Министерство образования Московской области
ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально – гуманитарный институт».
у подростков.
(Практико – значимый проект)
Выполнил: Маркова С.Н
Группа: АИ 8-13
Проверил: Яковлюк С.М.
Коломна, 2013
Содержание.
Стр.
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Общение как социально – психологическая проблема современного мира.
Определение понятия «общение». Структура, функции и средства общения………………………………………………………………………5-9
Подростковый возраст, его особенности…………………………..10-12
Особенности общения подростков………………………………… 12-15
Виртуальная реальность и сетевая виртуальность…………………15-17
Средства виртуального общения……………………………………17
Е-mail………………………………………………………………… 17-18
Конференция………………………………………………………… 18-20
ICQ…………………………………………………………………… 20
1.6. Зависимость от Интернет…………………………………………20-21
Глава 2. Экспериментальное изучение проблем виртуального общения у подростков.
Постановка проблемы исследования…………………………………. 22
Методика построения экспериментального исследования………….. 22
Ход экспериментального исследования…………………………… 22
Анализ результатов………………………………………………….. 22-30
Заключение………………………………………………………………….. 31-33
Библиография……………………………………………………………….. 34
Введение.
Проблема виртуального общения у подростков стала сегодня очень актуальна и будет актуальна завтра.
Компьютер был создан, что бы помочь человеку в выполнении сложной однообразной работы, автоматизировать и, следовательно, облегчить деятельность человека. С бурным развитием компьютерной техники, с расширением ее функциональных возможностей компьютерные технологии внедрились во все сферы жизнедеятельности человека, и нам уже сложно представить свою жизнь без присутствия и удобств информационных технологий. Но если взрослые люди видят в компьютере своего помощника, воспринимают его как средство производства, то дети видят в компьютере исключительно источник развлечения. Причем, достижение современных технологий позволяют сделать эти развлекательные услуги наиболее привлекательными.
В связи с этим возникла новая проблема, не существовавшая до появления компьютеров (точней существовала, но в другой плоскости). Проблема не в существовании компьютерных развлечений: прежде всего компьютерные игры, Интернет, в том что, в отличии от взрослых людей, подростки начинают испытывать зависимость от интерактивных развлечений. Это происходит по видимому из-за того, что детская (подростковая) психика наиболее подвержена привыканию, при систематическом воздействии на нее.
Из словаря современного русского языка:
«Интернет – в информатике: Всемирная информационная сеть, объединяющая множество сетей и компьютеров, обменивающихся информацией друг с другом».
В этом определении совершенно отсутствует личностный фактор. Изначально всемирная сеть была изобретена исключительно для информационных целей, но с ее расширением и глобализацией человек в сети стал играть важную роль наравне с технической частью. Многие обвиняют интернет в безличности, но с распространением новых технологий, с увеличением числа пользователей интеренетом сеть стала приобретать личностные характеристики. Вернее будет сказать, что человек настолько влился и прижился в интернете, что исключать личностный фактор из изучения вопроса о всемирной сети стало просто невозможно.
Перед нами были поставлены следующие задачи: во-первых, доказать влияние психологических особенностей и характеристик подростков на виртуальное общение и далее:
изучить имеющийся теоретический материал
определить аспекты по изучаемому вопросу
провести исследовательскую работу, используя психологический инструментарий: методики, тесты, анкеты, опросники.
описать полученные результаты
Объектом исследования является подростки в возрасте от 14 до 17 лет, к количестве 28 человек, имеющие в наличие компьютер и выход в Интернет и подростки, которые хоть раз, но пользовались виртуальной сетью.
Предметом исследования являются психологические особенности общения современных подростков, а так же влияние психологических особенностей подростков на виртуальное общение.
Целью исследования явилось изучение особенностей общения посредством Интернет.
Гипотеза: Мы предполагаем что, психологические особенности и личностные характеристики подростка влияют на виртуальное общение.
Глава 1. Общение как социально — психологическая проблема современного мира.
1.1. Определение понятия «общение». Структура, функции и средства общения.
