –январь 2014 | Задоркина М.Ю. Васюкова Мария
|
3 | проведение конференций для промежуточной рефлексии и корректировки плана действий; Статья в местную газету и на сайт .
| Февраль 2014 | Задоркина М.Ю. Никандрова Н.Г. Шарикова И.А. |
4 | на основе собранной информации разработать ЦОРы и ЭОРы для интерактивного изучения истории края
| Январь- апрель 2014 | Мишин Вадим Васюкова Мария Никандрова Дарья Гусарова Алла |
5 | «Мозговой штурм»: определяем название пособия, предлагаем макет.Подготавливаем электронный вариант | Март-апрель 2014 | Хмыляр Яна Задоркина М.Ю. |
6 | издание методического пособия по истории поселка Уршельский | Апрель 2014 | Задоркина М.Ю. Никандрова Н.Г. |
7 | Создание сайта музея «Наследие»
| Апрель 2014 | Круглова О.Н. Задоркина М.Ю. Мишин Вадим |
| |||
1 |
| Май 2014 | Задоркина М.Ю. Никандрова Дарья Хмыляр Яна |
2 | Составление договора с НП «Мещера» о совместной деятельности на базе музея МБОУ Уршельская СОШ.
| Май 2014 | Мудрецов Ю.А. Никандрова Н.Г. |
Ресурсы.
Для реализации проекта ОУ имеет:
материально-техническую базу: кабинет, компьютеры, доступ к сети Интернет
кадровый потенциал в лице учителей предметников, педагогов доп. образования;
методическую базу: методическая литература, ресурсы электронной библиотеки
социальные связи: Дом культуры, Администрация поселка ; родительский комитет
Бюджет проекта.
Мероприятие | Объем финансовых средств | |
1 | Расходные канцелярские товары, включая заправку/замену картриджей | 20000 рублей |
2 | Принтер | 5000 рублей |
3 | Расходы на издание пособия | 25000 рублей |
|
|
|
| Итого | 50000 |
|
|
|
Ожидаемые от реализации проекта результаты.
— приобретение учащимися опыта социально значимой, ободряемой деятельности;
— воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького поселка;
— осознание учащимися своей роли в жизни местного сообщества, значение их труда для населения поселка;
— создание методического сборника об истории поселка Уршельский и живущих в нем людей.
— привлечение молодежи поселка к распространению знаний по истории нашего края (создание виртуальных экскурсий, блогов, электронных игр и пособий и т.д.)
Жизнеспособность проекта.
Данный проект является стартовым для реализации комплексно-целевой программы духовно-нравственного воспитания школьников.
Информационные ресурсы:
https://brykova.wordpress.com/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/
Проектная деятельность в школе. Автор-составитель Н. Б. Полянина и др. – Волгоград: учитель, 2011.
Школьная проектная лаборатория. Авторы-составители Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина. – Волгоград: учитель, 2009.
Новикова С. Методика составления социологической анкеты. – М.: МПА, 2013
Прутченков А.С. шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов. – М., 2009
Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2007.
10