Тасеевский идол
Страшные сны мучают многих людей, находящихся близи Тасеевского идола. В этом месте сны всегда цветные и почти реальные. Некоторые люди утверждают, что видели над этой сопкой неопознанные летающие объекты.
Сопку, на которой находится Тасеевский идол, местные жители считают проклятым местом. Если где-то недалеко бушует гроза, то молнии удивительным образом “метятся” в сопку, будто верховное божество специально стреляет огненными стрелами в некую мишень. Древние люди заметили это свойство горы и поставили здесь статую хозяина Ангарской тайги – Тассевского идола.
В настоящее время каменный идол и жертвенные очаги-алтари в трещинах скальной гряды возле него носят название – “Усть-Тасеевский культовый комплекс”. Археологи датируют памятник 4 – 1 веками до нашей эры. По имеющимся сведениям Тасеевский идол, на сегодняшний день, самое северное из известных в Азии каменных изваяний эпохи раннего железа.
В то время в Сибири жизнь бурлила вовсю. Происходили процессы образования современных коренных народов. Племена приходили, уходили, погибали, сливались с другими и дробились.
На протяжении 600 – 700 лет люди замечали, что молнии бьют в одно и тоже место, несли хозяину в дар колчаны своих стрел, так как считали грозовые разряды стрелами неба. Сменяя друг друга, племена считали Тасеевского идола своим. А поскольку менялся внешний облик местного населения, менялся и лик идола.
Судя по технике исполнения и деталям оформления, первоначально идол был европеоидом. Изготовили идола в технике рельефной выбивки с прошлифовкой, предположительно в скифское время. Ученые полагают, что в 4 – 2 веках до нашей эры сибирские скифы были европеоидами.
От изначального облика каменным идолом унаследованы окладистая, почти русская борода, усы, высокий широкий лоб со сдвинутыми к переносице бровями, и массивный, с четко прорезанными ноздрями, нос. Эти детали выполнены очень технично, почти портретно и, очевидно, рукой одной мастера. В них есть что-то неуловимое от изображений могучих, грозных скифов на европейских античных изделиях. В более позднее время идол несколько раз изменил свой облик. На лице появились следы совершенно другой техники – глубокого прорезания. В первую очередь пострадали глаза. Чья-то не совсем твердая рука придала им зауженный азиатский разрез. Затем “соавтор” незамысловато провертел глубокие зрачки. Потом досталось и носу. Предположительно, сначала была грубо оббита переносица, от чего нос стал более уплощенным, а затем двумя концентрическими линиями его узко свели к раскосым глазам. Очевидно, была попытка “побрить” бороду Тасеевского идола. Но в этом месте стела наиболее массивна и тверда. Эта подработка была предпринята на рубеже новой эры. И связана с заменой господствовавшего здесь антропологического облика. Идол стал монголоидным.
Ну а третья “реставрация” была уже совсем незначительной. Датируется она временем прихода в Сибирь русских. Наверное, тунгусы, вкусившие от казаков табак, прорезали во рту идола отверстие для крепления трубки, да подкрасили зрачки охрой, придав им красный оттенок. Им же, очевидно, принадлежат грубо процарапанные каракули на близлежащих камнях скалы. Стоит молчаливый свидетель ушедших времен, затерянный в глухой сибирской тайге, скупо делясь известными только ему тайнами. А само место у жителей до сих пор пользуется дурной славой. Может, потому из года в год на скалах уникального памятника археологии появляются то наспех процарапанные непотребные слова, то следы дроби от выстрелов.
Михаил Захарцов
Учитель истории