Общение – взаимодействие людей, обусловленное формами совместной жизни и деятельности. В процессе развития культуры складываются разнообразные предметные и знаковые средства, с помощью которых люди осуществляют контакты между собой. В ходе общения люди обмениваются информацией. Она может быть знаковой, чувственной, образной, практической. Интеллектуальная информация кодируется знаками, абстрактными символами, уравнениями. Коммуникацией называется обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности.
Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.
Существование множества различных определений понятия «общение» прежде всего, связано с различными подходами и взглядами на эту проблему.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегией взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Характеризовать структуру общения будем с выделения в нём трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего сообщения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться
ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных
лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и
понимания людей, ситуаций, проблем;
б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для
себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);
д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор
слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).
Виды общения:
1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу».
1.2. Подростковый возраст, его особенности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:
10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.
Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис подросткового возраста.
Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).
Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства.
Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.
В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.
1.3. Особенности общения подростков.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.
С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г.М. считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Утверждение единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.).
Общение, во-первых, — это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности.
В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.
Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми , в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.
Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:
1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.
2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу»
Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других — ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной.
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную
Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, — «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение — взаимодействие, основанное на случайных контактах — «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – «я» и «общество». Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.
1.4. Виртуальная реальность и сетевая виртуальность
Прежде чем приступать к вопросам общения в виртуальной реальности, следовало бы разобраться, что мы подразумеваем под самим определением «виртуальная реальность». Поскольку, как говорится, истина глаголет устами ребёнка, то обратимся за разъяснениям к ним – к новому «компьютерному» поколению. Итак, «виртуальная реальность» это:
«кажущаяся, вымышленная реальность. Но трехмерная.» Замечание про 3D следует признать принципиальным. Кстати, такое определение лишает шансов называться виртуальной реальностью двумерную анимацию, книги. Остается, правда, вопрос о трех мерности Интернета.
«мир, существующий не реально, а созданный в твоем мышлении с помощью компьютера. Этот мир состоит из шлема, перчаток и т.д.» И все-таки мне кажется, что виртуальный мир в моей голове состоит из чего-то более эфемерного, чем шлем и перчатки;
«ВР — это что-то яркое и беспокойное». Гениальное определение.
Без комментариев 😉
«это замена настоящей реальности. Новая реальность, которая лучше настоящей». Точный ответ для компьютерных наркоманов, о которых речь впереди;
«это размытые образы предметов или изображение чувств в размытом состоянии». Видимо, качество изображения в видеоиграх привело ребенка к представлению о том, что ВР обязательно должна давать нечеткое изображение. Что касается «размытых чувств», то такое бывает и в самой обычной реальности, а вот реалистично отобразить это самое размытое чувство может, пожалуй, только технология ВР;
«это не существующий, воображаемый мир, который может оказаться реальным». По крайней мере последствия его вполне могут оказаться реальными: головокружение, страх, радость и азарт, порождаемые этой технологией, вполне реальны;
«это не реальный мир, в котором ты чувствуешь все, как в настоящей жизни». (Просто научное определение, не правда ли? Автору 13 лет. )
1.5. Средства виртуального общения.
Обычные люди вовлечены в виртуальное общение в зависимости от индивидуальных склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни люди просто читают, что пишут другие, другие лезут с парой своих слов, куда только можно. Но, так или иначе, очень немногие существуют только в одном киберсообществе, и немногие используют только одно средство общения в Интернет.
1.5.1. E-MAIL
Наиболее универсальное средство компьютерного общения. Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, за исключением того, что электронное письмо приходит сразу после отправки. Это её преимущество, и это придаёт общению следующие особенности:
особый этикет (даже в научных и деловых письмах): более неформальный стиль общения, часто не используется даже обращение к адресату, зато используется набор смайликов и сокращений, которые позволяют в какой-то мере проинтонировать сообщение.
быстрота отправки и приёма позволяет тут же получить обратную связь и в свою очередь отреагировать, – так что общение в целом более продуктивно, нежели с помощью обычной почты.
возможна отправка копий письма сразу нескольким адресатам, так что в целом это средство скорейшего распространению информации. Н-р: незадолго до 26 апреля – (дата действия вируса «Чернобыль», который стирает информацию на жёстком диске) всем пользователям провайдера «Линкор», к которым отношусь и я, пришло предостережение. Это было вовремя, и информацию удалось спасти.
С помощью e—mal можно передавать не только текстовую информацию, но и графические, аудио и видео файлы, т.е. обмениваться информацией иного рода.
E—mail – одно из средств построения различных взаимоотношений в виртуальной реальности
На неосторожных могут напасть агрессоры и психопатологи, которые в вашем сообщении в конференции, чате или клубе усмотрели для себя повод написать в «мыле» всякие гадости, или забросать «спаммом» – в принципе, они способны отравить жизнь, хотя такие выпады вряд ли можно назвать серьёзными проблемами.
1.5.2. Конференция.
Самая большая компьютерная конференция — USENET — объединяет сотни тысяч машин по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений, и, с другой стороны, газету.
Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения может любой, чья машина связана с какой-нибудь другой машиной, которая получает сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своей машине. Сетевое программное обеспечение, обслуживающее конференцию USENET, из всех предлагаемых сообщений выбирает сообщения, относящиеся к группам из вашего списка. Посылая сообщение, вы помечаете, к какой группе оно относится, и все, кто подписан на эту группу, ваше сообщение получат.
Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей — его прочтут те, кого оно может заинтересовать.
Основные читатели и участники конференций – люди, которым важно не столько межличностное общение, сколько интеллектуальное. Как правило, это профессионалы, которые ищут здесь ответы на свои профессиональные вопросы. Такие, если и вступают в сетевой разговор, — то чаще всего для того, чтобы получить полезную информацию по интересующему их предмету. Через конференции проще всего находить единомышленников, организовывать фан-клубы, либо научные сообщества. Конференция незаменима для научных дискуссий. При помощи конференции можно обсуждать интересующую тему в такой компании, собрать которую в одном месте для личной беседы стоило бы бешеных денег и непредсказуемых затрат времени и сил.
Особых психологических проблем, связанных с общением в сети, у профессионалов не возникает. Вообще, люди, ориентированные исключительно на получение деловой либо научной информации меньше всего подвержены двум основным психологическим проблемам: виртуальной зависимости или агрессии в Интернет. Зато они подвержены воздействию тех личностей, у которых такие проблемы есть.
«Постоянно возникает дилемма. С одной стороны, если зарождается какая-то дискуссия, хочется привлечь к ней как можно больше людей — интересных и разных. Но, с другой стороны, как только информация о ней просачивается в сеть и становится всеобщим достоянием — на нее, как на огонь, слетаются все, кому хочется просто отметиться в сети (при этом «Здесь был Вася» — это самый мягкий из вариантов).
Пока о вашем сервере мало кто знает, на нем интересно бывать. С одной стороны, хочется пожелать, чтобы вокруг него собралось как можно больше интересных людей. Но, с другой стороны, избави Вас Бог от широкой известности. Ибо тогда перед Вами, Павел, будут на выбор лишь три варианта, одни другого грустнее: либо тратить ежедневно по несколько часов, вычищая из конференций весь мусор, либо махнуть на все рукой и пустить на самотек, либо вообще закрыть проект. Ситуация уже проверенная.»
из конференции
1.5.3. ICQ
(«I Seek You» — «Я тебя ищу» или просто «аська») — это программа, позволяющая общаться со своими друзьями в on-line в реальном времени. Действует по принципу e—mail, только ещё быстрее. Чем-то такой способ общения напоминает перебрасывание записками. Можно посылать им сообщения, файлы, вызывать на чат, вызывать у себя и посылать приглашение им для запуска сетевых программ (сетевые игры, IPhone, Netmeeting), которые нужно указать в конфигурации своего ICQ. Пользуясь ICQ, можно включить Invisible Mode и общаться только с теми, кого хочешь здесь видеть. А функция ignore тут безотказно работает против любых приставал, пытающихся сделать ICQ продолжением традиций анонимного и бесцельного IRC-трепа… Один раз поставил Ignore в ответ на докучливую попытку флирта — и больше никогда не услышишь о том, кто ее пытался начать… То же относится к спаммерам.
1.6. Зависимость от Интернет.
Еще одна появляющаяся проблема — это зависимость от Интернет, этой проблеме подвержены уже не только подростки, но и взрослые люди, но мы будем рассматривать применительно к подросткам. Интернет это, прежде всего источник информации, средство телекоммуникации. Следовательно, зависимость может возникнуть от постоянной потребности в информации или постоянной потребности в связи (общении). В связи с этим можно определить следующие проблемы:
— Просмотр в массовом порядке сайтов с порнографическим содержанием.
— Зависимость от общения посредством Интернет.
Первая обозначенная проблема имеет массовый характер, но является серьезной, так как это возрастное и довольно быстро проходит, не нанося никакого вреда пользователю.
Вторая проблема, на мой взгляд, более серьезна. Проблема в том, что постепенно пользователи начинаю предпочитать виртуальное общение реальному, этому способствую чаты, ICQ… Этому подвержены как правило замкнутые, не общительные люди. Для предотвращения зависимости человек должен сам понимать, что виртуальное общение не в силах заменить реального, оно не должно его заменять, а только лишь дополнять.
Подростки, как правило не считают себя зависимыми от Интернета, но на практике можно наблюдать обратное. На занятиях в компьютерном классе оснащенным доступом в Интернет, учащиеся при наличии Интернета непременно находятся в глобальной сети, предпочитая его локальным приложениям и даже сетевым играм. Причем наибольшей популярностью пользуются сайты сетевого общения — чаты, в свободное время в компьютерном классе до 90% учащихся и молодежи общаются в чатах, от которых они, на самом то деле, очень зависят.
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы виртуального общения у подростков.
2.1. Постановка проблемы исследования
Проблема. Методическая обработка.
Перед нами были поставлены следующие задачи: во-первых, доказать влияние психологических особенностей и характеристик подростков на виртуальное общение и далее:
изучить имеющийся теоретический материал
определить аспекты по изучаемому вопросу
провести исследовательскую работу, используя психологический инструментарий: методики, тесты, анкеты, опросники.
описать полученные результаты
2.2. Методика построения экспериментального исследования
Чтобы ответить хотя бы на некоторые вопросы, обратимся к результатам исследования:
Было проведено первоначальное исследование с использованием наблюдения, анализа текстов переписки, беседы с пользователями Интернет.
Тест на виртуальную зависимость
Методика «Потребность в общении»
Методика «Тест Кеттеля»
Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей
2.3. Ход экспериментального исследования (Приложение1)
2.4. Анализ результатов
Пользуясь оценочной шкалой, психолог определяет у подростков уровень коммуникативных и организаторских способностей.
Уровень | |||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |
Коммуникативные | 0,1-0,45 | 0,46-0,55 | 0,56-0,65 | 0,66-0,75 | 0,78-1,0 |
Организаторские | 0,2-0,55 | 0,56-0,65 | 0,66-0,7 | 0,71-0,8 | 0,81-1,0 |
Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.
Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникационных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
Данные, полученные в первой серии эксперимента исследование уровня коммуникативных способностей, отражены в таблице № 1.
Таблица №1.
Уровни коммуникативных способностей.
Оценка | Уровень коммуникативных способностей | |
| 2 | Ниже среднего |
| 5 | Очень высокий |
| 3 | Средний |
| 1 | Низкий |
| 4 | Высокий |
| 3 | Средний |
| 4 | Высокий |
| 5 | Очень высокий |
| 2 | Ниже среднего |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 2 | Ниже среднего |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 5 | Очень высокий |
| 3 | Средний |
| 1 | Низкий |
| 4 | Высокий |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 5 | Очень высокий |
| 2 | Ниже среднего |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 4 | Высокий |
Из таблицы №1 видно выделяются следующие уровни коммуникативных способностей:
— низкий: 2 ученика (7%);
— ниже среднего: 4 ученика (14,3%);
— средний: 12 учеников (43%);
— высокий: 6 учеников (21,4%);
— очень высокий: 4 ученика (14,3%).
Доминирующим уровнем является средний (43%). Испытуемые, имеющие данный уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных способностей.
Вторая серия эксперимента направлена на изучение личностных особенностей испытуемых с помощью методики Кеттела.
Данные, полученные при изучении личностных особенностей представлены в таблице №2.
Таблица №2.
Показатели личностных особенностей.
B | C | E | G | H | J | K | L | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | |
| 4 | 8 | 5 | 10 | 7 | 3 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 4 | 4 |
| 1 | 9 | 9 | 8 | 11 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 1 | 3 | 5 |
| 3 | 10 | 11 | 3 | 10 | 1 | 5 | 7 | 3 | 5 | 4 | 2 | 4 |
| 4 | 6 | 5 | 3 | 4 | 3 | 6 | 7 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 |
| 1 | 7 | 9 | 9 | 10 | 5 | 6 | 8 | 9 | 7 | 6 | 7 | 7 |
| 3 | 9 | 9 | 9 | 8 | 2 | 7 | 4 | 8 | 7 | 4 | 7 | 5 |
| 3 | 6 | 7 | 8 | 7 | 6 | 7 | 8 | 5 | 5 | 4 | 2 | 1 |
| 1 | 8 | 10 | 7 | 9 | 2 | 7 | 8 | 8 | 7 | 2 | 6 | 2 |
| 4 | 6 | 9 | 8 | 7 | 5 | 6 | 6 | 9 | 6 | 5 | 6 | 6 |
| 3 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 5 | 8 | 4 | 7 | 1 | 6 | 6 |
| 4 | 4 | 8 | 8 | 10 | 4 | 8 | 8 | 8 | 4 | 6 | 4 | 7 |
| 4 | 9 | 5 | 7 | 7 | 8 | 5 | 8 | 10 | 8 | 3 | 2 | 7 |
| 5 | 4 | 8 | 6 | 4 | 6 | 6 | 8 | 9 | 6 | 7 | 5 | 7 |
| 3 | 4 | 7 | 8 | 6 | 3 | 3 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 4 |
| 4 | 8 | 5 | 10 | 7 | 3 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 4 | 4 |
| 1 | 9 | 9 | 8 | 11 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 1 | 3 | 5 |
| 3 | 10 | 11 | 3 | 10 | 1 | 5 | 7 | 3 | 5 | 4 | 2 | 4 |
| 4 | 6 | 5 | 3 | 4 | 3 | 6 | 7 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 |
| 1 | 7 | 9 | 9 | 10 | 5 | 6 | 8 | 9 | 7 | 6 | 7 | 7 |
| 3 | 9 | 9 | 9 | 8 | 2 | 7 | 4 | 8 | 7 | 4 | 7 | 5 |
| 3 | 6 | 7 | 8 | 7 | 6 | 7 | 8 | 5 | 5 | 4 | 2 | 1 |
| 1 | 8 | 10 | 7 | 9 | 2 | 7 | 8 | 8 | 7 | 2 | 6 | 2 |
| 4 | 6 | 9 | 8 | 7 | 5 | 6 | 6 | 9 | 6 | 5 | 6 | 6 |
| 3 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 5 | 8 | 4 | 7 | 1 | 6 | 6 |
| 4 | 4 | 8 | 8 | 10 | 4 | 8 | 8 | 8 | 4 | 6 | 4 | 7 |
| 4 | 9 | 5 | 7 | 7 | 8 | 5 | 8 | 10 | 8 | 3 | 2 | 7 |
| 5 | 4 | 8 | 6 | 4 | 6 | 6 | 8 | 9 | 6 | 7 | 5 | 7 |
| 3 | 4 | 7 | 8 | 6 | 3 | 3 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 4 |
Из таблицы №2 видно, диагностика личностных особенностей выявила следующие особенности: конкретный интеллект (24 чел.), эмоциональная неустойчивость (14 чел.), доминантность, самоуверенность (22 чел.), осторожность, сдержанность (16 чел.), жескость (26 чел.), хитрость, расчетливость (22 чел.), тревожность, депрессивность (7 чел.), не считаются с общественным мнение (22 чел.).
Таким образом, анализируя результаты 2 серий эксперимента, полученных на констатирующем этапе исследования, основываясь на анализе изученной литературы, можно предположить, что на уровень коммуникативных особенностей влияют личностные особенности испытуемых, в результате чего могут возникать затруднения в общении.
Данные, полученные в первой серии эксперимента отражены в таблице №3.
Таблица №3.
Показатели уровня коммуникативных способностей.
Оценка | Уровень коммуникативных способностей | |
| 3 | Средний |
| 5 | Очень высокий |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 5 | Очень высокий |
| 4 | Высокий |
| 5 | Очень высокий |
| 4 | Высокий |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 5 | Очень высокий |
| 4 | Высокий |
| 3 | Средний |
| 4 | Высокий |
| 3 | Средний |
| 5 | Очень высокий |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 5 | Очень высокий |
| 4 | Высокий |
| 5 | Очень высокий |
| 5 | Очень высокий |
| 4 | Высокий |
| 3 | Средний |
| 4 | Высокий |
| 3 | Средний |
| 3 | Средний |
| 4 | Высокий |
Из таблицы №3 видно, что при изучении коммуникативных способностей выделяются следующие уровни коммуникативных способностей:
— низкий: отсутствует;
— ниже среднего: отсутствует;
— средний: 12 чел. (43%);
— высокий: 8 чел. (28,5%);
— очень высокий: 8 чел. (28,5%).
Доминирующим уровнем коммуникационных способностей на контрольном этапе эксперимента является средний уровень (43%).
Сравнивая полученные показатели, которые были получены при изучении коммуникативных способностей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (см. табл. №4), можно сделать вывод, что на контрольном этапе произошло увеличение количества подростков, имеющих высокий и очень высокий уровни коммуникативных способностей, за счет снижения количества подростков с низким и ниже среднего уровнями коммуникативных способностей.
Таблица №4.
Сводная таблица уровней коммуникативных способностей полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Констатирующий этап | Контрольный этап | |||
Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | |
Очень высокий | 4 | 14,3 | 8 | 28,5 |
Высокий | 6 | 21,4 | 8 | 28,5 |
Средний | 12 | 43 | 12 | 43 |
Ниже среднего | 4 | 14,3 | — |
|
Низкий | 2 | 7 | — |
|
Из данной таблицы видно, что доминирующим уровнем коммуникативных способностей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента является средний уровень. Следует отметить, что показатель уровня коммуникативных способностей остался прежним на контрольном этапе эксперимента за счет того, что на данном этапе полностью отсутствует низкий и ниже среднего уровни коммуникативных способностей, испытуемые, имеющие данные уровни, перешли на контрольном этапе на средний уровень (6 чел.) Испытуемые (6 чел.) перешли со среднего уровня на высокий уровень. 4 подростка перешли с высокого уровня на очень высокий уровень коммуникативных способностей.
Таким образом, исследование коммуникативных способностей на контрольном этапе выявило следующее:
— количество подростков, имеющих низкий и ниже среднего уровни коммуникативных способностей полностью сократилось после проведения психокоррекционной программы;
— количество подростков, имеющих средний уровень, осталось прежним, но такой показатель получен за счет того, что 6 человек перешли на высокий уровень, а 6 подростков перешли со среднего и низкого на средний уровень;
— количество подростков, имеющих высокий уровень, увеличилось на 1,3 раза за счет того, что 6 человек перешли со среднего уровня на высокий.
— количество подростков, имеющих очень высокий уровень, увеличилось в 2 раза из-за перехода 4 учеников с высокого уровня на более высокий.
Первый из выводов практической работы заключается в том, что, рассматривая причины и факторы, осложняющие общение подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности.
Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.
Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности виртуального общения у подростков является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др. Анализ полученных данных исследования, направленного на выявление уровня коммуникативных способностей, показал следующие результаты: выявляются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий – 2 ученика (7%), ниже среднего – 4 ученика (14,3%), средний – 12 учеников (43%), высокий – 4 ученика (14,3%), очень высокий – 6 учеников (21,4%).
Заключение.
1. Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.
2. Общение является основной ведущей деятельностью в подростковом возрасте. С целью диагностики коммуникативных способностей применена методика КОС-1. После повторного проведения методики были выявлены следующие результаты:
— выделяются три уровня коммуникативных способностей у подростков: средний (12 учеников), высокий (8 учеников), очень высокий (8 учеников). Ниже среднего и низкого уровня коммуникативных способностей нет.
— предположили, что на уровень коммуникативных способностей могут влиять личностные особенности испытуемых, т.е. трудности в виртуальном общении возникают у тех, у кого наблюдается трудности личностного плана. С этой целью была проведена методика – тест Кэттела;
— результаты полученных данных по методике теста Кэттела выявил следующие личностные особенности: самоуверенность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.
— по результатам полученных данных методики теста Кэттела, КОС-1, была проведена психокоррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении;
— коррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении оказывает положительное влияние на повышение уровня коммуникативных способностей, о чем свидетельствует процентный рост коммуникативных уровней (динамика очень высокого уровня растет на 14,3%, динамика низкого и ниже среднего уровней падает до нуля, на 7% увеличивается высокий уровень, доминирующим уровнем является средний уровень коммуникативных способностей, который имеет постоянный показатель за счет сокращения после проведения психокоррекционной работы низкого и ниже среднего уровней, за счет перевода испытуемых на высокий уровень).
— результаты полученных данных исследования показали, что при устранении причин, вызывающих негативные качества личности, у испытуемых повышается уровень коммуникативных способностей, что позволило сделать вывод о том, что причинами трудностей в виртуальном общении подростков могут выступать их личностные особенности.
В заключение мне хотелось бы обобщить те мотивы общения в интернете, которые были выявлены в ходе работы.
Одной из самых главных причин появления человека в чате можно назвать его психологическую потребность в общении. Не всегда, как это принято считать, личность, общающаяся в интернете, имеет физические недостатки и использует интернет коммуникацию как единственное средство общения. Для многих интернет стал местом развлечения, за которым не надо далеко ходить. Возможность встретить интересного собеседника, получить нужную информацию – все это можно найти в чате.
Самым важным мотивом общения в интернете является самопрезентация личности. Не всегда человек погружается в глубинные знания психологии, он просто действует от своего «я». Интернет дает возможность лучше понять и узнать самого себя по средствам конструирования виртуальных образов. В составлении образа можно использовать несколько различных аспектов: одним из самых важных и определяющих становится ник – имя-символ, с которым вас буду отождествлять ваши собеседники.
Анонимность общения и многообразность, свобода действий и раскрепощенность выводит наружу тайные желания человека, которые он не может воплотить в реальности. Театральность действий в чате позволяет личности раскрыться на все 100%, избавиться от комплексов. В данном случае не стоит акцентировать внимание на разнообразном поведение посетителей чатов, его следует рассматривать в модуле.
Добровольность и желательность контактов дает пользователю возможность добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также прерывать их в любой момент.
Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.
В конце остается лишь отметить, что во всем надо знать меру. Участившиеся случаи интернет-аддикции наводят на мысль, что даже такое «невинное» развлечение, как избавление от комплексов, может превратиться в болезнь. Во всяком случае, каким бы успешным не был образ в интернете, свои возможности и достоинства не стоит проявлять только в чатах. Надо учиться использовать приемы виртуальной самопрезентации в реальной жизни.
Библиография.
Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,1998.
Абрамова Г.С. «Возрастная психология», М., 1997.
Байярд Дж. «Ваш беспокойный подросток». С., 1991.
Головин С.Ю. «Словарь практического психолога». М., 2001.
Грехнев В. С. «Культура педагогического общения», М., Просвещение, 1990.
Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. «Основы конструктивного общения. «Методическое пособие для преподавателей» — Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, М, Совершенство 1997
Данилов Е.Е. «Практикум по возрастной и педагогической психологии». М., 1998.
«Психология современного подростка» под редакцией Д.И.Фельд-штейна — М. Педагогика, 1987
Степанов С. «Психологические тесты». М., 2005.
35